Файл: Нормативный договор (Правовые основы нормативного договора).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 597

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Международный договор - это соглашение, которое является сознательной и добровольной волей субъектов международного права (государств, организаций и других субъектов, обладающих международной правосубъектностью и способностью заключать международные договоры) относительно высших прав в различных сферах общественной жизни, чаще всего заключаемое в письменной форме, в форме одного или нескольких официальных актов (название которых не имеет значения), регулируемых международным правом.

Как уже отмечалось ранее, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, а также иными правовыми актами (например, в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации" О международных договорах Российской Федерации " от 15.07.1995 № 101-ФЗ) международные договоры Российской Федерации с общепризнанными принципами и нормами международного права являются неотъемлемой частью правовой системы Российской Федерации.[15] В Российской Федерации сформировалась определенная иерархия нормативно-правовых актов, отличающихся друг от друга юридической силой, масштабностью действия, сложностью процедуры принятия и другими критериями. В соответствии с Конституцией Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами высшей юридической силой на территории Российской Федерации является Конституция Российской Федерации. Далее по иерархии нормативных правовых актов Российской Федерации следуют федеральные конституционные законы и федеральные законы Российской Федерации, действующие на всей территории Российской Федерации и не противоречащие конституционным нормам. Далее следуют нормативные правовые акты других субъектов государственной власти: указы Президента, постановления правительства и др. Нижестоящей ступенью в иерархии нормативных правовых актов Российской Федерации, в соответствии с федеративным административно-территориальным устройством Российской Федерации, является уровень субъекта Российской Федерации, а именно: конституции республик или уставы других субъектов Российской Федерации, законодательство представительного органа субъекта, нормативные акты главы субъекта, исполнительные органы власти объекта и др. Иерархия нормативно-правовых актов Российской Федерации дополняется актами органов местного самоуправления и различными местными нормативно-правовыми актами.

Что касается места международных актов в иерархии нормативно-правовых актов Российской Федерации, то единого мнения пока не сложилось. Некоторые ученые считают, что в современных условиях глобализации международные нормы имеют большую юридическую силу, чем национальное законодательство, этот факт никак не влияет на суверенитет отдельных государств, а при грамотной государственной политике он является позитивным, ведущим к мировому единству. Другие считали, что Конституция должна отдавать приоритет международным стандартам. Конституция Российской Федерации предусматривает, что в случае установления международным договором Российской Федерации правил, отличных от предусмотренных законом, применяются правила международного договора.


Таким образом, международные договоры Российской Федерации имеют большую юридическую силу по сравнению с законами Российской Федерации (ФКС, ФЗ), но это положение касается только международных договоров, ратифицированных Российской Федерацией, остальные не являются частью ее правовой системы. Дело с общепризнанными принципами и нормами международного права обстоит сложнее, поскольку их положение в иерархии источников права Российской Федерации прямо не прописано в законодательстве.[16]

Под общепризнанными принципами международного права, согласно решению Верховного Суда Российской Федерации, понимаются основные императивные нормы международного права, принятые и признанные международным сообществом государств в целом, отступление от которых недопустимо. Общепризнанные принципы международного права включают, например, всеобщее уважение прав человека и добросовестное соблюдение международных обязательств. Общепризнанная норма международного права-это, согласно тому же постановлению, норма поведения, принятая и признанная международным сообществом государств в целом как имеющая обязательную силу. Содержание этих принципов и норм международного права раскрывается, в частности, в документах Организации Объединенных Наций и ее специализированных учреждений. Например, такие принципы, как принцип равенства и самоопределения народов и принцип суверенного равенства государств, раскрыты в декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций от 24 октября 1970 года.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации в иерархии источников права Российской Федерации стоят выше ФКЗ и ФЗ, но ниже Конституции Российской Федерации. Однако отсутствие единого и формального взгляда на место международно-правовых документов в национальной правовой системе создает ряд практических проблем. Например, достаточно значима проблема правового регулирования общественных отношений, возникающая в тех случаях, когда нормы национального законодательства не соответствуют международным принципам и нормам международного права. Практика показывает, что в случае, если вступление в силу не подлежащего ратификации международного договора Российской Федерации вступает в противоречие с каким-либо законом Российской Федерации и по этой причине является неприменимым (например, обмен нотами или межведомственный порядок соглашения, освобождающий на основе взаимности таможенные пошлины или налоги), то органы власти принимают необходимые меры для верности своим международным обязательствам по международному договору. Это могут быть дополнительные меры согласования порядка исполнения, ратификации, принятия, утверждения, внесения новшеств или прекращения действия такого неосуществимого договора. Во всех внутренних обстоятельствах и трудностях международный договор должен применяться так, как он предусматривает, и его обязательства должны добросовестно соблюдаться.[17]


Практические проблемы иногда возникают при осуществлении уже подписанных международных договоров. Одной из причин этой проблемы может быть тот факт, что, вопреки нормам внутреннего права государств, содержащим перечень договоров, подлежащих ратификации, во внутреннем праве международное право не знает такого перечня, поэтому оно считается международным обязательством государства по любому вопросу, принятому главой государства, главой правительства, министром иностранных дел, является действительным. В случае международного спора по рассматриваемому вопросу ссылка на международное право имеет решающее значение, и ссылка на внутреннее право может оказаться несостоятельной или проблематичной. Ярким примером такой проблемы может служить статья 10 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ). Это единственный кодекс, который в нарушение положений пункта 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации содержит положения не только о сопоставлении международного договора и закона, но и о сопоставлении международного договора с другими нормативными правовыми актами, регулирующими трудовые отношения. Таким образом, фактически была признана не соответствующей Конвенции МОТ (Международной организации труда) часть нормы статьи 74 Трудового кодекса Российской Федерации о временном переводе в случае производственной необходимости. 29 о принудительном или обязательном труде 1930 года. Верховный Суд РФ признал лишь некоторые обстоятельства, перечисленные в статье 74 ТК РФ, достаточными для осуществления перевода работника без его согласия на работу, не обусловленную трудовым договором. В эти исключительные обстоятельства была включена необходимость предотвращения катастрофы, несчастного случая на производстве или ликвидации последствий катастрофы, несчастного случая или стихийного бедствия, а также предотвращения несчастных случаев. Другие обстоятельства, изложенные в Трудовом кодексе РФ, но не упомянутые в Конвенции, такие как перевод не определен трудовым договором во избежание простоя, уничтожения или порчи имущества, а также для замены отсутствующего работника, могут быть признаны действительными для перевода и при условии, если они были вызваны исключительными обстоятельствами (например, в случае возникновения стихийного бедствия или угрозы его возникновения). – в случае пожара, наводнения, голода, землетрясения, серьезной эпидемии или эпизоотического заболевания и в других случаях, угрожающих жизни или нормальным условиям жизни всего населения или его части) или когда несоблюдение этих мер может привести к катастрофе, несчастному случаю на производстве, стихийному бедствию, несчастному случаю и т.д. Таким образом, Верховный Суд Российской Федерации и практика других судов общей юрисдикции существенно дополняют нормы Трудового кодекса Российской Федерации, сокращая или расширяя их сферу применения, конкретизируя, а иногда и дополняя правовые нормы для лучшего регулирования общественных отношений.


Таким образом, в современных условиях глобализации значение международных договоров в мире постоянно растет, они все чаще используются в регулировании общественных отношений.

На сегодняшний день нет определения международного договора, но многие определения, полученные от разных ученых, имеют ряд общих черт, на основании которых можно сделать вывод, что международный договор - это соглашение, которое является сознательной и добровольной волей субъектов международного права (государств, организаций и других субъектов, обладающих международной правосубъектностью и способностью заключать международные договоры) о Верховных правах в различных сферах общественной жизни, чаще всего в письменной форме, в форме одного или нескольких официальных актов (название которых не имеет значения), регулируемых международным правом. Мнения о месте международных договоров в национальных системах и их значении расходятся: одни исследователи считают, что международные договоры должны быть выше национального законодательства, ведущего к глобальному Союзу; другие считают, что международные договоры в иерархии источников права уступают Конституциям государств, сохраняя при этом свою самобытность. То, наличие таких расхождений на практике приводит к достаточно серьезным правовым проблемам, например, когда нормы национального законодательства не соответствуют международным принципам и нормам международного права, а также при осуществлении уже подписанных международных договоров. [18]

При отсутствии установленной нормы правоприменения в случае коллизии между международными стандартами и нормами национального законодательства возникает вопрос о том, какие из этих стандартов отдают приоритет правовому регулированию, что является важной проблемой, поскольку международно-правовые источники как регуляторы общественных отношений: проблема соответствия норм национального законодательства международным принципам по тому или иному вопросу, необходимость преодоления расхождений участников международных отношений, сохранение национального суверенитета государств и другие актуальные вопросы.

2.3. Внутригосударственные нормативные договоры

В российской правовой системе выделяется группа договоров, предмет и содержание которых непосредственно затрагивает компетенцию государственных органов (договоры о компетенции), их правовой режим носит публично-правовой характер. По мнению автора, наиболее приемлемым здесь является термин "внутрифедеральные договоры".[19]


Внутрифедеральные договоры играют важную роль как источник существующего права и все более интегрируются в практику Российской Федерации. Это, прежде всего, федеральный договор, различные договоры и соглашения между федеральными, государственными и муниципальными органами власти субъектов Российской Федерации о взаимной передаче их полномочий и субъектов, а также соглашение между субъектами Российской Федерации. Анализ складывающегося контрактного процесса в Российской Федерации позволяет сделать выводы о настоятельной необходимости заключения договоров между федеральным центром и субъектами Федерации, продиктованных следующими обстоятельствами:

1) наличие в Конституции Российской Федерации п. 3 ст. 11, предусматривающей разграничение сфер компетенции и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, является не только основой Федерального закона и законодательства, но и договоров о разграничении сфер компетенции и полномочий;.

2) специфика экономико-географического положения ряда субъектов Российской Федерации;

3) нормы, предусмотренные Конституцией Российской Федерации, устанавливающие фактическое неравенство субъектов Федерации.

В рамках внутрифедеральных, конституционно-правовых (государственно-правовых) и административных договоров особо выделяются подразделения, осуществляемые по отраслевой принадлежности и имеющие практическое значение, особенно для решения проблемы ответственности.

В специальной литературе коллективный договор является наиболее активным и плодотворным исследованием среди других видов нормативно-правовых договоров. Под содержанием коллективного договора понимаются согласованные сторонами условия (положения), направленные на регулирование общественных и профессиональных отношений в данной организации. Эти условия определяют права и обязанности сторон и ответственность за их нарушение. Существует три вида условий коллективного договора: нормативные, обязательные и организационные.

Нормативные условия включаются в коллективный договор в тех случаях, когда:

- в тех случаях, когда законодательством прямо предусмотрен порядок заключения коллективного договора об их учреждении;

- когда общие положения законодательства уточняются и конкретизируются с учетом особенностей организации (структурного подразделения);

- когда имеется явный пробел в законодательстве и решение вопросов коллективным договором не противоречит общим принципам права. Часть 4 статьи. 41 ТК РФ устанавливает, что нормативные положения включаются в коллективный договор, если в законах и иных нормативных правовых актах содержится прямое предписание об обязательном закреплении этих положений в коллективном договоре.[20] Например, коллективный договор поручительства и оплаты труда работников, совмещающих работу и обучение в образовательных учреждениях, не имеющих государственной аккредитации (ст. 173 ТК РФ); размеры оплаты труда за ночную работу (ст. 154 ТК РФ); работникам с неоплачиваемым отпуском предоставляется рабочий день, продолжительность которого определяется коллективным договором (ст. 119 ТК РФ).