Файл: «Личностные деформации стрессового типа»(ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ СТРЕССА ).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 134
Скачиваний: 1
1.2. Предпосылки личностных деформаций
Иногда конфликты, зародившись в сфере межличностных отношений, могут распространиться на область деловых контактов, их причины так или иначе бывают связаны с работой подразделения. При дальнейшем развитии и обострении конфликтной ситуации она выходит за рамки деловых отношений, противоборствующие стороны «переходят на личности», их действия по отношению друг к другу становятся все более деструктивными. В юридической психологии доказано, что сотрудники организации в своей профессиональной деятельности постоянно сталкиваются с негативными стрессовыми явлениями, которые достаточно распространены в нашем обществе, они систематически испытывают и преодолевают сопротивление заинтересованных лиц, противостоят разнообразным, иногда неправомерным воздействиям, неизбежно сталкиваясь с необъективными или ошибочными суждениями их деятельности со стороны руководства. Зарождение и развитие психологического стресса определяется воздействием совокупности внешних (средовых) и внутренних (субъективных) факторов и зависит от индивидуальных (психологических, физиологических, профессиональных и пр.) особенностей конкретного индивида.
Вместе с тем, интенсивность влияния данных факторов обусловливается особенностями внутреннего мира индивида, его субъективной оценкой значимости того или иного события, степени неопределенности воздействия, уровня морально-нравственного развития личности (ответственность, дисциплинированность и т.д.), развития психологических характеристик (мотивация, способности, воля и т.д.), профессиональных качеств (подготовленность, опыт и т.д.). К числу внешних факторов, формирующих состояние стресса, который в свою очередь ведет к личностным деформациям относятся экстремальные воздействия социальных, профессиональных, организационных, экономических, информационных и других характеристик окружающей среды.
Совокупность этих факторов предопределяет характер оценки стрессогенной ситуации конкретным человеком, степень его устойчивости к экстремальному воздействию, наличие способов (стратегий) преодоления стресса, возможности адаптации к стрессогенным факторам и т.д. В связи с наличием разнообразных условий проявления стрессогенности в субъект- объектных отношениях в различных жизненных ситуациях, своеобразным характером причинно-следственных связей между различными факторами, особенностями механизмов регуляции состояний стресса учеными разработано большое количество различных методов, приемов, средств преодоления стресса. [10, с. 59]
Выгорание - ответная реакция на продолжительные стрессы профессионального общения, которая представляет собой стресс-синдром как совокупность симптомов, которые негативно сказываются на работоспособности, самочувствии и интерперсональных отношениях субъекта профессиональной деятельности.К числу феноменов личностной деформации относится синдром выгорания (burnout) и представляет собой многомерный конструкт, набор негативных психологических переживаний, возникающих вследствие ежедневного напряженного общения с высокой эмоциональной насыщенностью или когнитивной сложностью, ответственностью. Существуют различные определения выгорания. В соответствии с моделью Маслач и Джексон, оно рассматривается как ответная реакция на длительные профессиональные стрессы межличностных коммуникаций, включающая в себя три компонента: эмоциональное истощение, деперсонализацию и редукцию персональных достижений. [10, с. 36]
Специфичные особенности профессиональной деятельности оказывают значительное влияние на ее представителей, приводя к развитию организационного стресса (ОС), многомерного феномена, детерминированного факторами 3 уровней: индивидуальным (микро-, индивидуальные характеристики сотрудников), групповым (мезо-, групповое взаимодействие), организационным (макро-, организационная среда).
В.В. Бойко, а вслед за ним и Н.Н. Цуканов, считают, что синдром эмоционального выгорания является формой профессиональной деформации личности, так как могут возникать его дисфункциональные следствия, когда синдром эмоционального выгорания отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности и отношениях с партнерами. [10, с. 37]
Даже относительно невысокий уровень ОС может препятствовать продуктивному выполнению работы и оказывать негативное влияние на личность сотрудника. Более высокий его уровень на рабочем месте приводит к более неблагоприятным последствиям у сотрудников. Продолжительный ОС приводит к физическому, психическому и эмоциональному истощению, становится причиной снижения адаптационных механизмов персонала и ведет не только к снижению показателей в профессиональной деятельности, но и к психической дезадаптации личности; [9] последствиями длительного ОС также является профессиональное выгорание.
Особая роль в повышении эффективности деятельности служащих принадлежит профилактике ОС; в случае выявления лиц с высоким его уровнем целесообразно проведение комплекса медико-психологических мероприятий, направленных на коррекцию негативных последствий.
Поэтому важное значение в повышении эффективности деятельности служащих организации принадлежит своевременным и дифференцированным профилактическим мероприятиям, направленным на предупреждение О С. [8]
А.К. Маркова выделяет основные тенденции развития профессиональных деструкции: отставание, замедление профессионального развития по сравнению с возрастными и социальными нормами; несформированность профессиональной деятельности; дезинтеграция профессионального развития, распад профессионального сознания и, как следствие, - нереалистические цели, ложный смысл труда, профессиональные конфликты; низкая профессиональная мобильность, неумение приспособиться к новым условиям труда; рассогласованность отдельных звеньев профессионального развития; ухудшение ранее имевшихся профессиональных данных, ослабление профессионально важных качеств; искажение профессионального развития, появление негативных качеств, отклонение от социальных и индивидуальных норм профессионального развития, меняющих профиль личности; появление стойких деформаций личности; прекращение профессионального развития из-за профессиональных заболеваний или потери трудоспособности. [12]
Проследим динамику механизма возникновения профессиональной деформации: неблагоприятные условия труда вызывают негативные изменения в профессиональной деятельности, в поведении → отрицательные изменения могут накапливаться в личности, ее перестройка → возникают временные негативные психические состояния и установки → исчезают положительные качества → на месте положительных свойств возникают негативные психические качества, изменяя личностный профиль работника. [3]
Благотворное влияние профессии на личность проявляется в формировании у человека позитивного, ответственного отношения к труду, в накоплении им служебного опыта, в ЗУН, в углублении интересов, в творчестве и т.п. У служащих может обостриться внимательность, бдительность, готовность противостоять уловкам и ухищрениям. [4]Лишение эмоциональных воздействий дезорганизует психику человека, а длительное лишение положительных приводит к отрицательным деформациям личности. [8] Профессиональная деформация личности отличается по своей модальности, направленности. Она может носить положительный или отрицательный характер.
Профессиональная деформация служащих и их деструктивное поведение –результат негативного влияния их профессиональной деятельности на формирование асоциального поведения и мышления, нарушения психологической структуры, что приводит к сужению круга интересов и потребностей, сугубо профессиональных и личностных качеств в процессе решения служебных задач и за выполнения профессиональной деятельности. [18]
Должностные лица организации указывают факторы, вызывающие рабочую напряженность и отклонения в поведении сотрудников и, как следствие, совершение правонарушения: ничтожные перспективы карьеры, низкая оплата труда, отсутствие поддержки со стороны руководства, преувеличенная забота о клиентах при недостаточном внимании к сотрудникам, слишком быстро меняющиеся НПА. Отрицательное воздействие на сотрудников оказывает командный, директивный стиль руководства – невыдержанность, грубость, упорное нежелание считаться с мнением подчиненных, необъективность в оценках. Профессиональная деятельность в процессе работы часто сопровождается эмоциональными переживаниями, повышенным уровнем тревожности и стрессами, снижающими эффективность трудовой деятельности, что приводит к нарушению внутреннего баланса организма, увеличению риска деформации личности. [20]
Именно работа с людьми, в силу предъявляемых ею высоких требований к профессионалу, особой ответственности и эмоциональных нагрузок, содержит в себе опасность тяжелых переживаний, связанных с рабочими ситуациями и вероятность возникновения профессионального стресса.Специалисты в области стресса считают, что длительный стресс, связанный с хроническим воздействием негативных факторов («стресс жизни», по выражению автора учения о стрессе Г. Селье), даже если их интенсивность невелика, переносится человеком значительно тяжелее, чем сильные, но однократные стрессоры.
К числу феноменов личностной деформации относится синдром выгорания (burnout) и представляет собой многомерный конструкт, набор негативных психологических переживаний, возникающих вследствие ежедневного напряженного общения с высокой эмоциональной насыщенностью или когнитивной сложностью, ответственностью. Специфичные особенности профессиональной деятельности оказывают значительное влияние на ее представителей, приводя к развитию организационного стресса. Специалисты в области стресса считают, что длительный стресс, связанный с хроническим воздействием негативных факторов («стресс жизни», по выражению автора учения о стрессе Г. Селье), даже если их интенсивность невелика, переносится человеком значительно тяжелее, чем сильные, но однократные стрессоры.
Подведем небольшие итоги. Стресс - это совокупность защитных психических и физиологических реакций организма в ответ на воздействие различных факторов, особенно новых, неожиданных. Специфика понятия профессиональный стресс заключается в том, что оно отражает особенности стрессового состояния, которое возникает при осуществлении различных видов профессиональной деятельности. Причинами стрессовых состояний чаще всего бывают неуверенность в успехе, преувеличение опасности и повышенная впечатлительность, переоценка ответственности, плохое самообладание, наличие желаний, превышающих возможности их удовлетворения, и др. Признаком негативного влияния профессии на личность является появление самых разных профессиональных деформаций.
2. ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ ДЕФОРМАЦИЙ. ИХ ПРОФИЛАКТИКА
2.1. Уровни деформаций личности
Деформация тех или иных структур личности может возникнуть как следствие прогрессивного развития определенных черт характера, познавательных образований, мотивов в результате высокой степени специализации деятельности.Деформация личности затрагивает различные стороны психики: мотивационную, когнитивную, сферу личностных качеств.
Профессиональная деформация мотивационной сферы может проявляться в чрезмерной увлеченности какой-либо профессиональной сферой при снижении интереса к другим. Профессиональная деформация знаний также может быть результатом глубокой специализации в какой-либо профессиональной сфере. Человек ограничивает сферу своих познаний тем, что необходимо ему для эффективного выполнения своих обязанностей, демонстрируя при этом полную неосведомленность в других областях.
Уровень профессиональной деформации личностных особенностей изучен несколько хуже. Сформированные под влиянием той или иной профессии личностные особенности существенно затрудняют взаимодействие человека в социуме, особенно в непрофессиональной деятельности.
Другая форма проявления этого феномена – профессиональные стереотипы и установки. Отрицательное влияние стереотипов проявляется в упрощенном подходе к решению проблем, в представлении о том, что данный уровень знаний и представлений может обеспечить успешность деятельности. [3, с. 181-182]
Профессиональная деформация личностных особенностей может возникнуть вследствие чрезмерного развития одной черты, необходимой для успешного выполнения профессиональных обязанностей и распространившей свое влияние на «непрофессиональную» сферу жизни субъекта.
Деформация одних личностных особенностей может компенсироваться развитием других. Например, у работников ИУ под влиянием профессии формируются такие специфические личностные особенности, как ригидность поведения и познавательной сферы, сужение круга интересов и общения. При этом эмоционально-мотивационная сфера деформируется в большей степени, чем блок личностных характеристик. [3, с. 183-184]
Э.Ф. Зеер выделяет следующие уровни профессиональных деформаций:
1. профессионально-типологические деформации, обусловленные наложением индивидуально-психологических особенностей личности на психологическую структуру профессиональной деятельности, когда происходит усиление отдельных черт характера - некоторые функционально нейтральные свойства личности трансформируются в профессионально отрицательные качества. В результате складываются профессиональные и личностно обусловленные комплексы: деформации профессиональной направленности личности; деформации, развивающиеся на основе каких-либо способностей - организаторских, коммуникативных, интеллектуальных и др.; деформации, обусловленные чертами характера;