Файл: «Личностные деформации стрессового типа»(ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ СТРЕССА ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 135

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3. Личностно ориентированная диагностика, направленная на повышение аутопсихологической компетентности личности и определение стресс-симптомов.

4.Совершенствование способов деятельности. С этой целью - вовлечение сотрудников в социально и профессионально значимые инновации, повышение квалификации, стимулирование профессионального роста, личностно ориентированная аттестация, обогащение социально-профессиональной компетентности (освоение смежной специальности, разработка инновационного проекта, изучение и овладение новой технологией и др.).

5. Оптимизация психологического климата в организации. С целью уменьшения эмоциональной перенасыщенности деятельности целесообразно создание кабинетов психологической разгрузки. Обязателен ежегодный отпуск сотрудников. Важное значение имеет овладение сотрудниками приемами эмоциональной саморегуляции.

6. Создание системы мероприятий, повышающих значимость профессии. Некоторые исследователи большую ответственность за выгорание работников возлагают на руководителей. Руководителю необходимо так структурировать работу и организовывать рабочие места, чтобы дело стало более значимым для сотрудника. Чтобы повысить значимость труда сотрудников, используются такие традиционные формы, как постоянно действующие проблемные семинары, система индивидуальных консультаций, система мероприятий для удовлетворения социально-психологических (моральных) потребностей в признании, самоутверждении, самовыражении сотрудников организации. Социальное признание и удовлетворение от работы в какой-то мере могут окупить душевные затраты и препятствовать выгоранию. Большой популярностью для предупреждения и преодоления выгорания пользуются различные тренинги. Они могут проводиться как в сплоченной команде, так и с работниками из различных подразделений. Согласно опубликованным данным, тренинги совмещают несколько подходов: техники релаксации, управление когнитивным стрессом, тайм-менеджмент, тренинг социальных умений, управление дидактическим стрессом и изменение установок. В настоящее время специалистами в области психологии разработано огромное количество тестов, анкет, которые должны помочь человеку определить уровень раздраженности, возможности нервного срыва, угрозы стресса. [10, с. 58]

7. Оптимизация межличностного взаимодействия в коллективе. В связи с тем, что человек обладает целой ролевой системой, т. е. выполняет несколько социальных ролей, может возникать ролевая напряженность и даже ролевой конфликт. Смешение социальных ролей, когда в пространство профессионального взаимодействия вмешиваются иные виды отношений и связей, также является возможной причиной возникновения стресс-симптомов и, в итоге, формирования профессиональных деформаций. [10, с. 58]


Современный подход в профилактике деструктивного поведения, явившегося в ситуациях постоянного стресса, включает в себя следующие компоненты: превентивную педагогику, мотивационно-личностный тренинг, а также теорию реактивного сопротивления личности.

Профессиональная этика способствует морально-психологической подготовке сотрудников организации. Она заключается в целенаправленном формировании моральной и психологической готовности к действиям в экстремальных условиях, способности действовать профессионально, достойно переносить самые суровые стрессовые испытания в ситуации подлинной опасности для жизни, сохранять способность адекватного мышления и логических рассуждений, хладнокровие и ответственность, несмотря на множество отрицательно влияющих факторов, мобилизовать волю на решение поставленных задач. [8, с. 3-9]

Под превентивной педагогикой понимается предупредительная педагогика, т.е. профилактика (предупреждение) негативных проявлений деструктивного поведения. Теория реактивного сопротивления – это теория, предназначением которой является выявление защитных механизмов противодействия негативным явлениям, обстоятельствам окружающего социума за счет конструктивного развития личности. Мотивационно-личностный тренинг заключается в развитии социальной компетентности (способность человека к нравственно оправданному выбору направления дальнейших действий, не ущемляя прав других людей) личности (способности индивида устанавливать и сохранять устойчивые связи с окружающими людьми и общественными институтами в любой по сложности и динамике социальной ситуации).

В настоящее время социальные педагоги, психологи, педагоги и т.д. нуждаются в выработке совершенно нового подхода к профилактике профессиональной деформации и стресса, в целом. [21] Для этого важно рассмотреть проявления, по которым можно ее распознать. Крайне важным является приведение в соответствие с международно-правовыми актами действующего законодательства РФ, а также защита прав, свобод и выполнение обязанностей персоналом организации. [7, с. 219-222]

Изменение сознания сотрудников может быть эффективно предотвращена с помощью следующих процессов: самовоспитание; семья сотрудника; психологическая подготовка; работа руководителя.

Нравственное самовоспитание - активный, сознательный, целеустремлен­ный процесс формирования и развития сотрудником организации положительных и искоренения отрицательных качеств в соответствии с общественными потребностями, нравственными личными идеалами и характером слу­жебной деятельности. В процессе самосознания и нравственного самовоспитания используются многочисленные методы и приемы. К числу таких методов относятся: самонаблюдение, самоконтроль, самоанализ, самооценка, самоотчет, самопринуждение, самообладание, самодисциплина, самоограничение и самоотказ, самообязательство и др.


Семья сотрудника – это своеобразный тыл, обеспечивающий его работу. Ненормированный рабочий день и вызовы на службу отягощают круг семейных проблем дефицитом общения, а также однообразием досуга. Осуществляя воспитательную работу, руководитель обязан оказывать помощь в укреплении семьи. Психолог обязан формировать правильную реакцию членов семьи на трудности службы. Необходимо стремиться сделать отдых сотрудников и членов их семей насыщенным, увлекательным и разнообразным. Читательские конференции, диспуты, встречи с интересными людьми, спортивные соревнования, поездки в выходные дни – эти и многие другие формы культурно–массовой работы могут создать у людей хорошее настроение, нести в себе большой эмоциональный заряд, формируя в сотрудниках нравственные качества.

Психологическая подготовка сотрудников организации – важнейшая защитная мера от профессиональной деформации и деструктивного поведения. Она создает внутренние источники служебной активности сотрудников, повышает профессиональную дееспособность всех психических функций, формирует предпосылки высокоэффективного проявления всей системы ЗУН. Учитывая психологическую нагрузку, различные конфликтные ситуации, сотруднику важно знать способы эмоциональной разрядки.

Для предупреждения самоубийств сотрудников руководители различных служб и подразделений ОВД совместно с психологами и психиатрами должны строить систему общей и частной профилактической работы.

Ключевые задачи общего направления профилактических мероприятий - ослабление степени влияния негативных экономических, нормативно-правовых и социально-психологических условий жизнедеятельности личного состава, способствующих их деструктивному поведению.

Частная профилактика строится на основе учета индивидуальных и групповых факторов суицидального риска, должна быть ориентирована, в первую очередь, на своевременное распознавание сотрудников, находящихся в кризисных состояниях и оказание им первичной психологической помощи и поддержки. [11, с. 93-97]

Работа руководителя. Основной движущей силой нравственных отношений в коллективе сотрудников организации является руководитель, который должен уметь психологически воздействовать на них, помогать им освоиться в коллективе для предотвращения возникновения адаптивной деформации и задатков стрессового поведения. В предупреждении их большое значение имеет стиль работы начальника с подчиненными, его способность создать в коллективе атмосферу благожелательности, стремление оказать практическую помощь коллегам по работе. Сплоченные и устойчивые служебные коллективы с благоприятным морально-психологическим климатом являются одним из существенных факторов, сдерживающих деструктивное поведение. Предотвратить явления профессиональной деформации можно только внимательным изучением черт личности сотрудника, происходящих изменений характера, психических процессов.


Знание и учет в процессе трудовой деятельности факторов нравственной и психологической деформации, признаков деструктивного поведения имеют важное значение для руководителей, а также сотрудников организации для своевременной нейтрализации и профилактики их негативных проявлений. [21]

Психологическая профилактика суицидального поведения сотрудников организации. Систематизированное изучение самоубийств, разработка эффективной модели профилактических мероприятий, ставит ряд вопросов теоретического, организационного и прикладного характера. Ориентация на всесторонний анализ компонентов суицидального поведения определяется как научными критериями полноты и целостности описания, так и тем обстоятельством, что создание эффективной системы профилактики самоубийств возможно лишь на основе учета максимального количества факторов и их взаимосвязей, которые создают почву для формирования суицидов. Последние годы в значительной мере динамике самоубийств способствовали негативные тенденции, затрагивающие макро - и микроуровень взаимодействия личности с окружающей средой. Особую «группу риска» в настоящее время составляют сотрудники, побывавшие в очагах боевых действий, регионах межнациональных конфликтов и иных «горячих точка». Для них в ряде регионов на инициативной основе создаются лечебно-восстановительные центры и профилактории.

При проведении коррекционных или реабилитационных мероприятий следует применять только методы и процедуры, не противоречащие НПА и инструктивным документам, регламентирующим медико-психологическое обеспечение трудовой деятельности, а также профессиональной этике психолога. [17,с. 25-29]Важную роль для оценки повышенного риска деструктивного поведения в результате стресса играют мотивы поступления кандидата на службу в учреждения. В их числе, неожиданное изменение в характере предыдущей деятельности, резкое снижение должностного статуса, а также малообъяснимое и одновременно настойчивое стремление поступить на работу в силовые структуры.

2.3. Методы предупреждения личностных деформаций

В современных условиях сотрудники организации выполняют ответственные задачи в сложной обстановке постоянного воздействия психогенных факторов. Поэтому специфика службы требует от них мобилизации всех физических и психических возможностей. К наиболее изученным в настоящее время личностным ресурсам преодоления стресса относятся:


1. Информационные и инструментальные ресурсы - это способность: контролировать ситуацию (степень ее воздействия на человека оценивается адекватно); использовать методы или способы достижения желаемых целей (мастерство, способность, успешность); к адаптации, интерактивные техники изменения себя и окружающей ситуации, информационная активность и деятельность по преобразованию ситуации взаимодействия личности и стресс-ситуации; к когнитивной структуризации и осмыслению ситуации.

2.Активная мотивация преодоления, отношение к стрессам как к возможности приобрести личный опыт и возможности личностного роста; позитивность «Я-концепции», самоуважение, адекватность самооценки, осознание собственной значимости, «самодостаточности»; активная жизненная установка: чем активнее отношение к жизни, тем больше психологическая устойчивость в стрессовых ситуациях; позитивность и рациональность мышления; развитие эмоционально-волевых качеств и навыков саморегуляции;

3. Поведенческие ресурсы - модели и стратегии преодолевающего (копинг) поведения. [10, с. 66]

Исследованиями ученых установлено, что сущность «борьбы» со стрессом, его развитием и проявлением, а также «противодействия» ему заключается не только в его профилактике, но и в его коррекции. Для того, чтобы поставить стрессу надежный заслон, обеспечить истинную психологическую защиту, необходимо применять методы, приемы, основанные, в первую очередь, на знании человеком законов, управляющих работой его собственного организма. В качестве одного из наиболее эффективных методов ученые предлагают систему психологической саморегуляции. [10, с. 61] Для этого необходимо знать возможности своего организма и уметь реализовывать их в нужный момент, т.е. владеть навыками психической саморегуляции (от лат. regulare - приводить в порядок, налаживать; самостоятельное целенаправленное и сознательное изменение субъектом регуляторных механизмов своей психики на основе использования ресурсов бессознательного уровня).

Психическая саморегуляция является эффективным средством вызова позитивных физических состояний и поведения человека, осуществляемая им самим с помощью самовнушения, также ее называют психической гимнастикой, так как в ее процессе можно достигать «нейтрализации» отрицательных состояний. Обучение психической саморегуляции сотрудников может осуществляться с помощью различных методов аутотренинга.

Применение простейших методов саморегуляции усиливает стимулирующую и ориентирующую регуляцию. В их сферу входит усиление позитивных и исключение негативных установок сотрудника в отношении себя, своих возможностей, ожидаемых результатов в деятельности, выработка оптимистического профессионального настроя, также формы психического самовнушения, направленные на преодоление страха, монотонности, антипатии: самоубеждение, самоприказ, самоподкрепление, самоодобрение, приемы логики, использование образов, целенаправленное представление ситуаций, способы отвлечения, сознательное управление мышечным тонусом, дыхание, аутогенная тренировка (самовнушение). [7, с. 219-222] В основе методов саморегуляции положены следующие практические навыки: