Файл: «Личностные деформации стрессового типа»(ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ СТРЕССА ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 124

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1. Расслабление мышц, позволяющее добиться снятия напряжения (как физического, так и психологического). Необходимо помнить, что стресс, как и любые отрицательные эмоции человека, практически всегда сопровождается длительно сохраняющимся «застывшим» напряжением различных групп мышц. Не случайно результатом стресса являются всевозможные болезненные состояния, основанные на спазмах органов и систем. Для того, чтобы достичь состояния расслабления, рекомендуется большим и указательным пальцами хорошо промассировать на обоих ушах мочку. Перед массажем целесообразно нанести на кончики массирующих пальцев немного мятного масла или въетнамского бальзама «Звездочка». Большое значение как фактор индивидуальной профилактики стрессовых состояний имеет и самомассаж всего тела (от макушки головы до кончиков пальцев ног) с небольшим количеством растительного масла. После массаже следует принять горячий душ или ванну, что усилит эффект расслабления. Добиться эффекта расслабления помогут и специальные успокаивающие ванны. Также в целях обеспечения расслабления можно использовать и аромотерапию (использование различных ароматических эфирных масел, таких как бергамотовое, гераниевое, мятное, ромашковое, сосновое и т.д.).

2. Наблюдение за ощущениями и состояниями и управление ими, что поможет устранить болезненные, дискомфортные состояния, связанные с отрицательными эмоциями. Здесь имеется в виду способность человека анализировать ситуации, которые изначально являются причиной стрессового состояния. Если возможно изменить ситуацию, приведшую к стрессу, необходимо это незамедлительно сделать. Если же сделать ничего нельзя, с ситуацией необходимо смириться, принять ее как должное. Очень важно постоянно осуществлять рефлексию своих мыслей, постепенно заменяя негативные мысли на позитивные, что поможет обрести покой и избежать стрессовой реакции.

3.Успокаивающее дыхание, уравновешивающее душевное состояние человека.

4. Создание положительного эмоционального настроя, душевного равновесия. Необходимо помнить, что психологический стрессор всегда состоит из двух частей: ситуации, вызывающей стресс, и отношения человека к этой ситуации. Достаточно устранить любую из этих составляющих, чтобы причина стресса перестала действовать. Вместе с тем, необходимо помнить, что чаще всего стрессовое состояние вызывают различного рода эмоции (в первую очередь, эмоции отрицательной модальности). [10, с. 61]

Интервенция (систематическое вмешательство в процесс развития с целью повлиять на него, поддержав или улучшив потенциал развития человека) предусматривает решение задачи преодоления стресса у конкретного человека с учетом его индивидуальных особенностей реакции на стрессор с помощью использования методов и средств изменения, нормализации его функционального состояния и работоспособности. Направленная интервенция рассматривается как система плановых / неплановых воздействий, с целью произвести определенные изменения в проблемных компонентах системы – личности, среде либо во взаимодействии личности и среды.


Необходимо учитывать, что определение путей, приемов и методов противодействия (профилактики и коррекции) стрессу должно основываться на представлении о стрессе как о функциональном состоянии, отражающем системный ответ организма и психики на воздействие внешней и внутренней среды. Основными элементами этого системного ответа организма являются функции и процессы следующих уровней:

1. физиологического – обеспечение двигательного и вегетативного компонентов состояния;

2. психологического – проявление психических процессов, характерологических качеств, особенностей активации, эмоционально-волевой регуляции;

3. поведенческого – точность и скорость выполняемых действий, целенаправленность активности, деятельности в форме речевого и двигательного поведения. Также, по мнению ученых, можно выделить и социальные формы управления стрессом, к которым, в первую очередь, относятся воспитание личности, формирование ее мировоззрения, целевых установок, ценностных ориентаций, идеалов и т.д. [6]

Максимально радикальным направлением предупреждения состояния стресса и деформации личности являются 2 группы способов непосредственного воздействия на функциональное состояние:

1. самогипноз; нервно-мышечная релаксация; сенсомоторная тренировка; аутогенная тренировка; гимнастика и массаж; специальная подготовка и обучение; поведенческая психотерапия; групповой тренинг.

2.нормализация режима питания и витаминотерапия; формакотерапия; рефлексотерапия; функциональная музыка и цветомузыка; коммуникационные воздействия (убеждение, приказ, внушение, гипноз);

Перечисленные способы предполагают использование вербальных, невербальных, аппаратных, контактных, дистантных методик в режимах индивидуального и группового управления функциональным состоянием.

Ученые предлагают также все методы регуляции психологических состояний делить на 2 группы: методы оперативного управления состоянием; методы программного (заранее запланированного) воздействия и управления. Внутри каждой группы выделяются 4 класса методических приемов регуляции функционального состояния:

1. методы психической регуляции: аутогенная тренировка; специальные приемы регуляции; самоконтроль-саморегуляция; музыкотерапия; аромофитоэргономика;

2. методы психофизиологической регуляции: физические упражнения; массаж; рефлексотерапия, рефлексопрофилактика; термовосстановительные процедуры; электростимуляция;


3. физиолого-гигиенические методы: организация рационального режима труда, отдыха и питания; активный отдых; закаливание; регуляция окружающей среды;

4. фармакологические средства: адаптогенты; неотропы; стимуляторы центральной нервной системы; транквилизаторы; витамины. [10, с. 59-60]

Ю.В. Татура предлагает механизм «избежания» стрессовых ситуаций посредством анализа эмоциональный проявлений:

- Необходимо вспомнить свои мысли в ответ на эту эмоцию.

-Необходимо определить самую сильную эмоцию, которая испытывалась в течение последнего времени (в течение последних суток).

- Необходимо сосредоточиться не этой эмоции.

- Необходимо определить ситуацию, которая вызвала стрессовую реакцию.

- Необходимо определить, какая из мыслей может вызывать такие же эмоции в аналогичных ситуациях.

- Установив ту мысль, которая в конкретной ситуации вызывает стресс, необходимо постараться найти ее противоположность (мысль, стресс нейтрализующую).

-Необходимо изучать стрессогенные мысли на протяжении достаточно длительного времени (недели или двух). Записывать свои мысли в ситуациях, когда испытывается стрес с. Проанализировать собранную информацию. Можно отметить, что определенные мысли повторяются. Это те стереотипы собственного мышления, вызывающие стресс при определенных ситуациях.

- Как фактор повышения стрессоустойчивости ученые выделяют и психологическую разрядку (самостоятельный поиск и создание ситуаций, стимулирующих положительные эмоции). [10, с. 61-62]

В целом важной предпосылкой успешности всех форм эмоционально-волевой саморегуляции является владение сотрудником организации приемами самоконтроля. Умение адекватно отвечать на помехи, неприятности, неудачи, внезапные трудности быстрой адаптацией на основе самостимуляции можно довести до автоматизма, который позволяет мгновенно включаться в активное преодоление возникших помех, исключив реакцию злости на трудность. Эмоциональная сфера человека, его воля, самосознание и даже черты характера в результате самовоспитания могут подвергнуться существенным изменениям, т.е. практически любой сотрудник организации при желании и систематических занятиях над собой может научиться успешно преодолевать сложные и опасные для жизни ситуации на работе, не допускать переутомления, стресса и избежать различных заболеваний, связанных с нервной нагрузкой. [11, с. 93-97]

Еще одним способом индивидуальной профилактики стресса ученые выделяют коррекцию минерального обмена организма человека. Применение природных адаптогентов типа элеутерококка, золотого корня, заманихи, валерианы и т.д. Использование данных препаратов не только успокаивает нервную систему, тонизирует, но и повышает иммунитет. Не случайно рекомендуется использование данных растительных препаратов для повышения как физической, так и интеллектуальной работоспособности, а также для профилактики и даже лечения различных болезней. Необходимо помнить, что реакция на стресс во многом обусловливается подходом человека к своему здоровью. Необходимо научиться максимально разумно реагировать на окружающую действительность, а также вести активный и здоровый образ жизни. Снижению стресса будет способствовать позитивное восприятие окружающего мира. Как сильнейший стрессовый фактор учеными рассматривается социальная изоляция. Именно поэтому необходимо избегать уединения с проблемами. Необходимо учитывать, что долговременный стресс, как и хроническое заболевание, вылечивается намного сложнее. Нельзя позволять конфликтам, которые зачастую являются причиной формирования стресса, затягиваться. Конфликтные ситуации необходимо разрешать как можно скорее. При этом, как считают многие исследователи, очень важно избавиться от раздражения, не затаивать обиды, самим найти способ урегулировать конфликтную ситуацию.


Релаксация – это расслабление. Термин произошел от латинского слова, обозначающего уменьшение напряжения, ослабление, облегчение. В современной психологической науке термином «релаксация» обозначают состояние покоя, связанного с полным или частичным мышечным расслаблением. Методом индивидуальной профилактики стрессовых состояний является релаксация. Релаксация, по мнению ученых, выключает или замедляет «внутренние часы» организма человека как функционирующей системы, ограждая его от тревог и волнений.

Релаксация может быть долговременной или кратковременной, непроизвольной или произвольной. Непроизвольная релаксация возникает, например, во время сна человека, под воздействием транквилизаторов и т.д. Произвольная кратковременная релаксация используется для обучения расслаблению. Одним из самых надежных способов обучения релаксации является метод нервно-мышечной релаксации, который основывается на взаимозависимости между отрицательными эмоциями и мышечным напряжением. Если научиться правильно снимать избыточное мышечное напряжение, можно научиться и управлять своими эмоциями. [10, с. 62-63]

Методы предупреждения деформаций личности и методы саморегуляции подбираются с учетом особенностей характера работника, его темперамента, специфики деятельности и др. обстоятельств.

Подведем небольшие итоги. Преодоление стресса может быть достигнуто путем изменения взаимосвязи между человеком и окружающей средой, посредством взаимной адаптации субъекта и объекта. Современный подход в профилактике деструктивного поведения, явившегося в ситуациях постоянного стресса, включает в себя: превентивную педагогику, мотивационно-личностный тренинг, а также теорию реактивного сопротивления личности. Изменение сознания сотрудников может быть эффективно предотвращено с помощью таких процессов, как психологическая подготовка; самовоспитание; семья сотрудника; работа руководителя. Для этого необходимо владеть навыками психической саморегуляции. Максимально радикальным направлением предупреждения состояния стресса и деформации личности являются способы непосредственного воздействия на функциональное состояние личности. В целом важной предпосылкой успешности всех форм эмоционально-волевой саморегуляции является владение сотрудником организации приемами самоконтроля. Методы предупреждения деформаций личности и методы саморегуляции подбираются с учетом особенностей характера работника, его темперамента, специфики деятельности и др. обстоятельств.


Деформация личности затрагивает различные стороны психики: мотивационную, когнитивную, сферу личностных качеств. Крайняя степень профессиональной деформации получила название профессиональной деградации. Типичные внешние проявления, сигнализирующие о наступлении глубокого душевного кризиса вследствие стресса: замкнутость, депрессия, агрессивность, злоупотребление алкоголем (наркотиками или психотропными препаратами), раздача подарков окружающим, психологическая травма или сильный эмоциональный стресс, резкие перемены в привычном поведении, демонстративная угроза или немотивированные поступки. Одним из самых важных психологических факторов, определяющих надежность деятельности сотрудника в экстремальных условиях служебной деятельности, является умение противостоять стрессу, эмоциональная устойчивость.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Стресс - это совокупность защитных психических и физиологических реакций организма в ответ на воздействие различных факторов, особенно новых, неожиданных. Специфика понятия профессиональный стресс заключается в том, что оно отражает особенности стрессового состояния, которое возникает при осуществлении различных видов профессиональной деятельности. Деформация личности затрагивает различные стороны психики: мотивационную, когнитивную, сферу личностных качеств. К типичным проявлениям, сигнализирующим о наступлении глубокого душевного кризиса вследствие стресса относятся: замкнутость, депрессия, агрессивность, злоупотребление вредными привычками, психологическая травма или сильный эмоциональный стресс, резкие перемены в привычном поведении, демонстративная угроза или немотивированные поступки. Одним из самых важных психологических факторов, определяющих надежность деятельности сотрудника в экстремальных условиях служебной деятельности, является умение противостоять стрессу, эмоциональная устойчивость. Причины стрессового состояния чаще всего бывают преувеличение опасности и повышенная впечатлительность, наличие желаний, превышающих возможности их удовлетворения, неуверенность в успехе, переоценка ответственности, плохое самообладание, и др. Признаком негативного влияния профессии на личность является появление самых разных профессиональных деформаций. К числу феноменов личностной деформации относится синдром выгорания, включающий в себя, набор негативных психологических переживаний, которые возникают в связи с ежедневным напряженным общением с высокой эмоциональной насыщенностью или когнитивной сложностью, ответственностью. Длительный же стресс, связанный с хроническим воздействием негативных факторов, даже если их интенсивность невелика, переносится человеком значительно тяжелее, чем сильные, но однократные стрессоры.