Файл: Местное самоуправление в Российской Федерации: тенденции и перспективы развития ( Основы местного самоуправления ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 91

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Местное самоуправление как форма народной власти населения является важной основой конституционного строя России. В Российской Федерации процесс становления и развития местного самоуправления идет не без проблем (экономических, правовых, социальных и других). В последнее время проводятся реформы системы управления в Российской Федерации, но ряд нерешенных вопросов, которые касаются местного самоуправления все же существуют. Большинство отечественных и зарубежных ученых и практиков, давая оценку современному состоянию местного самоуправления в Российской Федерации, отмечают низкий уровень эффективности существующей в стране системы органов местной власти, считая причиной, в том числе, существующие разногласия и политическую напряженность между государственным центром управления и местными властями. Здесь просматривается отсутствие самостоятельного уровня самоуправления, которое необходимо для быстрого и результативного решения социально-экономических проблем на местах, отсутствие прозрачности и открытости власти. Существует много трактовок содержания местного самоуправления что обуславливает наличие большого количества различных его определений. Я использую определение местного самоуправления, которое содержится в ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Статья 1 данного закона гласит: «Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение население непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учётом исторических и иных местных традиций».

3

Цель местного самоуправления заключается в том, чтобы приблизить власть к населению. Такая власть способна более эффективно и действенно решать вопросы местного значения.

Структура системы местного самоуправления

Основными задачами местного самоуправления являются1:

1) Выявление социальных целей, приоритетов и потребностей проживающего на данной территории населения;

2) Определение потребности территории в трудовых, материальных и финансовых ресурсах;


3) Укрепление финансово-хозяйственной базы местных сообществ;

4) Создание необходимых условий для высокоэффективной деятельности всех расположенных на территории предприятий и организаций, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности;

5) Обеспечение многообразия форм участия населения в решении местных вопросов социально-экономического развития;

6) Формирование новых устойчивых источников доходов местных бюджетов;

7) Повышение инвестиционной привлекательности территории.

Актуальность темы. Институт народовластия создан, имеется

_________________

  1. http://ekrost.ru/poster/sovremennye-problemy-razvitiya-mestnogo-samoupravleniya-v-rf.html

4

законодательная база, устанавливающая статус и правовой режим самоуправления на разных уровнях, определены территории на местах, практически завершена структуризация органов местного самоуправления. Однако, развитие местного самоуправления порождает много проблем, которые не в последнюю очередь проистекают из особенностей реформирования местного самоуправления в России.

По мнению исследователей, сложность реформирования местного самоуправления в России имеет особенность, связанную с масштабностью территории – в настоящее время в Российской Федерации юридически оформлено более 14000 различных муниципальных образований. Потребовалось в короткий срок создать необходимую правовую базу, основу которой составили, с одной стороны, Конституция Российской Федерации и федеральные законы, а с другой – региональное законодательство, уставы муниципальных образований.

Объект исследования – тенденции и перспективы развития местного самоуправления.

Цель работы –исследование местного самоуправления в РФ, опираясь на законы и научные источники. Для реализации данной цели в работе я поставила следующие задачи: изучить теоретические основы органов местного самоуправления в Российской Федерации, историю развития органов местного самоуправления, исследовать тенденции и перспективы развития местного самоуправления в РФ.

Глава 1. Основы местного самоуправления

1.1 Понятие и система местного самоуправления в России.


Итак, под местным самоуправлением понимается форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных законодательством РФ самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из

5

интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.[1]

Можно сделать вывод что, цель местного самоуправления заключается в том, чтобы приблизить власть к населению и тем самым сделать власть способной более эффективно решать вопросы и проблемы местного значения.

Российскими учеными выделены следующие основные признаки местного самоуправления:

- самостоятельное существование территориального образования гарантированного от любого вмешательства извне, которое выражается в организационной и экономической обособленности местного самоуправления, наделении статусом юридического лица. Местное самоуправление ведет свою деятельность при принятии решений только в соответствии с законом, однако, это не означает, что местное самоуправление находится вне системы государственно-властных отношений и абсолютно независимо от государства. Наличие соответствующей компетенции у муниципальных органов характеризует самостоятельность местного самоуправления, так, в Уставах муниципальных образований определяется компетенция и сроки полномочий органов и должностных лиц местного самоуправления, которые направлены на решение вопросов жизнедеятельности муниципального сообщества, для этого местные органы наделены правом на материально-финансовые ресурсы. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закрепляет в качестве обязательных атрибутов муниципального образования муниципальной собственности и местный бюджет. В Уставах муниципальных образований оговаривается, что эффективное управление муниципальной собственностью возлагается на органы местного самоуправления. Так же, закон закрепляет за органами местного

самоуправления право на создание предприятий, учреждений и организаций для осуществления хозяйственной деятельности. Гарантией финансовой базы является то, что в соответствии с законом муниципальному образованию обеспечивается минимальный местный бюджет путем закрепления доходных источников и в соответствии с Конституцией Российской Федерации наделены правом самостоятельно формировать, утверждать и исполнять местный бюджет. Права собственника в отношении имущества, согласно конституционному праву, принадлежит органам местного самоуправления;


- реальная возможность участия всего местного населения соответствующей территории в процессе выработки и принятия решений по всем основным вопросам местного значения, особенно при проведении крупномасштабных преобразований. Население имеет право на правотворческую инициативу и на обращение в органы местного самоуправления. Большое значение имеет общественное мнение при подготовке целевых программ, при разработке местного бюджета, при построении структуры органов местного самоуправления, при оценке деятельности депутатов и иных должностных лиц;

- выборность состава местных органов власти на широкой демократической основе, регулярная сменяемость их состава, осуществление общественного контроля над аппаратом управления и отчетность перед избирателями. Их деятельность способствует реализации самостоятельного статуса местного самоуправления, поскольку только избранные населением органы местного самоуправления и их должностные лица являются независимым при проведении муниципальной политики;

- наличие и деятельность местных представительных органов, которые обладают правом представлять интересы местного населении, принимающих решения от его имени, обязательные для исполнения на территории муниципального образования и обеспечивающих участие населения в делах

7

местного характера, что формирует у людей сознание причастности к процессу управления территориальным образованием и учит их азам демократического общежития;

1.2 Принципы местного самоуправления

Принципы местного самоуправления — это совокупность правил и норм деятельности местного самоуправления в организации деятельности населения. Общие для всех принципы прописаны в Европейской хартии местного самоуправления, Конституции РФ, Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и иных законодательных актах, делая их общеобязательными для всех.

Наиболее значимыми из принципов следует назвать1:

• принцип разделения властей, введенный в 1748 г. французским энциклопедистом Ш. Монтескье (1698–1755), предполагает разделениевласти на три сферы: законодательную,исполнительную и судебную, что должно служить условием эффективного контроля за деятельностью государственного аппарата;

• принцип комплементарности, который характеризуется установкой на непрерывность в структуре власти, нацеливает на создание условий равномерного распределения функций во всей вертикали управления по территориальным уровням. Характерным признаком равномерного распределения власти в структуре управления является выделение властных полномочий как сверху, так и снизу;


• принцип субсидиарности обусловливает порядок распределения и перераспределения полномочий между управленческими уровнями власти. Действие принципа определяет устойчивую последовательность исполнения властных полномочий управленческими органами и распределения ответственности этих органов перед населением;

8

______________________

  1. Основы государственного и муниципального управления, О.М. Рой// Учебное пособие, Москва, Санкт-Питербург, 2013 г., стр. 18-21

• принцип суверенности предполагает наличие фактической независимости как сущностного признака муниципального образования;

• принцип демократизма нацеливает на необходимость активного участия местного населения в принятии решений муниципального значения: избрани муниципальных органов власти, разработке программ территориального развития, базирующихся на овладении механизмами вовлечения общественности в текущие дела муниципалитета, выделение зон полномочий за организованными на территориях общественными объединениями;

• принцип гомогенности представляет собой установку на формирование согласованной системы муниципальных правовых систем с учетом необходимости их соподчинения региональной (федеральной) правовой системе. Роль принципа гомогенности состоит в необходимости гармонизации отношений между муниципалитетом и регионом путем выстраивания партнерских связей и адаптации своих правовых систем друг к другу на основании общих, единых норм.

1.3 Функции местного самоуправления

Функции местного самоуправления это основные направления муниципальной деятельности. В отличие от государственного управления муниципальное реализует в первую очередь местный интерес. В основе этого интереса находятся текущие потребности местного населения в обеспечении комфортного проживания в границах своей территории. Вектор муниципального управления направлен «снизу вверх», это позволяет в адаптировать местный территориальный интерес к государственному. Эти функции обусловлены природой местного самоуправления, его принципами, теми целями и задачами, к достижению которых стремится .местное самоуправление. Исследуя полномочия местного самоуправления, ученные выделяют следующие основные функции.

  1. Обеспечение участия населения в решении местных дел, которое предполагает развитие муниципальной демократии, создание условий