Файл: Нормативный договор (Правовые основы нормативного договора).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 607

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Контракты между муниципалитетами.

Коллективные трудовые договоры (внутри организации).

Рис. 2. Виды нормативных договоров

По времени (сроку действия).

В зависимости от отведенного интервала времени:

1. Срочные-нормативные договоры, заключаемые на определенный срок. Например, коллективные договоры могут заключаться на срок до 3 лет (ч. 1 ст. 43 ТК РФ). Или соглашения, которые действуют только до отмены определенных обстоятельств, как указано непосредственно в тексте договора или соответствующего НПД.

2. Бессрочные-нормативные договоры, срок действия которых не ограничен. Например, договор между Российской Федерацией и Республикой Беларусь "о создании Союзного государства" от 08.12.1999 г.[9]

По сущности.

Классификация по составу касается не субъектов, к которым применяется договор, а тех, кто его подписал:

1. Двусторонние нормативные договоры, заключенные двумя субъектами. Например, договоры о разграничении полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и субъектами Российской Федерации.

2. Многосторонние нормативные договоры, заключаемые тремя или более субъектами. Например, федеральный договор " Договор о разграничении предметов ведения и полномочий...- от 31.03.1992 года.

В соответствии с целью заключения.

В зависимости от цели заключения нормативные договоры подразделяются на следующие виды:

1. Об учредительных нормативных договорах. Обычно это связано с определением статуса государства, субъектов Федерации, их объединений и взаимодействий и т.д. например, договор об образовании СССР от 30.12.1922 г.

2. Делимитация-нормативные договоры о разграничении предметов ведения между государством и субъектами Федерации, между субъектами Федерации и др. например, федеральный договор "Договор о разграничении предметов ведения и полномочий...- от 31.03.1992 года. Сюда же относятся нормативные договоры, разграничивающие полномочия и объект регулирования различных исполнительных органов на одном уровне.

3. Делегирование полномочий по контрактам. Эти соглашения устанавливают, например, полномочия местных органов власти колоний делегировать полномочия местным органам власти муниципалитета по отдельным договорам и т. д.

4. Договоры Содружества. Соглашения, например, направленные на установление сотрудничества между различными субъектами Российской Федерации (например, соглашение между Правительством Москвы и Правительством Республики Башкортостан О торгово-экономическом, научно-техническом, социальном и культурном сотрудничестве от 27.04.2012 г.).


5. Функциональные гарантийные контракты. Данные виды соглашений направлены на взаимодействие государства, его субъектов, органов местного самоуправления и иных лиц в части взаимодействия по экономическим, социальным и иным вопросам экономического характера (см. соглашение о сотрудничестве между Правительством Московской области и Правительством Москвы в целях обеспечения жителей Москвы и Московской области питьевой водой от 16.04.2018 № 93).

6. Международный договор. Являются источниками международного права, регулируют правовые отношения государств между собой в определенной отрасли.

7. Коллективный договор. Они направлены на регулирование социально-профессиональных правоотношений между работодателем и работниками.

По видам регулируемых правоотношений (по отраслям права).

Другая классификация осуществляется в зависимости от принадлежности норм договора к конкретной отрасли права:

1. Конституционный.

2. Административный.

3. Международный.

4. Финансовый.

5. Экологический.

6. Трудовой и т.д.

Индивидуальный и нормативный договор.

От нормативных договоров следует отличать т. н. индивидуальные договоры. К последним, например, относятся различные гражданско-правовые договоры и др.

Нормативные договоры и индивидуальные договоры - это соглашения между двумя или более субъектами, содержащие правовые нормы, определяющие права и обязанности сторон.[10]

В чем заключаются различия между нормативными и индивидуальными договорами?

Юридический результат

Нормативные договоры устанавливают обязательные правовые нормы для широкого / неограниченного круга лиц. Индивидуальные договоры порождают индивидуальные договоренности (конкретные правоотношения) и для ряда лиц, назначенных в таком договоре. Эти отдельные положения гарантируют применение норм права (если нормы права действуют, то индивидуальный договор определяет поведение, права и обязанности сторон настоящего Соглашения).

Состав предмета исследования

Сторонами нормативного договора могут быть субъекты круга лиц, определенного законом. Такие люди в силу своего правового статуса обладают нормативной властью. Сторонами индивидуального договора может быть абсолютно любое дееспособное лицо.

Сфера интересов

Нормативные договоры заключаются в целях защиты общественных прав и интересов. Индивидуальные контракты характеризуются индивидуальными целями и мотивами.


Рис. 3. Соотношение нормативного и индивидуального договоров

Итак, нормативно-правовой договор — это соглашение между двумя или более субъектами правотворчества, устанавливающее взаимные права и обязанности таких субъектов, носящее нормативный характер. Можно выделить различные виды нормативно-правовых договоров по таким параметрам, как действие в пространстве, субъектный состав, цель заключения, регулируемая отрасль права и др.

2. Правовое регулирование нормативного договора

2.1. Отличие индивидуальных договоров от нормативных

В литературе этот аспект проблемы подробно исследуется. Мы обращаем внимание только на определенные точки зрения. Так, отдельные авторы, определяя нормативный договор как акт правового творчества, устанавливающий правовые нормы путем согласования волеизъявлений субъектов правового творчества, выделяют второй вид договоров (договоры-сделки, договоры частных интересов и др.) называются индивидуальными договорами. При этом они указывают, что различие между этими видами договоров" ... заключается в различии элементов их содержания: правовых норм и отдельных институтов»[11]

При заключении нормативных договоров стороны, наделенные властными полномочиями, создавая правовую норму, определяют возникновение многих правоотношений между субъектами. Заключение индивидуальных договоров создает специфические правовые отношения между участниками договора. Поэтому свойства сложившихся правоотношений будут разными.

Если договор порождает обязательные правовые положения для большого и формально неопределенного числа лиц, а его нормы рассчитаны на многократное применение и применяются независимо от того, возникли или прекратились предусмотренные им конкретные правоотношения, то такой договор является формой права и может быть назван нормативным договором. Правовой результат индивидуального договора направлен на возникновение, изменение или прекращение конкретного правоотношения между конкретными субъектами права и имеет индивидуально определенные правовые последствия в виде прав и обязанностей сторон договора друг перед другом и третьими лицами. Отдельные институты обеспечивают применение правовых норм, компенсируют их, а если норма носит диспозитивный характер, то конкретизируют и персонифицируют ее действие. Именно здесь проявляется их "индивидуальность".


Однако индивидуальные контракты не должны сводиться только к индивидуальным правилам поведения. Здесь тоже возможно косвенное влияние на поведение многих субъектов права, а также необходимы вспомогательные уточняющие установления.

Как уже отмечалось, при заключении нормативных договоров стороны, обладающие нормативной властью, определяют возникновение множества правоотношений между неограниченным кругом субъектов, не участвующих в договоре. Индивидуальные договоры порождают правоотношения между назначенцами. Поэтому свойства сложившихся правоотношений будут различаться в зависимости от состава субъекта.[12]

Поскольку правовым результатом нормативного договора является возникновение нормы права, то это юридический процесс, и юридический орган должен его осуществлять. Отдельные институты также могут исходить и исходить от государственных и негосударственных субъектов. Но круг субъектов нормативных договоров гораздо уже круга субъектов, наделенных возможностью заключения отдельных договоров, поскольку практика их реализации гораздо более "богата", чем юридическая практика.

Кроме того, сравнительный анализ индивидуальных и нормативных договоров не может исключать такие важные элементы, как цель и мотив. Так, по мнению В. Ф. Тарановского, общность целей присуща нормативным договорам, поскольку субъекты устанавливают общую правовую норму, а общность мотивов выражается в сознании необходимости такой нормы. Для контрактов-сделок (или в нашем прочтении - индивидуальных договоров) характерна индивидуальность целей и мотиваций участников.

Однако общность мотивов и целей при заключении нормативных договоров может обсуждаться с определенной условностью, поскольку, например, при заключении международного договора стороны могут иметь различные намерения (экономические, правовые, политические и др.). Цель нормативного договора также может быть различной (оборона, вступление в ВТО и т. д.), хотя формально обозначается всеми участниками одинаково. Н. Г. Александров считал, что " в договоре сделки и в нормативном договоре стороны в известном формальном смысле стремятся к одному и тому же, но в то же время каждая к своей особенной».[13]


2.2 Международные договоры в правовой системе Российской Федерации

В настоящее время нет единого мнения о месте международных договоров в национальной законодательной системе, что создает значительные проблемы правового регулирования.

В современных условиях глобализации, процесса глобальной унификации, развернувшегося во второй половине XIX века, возрастает роль международного договора как источника права. Этот процесс признается в различных странах и является установленным фактом: Венская конвенция о праве международных договоров, принятая в Вене 23 мая 1969 года, предусматривает, что государства-участники венской Конвенции, учитывая существенную роль договоров в истории международных отношений, признают возрастающее значение договоров как источника международного права и средства развития мирного сотрудничества между нациями без различия их публичного и общественного порядка. Конвенция определяет международный договор как международное соглашение, заключенное в письменной форме между государствами и регулируемое международным правом, независимо от его конкретного названия.

В Российской Федерации также существует правовое определение этого термина: международный договор Российской Федерации - это международный договор, заключенный Российской Федерацией с иностранным государством (государствами), международной организацией или иным субъектом, имеющим право заключать международные договоры в письменной форме и урегулированный международным правом, независимо от того, заключен ли такой договор Российской Федерацией.

В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации "о международных договорах Российской Федерации" международные договоры Российской Федерации, а также общепризнанные принципы и нормы международного права являются неотъемлемой частью ее правовой системы в соответствии с Конституцией Российской Федерации. Они представляют собой важнейший элемент стабильности международного правопорядка и отношений России с зарубежными странами, а также функционирования правового государства.

Целями заключения международных договоров являются формирование правовой базы межгосударственных отношений, содействие поддержанию международного мира и безопасности, развитие международного сотрудничества в соответствии с целями и принципами Устава Организации Объединенных Наций, защита основных прав и свобод человека и обеспечение законных интересов государств.[14]