Файл: Общая характеристика безвестного отсутствия и объявление гражданина умершим как институтов гражданского права.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 86

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Заявитель должен доказать, что он имеет юридическую заинтересованность в установлении фактов отсутствия лица по месту его постоянного жительства, следовательно, в заявлении о признании гражданина без вести пропавшим или объявлении гражданина умершим, отражаются обстоятельства, указывающие на заинтересованность лица, подавшего заявление (семейные отношения, сожительство, договорные отношения, нахождение на иждивении и др.).)[36, С. 428]

  • обстоятельства, подтверждающие утверждение заявителя.

Заявитель кроме цели заявления о признании гражданина без вести пропавшим или объявлении гражданина умершим должен указать обстоятельства, оправдывающие запрос заявителя, а в отношении военнослужащих или отдельных граждан, пропавших без вести в связи с военными действиями, - дату окончания боевых действий.

В перечень документов, прилагаемых к заявлению, подтверждающему указанные заявителем сведения о длительном отсутствии гражданина или об исчезновении гражданина при обстоятельствах, угрожающих смертью или дающих основание предполагать его смерть от определенного несчастного случая, могут быть отнесены различные письменные документы.[24, С. 25]

Доказательствами по данной категории дел являются:

  • справка о месте жительстве гражданина;
  • показания родственников, соседей, коллег, друзей, справки с места работы об отсутствии гражданина, сведения о мерах, принятых для установления местонахождения гражданина, в отношении которого ставится вопрос об объявлении его умершим (ответы на запросы суда, справки из органов внутренних дел, адресные запросы в УФМС); [39, с. 57]
  • доказательства отсутствия информации об ином месте жительства гражданина (ответы на адресные запросы и другие сведения);
  • доказательства отсутствия или наличия умышленного поведения гражданина, который скрывается от отбывания наказания, принудительного исполнения судебных актов и актов других органов;
  • уведомление из ЗАГСа об отсутствии акта гражданского состояния о смерти лица;
  • доказательства правовой цели объявления гражданина умершим.

В том случае, если заявление не содержит перечисленных сведений (указание цели, обстоятельств обращения в суд), то судья обязан оставить заявление без движения и назначить заявителю срок для устранения данного дефекта в соответствии со ст. 136 ГПК РФ.[43, С. 24]

Законодатель в ст. 277 ГПК РФ не требует указывать сроки безвестного отсутствия гражданина, однако, представляется, что такое указание необходимо.


Определено это тем, что:

1) в соответствии со ст. 42 Гражданского кодекса РФ гражданин может быть по заявлению заинтересованных лиц признан судом безвестно отсутствующим, если в течение года в месте его жительства нет сведения о месте его пребывания;

2) в соответствии с частью 1 статьи 45 ГК РФ гражданин может быть объявлен судом умершим, если в течение пяти лет отсутствуют сведения о месте его жительства, а если он исчез при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его смерть от определенного несчастного случая, - в течение шести месяцев.;

3) в соответствии с ч. 2 ст. 45 Гражданского кодекса РФ если военнослужащий или иной гражданин пропали без вести в связи с военными действиями, они могут быть объявлены судом умершими не ранее двух лет со дня окончания военных действий.

Подача заявления о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим, в то время как установленный законом срок (ст. 42, 45 ГК РФ) еще не истек, не может подтверждать отсутствие у заявителя юридического интереса, так как вопрос о годности может быть спорным. [26, С. 73]

Подача заявления о признании лица пропавшим без вести или объявленным умершим до истечения установленных законом сроков влечет за собой возвращение заявления (статья 135 ГПК РФ). Вопрос об истечении срока должен быть решен при рассмотрении дела по существу в судебном заседании.

При подаче в суд заявления по этой категории дел заявителю необходимо уплатить государственную пошлину (п. 8 п. 1 ст. 333.19 НК РФ), за исключением заявителей, освобожденных от ее уплаты (подп. 11, 12 п. 1 ст. 333.35, подп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ).

2.2 Процедура судебного разбирательства

Дела по признанию гражданина безвестно отсутствующим и об объявлении его умершим рассматриваются в особом порядке.[25, С. 7]

По делам этой категории проводится тщательная подготовка дела к судебному разбирательству (гл. 14 и ст. 278 ГПК РФ), в ходе которой судья должен привлечь к делу всех заинтересованных лиц. [29, С. 158]

В зависимости от цели обращения заявителя в суд в качестве заинтересованных лиц могут привлекаться как физические лица, так и организации: пенсионные фонды, члены семьи заявителя, имеющие право на пенсию по случаю потери кормильца, если целью признания лица пропавшим без вести или объявления умершего является назначение пенсии заявителю или его детям; другие наследники заявителя или финансовые органы; лица, имеющие право на содержание, если целью является получение наследства или содержания из имущества пропавшего без вести лица. [40]


Неспособность привлечь всех, кто заинтересован в исходе дела, является ошибкой.[44, 28]

Подготовка дела к судебному разбирательству также направлена на сбор всех необходимых доказательств, свидетельствующих о фактическом отсутствии гражданина по месту постоянного жительства. [24, С. 27]

Таким образом, в ходе подготовки дела судья выясняет, какие лица (родственники, сослуживцы и т. д.) могут сообщить информацию о пропавшем гражданине, запрашивает соответствующие организации (органы внутренних дел, воинские части и т. д.) по последнему известному месту жительства и месту работы отсутствующего (часть 1 ст. 278 УПК РФ).

Успешное решение этого вопроса возможно только в том случае, если судья располагает достаточной информацией о безвестно пропавшем или об объявлении его умершим.

В делах о признании гражданина безвестно отсутствующим и объявлении его умершим исследуется и оценивается информация о том:[39, С. 28]

  • где жил пропавший гражданин;
  • сколько он отсутствовал в этом месте (больше года или 5 лет);
  • поступали ли в течение года (5 лет) какие-либо сведения о нем;
  • какие меры принимал заявитель, чтобы разыскать пропавшего;
  • есть ли иная возможность установить, где находится гражданин;
  • имеются ли обстоятельства, дающие основание полагать, что имеет место намеренное скрывание (такого намеренного скрывания быть не должно);
  • какова правовая связь заявителя с пропавшим гражданином;
  • согласовано ли данное заявление с другими заинтересованными лицами и не возник ли спор о праве.

Например, предмет доказывания описан в решениях Черняховского городского суда Калининградской области от 30.03.2016 по делу № 2-253/2016, Корсаковского городского суда Сахалинской области от 20.11.2017 по делу № 2-1187/2017 и других судебных актах.[18], [19].

Все эти данные должны быть указаны в заявлении или выявлены при опросе заявителя или его представителя по существу заявленных им требований (ч. 1 ст. 150 ГПК РФ).

Установив круг этих лиц и организаций, которые имеют или могут иметь информацию о пропавшем гражданине, судья обязан спросить их обо всей имеющейся у них информации. [23, С. 99]

Суд не должен назначать слушание дела и рассматривать его по существу до тех пор, пока он не получит от соответствующих мест и органов категорических ответов об отсутствии лица и о том, что его местонахождение неизвестно.[25, С. 9]

По мнению С. К.Бадамшина и А. Р.Киикбаевой, справка органов внутренних дел о прекращении расследования не может быть принята судом в качестве достоверного доказательства неустановления местонахождения отсутствующего лица. [36, С. 430]


В случаях, когда гражданин, в отношении которого возбуждено дело об объявлении умершим, пропал без вести, при обстоятельствах, угрожающих смертью или дающих основания предполагать смерть от определенного несчастного случая, суд обязан при подготовке дела запросить документы, подтверждающие эти обстоятельства, а в случае их отсутствия принять решение о вызове свидетелей в судебное заседание.[44, С. 27]

В случае пропажи военнослужащих или других граждан в связи с военными действиями в заявлении должна быть указана дата окончания военных действий.

День окончания боевых действий следует называть только со ссылкой на официальное сообщение компетентных лиц: Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации или Министерства обороны России - о прекращении боевых действий, например, о прекращении операции по восстановлению конституционного порядка в Чечне. Указание даты окончания военных действий может быть признано судом общеизвестным фактом, который не нуждается в доказывании (часть 1 статьи 2). 61 УПК РФ).

Если есть основания (угроза грабеж, порча имущества) судья может предложить, но не обязать, органам опеки и попечительства назначить доверительного управляющего для охраны имущества отсутствующего гражданина (Ч. 2 ст. 278 ГПК РФ).

Исследуя указанные обстоятельства, суды определяют наличие оснований для удовлетворения заявления.

Дела о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим рассматриваются с участием прокурора. Поэтому при подготовке дела к судебному разбирательству судья обязан уведомить прокурора о месте и времени судебного разбирательства.[45, С. 179]

По результатам слушания выносится решение о признании гражданина без вести пропавшим или объявлении его умершим.

Принятое решение суда по заявлению о признании гражданина без вести пропавшим содержит презумпцию нахождения гражданина в живых.[36, С. 429]

Вступления в законную силу решения суда о признании гражданина безвестно отсутствующим влечет за собой принятие ряда мер по защите прав и законных интересов самого гражданина, признанного безвестно отсутствующим, а также других заинтересованных лиц.[33]

На основании ст. 279 ГПК РФ и ст. 43 ГК РФ вступившее в законную силу решение суда о признании гражданина безвестно отсутствующим является основанием для передачи лицу, с которым орган опеки и попечительства заключает договор доверительного управления, его имущества при необходимости постоянного управления. В данном случае, заключение договора доверительного управления является установленной обязанностью органа опеки и попечительства.


Решение суда по данной категории дел имеет иные правовые последствия:

  • имеется право на развод в упрощенном виде в органах ЗАГС (ст. 19 СК РФ);
  • прекращается действие доверенности (п. 7 стр. 1 статья. 188 ГК РФ);
  • погашаются долги по уплате налогов и сборов неизвестного отсутствующего гражданина (Статья 51 НК РФ);
  • инвалиды, находящиеся на иждивении неизвестного отсутствующего, приобретают право на получение пенсии по случаю потери кормильца;
  • расторгается договор поручения (статья 977 ГК РФ).

Вступление в законную силу решения суда о признании гражданина умершим является основанием для внесения в реестр актов гражданского состояния регистрационных записей о смерти. [25, С. 9]

В соответствии с п. 3 ст. 45 Гражданского кодекса РФ днем смерти гражданина, объявленного умершим, считается день вступления в силу решения суда об объявлении его умершим.

При объявлении умершим гражданина, пропавшего без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, суд может, но не обязан признать днем смерти этого гражданина день его предполагаемой гибели (ч. 3 ст. 45 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Вступление в законную силу решения суда об объявлении гражданина умершим влечет за собой наступление предусмотренных законом последствий (статья 113 ГК РФ) для защиты прав и законных интересов гражданина, объявленного умершим, а также иных заинтересованных лиц, связанных с правоотношениями с этим гражданином.[40]

Суд может отказать в удовлетворении требования о признании гражданина безвестно отсутствующими или об объявлении гражданина умершим, если в месте гражданина установлено, а также в тех случаях, когда срок, в течение которого нет сведений о месте пребывания гражданина, будет менее установленного.

2.3 Последствия явки или обнаружения места пребывания гражданина, признанного безвестно отсутствующим или объявленного умершим

В случае обнаружения места пребывания гражданина, ранее признанного пропавшим без вести или объявленного умершим, его правовой статус восстанавливается. [32, С. 147]Это связано с тем, что в основе признания гражданина пропавшим без вести или объявления гражданина умершим лежит предположение о том, что гражданин может быть жив.