Файл: Теории происхождения государства (Сущность теорий происхождения государства).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 150
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Сущность теорий происхождения государства
1.1. Основные теории происхождения государства
1.2. Теории происхождения Древнерусского государства
2. Особенности теорий происхождения государства в современный период
2.1. Современные воззрения на теории происхождения государства
2.2. Роль теории происхождения государства в формировании правовой культуры граждан
Введение
В условиях государственно-правовой реальности люди живут уже тысячелетия, подчиняясь государственной власти, действуя в соответствии с правовыми предписаниями. Государства появились как закономерный итог исторического процесса становления общества. Знания о причинах возникновения, сущности, особенностях функционировании государства и его институтов необходимы современному человеку для понимания их природы и роли в жизни общества и гражданина, а также для формирования собственного отношения к государственным институтам, законам и сквозь призму этого – отношения к другим людям.
Государство можно рассматривать как объединение множества людей, особую политическую интеграцию, которая предполагает наличие государственно-правовых институтов и соответствующих отношений.
Различные теории происхождения государства существуют благодаря объективным предпосылкам:
– сложность и разносторонность самого процесса происхождения страны;
– различное восприятие исследователями, экспертами, историками их несовпадающих взглядов, а также противоречивых финансовых, политических и других интересов;
– отсутствие или недостаток информации о некоторых периодах становления страны, а также ее преднамеренное искажение.
Понять происходящие в том или ином государстве процессы, невозможно не зная, как они исторически формировались. Опыт показал, что ключевые предпосылки происхождения страны и права лежат не в сфере морали или религии, они коренятся в области экономики и социальной жизни людей. О появлении признаков страны говорит выделение из общества особой группы людей, не производящих вещественных благ, а занятых только управлением и наделенных особыми возможностями и властными полномочиями. Вопросы, касающиеся сути и роли государства в обществе, до сих пор вызывают много споров, разрешить которые можно при исследовании истории страны, с учетом связей с экономикой, социально-политической и духовной жизнью общества.
Таким образом, избранная тема, несомненно, весьма актуальна.
Причем анализ теорий происхождения государства имеет не только теоретическое, но и большое практическое значение.
Объектом исследования являются общественные отношения, характеризующие теории происхождения государства.
Предметом исследования являются теории происхождения государства.
Целью работы является изучение теорий происхождения государства.
Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть сущность теорий происхождения государства;
- охарактеризовать основные теории происхождения государства;
- проанализировать теории происхождения Древнерусского государства;
- выявить особенности теорий происхождения государства в современный период;
- раскрыть современные воззрения на теории происхождения государства;
- изучить роль теории происхождения государства в формировании правовой культуры граждан.
Были изучены нормативно-правовые источники по данной теме, а также монографическая, учебная и периодическая литература.
Методологическую основу исследования составили общенаучный, логический, исторический, системно-структурный, сравнительно-правовой и аксиологический методы.
Теоретическая основа исследования. Для разработки темы курсовой работы была изучена соответствующая теоретико-правовая и другая юридическая литература, включая работы российских ученых-юристов: А.И. Батейщикова, В.В. Брындиной, А.Г. Емановой, С.А. Домашовой, Р.Н. Еникеева, Э.А. Калинина, Г.М. Керимова, И.Г. Коноваловой, Е.А. Куликовой и других ученых.
Нормативную основу исследования составляет Конституция Российской Федерации.
Рассматриваемая тема в целом достаточно разработана, однако единого источника, посвященного теориям происхождения государства, не имеется.
Структура работы представляет собой две главы, содержащие 4 параграфа. В первой главе рассмотрена сущность теорий происхождения государства; охарактеризованы основные теории происхождения государства; проанализированы теории происхождения Древнерусского государства. Вторая глава посвящена выявлению особенностей теорий происхождения государства в современный период; раскрыты современные воззрения на теории происхождения государства; изучена роль теории происхождения государства в формировании правовой культуры граждан.
1. Сущность теорий происхождения государства
1.1. Основные теории происхождения государства
Чтобы глубоко понять сущность и особенности теории возникновения государства необходимо не только рассмотреть их с социально-теоретической стороны, но и раскрыть исторические тенденции их развития. Для этого необходимо изучить все теории возникновения государства.
Государство – это социально-общественная организация, так называемый институт политической системы классового общества, который организует и концентрирует контролирующую совместную деятельность и отношения людей, общественных групп, классов и ассоциаций.
Сущность понятия «государство» является ключевой категорией предмета теории государства и права, а также других гуманитарных дисциплин. Раскрыть смысл данной дефиниции стремятся многие ученые. Каждый из исследователей толковал «государство» с различных точек зрения: юридической, экономической, социальной и многих других. В связи с этим, крайне сложно дать исчерпывающее определение этому широкому объекту. Однако поиски наиболее удобной и универсальной интерпретации не прекращаются. С эпохи глубокой древности, со времени возникновения первых государств мыслители задумались – что есть «государство»? Каждая эпоха со своими великими умами, исходя из уровня достигнутых в свое время знаний, пыталась ответить на этот вопрос.
В настоящее время в науке существует более трехсот определений данному понятию, каждое из них раскрывает смысл в соответствии со своим предметом. Рассмотрим некоторые наиболее интересные из определений:
1. «Государство – продукт непримиримости классовых противоречий» – Ленин В.И.;
2. «Государство – отношение между правительством и подданными, опирающееся на страх или любовь последних» – Никколо Макиавелли;
3. «Государство – результат договора между людьми, положившего конец естественному состоянию войны всех против всех» – Томас Гоббс.
Мы можем сделать вывод, что государство – это очень сложный социальный институт, толкование которого не может быть осуществлено с какой-то одной стороны. Для наиболее эффективного и качественного познания этого института ученые используют собирательные определения, раскрывающие глубину этого социального, экономико-политического и философского явления.
Существует множество теорий происхождения государства. В гносеологическом плане наличие множества теорий происхождения государства свидетельствует об относительности человеческого познания, невозможности создания абсолютной теории в этой области. Поэтому каждая из теорий имеет познавательную ценность, так как они дополняют друг друга и содействуют более полному воссозданию картины процесса происхождения государства.
Рассмотрим основные теории происхождения государства и права.
Теологическая теория. Основными представителями этой теории являются: Фома Аквинский, Ж. Маритен, Ф. Лебюфф, Д. Эйве. В основе данной концепций лежит представления о божественном происхождении государства. Основной характеристикой является отсутствие разделения между обществом и государством. Подобные представления появились во время формирования первобытных человеческих сообществ и просуществовали до периода средневековья. Оно является одним из самых древних. Уникальность данной теории состоит в том, что ее представители никогда не ставили перед собой задачу обосновать процесс происхождения государства, основную задачу они видели в обосновании государственной власти.
Теологическая теория обосновывает две основные идеи. Первая состоит в доказывании божественного происхождения государственной власти. Вторая задача заключается в том, чтобы подчинить светские власти церкви. Однако идеальным государством является то, которое теократическое: в котором религиозная власть верховная по отношению к светской.
Теологическая теория - ее название происходит от греческих слов «тео» – Бог и «логос» – учение, т.е. учение о Боге. Это одна из древних теорий происхождения государства. Она объясняет возникновение и существование государства божьей волей, результатом божьего промысла. Государство вечно, как сам Бог, а государь наделяется Богом властью повелевать людьми и реализовывать божью волю на земле. Люди должны беспрекословно подчиняться воле государя.
В сохранившихся литературных памятниках Древнего Египта, Вавилона, Индии, Китая четко выражена идея божественного происхождения государства. Наиболее широкое распространение эта теория получила в Средневековье. Главной ее направленностью было обоснование превосходства церковной власти над светской. Начиная с IX–X вв. формируется так называемая теория мечей (меч – символ власти), согласно которой для защиты христианства Богом были даны церкви два меча: духовный и светский. Церковь, сохранив для себя духовный меч, светский передала монарху. Поэтому монарх должен подчиняться церкви, ибо она – источник его власти. Однако имелась и другая трактовка этой теории: сторонники независимой светской власти утверждали, что монархи получили свой меч непосредственно от Бога.
В России сторонники теологической теории говорили, что царю власть дана Богом, поэтому она не может быть ничем и никем ограничена. Непослушание государственной власти может расцениваться как непослушание Всевышнему. Придавая государству и государям (как представителям и выразителям божественных велений) ореол святости, идеологи теологической теории поднимали и поднимают их престиж, способствовали и способствуют утверждению в обществе порядка, согласия и духовности. Особое внимание здесь уделяется «посредникам» между Богом и государственной властью - церкви и религиозным организациям. Вместе с тем данная доктрина умаляет влияние социально-экономических и других материальных и духовных отношений на государство и не позволяет определить, как совершенствовать форму государства, как улучшать государственное устройство. К тому же теологическая теория в принципе недоказуема, ибо построена в основном на вере [3, c. 86].
Можно сделать вывод, что с точки зрения сторонников теологической теории происхождения государства, государство – это продукт божественной воли. Бог (независимо от религиозного течения) создал Землю и различные народы (государства), в которых наделил действующего правителя верховной властью. Форма государства (территориальное устройство, форма правления и политический режим) также предопределены божественным вмешательством. Однако можно увидеть явные «острые углы» данной трактовки сути государства и государственной власти: если Бог создал государство в том виде, в каком его видят подданные монарха, то почему в других государствах иное государственное устройство (разная степень самостоятельности земель в стране, выборные лидеры, более свободный режим отношений власти и народа)?
Получается Бог допускает иные формы организации человеческого общества, чем монархия. Кроме того, любая смена действующей власти в стране должна ознаменовываться крахом самого государства как творения Всевышнего. Однако таких «божественных» катаклизмов и кар не происходит. Из этого можно сделать вывод, что Бог только заложил основу действующей формы государства и общества, дальше сами люди должны определять: подходит нам такое устройство или следует что-то изменить.
Можно говорить о том, что данная теория, с одной стороны, ограничивает варианты развития государства т.к. ставит его в рамки исходного, созданного Богом. Если взглянуть с другой стороны – предоставляет им право выбирать между государственной данностью от Всевышнего и самостоятельно установленной формой государства. Многие современные приверженцы теологических учений (А. Ауэр, Э. Вольф, X. Домбоис, Ф. Харст и др.) видят исходное основание и источник права и государства в конечном счете, именно в Боге (его разуме, воле, творении и т.д.).
В настоящее время данная концепция представляет официальную доктрину Ватикана. Современные последователи этой теории, которые считают государственную власть вечной и незыблемой. Теократическая теория доказывается наличием теоретических государств в наши дни. Правительство Ирана описывается как «теократическая республика». Глава Ирана является духовным и национальным лидером, назначается на пожизненный срок и избирается органом под названием Совет экспертов. Саудовская Аравия и Иран поддерживают религиозные суды по всем аспектам права и религиозной полиции для поддержания социальных требований. Большинство мусульманских стран Ближнего Востока имеют правовые системы, в различной степени находящиеся под влиянием шариата. Израиль, Индия и Филиппины официально признают гражданские мусульманские законы, полностью основанные на шариате. Законы шариата также применяются в различных частях Судана, Нигерии, Афганистане, Ливии и других странах. Правовая система Ватикана уходит корнями в каноническое право. Папа «имеет полноту законодательной, исполнительной и судебной властей» [5, c. 29].