Файл: Актуальные проблемы теории и практики современной психологии.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 224

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

з) отсутствие аппетита или, наоборот, переедание,

и) негативная «Я-концепция»,

к) агрессивные чувства (раздражительность, напряженность, тревожность, беспокойство, ),

л) упадническое настроение и связанные с ним эмоции: цинизм, пессимизм, чувство безнадежности, апатия, депрессия, чувство бессмысленности,

м) переживание чувства вины.

Первоначально этот термин применялся в отношении людей, работающих профессионально в сфере таких профессий как: врачи, педагоги, юристы, социальные работники, психотерапевты и т. д. В 1981г. Э. Moppoy предложил яркий эмоциональный образ, отражающий, по его мнению, внутреннее состояние работника, испытывающего синдром профессионального выгорания: "Запах горящей психологической проводки".

В.В.Бойко дает следующее определение термина: «Эмоциональное выгорание – это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия». [11]

В соответствии с взглядами К.Маслач и С.Джексон синдром выгорания рассматривается как ответная реакция на длительные профессиональные стрессы, возникающие в межличностных коммуникациях. Модель синдрома может быть представлена как трехкомпонентная структура, включающая в себя:

- эмоциональное истощение;

- деперсонализация;

- редукция персональных достижений.

Эмоциональное истощение ощущается как эмоциональное перенапряжение, опустошенность, исчерпанность собственных эмоциональных ресурсов. Человек не может отдаваться работе как прежде, чувствует приглушенность, притупленность собственных эмоций, возможны эмоциональные срывы.

Деперсонализация - тенденция развития негативного, бездушного, циничного отношения к раздражителям. Негативные установки, имеющие скрытый характер, могут начать проявляться во внутреннем сдерживаемом раздражении, которое входит со временем наружу в виде вспышек раздражения или конфликтных ситуаций.

Редуцирование персональных достижений – снижение чувства компетентности в своей работе, недовольство собой, уменьшение ценности своей деятельности, негативное самовосприятие в профессиональной сфере. Возникновение чувства вины за собственные негативные проявления или чувства, снижение профессиональной и личной самооценки, появление чувства собственной несостоятельности, безразличие к работе.

Состояние профессионального выгорания может быть неосознанным. Собственное неблагополучие практически невозможно увидеть со стороны, поэтому отсутствуют условия для того, чтобы вовремя начать коррекционные и восстанавливающие мероприятия.


Особенно быстро "выгорают" сотрудники - интроверты, которые не имеют избытка жизненной энергии, характеризуются скромностью и застенчивостью. Также синдрому профессионального выгорания подвержены люди попадающие в новую обстановку, в которой они должны проявить высокую эффективность. Но больше всего - подвержены работники в условиях хронического страха потери рабочего места. В России это люди старше 45 лет, для которых вероятность нахождения нового рабочего места снижается по причине возраста.

4. Причины и симптомы проявления синдрома выгорания у педагогов

На процесс возникновения и развития выгорания можно влияют внешние, объективные факторы, связанные с деятельностью, например - неблагоприятный социально-психологический климат педагогического коллектива, недостатки в организации педагогической деятельности; и внутренние, субъективные - это индивидуальные особенности личности профессионала. Начало "выгорания" лежит в обстановке на работе, наличии в ней стресса. Существует зависимость эмоционального выгорания учителей от пола, возраста, стажа работы, личностных особенностей, уровня образования, неудовлетворенности профессиональным статусом. Рассматривается влияние на уровень эмоционального выгорания особенностей преподаваемого предмета, продолжительности рабочего дня, уровня заработной платы, характера взаимоотношений с коллегами и учащимися, семейного положения, социального происхождения, мотивов трудовой деятельности.

Как показывают многочисленные исследования, уровень напряженности педагогов изо дня в день только накапливается. Педагог испытывая нервно-психическое напряжение, не всегда умеет справиться с ним, так как не владеет специальными методами и приемами саморегуляции. Профессиональный труд школьного педагога, как показывает анализ, отличает высокая эмоциональная нагруженность. Трудно даже перечислить все факторы деятельности учителя, которые могут быть объективными, и субъективными. Средняя величина рабочей недели учителя, равная, по подсчетам Л.Ф. Колесникова, 52 часам, намного выше той (40 часов), которая установлена по стране. [12] Феминизированность профессии учителя имеет целый ряд отрицательных моментов. Среди них повышенная в сравнении с мужчинами - в три раза, по данным Т.Н. Егоровой, заболеваемость психическими болезнями, высокая «стрессируемость», вызываемая бытовыми неурядицами из-за не меньшей загруженности работой по дому, отсутствия нормальных жилищных условий, недостаточности внимания, уделяемого домочадцам, низкой оплатой труда и т.п., а это нередко приводит к фрустрации как предпосылке различных психических заболеваний. Этому же способствует и «старение» учительства за счет наблюдаемого в наши дни оттока молодых кадров из школы в другие сферы.


Спектр эмоций учителя разнообразен: радость от удачно проведенного урока, удовольствие от похвалы коллеги, удовлетворенность от успехов своих учеников, огорчение от сорванного урока, сожаление из-за неготовности ученика к уроку и т.д.

Именно на нарастающее чувство неудовлетворенности избранной профессией или отсутствие перспективы профессионального роста списывают обычно, руководствуясь «здравым смыслом», резкое снижение уровня квалификации работающих учителей и повышение фактора риска психосоматических расстройств.

Большие нагрузки на эмоциональную сферу отмечал и М.М. Рубинштейн [13], выделяя в «структуре учителя» как важнейшие следующие качества: любовь к детям и оптимизм. Основное значение во взаимоотношениях учителя и детей М.М. Рубинштейн придавал «нерассудочному влиянию», поэтому для него была важна не просто «эмоционально-волевая окраска материала», но и сама личность учителя. В описании структуры учителя как противоположности представлены: волевая устойчивость и последовательность, с одной стороны, и терпение, с другой; требовательность со строгостью, с одной стороны, и необходимость смягчения их личным благоприятствующим отношением, с другой, и т.д.

Суть анализа, проделанного М.М. Рубинштейном, можно свести к следующему: только эмоционально зрелая личность в состоянии справиться с описанными трудностями. В то же время он предупреждал начинающих педагогов, что общество и наука пока что не обеспечивают условий для необходимого самообразования и самовоспитания учителя, поэтому в эмоциональном развитии учитель должен продвигаться сам, чтобы выжить и не деградировать как личность.

М.М. Рубинштейн выделяет три задачи в образовании педагога:

1) развитие того, что ему дала природа и что он должен развить в себе сам;

2) усвоение того, что ему должна дать наука и что он должен приобрести теоретической работой;

3) развитие того, что он должен создать в себе сам на этой естественной и культурной почве.

Из этих трех задач, он считает, обществом решается только вторая, так как ее решение осуществляется посредством сознания педагога [13].

Таким образом, профессия педагога связана со значительным риском профессионального выгорания, что определяется достаточно большим количеством факторов, специфических для их деятельности.

В настоящее время нет единого взгляда на структуру и динамику синдрома выгорания. Но, несмотря на различие в подходах к его измерению, можно заключить, что синдром выгорания представляет собой личностную деформацию вследствие эмоционально затрудненных или напряженных отношений в системе «человек-человек».


Последствия выгорания могут проявляться как в психосоматических нарушениях, так и в сугубо психологических (когнитивных, эмоциональных, мотивационно-установочных) изменениях личности. То и другое имеет непосредственное значение для социального и психосоматического здоровья человека, его работоспособности и продуктивности трудовой деятельности

Синдром профессионального сгорания - довольно специфический процесс. Его запускающий механизм обусловлен не столько внешними факторами, сколько внутренним миром определенного человека. Человек от навалившейся работы, если не хватает сопротивления душевных ресурсов, вспыхивает на мгновение, а потом постепенно гаснет, черствеет душой. И только эмоционально зрелые, духовно богатые, целостные личности в состоянии справиться с описанными трудностями.

Симптомы, составляющие синдром профессионального выгорания, условно можно разделить на три основные группы: психофизические, социально-психологические и поведенческие [14].

К психофизическим симптомам профессионального выгорания относятся:

• чувство постоянной усталости не только по вечерам, но и по утрам, сразу после сна (симптом хронической усталости);

• ощущение эмоционального и физического истощения;

• снижение восприимчивости и реактивности на изменения внешней среды;

• общая астенизация (слабость, снижение активности и энергии);

• частые беспричинные головные боли;

• резкая потеря или резкое увеличение веса;

• полная или частичная бессонница;

• постоянное заторможенное, сонливое состояние и желание спать в течение всего дня;

• одышка или нарушения дыхания при физической или эмоциональной нагрузке;

• заметное снижение внешней и внутренней сенсорной чувствительности: ухудшение зрения, слуха, обоняния и осязания.

Социально-психологические симптомы:

• безразличие, скука, пассивность и депрессия, пониженный эмоциональный тонус, чувство подавленности;

• повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события;

• частые нервные "срывы";

• постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет (чувство вины, обиды, подозрительности, стыда, скованности);

• чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности ;

• чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что "не получится" или человек "не справится";

• общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу "Как ни старайся, все равно ничего не получится").


Поведенческие симптомы:

• ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять ее — все труднее и труднее;

• сотрудник заметно меняет свой рабочий режим дня;

• постоянно берет работу домой, но дома ее не делает;

• ощущает чувство бесполезности своего труда, безразличие к его результатам;

• трата большей части рабочего времени на мало осознаваемое или не осознаваемое выполнение автоматических и элементарных действий;

Причинами профессионального выгорания организации выступают чрезмерные, невыполнимые требования к работникам; передача ответственности сотрудникам, не имеющим полномочий; отсутствие объективных критериев для оценки результатов труда; неэффективная система мотивирования и стимулирования персонала.

Симптомы профессионального выгорания организаций:

• неадекватно повышенная текучесть кадров (в течение года увольняются практически все сотрудники, а некоторые работают меньше года);

• сниженная мотивация к труду, слишком частые "перекуры" и "чайные" перерывы (более 30% от общего объема рабочего времени);

• профессиональная зависимость персонала от руководителей, которая проявляется либо в повышенном и неадекватном критическом отношении к управлению, либо в чувстве беспомощности без активной помощи со стороны руководства;

• слишком высокая конфликтность персонала и тяжелая атмосфера в организации.

5. Эмпирический раздел работы

«Все наши сетования по поводу того,

чего мы лишены, проистекают
от недостатка благодарности за то, 

что мы имеем»

(А. Дефо).

5.1 Планирование эмпирического исследования

Выбор объекта и предмета исследования

Объектом данного эмпирического исследования являются педагоги МОУ "СОШ № 106" г. Саратова

Предмет исследования - профессиональное выгорание у педагогов. Формулирование цели и гипотезы исследования

Цель исследования - измерить степени «выгорания» в профессиях типа «человек – человек», в нашем случае педагогов школы

Описание выборки

В исследовании приняли участие 50 педагогов МОУ "СОШ № 106" г. Саратова: 5 мужчин и 45 женщины в возрасте от 23 до 70 лет со стажем работы от 2 до 49 лет, от которых было получено добровольное согласие на участие в исследовании. Среди них присутствовали учителя начальных, средних и старших классов.