Файл: Право потребителей на информацию о товарах (Теоретические аспекты).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 119
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты защиты прав потребителей.
1.1 История развития института защиты прав потребителей в России и за рубежом.
1.2 Законодательная база по защите прав потребителей в Российской Федерации и зарубежных стран.
1.3 Особенности маркировки товаров.
Глава 2. Оценка товарной информации продовольственных и непродовольственных товаров.
2.1 Характеристика исследуемых образцов.
2.2 Изучение товарной информации шоколада.
Введение
Требование по информационному обеспечению потребителя о продовольственных и непродовольственных товарах определяется требованиями ФЗ «О защите прав потребителей» ст.8-10.
Актуальность выбранной темы определяется тем, что производитель и продавец в соответствии с требованиями законодательства обязаны дать исчерпывающую потребителю о товаре, его назначении и безопасности использовании.
Товарная информация – это набор сведений о товаре, предназначенных для пользователей - потребителей и предпринимателей. Первичными источниками такой информации являются производители товаров. Такую информацию может дополнять оптовое или розничное торговое предприятие.
Потребитель должен знать, что такое качество и безопасность продуктов питания.
Качество пищевых продуктов - совокупность характеристик пищевых продуктов при обычных условиях их использования, способных удовлетворять потребности человека в пище.
Безопасность пищевых продуктов - возможность их использования при обычных условиях и отсутствии опасности для здоровья людей.
Срок годности - период, по истечении которого пищевой продукт считается непригодным для использования по назначению.
Согласно законодательству Российской Федерации о техническом регулировании, информация о продовольственных товарах в зависимости от вида товаров должна содержать:
- наименование входящих в состав пищевых продуктов ингредиентов, включая пищевые добавки;
- сведения о пищевой ценности, весе или объеме;
- назначение, условия и область применения (для продуктов детского, диетического питания и биологически активных добавок);
- способы и условия приготовления (для концентратов и полуфабрикатов) и применения (для продуктов детского и диетического питания);
- условия хранения (для товаров, для которых установлены обязательные требования к условиям хранения);
- дату изготовления и дату упаковки товара;
- противопоказания для употребления в пищу при отдельных видах заболеваний (для товаров, информация о которых должна содержать противопоказания для употребления в пищу при отдельных видах заболеваний);
- сведения о государственной регистрации (для пищевых продуктов, подлежащих государственной регистрации).
В соответствии с Законом Российской Федерации от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» в обороте не могут находиться пищевые продукты, которые не соответствуют требованиям нормативных документов, имеют явные признаки недоброкачественности, в отношении которых имеются обоснованные подозрения об их фальсификации, не имеют установленных сроков годности или сроки годности истекли, не имеют обязательной маркировки.
Пищевые продукты непромышленного изготовления, реализуемые на продовольственных рынках, подлежат продаже после проведения ветеринарно-санитарной экспертизы с выдачей в установленном порядке ветеринарного свидетельства (справки) установленного образца, которое должно быть предъявлено покупателю по его требованию.
Организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции, до её подачи в торговый зал, проверяют подлинность федеральных специальных марок и акцизных марок визуально, а также с использованием доступа к информационным ресурсам Росалкогольрегулирования Российской Федерации.
В случае предпродажной фасовки и упаковки развесных товаров, производимых продавцом, объём фасуемых товаров с короткими сроками годности не должен превышать объёма их реализации в течение одного дня торговли.
На расфасованном товаре указывается его наименование, вес, цена за килограмм, стоимость отвеса, дата фасовки, срок годности, номер или фамилия весовщика.
По просьбе покупателя гастрономические товары могут быть проданы ему в нарезанном виде. Что касается хлеба и хлебобулочных изделий массой 0,4 кг и более (кроме изделий в упаковке изготовителя) могут разрезаться на 2 или 4 равные части и продаваться без взвешивания. Хлеб и хлебобулочные изделия должны продаваться в местах мелкорозничной торговли только в упакованном виде.
Потребитель вправе предъявить требования о недостатках товара только в течение срока годности.
В соответствии со статьёй 18 Закона потребитель в случае обнаружения недостатка товара вправе по своему выбору потребовать:
- замены недоброкачественного товара товаром надлежащего качества,
- соразмерного уменьшения покупной цены,
- отказаться от исполнения договора розничной купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы, при этом вернуть полученный товар ненадлежащего качества.
Целью курсовой работы является изучение требований к информационному обеспечению потребителей товаров и услуг, определение путей его совершенствования.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
· рассмотреть основные понятия и требования к товарной информации
· изучить виды, средства и формы товарной информации.
· Рассмотреть требования к товарной информации с точки зрения действующего законодательства
· Изучить требования к продовольственным и непродовольственным товарам
Объектом курсовой работы являются требования к товарной информации.
Предметом курсовой работы является товарная информация.
Глава 1. Теоретические аспекты защиты прав потребителей.
Важнейшим условием эффективного функционирования торгового рынка является гарантирование прав наименее защищенного субъекта – потребителя. Потребитель – гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
С юридической точки зрения, все взаимоотношения между продавцом и покупателем товара осуществляются на основании договора розничной купли-продажи, который может быть, как устным, так и письменным. Договор считается заключенным с момента выдачи продавцом покупателю документа, подтверждающего оплату товара, т.е. кассового или товарного чека.
Отношения с участием потребителей регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей», другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Закон «О защите прав потребителей» – один из первых рыночных законов, имеющих прямое отношение к преобразованию экономики. Необходимость принятия специального закона была вызвана тем, что все действовавшее ранее законодательство основывалось на приоритете интересов изготовителя, а немногочисленные законодательные нормы, которые имелись в области охраны интересов потребителя, были заблокированы ведомственными нормативными актами и практически не действовали. Начало же перестройки российского общества, ориентация экономики на нужды человека требовали максимального расширения прав потребителей и закрепления мер, обеспечивающих реальное их осуществление на законодательном уровне.
1.1 История развития института защиты прав потребителей в России и за рубежом.
Еще в древнейшие времена, с появлением частной собственности, возникает и получает большое распространение договор, направленный на обращение вещей, на переход их из одного хозяйства в другое. То, что потребитель нуждается в защите, люди признали еще в древности. Поэтому практически во всех сводах законов уже с тех времен присутствовали нормы, защищающие интересы граждан как потребителей. Люди старались защищать права покупателя еще в древние времена. Первым примером такого рода могут служить законы Хаммурапи – царя, правившего Вавилоном в 18 в. До н.э. Так законы Хаммурапи регулировали отношения кредита, качества товаров и услуг и ответственность за продажу некачественных товаров. В средние века процесс купли-продажи жестко регулировался городскими властями во многих странах. Например, в Австрии в 15 в. Продавец разбавленного или прокисшего молока должен был выпить все некачественное молоко.
А) История развития института защиты прав потребителей в зарубежной практике.
Как массовое явление движение потребителей получило свое распространение в 20 веке. В 1936 году был создан Союз потребителей, независимый от государства и бизнеса. Впервые в мировой истории в защиту прав потребителей выступил глава государства – президент США Дж.Ф. Кеннеди, который заявил: «Потребители, по определению, это мы все. Потребители – это крупнейший экономический слой, который воздействует почти на любое частное или государственное экономическое решение… Но это единственный голос, который зачастую не слышен».
15 марта 1962 года он представил конгрессу послание «Специальное сообщение по защите прав потребителя», в котором были провозглашены права потребителей, такие как право на безопасность, право быть информированным, право выбирать и право быть услышанным.
Провозглашенные Дж.Ф. Кеннеди права потребителей являются фундаментальными, на их реализацию и защиту ориентированы правительства государств мирового сообщества. Начиная с 1983 года 15 марта отмечается как всемирный день защиты прав потребителей.
В Японии создание административно-правовой защиты потребителей происходило двумя путями. Первый состоял из принятия законодательных актов, основным из которых является основной закон об охране интересов потребителя. Он определил ответственность государства, местных организаций и производителей в области защиты прав потребителей. Другой путь – организация системы государственных учреждений, которые вырабатывают общую политику, выполняют координационные и контролирующие функции, осуществляют товарные инспекции, помогают решать спорные вопросы, информируют потребителей. Но созданная защита не стала надежным щитом японских потребителей, а подлинным защитником интересов потребителей стало потребительское движение.
Во Франции еще в 1905 году был принят Закон о фальсификации и подлогах в области товаров и услуг. В 1977 году одобрен Закон об охране прав и информации о потребителях. Государство обеспечивает защиту потребителей через различные организации и службы. Из них наиболее значительные: служба предотвращения обмана покупателей и контроля за качеством товаров и национальный институт потребления.
В Великобритании в 1984 году опубликована Белая книга, которая посвящена обеспечению безопасности товаров и на основе которой в 1987 году был принят закон, предусматривающий ответственность за ущерб причиненный потребителю дефектами изделия.
Говоря об истории возникновения защиты прав потребителей необходимо упомянуть о консюмеризме – общественном движении, направленном на обеспечение прав потребителей, одной из целей которого является регулирование деятельности производителей и продавцов товаров, а также других участников рынка. Консюмеризм берет свое начало в США, откуда позднее произошло его распространение в другие страны. В США он начался с борьбы с недоброкачественной продукцией, затем перешел к антимонопольной борьбе, к контролю над продуктами питания и лекарствами, потом – к борьбе с нечестной торговой практикой, недостоверной рекламой и маркировкой, далее к проблемам защиты окружающей среды, к борьбе с недостоверной информацией и регулированию рекламной деятельности.
В Западной Европе консюмеризм в значительной степени концентрирует свое внимание на экологии. Зеленые оказывали давление на все уровни управления в странах Западной Европы. В результате госструктуры предъявляли экологические требования к производителям. Реакцией европейского бизнеса являлось появление продуктов, не оказывающих вредного влияния на окружающую среду. В Британии начали производить пеленки из небумажного сырья. Германское федеральное Агентство защиты среды учредило ярлык Голубого Ангела для экологически чистых продуктов. В Бельгии была создана линия чистящих средств, не загрязняющих среду.
Б) История развития института защиты прав потребителей в России.
Защита прав потребителей как самостоятельная отрасль законодательства возникла в России сравнительно недавно – в начале 90-х годов. До этого регулирование отношений по удовлетворению потребностей граждан как потребителей в основном осуществлялось нормами кодифицированного гражданского законодательства, предназначенными для установления общих норм и призванными служить базой для специального законодательства. Одной из особенностей правового регулирования в области защиты прав потребителей являлось множественность подзаконных нормативных правовых актов, регулирующих отдельные сферы взаимоотношений с участием граждан-потребителей. Ведомственные акты, как правило, содержали нормы, ущемляющие интересы потребителей, а в некоторых случаях и прямо противоречащие законодательству.
Действующее законодательство не вполне соответствовало нормам международного права, в частности, единогласно принятым 9 апреля 1985 года «Руководящим принципом для защиты интересов потребителей» (Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 30/248).