Файл: Местное самоуправление в Российской Федерации: тенденции и перспективы развития ( Основы местного самоуправления ).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 84
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Основы местного самоуправления
1.1 Понятие и система местного самоуправления в России.
1.2 Принципы местного самоуправления
1.3 Функции местного самоуправления
Глава 2. Развитие местного самоуправления в России
2.1 История развития местного самоуправления в Российской Федерации
2.2 Тенденции и перспективы развития местного самоуправления в Российской Федерации
9
для поддержки инициатив и возможности для решения населением вопросов местного значения. Важно что, большое значение для осуществления данной функции имеет проблема гарантий прав граждан на участие в самоуправлении, а также преодоление равнодушия части населения к вопросам деятельности органов местного самоуправления.
- Управление муниципальной собственностью, финансовыми средствами. В соответствии с ч. 1 ст. 132 Конституции РФ, органы местного самоуправления решают вопросы ведения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью, самостоятельно формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы.
- Обеспечение развития соответствующей территории принятием программ развития территории, управление муниципальным хозяйством, что обеспечивает комплексное решение экономического, социально-культурного развития территории местного самоуправления.
- Обеспечение потребностей населения в социально-культурных, коммунальных, бытовых и других жизненно важных услугах. Местное население соответствующей территории и образуемые им органы местного самоуправления могут легче решать задачи улучшения качества своей жизни, чем государственные органы при централизованной системе управления местными делами.
- Охрана общественного порядка, обеспечение режима законности на данной территории. Органы частного самоуправления осуществляют охрану общественного порядка, основные задачи которого по обеспечению данной функции возлагаются на органы милиции (местной милиции), взаимодействуя с соответствующими органами государственной власти, развивают и поддерживают различные формы участия населения в деле упрочения общественного порядка, организуют исполнение законов и иных правовых актов.
- Защита интересов и прав местного самоуправления, гарантированных
10
Конституцией РФ и законами. Органы местного самоуправления, в соответствии со ст. 133 Конституции РФ, имеют право обращаться за защитой своих прав в судебные органы.
Все вышеуказанные функции местного самоуправления между собой взаимосвязаны и дополняют друг друга.
Переход России к рыночным отношениям сказался на деятельности органов местного самоуправления. Одной из функций этих органов стало пополнение доходов местных бюджетов и их рациональное использование.
Функции современной модели организации местного самоуправления в экономической среде рыночного типа предполагает ряд следующих направлений:
- Рациональное использование первую очередь земельных ресурсов;
- Привлечение инвестиций в деятельность самих местных властей;
- Переподготовка кадров для новых рабочих мест;
- Пересмотр роли и реформирование муниципальных предприятий;
- Для уменьшения риска при хранении бюджетных средств и их приращения создание муниципальных банков;
- Участие органов местного самоуправления в кредитных отношениях;
- Сотрудничество органов местного самоуправления с предпринимательством в целях развития местных.
Глава 2. Развитие местного самоуправления в России
2.1 История развития местного самоуправления в Российской Федерации
Самоуправление в России существовало в той или иной форме во все периоды истории нашего государства, начиная с древнейших времен,
11
поэтому говорить об исторических корнях развития местного самоуправлении в России достаточно трудно. На ранних этапах формирования российской государственности можно обозначить отдельные элементы общинного самоуправления и вечевой демократии, эпоха Просвещения в ХVIII в. заставила говорить о внедрении городского самоуправления и предоставлении широких прав дворянским собраниям. Так например, прообразом самоуправления в России можно полноправно считать организацию власти в древнерусских городах (Новгород, Псков и т. д.). Городское вече (сход жителей) обладало большими правами, включая приглашение князя, который обладал ролью военачальника. Издревле в сельской местности существовала крестьянская община на базе общинной (общей) земли, которая перераспределялась между ее членами. Однако со времен Ивана Грозного, который уничтожил Новгородскую и Псковскую республики, и до 1917 г. в России установилась система централизованного государственного управления, основанная на царской власти. При Петре I была учреждена бурмистрова палата (ратуша), а в прочих городах – земские избы и выбранные бурмистры, но после смерти Петра I все перешло в руки чиновников.
Следующим крупным шагом в сторону самоуправления стал специальный акт – «Грамоту на права и выгоды городов Российской империи», выпущенный при Екатерине II. Появились губернские и уездные дворянские собрания, городские думы, приказы общественного призрения, земские суды. Но и в это время вся система самоуправления строилась по сословному принципу и функционировала под строгим контролем государственных чиновников. С завершением правления Екатерины II процесс снова пошел вспять. И в конце концов, венцом российской традиции в этой области стала земская реформа, последовавшая сразу же после отмены крепостного права и создавшая реальную основу для финансирования базовых социальных институтов местных сообществ — общественного
12
призрения, народного начального образования, земского здравоохранения и прочего.
В условиях функционирования системы Советов местное самоуправление было формально декларировано, а фактически выступало в качестве государственного управления на местах. В основу советской системы был положен принцип ее единства на всех уровнях и жесткой соподчиненности нижестоящих органов вышестоящим. Все деятельность государственного и местного управления проходила под контролем коммунистической партии, но необходимость быстрого преодоления разрухи после гражданской войны привела к новой экономической политике (НЭП) с допущением рыночных методов хозяйствования в определенных рамках, некоторой децентрализацией власти и необходимости хозяйственного самоуправления на местах.
В 1920-1923 гг. при сохранении партийного руководства под местное управление были переданы землеустройство, благоустройство, часть промышленности, электростанции, водопровод и канализация, пожарное, похоронное дело, местный транспорт, стали создаваться коммунальные (муниципальные) банки.
В 1925 г. было принято Положение о городских советах, а в 1926 г. – Положение о местных финансах, четко определяющих компетенцию и финансовые ресурсы местных советов в хозяйственной деятельности. В это время активно развивалась муниципальная наука, одним из крупнейших представителей которой являлся профессор Л. Велихов, изданный в 1928 г., его фундаментальный труд «Основы городского хозяйства» и сегодня сохранил свою актуальность.
Наступивший с 1927-1928 гг. в СССР новый период развития ускоренной индустриализации, характеризуется усилением централизации хозяйственной жизни. Была проведена административно-территориальная реформа, которая вместо сельских волостей и уездов создала более крупные
13
районы лучше приспособленные для централизованного руководства. Были ликвидированы все зачатки самоуправления в городах и в деревне, а термин «самоуправление» надолго исчез из употребления. Вновь установилась централизованная система руководства, которая была закреплена Конституцией СССР 1936 г, и которая сохранилась почти без изменений до конца 1980-х гг.
По Конституции СССР 1936 г. и Конституции РСФСР 1937 г. советы избирались на основе всеобщего и равного избирательного права тайным голосованием. Однако фактически выборы в советы всех уровней, включая местные, проводились на безальтернативной основе, а кандидатура единственного претендента по каждому избирательному округу подбиралась партийными органами со строгим соблюдением спущенных сверху пропорций (рабочие, крестьяне и интеллигенция, мужчины и женщины, молодые и старые, коммунисты, комсомольцы и беспартийные и т. д.). Нижестоящие советы и исполкомы подчинялись вышестоящим. «Сценарии» сессий советов отрабатывались заранее. Такая система не была ни истинным народовластием, ни самоуправлением.
Разработанный на исходе советской власти Закон СССР от 9 апреля 1990 г. «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР» стал важным шагом на пути воссоздания принципов самоуправления на территории страны. Закон предусматривал создание местного самоуправления в действующих в то время административно территориальных единицах, в том числе на уровне краев и областей1. Принятая в 1993 году Конституция Российской Федерации закрепила статей 12 Основного закона в соответствии с международными стандартами право населения на осуществление местного самоуправления, таким образом в стране начался процесс демократического преобразования и создания
14
_______________________
- Основы государственного и муниципального управления, О.М. Рой// Учебное пособие, Москва, Санкт-Питербург, 2013 г., стр. 162
конкретных механизмов формирования, и обеспечения жизнедеятельности местного самоуправления. Конституция Российской Федерации 1993 года создала необходимую конституционно-правовую основу для самостоятельного решения местными сообществами вопросов местного значения, а также для реализации коллективных интересов граждан, связанных с местом их проживания.
В Федеральном законе № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», принятом в 1995 г., конституционные положения о местном самоуправлении получили дальнейшее развитие, в рамках которого производится выделение вопросов местного значения, компетенцией по решению которых могут наделяться органы местного самоуправления. Таким образом, была заложена реальная организационная основа под право местных органов власти самостоятельно и под свою ответственность участвовать в решении определенного круга вопросов, выделенных с целью удовлетворения потребностей проживающего на данной территории населения. Так же, законом было введено понятие «муниципальное образование», которое стало основой территориальной организации местного самоуправления. В законе № 154-ФЗ муниципальное образование определено как «городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, предусмотренная настоящим Федеральным законом, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления».
2.2 Тенденции и перспективы развития местного самоуправления в Российской Федерации
Законодательство позволяло муниципальным образованиям формировать исторически и пространственно локализованные общности
15
людей, локально находящиеся на определенной территории, обладающие определенной политической и экономической самостоятельностью и реализующие право на решение вопросов местного значения. Как я выше отмечала, муниципальное образование обретает статус органа местного самоуправления, в случае управления муниципальной собственностью, оно утверждает и исполняет местный бюджет, обладает правом установления местных налогов и сборов или учреждения муниципальных предприятий, а также имеет выборные органы представительной и исполнительной власти. Однако, в России не все административно-территориальные единицы обладали статусом муниципальных образований, это свидетельствует о том, что наряду с юридическими признаками муниципальных образований особое значение имели признаки социально-экономические, определяющие мотивацию территориальных поселений на получение правовой автономии.
Значительное сокращение к 2003 г. численности муниципальных образований , когда их количество с 14,5 тыс. в 1998 г. упало до 11,5 тыс, стало серьезной проблемой в развитии местного самоуправления в Российской Федерации. Эффективность власти, как известно, оценивают по элементарным и понятным для всех критериям – это тепло в домах, это качество питьевой воды, это освещенность улиц, это качество дорог и тому подобное. Подобные вопросы лучше решать с учетом мнения местного населения в местах непосредственного проживания. Согласна с мнением исследователей, что одним из приоритетных направлений государственной политики России является развитие местного самоуправления, налаживание постоянного и всестороннего взаимодействия муниципальных органов и местного населения.
Сформировать эффективную систему местной власти – это длительный и довольно сложный и кропотливый процесс. Поэтому нет ничего удивительного в том, что в Российской Федерации этот процесс до сих пор находится в стадии развития и включает множество нерешенных
16
проблем, связанных с законодательным обеспечением деятельности органов местного самоуправления, острым дефицитом квалифицированных специалистов в области муниципального управления, отсутствием надежных материально-финансовых основ деятельности местных органов власти.