Файл: «Личностные деформации стрессового типа»(ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ СТРЕССА ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 133

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.общепрофессиональные деформации, типичные для работников определенной профессии - синдром «асоциальной перцепции» (когда каждый индивид воспринимается как потенциальный нарушитель);

3. специальные профессиональные деформации, возникающие в процессе специализации;

4. индивидуальные деформации, обусловленные особенностями работников самых разных профессий, когда отдельные профессионально важные качества, как, впрочем, и нежелательные качества, чрезвычайно развиваются, что приводит к возникновению сверх качеств, или акцентуаций.

Сформированные у профессионалов стереотипы и установки могут мешать освоению новых профессий, что становится особенно актуальным в наши дни.

Крайняя степень профессиональной деформации получила название профессиональной деградации. В этом случае происходит изменение ценностных ориентиров личности. Стереотипы профессиональной деятельности изменяются, личность начинает формально относиться к своим обязанностям, ее не интересует, насколько эффективна теперь ее деятельность. [19, с. 3126-3130]

Типичные внешние проявления, сигнализирующие о наступлении глубокого душевного кризиса вследствие стресса:

1. Замкнутость. Следует быть особенно внимательным в тех случаях, когда замкнутость становится глубоким, хроническим состоянием, в результате которого человек сторонится окружающих.

2. Депрессия. Глубокий эмоциональный упадок, проявляющийся у каждого человека по-своему. Основной признак – потеря возможности получать удовольствия и испытывать наслаждение от явлений, субъектов или предметов жизни, которые раньше приносили им радость. Лица становятся раздражительными или уходят в себя, маскируя чувства очень хорошо.

3. Агрессивность. Многим актам самоубийства предшествуют вспышки раздражительности, гнева, жестокости к окружающим. Подобные сигналы обычно приводят к неприязни и осуждению окружающих, их отчуждении от сотрудника.

4. Злоупотребление алкоголем, наркотиками или психотропными препаратами. Приобщение к этим действиям способствуют обострению суицидальных мыслей и реализации намерений лишить себя жизни.

5. Раздача подарков окружающим. Некоторые люди, планирующие суицид, предварительно раздают близким или друзьям свои личные вещи. Специалисты по суициду утверждают, что это является одним из его индикаторов.

6. Психологическая травма или сильный эмоциональный стрес с. К ним может привести крупное эмоциональное потрясение или цепь мелких травмирующих переживаний, которые постепенно накапливаются, у сотрудника могут возникать мысли и настроения, чреватые суицидом.


7. Резкие перемены в привычном поведении. Неожиданные изменения в поведении человека должны стать предметом внимательного наблюдения. Такая перемена скорее свидетельствует о глубоко переживаемых чувствах, которые он пытается скрыть под маской веселья и беззаботности.

8. Демонстративная угроза или немотивированные поступки. Любое высказывание, связанное с намерениями уйти из жизни должно восприниматься серьезно. Эти заявления можно интерпретировать как прямое предупреждение о готовящемся самоубийстве. Данные сигналы о помощи - призыв к спасению нуждаются в ответных реакциях со стороны пенитенциарных психологов. [20]

Классификация полученных профилей позволила выделить психологические типы сотрудников:

1. Тревожно-мнительные личности. Этот психологический характер близок к пассивно-зависимому, однако, кроме вышеописанных особенностей, имеет ряд существенных отличий, что и позволяет выделить его в отдельный тип. Для лиц этой группы характерны пассивно-страдательная позиция, повышенная чуткость к опасности и ограничительное поведение; низкая способность к вытеснению и повышенное внимание к отрицательным сигналам. Люди этого типа отличаются развитым чувством ответственности, совестливостью, обязательностью, скромностью, склонностью к альтруизму, повышенной тревожностью в отношении житейских мелких проблем, постоянной тревогой за судьбу близких. Свойственно чувство сострадания и сопереживания. Характерно инертное мышление, склонность к сомнениям и перепроверке сделанного, повышенное чувство долга; развитая интуиция, рефлексивность, самоанализ. Склонны к кабинетному, исполнительскому стилю работы вне обширных контактов и при достаточно устойчивом стереотипе деятельности. Привержены к общепринятым нормам, реагируют с повышенным чувством вины и самобичеванием на малейшие неудачи.

2.Пассивно-зависимые личности - заторможенные, со сниженной активностью люди. Характерна пассивная личностная позиция. Ведущая мотивационная направленность - избегание неуспеха. Пессимистично оценивают свои возможности и перспективы, склонны к постоянным раздумьям, инертны в принятии решений, проявляют аналитические способности, скептицизм, самокритичность, неуверенность в себе. Потребность в понимании, одобрении, доброжелательном отношении к себе - одна из ведущих, никогда не насыщаемая и прежде всего поражаемая (фрустрируемая) черта. В стрессе склонны к стоп-реакциям, т.е. блокировке активности или ведомому поведению, подвластны лидирующей личности. Защитный психологический механизм в сложных ситуациях - отказ от самореализации, бегство от проблем, усиление контроля сознания, заторможенность.


3. Импульсивно-тревожные личности. Такие лица характеризуются как смелые, мужественные, социабельные, разговорчивые, исполненные энтузиазма, с широкими интересами. Свойственны активная личностная позиция, высокая поисковая активность, преобладание мотивации достижений, уверенность и быстрота принятия решений. Характерен интуитивный, эвристический стиль мышления, не опирающийся на накопленный опыт. Типичными являются нетерпеливость, раскованность поведения, непосредственность в проявлении чувств, манерах и поведении. В них менее остро проявляются такие черты, как агрессивность, враждебность, раздражительность, «мятежность духа», пренебрежение общественными правилами, нормами, обычаями и нравами. В общении они характеризуются как разговорчивые, компанейские, даже хвастливые, выставляющие напоказ свои чувства. Свойственны тенденция к противодействию внешнему давлению, склонность опираться на собственное мнение, самостоятельность и независимость. [1]

4. Импульсивно-агрессивные личности. Для таких лиц характерны постоянное, сильно выраженное пренебрежение общественными нормами, неспособность к учету опыта. Характеризуются как люди с низким самоконтролем. Эмоциональное напряжение минует систему установок, отношений и социальных ролей, не учитывая этической нормы, отсутствие тревоги и страха перед потенциальным наказанием. Они смелы и импульсивны в своих действиях, всегда готовы «попасть в переделку». В межличностных отношениях лица этого типа отличаются поверхностными и нестойкими контактами, у них отсутствует чувство глубокой привязанности. Они агрессивны, враждебны, склонны к дисфориям, сексуальной несдержанности, неумеренному употреблению алкоголя. Они чувствительны к действительной или мнимой несправедливости, часто порождается подозрительность, критическое, враждебное или презрительное отношение к окружающим, упрямство и агрессивность. Лица этого типа честолюбивы и руководствуются твердым намерением быть лучше и умнее других. Характеризуются рядом положительных психологических и поведенческих качеств - энергичностью, инициативностью, трудолюбием, устойчивостью интересов, активностью позиции, стремлением к опоре на собственный опыт и т. п.

6. Лица с психосоматическим характером (условно объединены с очень высокой шкалой). Эти лица, как и тревожно-мнительные личности, большую проблему представляют для себя, чем для руководства. Такие личности, имея высокие экспертные оценки руководства, не должны рекомендоваться на должности, связанные с постоянным нервно-психическим напряжением и опасностью.


7.Гипертимные личности (условно сформированный тип по сходству психологических характеристик). По экспертным оценкам, по профессиональной пригодности они превосходят только ригидно-параноических личностей.

8. Лица с гуманистически-эстетической направленностью. Недостаток черт мужественности у лиц, принадлежащих к этому типу, мотивирует их к выбору чисто мужских профессий, в частности связанных с военной службой, носящих компенсаторный характер. [1]

Низкой профессиональной пригодностью характеризуются ригидно-параноические личности, гипертимные и импульсивно-агрессивные. Промежуточную группу составляют личности пассивно-зависимые, тревожно-мнительные и с психосоматическим характером.Итак, с точки зрения профессионализма личности с гуманистически-эстетической направленностью и импульсивно-тревожные являются наиболее пригодными для работы в экстремальных неординарных условиях.

2.2. Направления и организация психологической подготовки

Низкой профессиональной пригодностью характеризуются ригидно-параноические личности, гипертимные и импульсивно-агрессивные. Промежуточную группу составляют личности пассивно-зависимые, тревожно-мнительные и с психосоматическим характером.

Значимость высокого уровня эмоционального интеллекта у служащих обусловлено тем, что в условиях продолжительной экстремальной стрессовой ситуации обостряется состояние тревожного напряжения, потребность в безопасности и поддержке, удовлетворить эту потребность помогает обладание навыками и методами саморегуляции. Можно выделить особенности эмоционального интеллекта сотрудников: наличие компетенций в различных областях психологии; высокая значимость для эффективной служебной деятельности; специфические условия службы могут способствовать снижению ряда показателей эмоционального интеллекта. [14, с. 714-716].

Воля - это психический процесс сознательной регуляции поведенческого акта, направленного на достижение результата, предвосхищаемого субъектом как необходимость и возможность. Достижение результатов волевых действий связано с преодолением трудностей, с проявлением волевых усилий. Эмоциональная устойчивость тесно взаимосвязана с таким психологическим качеством человека как воля. Механизм воли как потребности преодоления стрессовых ситуаций в качестве своей ближайшей основы имеет эмоциональную устойчивость как свойство темперамента и в качестве дальней базовой основы - силу нервной системы по отношению к возбуждению и торможению, подвижности и лабильности нервных процессов.


Сотрудник организации должен для достижения эффективности своей служебной деятельности как можно больше уделять внимание совершенствованию таких психологических функций, которые способствовали бы устойчивости интеллектуальных, эмоциональных, сенсорных и волевых качеств личности в преодолении и профилактике стресса. [5]

Психологическая профилактика - содействие полноценному социально-профессиональному развитию личности, предупреждение возможных личностных деформаций, личностных и межличностных конфликтов, включая выработку рекомендаций по улучшению психического состояния и социально-профессиональных условий самореализации личности.

Преодоление стресса может быть достигнуто путем изменения взаимосвязи между человеком и окружающей средой, посредством взаимной адаптации субъекта и объекта:

1. Повышение социально-психологической компетентности специалистов. Осуществляется в ходе проведения семинаров по проблемам психологии стрессов и их пагубном воздействии на физическое и психическое здоровье человека.

2.Профилактическое (превентивное) направление преодоления стресса может происходить за счет изменения стрессорной реакции в результате повышения устойчивости организма и психики к воздействиям стрессора, поддержания функционального состояния и работоспособности на устойчивом рациональном уровне, снижения чрезмерных функциональных, эмоциональных и поведенческих реакций на стрессогенное воздействие, восстановления функционального состояния после выраженных стрессорных воздействий. Данное направление преодоления стресса имеет, как правило, оперативный характер коррекционных воздействий. Оно связано с созданием рациональных, благоприятных условий для жизни и деятельности человека, носит достаточно генерализованный характер, рассчитанный на предотвращение стресса за счет приспособления окружающей среды и деятельности (ее содержания, условий протекания и организации) к особенностям, возможностям людей (как правило, достаточно широкого их контингента).

Профилактика и нахождение путей преодоления стресса должны осуществляться как на уровне организации, так и на уровне отдельного индивида. На уровне организации профилактика стресса и стрессовых ситуаций может осуществляться за счет правильного подбора и расстановки кадров, постановки конкретных и реально выполнимых задач, верного проектирования работ, взаимодействия с членами коллектива и группового принятия решений, а также реализации программы оздоровления работников. На уровне отдельного индивида основной задачей психопрофилактики работы со стрессом и проявлениями синдрома эмоционального выгорания является создание условий, содействующих адекватному и компетентному реагированию личности на стрессогенные факторы, формирование стрессоустойчивости. Психопрофилактика направлена на создание посредством психолого-педагогических технологий условий для предотвращения ситуаций, факторов, вызывающих психологическое напряжение, стрессы и травмы, а также на повышение психологической толерантности (невосприимчивости) к ним. С целью психологической профилактики стрессов и синдрома эмоционального выгорания используются следующие технологии. [10, с. 57]