Файл: Теории происхождения государства (Сущность теорий происхождения государства).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 160
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Сущность теорий происхождения государства
1.1. Основные теории происхождения государства
1.2. Теории происхождения Древнерусского государства
2. Особенности теорий происхождения государства в современный период
2.1. Современные воззрения на теории происхождения государства
2.2. Роль теории происхождения государства в формировании правовой культуры граждан
2. Особенности теорий происхождения государства в современный период
2.1. Современные воззрения на теории происхождения государства
Дать полную характеристику всем учениям, затрагиваемым в теме «Происхождение государства и права», которые исследуются в отечественной теоретической правовой науке, вряд ли можно в одной статье: их слишком много. Так, например, анализируются причины возникновения 15 теорий о происхождении государства.
В основном, эти же теории приводятся и во многих учебниках по теории государства и права при раскрытии темы, посвященной объяснению происхождения государства. Не анализируя плюсы и минусы такого подхода к характеристике теории происхождения государства, отметим, что в целом он, как нам представляется, имеет один, но существенный недостаток. Этот недостаток заключается в том, что в результате такого подхода объяснения темы происхождения государства, студенты и все, кто интересуется причиной происхождения государства, не получают ответа на главный вопрос: как и для чего возникает в современном человеческом обществе государство [17, c. 8].
Между тем, если подумать глубже, то людей, изучающих науку «Теория государства и права», да и всех, кто обращается к этой дисциплине, больше всего волнует вопрос: как должно формироваться государство, исходящее из интересов государственно организованного народа и защищающее естественные права и свободы человека? Теперь зададимся следующим вопросом: отвечает ли отечественная теоретическая правовая наука, анализируя и, в основном, критикуя те, отмеченные 15 теории происхождения государства, на поставленный нами вопрос?
По нашему мнению, ответ здесь может быть только однозначным и отрицательным: нет, не отвечает. Более того, в большинстве учебниках по теории государства и права тему происхождения государства все еще продолжают раскрывать с опорой на работу Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства». На этот момент обратил внимание и проф. Ф.М. Раянов в своей опубликованной монографии под названием: «Правовое обществоведение».
В частности, он пишет: «Если автор, «заряженный» марксистским учением об обществе, считает, что государство появляется тогда, когда складываются антагонистические противоречия между бедными и богатыми и государство возникает как инструмент защиты интереса имущих классов, то такое утверждение уже предопределяет суть почти всех следующих тем. Даже само понятие государства и его сущность объективно будут вытекать из социального назначения государства. Социальное же назначение государства, по марксистскому учению, просто не может не быть ничем иным, кроме как защитой классовых интересов экономически господствующего класса. То же самое и с определением функции государства: главная функция государства, по марксистскому учению, опять же будет сводиться к всесторонней защите интересов того же экономически господствующего эксплуататорского класса. Поэтому содержание темы происхождения государства – это тот узелок, с которым органически взаимосвязаны все другие темы науки «Теория государства и права» [18, c. 75].
Видимо, именно поэтому отечественная теоретическая правовая наука, в основном, критикует все другие многочисленные теории происхождения государства, кроме, конечно, марксистко-ленинской теории. Думается, что такой подход к раскрытию темы происхождения государства в отечественной теоретической правовой науке должен быть существенно переосмыслен. Вот в этих условиях мы и считаем, что отечественной теоретической правовой науке необходимо больше обратить внимание на осмысление возникновения того государства, которое наиболее лучше могло бы обеспечить благосостояние многонационального российского народа и успешнее защитить естественные права и свободы человека [6, c. 178].
В современном мире лучше всего с этими задачами справляются правовые государства. Ведь и сама Российская Федерация, в своей постсоветской Конституции позиционировала себя именно правовым государством (ст. 1). Однако наша постсоветская правовая наука, к сожалению, не сумела сделать ничего существенного для пополнения и развития теории правового государства, которая сложилась еще в дореволюционной России. Если сравнить изыскания в этой области наших современных ученых и ученых досоветского периода, то в трудах таких ученых, как В.М. Гессен, Б.А. Кистяковский, С.А. Котляревский, Н.М. Коркунов, Н.И. Палиенко, и некоторых других вопросы теории правового государства раскрывались более глубоко и всесторонне.
К этим словам мы лишь можем добавить, что даже в количественном отношении в отечественной теоретической правовой науке проблемами правового государства сегодня плотно занимается значительно меньшее число ученых, чем даже в досоветское время. Нам, например, кроме Уфимской научной школы проблем правового государства, не известно ни одной другой научной школы в нашей стране, где бы уделяли такое большое внимание проблемам правового государства, чем в Уфе.
Поэтому сегодня в России научные представления о правовом государстве остаются неразвитыми. Они не соответствуют представлениям о правовом государстве, распространенным в развитых странах мира. Отсюда и необходимость полного переосмысления теории правового государства, сложившейся на сегодня в нашей стране [19, c. 14]. К тому же, на сегодня уже известны основные государственно-правовые рычаги, с помощью которых многие государства обеспечивают свое успешное развитие. Этими институтами являются такие, как институты гражданского общества и правового государства.
Но эти институты в нашей стране могут эффективно функционировать лишь при полной реализации сути и содержания таких статьей действующей Конституции Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. [1], как, например, статьи 2, 3, 18.
2.2. Роль теории происхождения государства в формировании правовой культуры граждан
Появление частной собственности и развитие экономических взаимоотношений способствовали возникновению противоборствующих классов, а, следовательно, и к необходимости государственной власти, способной согласовывать общественные дела. Предпосылки зарождения государства связаны не только с развитием производства, но и с воспроизводством самого человека, что оказывает разностороннее воздействие на создание общества, структуру его внутренних и внешних отношений, культуру.
Основные признаки государства:
1) наличие публичной власти, выделенной из общества или же не совпадающей с общественностью страны (государство в обязательном порядке владеет установкой управления, принуждения, правосудия; публичная власть − это госслужащие, полиция, суды, тюрьмы);
2) система налогов, займов (существенная часть бюджета любого государства, важная для проведения конкретной политической деятельности и содержания государственного аппарата и людей);
3) территориальное деление населения (государство объединяет собственной властью и защитой всех людей, населяющих его территорию, автономно от приспособления к какому-либо роду, племени, учреждению);
4) право (государство не может существовать без права, так как последнее юридически оформляет государственную власть и тем самым делает ее законной, определяет юридические границы и формы объективизации государственной власти);
5) монополия на правотворчество (издает законы, подзаконные акты, трансформируя их в юридические критерии поведения);
6) монополия на законное применение силы, физического принуждения (допустимость лишать людей всех ценностей);
7) устойчивые правовые связи с общественностью, живущей на его территории (гражданство, подданство);
8) обладание определенными материальными средствами для проведения собственной политики (государственное имущество, бюджет, денежная единица и т. д.);
9) монополия на официальное представительство всего общества (никакая другая конструкция не вправе представлять всю страну);
10) суверенитет (присущее государству господствующее положение на всей территории, неподконрольность в интернациональных отношениях);
11) наличие государственных символов (флаг, герб, гимн)
В формировании правовой культуры граждан страны основополагающую роль играет базовая теория происхождения государства. Наиболее известны ирригационная, теологическая, патриархальная, теория насилия, органическая и классовая теории происхождения государства. В нашей стране длительное время господствовала классовая теория возникновения государства К. Маркса и Ф. Энгельса, которая наиболее полно изложена в работе Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства».
Классовую теорию поддерживал и пытался развить дальше В.И. Ленин. Одно из основных ее положений − учение о социально-экономической формации. Финансовые взаимосвязи – это базовые отношения, а государство и право, относясь к надстроечным явлениям, находятся в зависимости от экономической системы общества, полностью ею определяются, хотя и обладают определенной самостоятельностью. Согласно марксистской концепции государство возникло, сначала вследствие экономических обстоятельств: общественного разделения труда, появления дополнительного продукта и частной собственности, а затем раскола общества на классы с противоположными финансовыми интересами [10, c. 35].
Ф. Энгельс акцентировал внимание на том, что государство не является силой, навязанной обществу.
Основные положения классовой теории:
− материальные условия общества играют в жизни людей значительную роль и реорганизация форм трудовой деятельности, ведения хозяйства, собственности, общественное разделение труда оказали влияние на появление государства;
− с формированием общества и переходом его от присвоения продуктов природы к их производству, происходит дифференциация людей по имущественному признаку [16, c. 59].
Государство оказывает воздействие на всю жизнь общества и поведение человека, способствует формированию правовой культуры граждан. Современному человеку знания о возникновении, сущности, функционировании государства и его институтов необходимы для понимания их природы, роли в жизни общества и гражданина, а также для выработки своего отношения к государственным институтам, к закону и через это – отношения к другим людям. Ознакомление с основными теориями происхождения государства позволяет понять необходимость государства как формы существования и развития общества, реализации его потребностей [12].
Юридическая наука серьезное внимание уделяет состоянию правовой культуры в современном российском обществе, ее роли в формировании и развитии гражданского общества [13]. Под культурой понимают, прежде всего, стремление к цивилизованному образу жизни, повышение духовных, поведенческих, интеллектуальных и психологических ценностей отдельно взятой личности и общества в целом [15]. Правовая культура, являясь составной частью общечеловеческой культуры, превосходит границы нормативного воздействия права на социальные отношения, прямо и косвенно влияет на формирование сознания и деятельность личности в самых различных сферах жизни общества. Поэтому не случайно вопросы формирования правовой культуры имеют самое прямое отношение к подавляющему большинству проблем построения правового государства и гражданского общества.
Правовая культура − один из обязательных элементов гражданского общества, правового государства, включающий в себя и правовую культуру населения, и правовую культуру должностных лиц, органов власти, государства в целом. Правовая культура составляет внутреннюю, ментально-духовную сторону правовой системы общества и глубоко пронизывает правосознание, право, правовые отношения, законность и правопорядок, правотворческую, правоприменительную и любую иную юридическую деятельность, регулирует поведение людей, сообразуясь с социокультурными, историческими особенностями различных этносов, выступает инструментом достижения социальной стабильности.
Состояние правовой культуры любого государства показывает степень зрелости конкретной правовой системы. Это в полной мере относится и к современной России, правовая система которой отражает достигнутый уровень прогрессивно-правового развития общества. Правовая культура личности формируется сквозь призму правовой культуры общества, представляющей собой систему ценностей конкретного общества.