Файл: Местное самоуправление в Российской Федерации: тенденции и перспективы развития ( Основы местного самоуправления ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 68

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

9

для поддержки инициатив и возможности для решения населением вопросов местного значения. Важно что, большое значение для осуществления данной функции имеет проблема гарантий прав граждан на участие в самоуправлении, а также преодоление равнодушия части населения к вопросам деятельности органов местного самоуправления.

  1. Управление муниципальной собственностью, финансовыми средствами. В соответствии с ч. 1 ст. 132 Конституции РФ, органы местного самоуправления решают вопросы ведения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью, самостоятельно формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы.
  2. Обеспечение развития соответствующей территории принятием программ развития территории, управление муниципальным хозяйством, что обеспечивает комплексное решение экономического, социально-культурного развития территории местного самоуправления.
  3. Обеспечение потребностей населения в социально-культурных, коммунальных, бытовых и других жизненно важных услугах. Местное население соответствующей территории и образуемые им органы местного самоуправления могут легче решать задачи улучшения качества своей жизни, чем государственные органы при централизованной системе управления местными делами.
  4. Охрана общественного порядка, обеспечение режима законности на данной территории. Органы частного самоуправления осуществляют охрану общественного порядка, основные задачи которого по обеспечению данной функции возлагаются на органы милиции (местной милиции), взаимодействуя с соответствующими органами государственной власти, развивают и поддерживают различные формы участия населения в деле упрочения общественного порядка, организуют исполнение законов и иных правовых актов.
  5. Защита интересов и прав местного самоуправления, гарантированных

10

Конституцией РФ и законами. Органы местного самоуправления, в соответствии со ст. 133 Конституции РФ, имеют право обращаться за защитой своих прав в судебные органы.

Все вышеуказанные функции местного самоуправления между собой взаимосвязаны и дополняют друг друга.

Переход России к рыночным отношениям сказался на деятельности органов местного самоуправления. Одной из функций этих органов стало пополнение доходов местных бюджетов и их рациональное использование.

Функции современной модели организации местного самоуправления в экономической среде рыночного типа предполагает ряд следующих направлений:


  1. Рациональное использование первую очередь земельных ресурсов;
  2. Привлечение инвестиций в деятельность самих местных властей;
  3. Переподготовка кадров для новых рабочих мест;
  4. Пересмотр роли и реформирование муниципальных предприятий;
  5. Для уменьшения риска при хранении бюджетных средств и их приращения создание муниципальных банков;
  6. Участие органов местного самоуправления в кредитных отношениях;
  7. Сотрудничество органов местного самоуправления с предпринимательством в целях развития местных.

Глава 2. Развитие местного самоуправления в России

2.1 История развития местного самоуправления в Российской Федерации

Самоуправление в России существовало в той или иной форме во все периоды истории нашего государства, начиная с древнейших времен,

11

поэтому говорить об исторических корнях развития местного самоуправлении в России достаточно трудно. На ранних этапах формирования российской государственности можно обозначить отдельные элементы общинного самоуправления и вечевой демократии, эпоха Просвещения в ХVIII в. заставила говорить о внедрении городского самоуправления и предоставлении широких прав дворянским собраниям. Так например, прообразом самоуправления в России можно полноправно считать организацию власти в древнерусских городах (Новгород, Псков и т. д.). Городское вече (сход жителей) обладало большими правами, включая приглашение князя, который обладал ролью военачальника. Издревле в сельской местности существовала крестьянская община на базе общинной (общей) земли, которая перераспределялась между ее членами. Однако со времен Ивана Грозного, который уничтожил Новгородскую и Псковскую республики, и до 1917 г. в России установилась система централизованного государственного управления, основанная на царской власти. При Петре I была учреждена бурмистрова палата (ратуша), а в прочих городах – земские избы и выбранные бурмистры, но после смерти Петра I все перешло в руки чиновников.

Следующим крупным шагом в сторону самоуправления стал специальный акт – «Грамоту на права и выгоды городов Российской империи», выпущенный при Екатерине II. Появились губернские и уездные дворянские собрания, городские думы, приказы общественного призрения, земские суды. Но и в это время вся система самоуправления строилась по сословному принципу и функционировала под строгим контролем государственных чиновников. С завершением правления Екатерины II процесс снова пошел вспять. И в конце концов, венцом российской традиции в этой области стала земская реформа, последовавшая сразу же после отмены крепостного права и создавшая реальную основу для финансирования базовых социальных институтов местных сообществ — общественного


12

призрения, народного начального образования, земского здравоохранения и прочего.

В условиях функционирования системы Советов местное самоуправление было формально декларировано, а фактически выступало в качестве государственного управления на местах. В основу советской системы был положен принцип ее единства на всех уровнях и жесткой соподчиненности нижестоящих органов вышестоящим. Все деятельность государственного и местного управления проходила под контролем коммунистической партии, но необходимость быстрого преодоления разрухи после гражданской войны привела к новой экономической политике (НЭП) с допущением рыночных методов хозяйствования в определенных рамках, некоторой децентрализацией власти и необходимости хозяйственного самоуправления на местах.

В 1920-1923 гг. при сохранении партийного руководства под местное управление были переданы землеустройство, благоустройство, часть промышленности, электростанции, водопровод и канализация, пожарное, похоронное дело, местный транспорт, стали создаваться коммунальные (муниципальные) банки.

В 1925 г. было принято Положение о городских советах, а в 1926 г. – Положение о местных финансах, четко определяющих компетенцию и финансовые ресурсы местных советов в хозяйственной деятельности. В это время активно развивалась муниципальная наука, одним из крупнейших представителей которой являлся профессор Л. Велихов, изданный в 1928 г., его фундаментальный труд «Основы городского хозяйства» и сегодня сохранил свою актуальность.

Наступивший с 1927-1928 гг. в СССР новый период развития ускоренной индустриализации, характеризуется усилением централизации хозяйственной жизни. Была проведена административно-территориальная реформа, которая вместо сельских волостей и уездов создала более крупные

13

районы лучше приспособленные для централизованного руководства. Были ликвидированы все зачатки самоуправления в городах и в деревне, а термин «самоуправление» надолго исчез из употребления. Вновь установилась централизованная система руководства, которая была закреплена Конституцией СССР 1936 г, и которая сохранилась почти без изменений до конца 1980-х гг.

По Конституции СССР 1936 г. и Конституции РСФСР 1937 г. советы избирались на основе всеобщего и равного избирательного права тайным голосованием. Однако фактически выборы в советы всех уровней, включая местные, проводились на безальтернативной основе, а кандидатура единственного претендента по каждому избирательному округу подбиралась партийными органами со строгим соблюдением спущенных сверху пропорций (рабочие, крестьяне и интеллигенция, мужчины и женщины, молодые и старые, коммунисты, комсомольцы и беспартийные и т. д.). Нижестоящие советы и исполкомы подчинялись вышестоящим. «Сценарии» сессий советов отрабатывались заранее. Такая система не была ни истинным народовластием, ни самоуправлением.


Разработанный на исходе советской власти Закон СССР от 9 апреля 1990 г. «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР» стал важным шагом на пути воссоздания принципов самоуправления на территории страны. Закон предусматривал создание местного самоуправления в действующих в то время административно территориальных единицах, в том числе на уровне краев и областей1. Принятая в 1993 году Конституция Российской Федерации закрепила статей 12 Основного закона в соответствии с международными стандартами право населения на осуществление местного самоуправления, таким образом в стране начался процесс демократического преобразования и создания

14

_______________________

  1. Основы государственного и муниципального управления, О.М. Рой// Учебное пособие, Москва, Санкт-Питербург, 2013 г., стр. 162

конкретных механизмов формирования, и обеспечения жизнедеятельности местного самоуправления. Конституция Российской Федерации 1993 года создала необходимую конституционно-правовую основу для самостоятельного решения местными сообществами вопросов местного значения, а также для реализации коллективных интересов граждан, связанных с местом их проживания.

В Федеральном законе № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», принятом в 1995 г., конституционные положения о местном самоуправлении получили дальнейшее развитие, в рамках которого производится выделение вопросов местного значения, компетенцией по решению которых могут наделяться органы местного самоуправления. Таким образом, была заложена реальная организационная основа под право местных органов власти самостоятельно и под свою ответственность участвовать в решении определенного круга вопросов, выделенных с целью удовлетворения потребностей проживающего на данной территории населения. Так же, законом было введено понятие «муниципальное образование», которое стало основой территориальной организации местного самоуправления. В законе № 154-ФЗ муниципальное образование определено как «городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, предусмотренная настоящим Федеральным законом, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления».


2.2 Тенденции и перспективы развития местного самоуправления в Российской Федерации

Законодательство позволяло муниципальным образованиям формировать исторически и пространственно локализованные общности

15

людей, локально находящиеся на определенной территории, обладающие определенной политической и экономической самостоятельностью и реализующие право на решение вопросов местного значения. Как я выше отмечала, муниципальное образование обретает статус органа местного самоуправления, в случае управления муниципальной собственностью, оно утверждает и исполняет местный бюджет, обладает правом установления местных налогов и сборов или учреждения муниципальных предприятий, а также имеет выборные органы представительной и исполнительной власти. Однако, в России не все административно-территориальные единицы обладали статусом муниципальных образований, это свидетельствует о том, что наряду с юридическими признаками муниципальных образований особое значение имели признаки социально-экономические, определяющие мотивацию территориальных поселений на получение правовой автономии.

Значительное сокращение к 2003 г. численности муниципальных образований , когда их количество с 14,5 тыс. в 1998 г. упало до 11,5 тыс, стало серьезной проблемой в развитии местного самоуправления в Российской Федерации. Эффективность власти, как известно, оценивают по элементарным и понятным для всех критериям – это тепло в домах, это качество питьевой воды, это освещенность улиц, это качество дорог и тому подобное. Подобные вопросы лучше решать с учетом мнения местного населения в местах непосредственного проживания. Согласна с мнением исследователей, что одним из приоритетных направлений государственной политики России является развитие местного самоуправления, налаживание постоянного и всестороннего взаимодействия муниципальных органов и местного населения.

Сформировать эффективную систему местной власти – это длительный и довольно сложный и кропотливый процесс. Поэтому нет ничего удивительного в том, что в Российской Федерации этот процесс до сих пор находится в стадии развития и включает множество нерешенных

16

проблем, связанных с законодательным обеспечением деятельности органов местного самоуправления, острым дефицитом квалифицированных специалистов в области муниципального управления, отсутствием надежных материально-финансовых основ деятельности местных органов власти.