Файл: Общая характеристика безвестного отсутствия и объявление гражданина умершим как институтов гражданского права.pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 82
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Понятие и основания признания гражданина безвестно отсутствующим
1.2 Правовые последствия признания гражданина безвестно отсутствующим
2. Порядок признания гражданина безвестно отсутствующим и объявление его умершим
2.1 Условия и действия при признании гражданина безвестно отсутствующим и об объявлении его умершим
Введение
Дела о признании лица безвестно отсутствующим и объявлении его умершим в последнее время встречаются в судебной практике довольно часто. Безвестное отсутствие гражданина затрагивает интересы его ближайших родственников и других заинтересованных лиц, как с имущественной, так и не с имущественной стороны.
Обстоятельства и причины безвестного исчезновения людей все время были и оставались предметом для тщательного изучения, а также привлекали особое внимание правоприменителей (и практиков, и теоретиков). Так, тщательно изученные материалы по каждому делу всегда являются основой для выдвижения первичных версий исчезновения, а также на основе данных материалов вырабатывается тактика по направлению розыска таких лиц. А обобщение и тщательный анализ всех сведений позволяют аналитикам лучше понимать сущность этого сложного социального явления, в частности выявлять его специфические черты и закономерности, в последующем, на основе полученных результатов, вырабатывать рекомендации в этом направлении. В связи с этим, тема курсовой работы является актуальной.
Для защиты интересов таких заинтересованных лиц, в том числе и самого пропавшего, ГПК РФ предусматривает специальную судебную процедуру по признанию лица безвестно отсутствующим в порядке особого производства.
Можно выделить, пожалуй, несколько монографических работ, специально посвященных анализируемому институту, написанных за двенадцать лет действия нового гражданского законодательства: кандидатское диссертационное исследование Л. И. Кулицкой«Основания и гражданско-правовые последствия признания гражданина безвестно отсутствующим и объявления умершим и роль органов внутренних дел в установлении фактов безвестного отсутствия», 2012 года издания; С. П. Портянкиной «Судопроизводство по делам о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим в суде первой инстанции», 2009 года издания. На уровне научных статей можно отметить работы: Д. А. Рушанян, М. М. Закаряевой, Т. В. Бащенко, Ю. А. Поповой и некоторых других.
Кроме того, исследуемому институту посвящены отдельные разделы комментариев гражданского законодательства, учебных пособий.
Объект исследования - общественные отношения, возникающие в связи с признанием гражданина безвестно отсутствующим и объявление умершим в современной России. Предметом исследования являются нормы гражданского законодательства, регулирующие обязательства, возникающие с признанием гражданина безвестно отсутствующим и объявление умершим.
Цель исследования: исследование признания гражданина безвестно отсутствующим и объявления умершим в гражданском праве.
Исходя из названной цели, определены следующие основные задачи исследования:
- рассмотреть понятие и основания признания гражданина безвестно отсутствующим
- дать правовую характеристику последствия признания гражданина безвестно отсутствующим
- изучить условия объявления умершим гражданина в гражданском праве
- исследовать порядок подачи заявления о признании гражданина безвестно отсутствующим и об объявлении его умершим
- изучить процедуру судебного разбирательства
- определить последствия явки или обнаружения места пребывания гражданина, признанного безвестно отсутствующим или объявленного умершим
Теоретическая основа исследования. При написании курсовой работы были использованы нормативно-правовые акты, монографические работы, труды по гражданско-процессуальному праву, статьи в периодических изданиях.
Научно-практическое значение исследования состоит в том, что оно существенно расширяет представления автора по целому комплексу юридических наук – Теория государства и права, гражданско-процессуальное право и мн. др.
Методологическую основу исследования составил:
1) диалектико-материалистический метод познания, предполагающий рассмотрение всех явлений и процессов во всеобщей взаимосвязи, взаимообусловленности и развитии, который использовался автором для выявления взаимосвязанных отношений, касающихся признания гражданина безвестно отсутствующим и объявления умершим;
2) общенаучные методы (аналогия, индукция и дедукция, др.) использовались в работе для формулирования предложений по совершенствованию положений законодательства, касающихся признания гражданина безвестно отсутствующим и объявления умершим;
3) методы формальной логики, использованные для анализа правовых норм, касающихся условий признания гражданина безвестно отсутствующим и объявления умершим;
4) сравнительно - правовой метод, использованный автором в анализе практических ситуаций.
Структура работа. Исследование состоит из введения, двух глав, содержащих параграфы, заключения и библиографического списка.
1. Общая характеристика безвестного отсутствия и объявление гражданина умершим как институтов гражданского права
1.1 Понятие и основания признания гражданина безвестно отсутствующим
Участие гражданина в правоотношениях, если неизвестно, где он находится, где проживает или пребывает (безвестно отсутствующий гражданин), вызывает значительные трудности для других участников соответствующих отношений. Данное положение влечет правовую неопределенность в отношениях собственности, обязательственных правоотношениях, семейных отношениях и т.д.
В целях устранения правовой неопределенности в ст. ст. 42 — 44 ГК РФи в гл. 30 ГПК РФ законодатель установил процедуру признания гражданина безвестно отсутствующим. Такое признание производится в судебном порядке особого производства по заявлению заинтересованных лиц.
В качестве заинтересованных лиц могут выступать не только родственники, но и кредиторы, акционеры, юридические лица, участники общей собственности и др.[26, С. 70]
Для признания гражданина безвестно отсутствующим необходимо, чтобы в течение года не было данных по месту жительства гражданина о месте его пребывания. Заинтересованные лица должны быть активны в поиске информации о гражданине до подачи заявления в суд.
На проблемы розыскной системы правоохранительных органов обращается внимание в указании Генеральной прокуратуры РФ от 20 ноября 1998 г. N 83/36.[13]
По мнению Т. В. Грунтовской, работа по раскрытию убийств, связанных с исчезновением граждан, приобретает все большее значение. Успех борьбы с этим видом преступлений в целом зависит от эффективности и своевременности следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий.[31, С. 52]
Однако сложившаяся практика реагирования органов внутренних дел на сигналы о неизвестном исчезновении людей продолжает существенно отличаться от работы по выявлению умышленных убийств. Зачастую при рассмотрении заявлений о розыске граждан и принятии процессуальных решений территориальные органы внутренних дел допускают серьезные просчеты и нарушения законодательства, происходит дублирование дел оперативного учета. Уголовные дела по таким материалам возбуждаются в не в установленный срок. Внезапное и бессмысленное исчезновение не считается преступлением.[35, С. 41]
В установившейся практике был выявлен ряд оснований, чтобы полагать, что разыскиваемое лицо является жертвой преступления.
Для признания гражданина безвестно отсутствующим важны следующие обстоятельства:
— отсутствие данных о намерении человека уехать и причин для сокрытия от родственников отъезда, оставляя дом на длительное время, смены жилища;
— отсутствие заболевания, которое может обусловить скоропостижную смерть, потерю памяти, ориентирования во времени и пространстве; [30, С. 174]
— наличие по месту жительства или работы пропавшего личных документов, вещей (одежды) и денежных средств, без которых он не может обойтись в случае длительного отсутствия, наличие у пропавшего денежных средств или других ценностей, которые могли привлечь внимание преступников; [22, С. 71]
— наличие длительных или острых конфликтов в семье;
— безвестное отсутствие малолетнего (до 14 лет) или несовершеннолетнего (до 18 лет) лица;
— наличие преступных связей, угроз в адрес исчезнувшего лица, противоречивые объяснения и нелогичное поведение тех, кто контактировал с ним перед исчезновением;
— наличие в доме, автомобиле, на рабочем месте или другом месте следов, свидетельств возможного преступления;
— наличие объяснений опрошенных, указывающих на возможное совершение преступления
— несообщение об исчезновении лица в правоохранительные органы лицами, которые по семейным или иным обстоятельствам должны были это сделать, необоснованно позднее или несвоевременное заявление; [42, С. 266]
— внезапный ремонт квартиры, где проживал (временно находился) пропавший, или помещения, из которого он исчез;
— поспешное решение членами семьи пропавшего и (или) другими лицами различных вопросов, которые могут быть решены только при уверенности, что пропавший не вернется (обращение в пользу сбережений, переоформление собственности, имущества пропавшего, вступая в сожительство с другим лицом и т. д.).);[32, С. 142]
— исчезновение с автотранспортом;
— исчезновение, связанное с отторжением собственности (в том числе недвижимой), обменом жилой площади;
— исчезновение несовершеннолетних, а также женщин при следовании по безлюдной или малолюдной местности, особенно в вечернее или ночное время;
— безвестное отсутствие беременной женщины;
— исчезновение сотрудников правоохранительных органов.
Приведенный выше перечень не является исчерпывающим, но может быть дополнен другими факторами в процессе практической деятельности или с учетом местных условий.
При получении заявления (сообщения) о безвестном исчезновении лица необходимо незамедлительно организовать весь комплекс поисковых и оперативно-розыскных мероприятий, регламентированных требованиями Приказа МВД России от 5 мая 1993 г. N 213. [23, С. 98]
Также необходимо исключить необоснованные отказы в приеме заявлений на розыск людей. Такие заявления должны приниматься и регистрироваться в книгах учета происшествий непосредственно по обращению граждан в органы внутренних дел. [27, с. 96]
Не является основанием для отказа в приеме заявления о розыске отсутствие фотографии пропавшего, небольшой промежуток времени отсутствует, исчезновение (вплоть до исчезновения) человек в зоне обслуживания другого органа внутренних дел.[36, С. 427]
Основанием для возбуждения уголовного дела является отсутствие более 15 суток информации о судьбе или местонахождении пропавшего без вести лица и наличие одного из вышеуказанных факторов.
В ст. 42 ГК РФ указан порядок исчисления срока для признания гражданина безвестно отсутствующим при невозможности установить день получения последних данных. Началом исчисления срока считается первое число месяца, следующего за тем, в котором были получены последние сведения об отсутствующих, а при невозможности установить этот месяц — 1 января следующего года.
В нормативных правовых актах используется термин "безвестное отсутствие", который не следует приравнивать к институту признания судом гражданина безвестно отсутствующим. [29, С. 157]
Так, согласно п. 8 ст. 2 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих"в случае безвестного отсутствия военнослужащих за ними сохраняется статус военнослужащих до признания их в порядке, установленном законом, безвестно отсутствующим или объявления умершим.[10]
Указанным военнослужащим в указанный период осуществляется денежное довольствие, материальное и иные виды обеспечения, которые выплачиваются (выдаются) супругам или другим членам семей военнослужащих, проживающим совместно с ними, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, до полного выяснения обстоятельств захвата в плен или в качестве заложников, интернирования военнослужащих или их освобождения либо до признания их в порядке, установленном законом, безвестно отсутствующими или объявлением умершим.