Файл: Нормативный договор (Правовые основы нормативного договора).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 610

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность предмета настоящего исследования обусловлена рядом объективных предпосылок, среди которых в центре внимания находится повышенный интерес не только к вопросам, касающимся источников права, но и к вопросам, касающимся регулирования международных договоров.

Изменения в социальной системе в 90-е гг. прошлого века также привели к изменению взглядов на право. С одной стороны, были расширены научные разработки в области философии права, а с другой-сохранена и обогащена старая нормативная концепция права.

Подчинение закону всех общественных отношений предполагает не только императивное внешнее регулирование. Еще более широкое распространение получила оперативная форма регулирования, благодаря которой стороны получили возможность самостоятельно определять средства достижения поставленных целей, через договор устанавливать права и обязанности.

В системе внешних форм права в последнее время достаточно четко выявляются изменения в виде возрастания значимости и множественности вариантов источников, становления права и др. особого внимания заслуживает проблема вхождения в систему источников нормативного правового регулирования договора.[1] Это соответствует той правовой закономерности, которая ярко проявляется сегодня, что связано с развитием правовых институтов, реализующих принципы автономии, саморегулирования и самоорганизации в правовом поле.

Для юридической литературы такое понятие, как нормативный договор, не является новым. Однако это понятие как предмет внимания появилось сравнительно недавно. Это связано главным образом с тем, что сфера применения нормативного договора в последнее время значительно расширилась.

На первый взгляд вопросы, связанные с общей теорией договора, могут показаться не новыми и могут быть хорошо рассмотрены. Впрочем, это только на первый взгляд. На самом деле следует признать, что в области общей теории договоров вопросы в настоящее время слабо изучены, что обусловлено рядом субъективных и объективных причин.

Комплексный подход к проблеме нормативно-правовой теории договора можно найти в работах таких авторов, как С. С. Алексеев, Д. Н. Бахрах, М. Н. Марченко и др.

Теоретической основой данной работы являются труды выдающихся ученых в области государства и права, а также специалистов и ученых в других областях науки.

Объектом настоящего исследования является нормативный договор.


Целью настоящего исследования является теоретический анализ нормативного договора как источника права и отдельной правовой категории, а также отдельных видов нормативных договоров.

Задачи данного исследования предопределены поставленной целью и являются:

- при рассмотрении нормативно-правового договора с точки зрения источника права;

- в исследовании понятия и определении особенностей нормативно-правового договора.

Настоящая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.

Теоретические аспекты понятия нормативного договора

1.1. Правовые основы нормативного договора

Вопрос о формах права достаточно подробно и разносторонне изучен в юридической литературе. Количество юридических форм, присуждаемых различными исследованиями, варьируется по разным причинам.

Выявление типа правовой системы России как романо-германской, имеющей устойчивые позитивистские традиции, создает условия для особой роли нормативно-правовых актов в системе форм права. Однако это не должно быть поводом для изменения его других форм. В этом смысле нельзя не остановиться на моменте общетеоретического значения для изучения права[2].

При нынешней тенденции к повышению роли договора, которая характерна для любого современного права, вопрос о нормативном договоре и создании договоров приобретает особое значение.

По аналогии с международным правом общая теория права может также указывать на существование трех основных подходов к вопросу о классификации договора как источника права:

1) договор - является исключительно индивидуальным актом, который не содержит нормативных положений и поэтому не является источником права;

2) Любой договор содержит правовые нормы, так называемые микронормы, и поэтому является источником права. Этот более широкий подход к нормативной природе договора разрабатывается в рамках теории обычного права, которая вводит понятие нормативного саморегулирования общества.

Третья концепция, которая представляется наиболее правильной, признает существование индивидуального правового института и нормативного договора.


Современная юридическая наука до сих пор не выработала единого понимания нормативно-правового договора, а значит, этот вопрос остается актуальным.

Нормативный договор в России становится самостоятельной формой права, универсальным регулятором общественных отношений.

Такая декларация требует разумного разграничения между нормативным договором и нормативным актом.

Особенности правового акта уже были предложены Ю. А. Тихомиров: документальная фиксация информации, официально признанная фиксация и ее выражение в строго определенных образцах документов, а также круг субъектов, осуществляющих функции и полномочия, разрешенные для подготовки и принятия правовых актов[3].

Но Нечитайло считает, что эти постулаты бесспорны, что дает ему основание относить нормативный договор к правовым актам, а не к нормативно-правовым актам. Нормативный договор, по мнению автора, является, конечно же, общим правовым актом, поскольку он выражает два или более отдельных волеизъявления. В то время как одно-единственное одностороннее волеизъявление порождает нормативный акт.

В этом и заключается основное различие между этими источниками права и нормативным актом.

В свою очередь, мы считаем, что выбор термина "правовой акт" в качестве семантического ядра понятия "нормативный договор" не удался.

Нормативный договор - это особый вид договора. По мнению исследователей нормативного договора, одной из причин снижения его роли является недооценка в практике правового регулирования.

По мнению А. В. Демина, правовая основа нормативных договоров находится в Конституции и действующем законодательстве Российской Федерации. Эти договоры выполняют правовую функцию, дополняя и уточняя действующее законодательство Российской Федерации[4].

На наш взгляд, трудно согласиться с утверждением А. В. Демина о том, что правовая основа нормативных договоров содержится в Конституции и действующем законодательстве Российской Федерации, а эти договоры дополняют и уточняют действующее законодательство Российской Федерации.

Некоторые внутренние договоры не имеют законодательной основы, например федеративный договор 1992 года. Кроме того, в сфере совместного управления субъекты Российской Федерации могут участвовать не только в дополнении и конкретизации, но и в разработке законов, в том числе договорных.

Исходя из выше изложенного, можно сделать вывод, что нормативно-правовой договор-это соглашение, заключенное между сторонами и субъектами права на основании их раздельной воли, устанавливающее, изменяющее или отменяющее нормы права и направленное на регулирование общественных отношений.


Нормативная роль политического договора приближает его к законам и другим политическим инструментам.

Однако нормативные правовые акты различаются нормативными актами, в которых нормативно-правовой договор выражает согласие сторон, а нормативно-правовой акт выражает только волю юридического лица, его издавшего. Кроме того, нормативно-правовые договоры не только закрепляют нормы права, но и устанавливают взаимные права сторон.

Нормативные договоры по своему содержанию являются соглашением, воплощенным в форме правовых норм. Соответственно, нормативный договор является самостоятельной формой права, отличной по своей сути.

Представляется, что единственным выходом из сложившейся ситуации является разработка и законодательное закрепление действительно сложившихся моделей взаимоотношений в виде самостоятельных договорных структур, что позволит решить существующие проблемы правоприменительной практики.

1.2. Понятие и признаки нормативного договора

Договор нормативного содержания - это соглашение между двумя или более субъектами правового института, регулирующее взаимные права и обязанности, имеющее нормативный характер (то есть также направленное на установление норм права, которым в дальнейшем будут подлежать участники такого нормативного договора, а также третьи лица).[5]

Рис. 1. Структура нормативного договора

Участниками нормативного договора не всегда являются властные структуры или уполномоченные государственные органы (хотя очень часто такие договоры заключаются с их участием). Нормативный договор может быть заключен, например, в рамках организации между работниками и работодателем для урегулирования социально-профессиональных правоотношений (чаще его называют коллективным договором, ст. 40 Трудового кодекса РФ)[6].

В отличие от нормативного акта, нормативный договор заключается сторонами на добровольной основе, а не по решению власти одного из этих субъектов.

Виды нормативных договоров, круг лиц, уполномоченных их заключать, а также порядок их заключения и санкции за несоблюдение их условий определяются на законодательном уровне (в том числе в сфере международного права).


Нормативные договоры обычно имеют следующие специфические характеристики:

уполномоченные (т. е. утвержденные) несколькими юридическими лицами;

охватывающий широкий спектр связей с общественностью;

предназначены для круга крупных или формально неопределенных лиц.;

регулируют наиболее типичные и устойчивые виды публичных правоотношений;

разработанный для защиты общественных интересов;

используются для дополнения и уточнения действующего законодательства;

предназначен для многократного использования;

распространяют свою юридическую силу не только на непосредственных участников договора (внутреннее правовое действие), но и на других субъектов (внешнее правовое действие);

порядок заключения нормативного договора, рассмотрения споров и разрешения споров, связанных с их исполнением, устанавливается законом;

они формируют правовую основу для опубликования административных актов, заключения договоров индивидуального характера (то есть частных, непубличных).

Виды нормативных договоров

По распространению действия в пространстве договоры подразделяются:

О международных нормативных договорах. Эти договоры являются частью законодательной системы Российской Федерации. В то же время, если международным договором, участником которого является Россия, установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены внутренним законодательством, применяются положения международного договора (Часть 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации).[7] Международные договоры выражают волю стран-участниц соглашения, являются не результатом правового становления государства, а результатом совместной работы сторон соглашения;

Внутригосударственные договоры:

Федеративные договоры - это соглашения между самой Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации о разграничении предметов совместного ведения и распределении полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Например, федеральный договор " Договор о разграничении предметов ведения и полномочий...- от 31.03.1992 года.[8]

Договоры между субъектами Российской Федерации. Например, договор между органами власти Тюменской области, ХМАО-Югры и ЯНАО от 12.08.2004 г.

Соглашения между субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями (например, соглашения между правительством области и администрацией муниципального образования).