Файл: Условия назначения страховой пенсии по инвалидности.pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 1976
Скачиваний: 46
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Основания и порядок признания гражданина инвалидом
1.2. Основные гарантии социальной защиты инвалидов.
1.3. Правовое регулирование отношений в области предоставления страховой пенсии по инвалидности
ГЛАВА 2. ОСНОВАНИЯ И ПОРЯДОК ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ СТРАХОВОЙ ПЕНСИИ ПО ИНВАЛИДНОСТИ
2.1. Основания и порядок назначения страховой пенсии по инвалидности
2.2. Основания приостановления и прекращения выплаты страховой пенсии по инвалидности
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы курсовой работы, заключается в том, что Россия как демократическое правовое государство провозглашает человека, его права и свободы в качестве высшей ценности. В статье 39 Конституции Российской Федерации признается право каждого человека на социальное обеспечение и одновременно возлагается на государство обязанность создавать все необходимые условия для осуществления этого права. Одна из обязательных государственных гарантий - это страховая пенсия по инвалидности. Численность пенсионеров, получающих страховую пенсию по инвалидности в России, ежегодно увеличивается примерно на один миллион человек. Инвалиды относятся к тем слоям общества, которые не в состоянии самостоятельно обеспечить себе достойный уровень жизни. Выплата инвалидам страховой пенсии по инвалидности является основным источником их дохода. Страховая пенсия по инвалидности — наиболее «ранний» вид пенсионного обеспечения, как в нашей стране, так и в других странах, так как признание человека инвалидом не зависит от возраста.
В стремительно меняющихся социально-экономических условиях развития общества неизбежно возникает потребность в реформировании пенсионной системы. В Российской Федерации с 1 января 2015г. введен новый порядок исчисления пенсий. Главная цель этих преобразований – обеспечение финансовой сбалансированности пенсионной системы и повышение солидарной ответственности государства, работодателей и самих работников за уровень пенсионного обеспечения. Связанно это с принятием Федерального закона от 28 декабря 2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», целью которого является защита прав граждан Российской Федерации на страховую пенсию, предоставляемую на основе обязательного пенсионного страхования с учетом значимости трудовой и иной общественно-полезной деятельности граждан в правовом государстве с социально ориентированной рыночной экономикой, в результате которой создается материальная основа для пенсионного обеспечения, особого значения страховой пенсии для поддержания материальной обеспеченности и удовлетворения основных жизненных потребностей пенсионеров, а также иных конституционно значимых принципов пенсионного обеспечения.
В настоящее время происходит переход на новый вид пенсионного обеспечения. В этой связи особую актуальность и значимость приобретает исследование особенностей правового регулирования отношений в данной области.
Объектом исследования выступают общественные отношения в области предоставления страховой пенсии по инвалидности.
Предметом исследования являются правовые нормы, регулирующие отношения по предоставлению страховой пенсии по инвалидности.
Целью исследования курсовой работы является изучение проблем правового регулирования отношений в области, предоставления страховой пенсии по инвалидности и внесение предложений по их совершенствованию.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
– изучить основание и порядок признания лица инвалидом;
– изучить основные гарантии социальной защиты инвалидов;
– проанализировать правовое регулирование отношений в области предоставления страховой пенсии по инвалидности;
– изучить основание и порядок назначения страховой пенсии по инвалидности;
– изучить основания приостановления и прекращения выплаты страховой пенсии по инвалидности.
Методологической основой курсовой работы выступили общие методы познания, такие как: системное и комплексное исследование, дедукция и индукция, анализ и синтез, а также специальные методы, применяемые в области правоведения, такие как: толкование закона, сравнительный анализ, методы аналогии права и аналогии закона.
Эмпирическую базу исследования составляют опубликованная практика судов Российской Федерации по отдельным вопросам правового регулирования страховых пенсий по инвалидности.
Нормативную базу исследования составляют Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года, Федеральный закон Российской Федерации «О страховых пенсиях», Постановления Правительства Российской Федерации, а также иные подзаконные акты, регулирующие пенсионные отношения.
Структура курсовой работы отражает логику и последовательность проведенного исследования. Цели и задачи определили структуру работы, состоящую из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
ГЛАВА 1. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ИНВАЛИДА КАК СУБЪЕКТА ПРАВА НА ПОЛУЧЕНИЕ СТРАХОВОЙ ПЕНСИИ ПО ИНВАЛИДНОСТИ
1.1. Основания и порядок признания гражданина инвалидом
В нормах международного права термин «инвалид» трактуется с «упором» на наличие определенных недостатков или ограничений[1].
Статья 2 Федерального закона от 24 ноября 1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов»[2] устанавливает систему гарантированных государством экономических, правовых мер, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. В комплексе защитных мер указанный закон выделяет и материальное обеспечение инвалидов, которое включает в себя денежные выплаты по различным основаниям, компенсации в случаях, установленных законодательством РФ.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона «О страховых пенсиях»[3] страховая пенсия - ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными Федеральным законом «О страховых пенсиях». При этом наступление нетрудоспособности и утрата заработной платы и иных выплат и вознаграждений в таких случаях предполагаются и не требуют доказательств.
В соответствии с постановлением «О социальной защите» предусмотрен специальный порядок признания гражданина инвалидом.
В порядке, определенном законодательством, сказано, что гражданин должен пройти комиссию в любом государственном учреждении медико-социальной экспертизы. Обычно проверка проходит в три этапа: федеральным бюро, главным бюро и местным (на уровне области или района). Порядок определения инвалидности заключается в оценке общего состояния здоровья, социально-бытовых и профессиональных данных. Учитывается все – от наличия/отсутствия опекуна до наличия/отсутствия работы.
Инвалидом считается гражданин, у которого имеются определенные нарушения в функционировании организма. Причиной таких расстройств могут стать заболевания и травмы, полученные в детском возрасте, в ходе ведения трудовой деятельности, несения военной службы, техногенных и других катастроф[4].
Инвалидность включает в себя медицинскую, правовую и социальную составляющие. Содержанием медицинской составляющей выступают медицинские технологии. Правовая составляющая предоставляет члену общества особый юридический статус в виде дополнительных прав и льгот. Социальная составляющая заключается в реализации социальной функции государства, которое в рамках предоставленных полномочий перераспределяет материальные блага в пользу нуждающихся членов общества[5].
Основаниями для присвоения инвалидности являются серьезные отклонения, которые влияют на различные функции организма (психика, речь, органы чувств, двигательная активность, физические дефекты).
При обследовании гражданина анализируются следующие критерии установления группы инвалидности:
– способность обслуживать себя;
– осуществление контроля над своими действиями;
– возможность передвигаться своими силами;
– прохождение обучения;
– умение ориентироваться во времени и пространстве;
– способность общаться;
– выполнение трудовых обязанностей.
По каждому из критериев устанавливается, сколько в процентном соотношении составляет отклонение от нормы. Для признания лица инвалидом 1 группы отклонение должно достигать более 90%. В таком случае он не может существовать без посторонней помощи.
Инвалидность 2 группы подтверждается при несоответствии норме на 70-80%. Граждане с такой группой могут выполнять определенные действия и допускаются к труду. 3 группа предполагается дисфункцию организма на 40-60%, что позволяет гражданам вести трудовую деятельность.
Список заболеваний и отклонений от нормального состояния приводится в Приказе Министерства труда № 1024 н от 17.12.2015 года[6].
Оформление инвалидности осуществляется при выполнении следующих условий:
- Установлены стойкие нарушения в работе организма, что вызвано дефектами, травмами или болезнями.
- Ограниченная жизнедеятельность (согласно установленным критериям).
- Необходимость получить социальную защиту, в том числе абилитацию и реабилитацию.
Если подтверждается только одно из перечисленных условий, то это не служит основанием для получения статуса инвалида.
Анализ состояния здоровья выполняет только уполномоченная комиссия после проведения медико-социальной экспертизы. При подтверждении серьезных нарушений в организме инвалид получает документ, где подтверждается его статус.
Срок инвалидности зависит от присвоенной группы. Для инвалидов первой группы этот период составляет 2 года, второй и третьей группы – один год.
Детям-инвалидам статус дается на срок один год, два года, пять лет или до момента исполнения 18 лет.
Инвалидность может назначаться бессрочно.
Период, на протяжении которого действует инвалидность, фиксируется в справке, выдаваемой гражданину. По окончании этого срока необходимо пройти повторное обследование. На его основе подтверждается, изменяется или снимается группа, полученная ранее.
Порядок установления инвалидности строго регламентируется и включает предоставление перечня документов и прохождение обследования.
Медико-социальная экспертиза проходит в бюро, ближайшем к месту жительства (пребывания) гражданина или нахождения его пенсионного дела, если инвалид выехал за границу. Если гражданин находится за пределами региона, где зарегистрировано его место жительство, то для прохождения процедуры требуется регистрация по месту пребывания.
Допускается проведение экспертизы в домашних условиях, если гражданин не имеет возможности появиться в бюро. Предварительно требуется решение медицинского учреждения, где наблюдается инвалид.
Чтобы пройти обследование, нужно предоставить в бюро МСЭ следующие документы:
– удостоверение личности;
– заявление на прохождение экспертизы (приложение 1);
– направление, выдаваемое лечебным учреждением;
– медицинские справки, подтверждающие наличие проблем со здоровьем;
– доверенность и подтверждение личности представителя.
Отправка заявки может выполняться через портал госуслуг. Для этого требуется регистрация на сайте и предоставление в цифровом формате документов, заверенных электронной подписью. Оригиналы направляются в бюро в срок до 10 дней.
Дополнительно могут потребоваться следующие документы:
– акт о несчастном случае на предприятии или наличии профессионального заболевания;
– сведения от лечебного заведения о наличии нарушений в работе организма с детского возраста.
В результате процедуры выдаются следующие документы:
- Акт экспертизы, подписанный главой организации и специалистами, ответственными за принятие решения (предоставляется по запросу).
- Протокол экспертизы (предоставляется по запросу).
- Справка, устанавливающая инвалидность.
- Программа реабилитации, учитывающая индивидуальные особенности гражданина.
При необходимости назначается дополнительное обследование, позволяющее вынести окончательное решение.
Если имеется документ о временной неспособности выполнять трудовые обязанности, в нем ставится отметка о группе и дате подтверждения инвалидности.
При отказе в присвоении инвалидности гражданин может получить справку, где зафиксированы результаты обследования.
Датой, с которой действует инвалидность, считается день регистрации заявления со стороны гражданина о прохождении экспертизы.
Обжаловать полученное решение гражданин может во внесудебном порядке путем подачи заявления в бюро (приложение 2). Документы предоставляются непосредственно в бюро или в вышестоящую инстанцию. Допускается предоставление заявления лично, почтовым отправлением или в цифровом формате на официальных сайтах бюро или портале госуслуг. После поступления жалобы в течение месяца назначается повторное обследование.