Файл: Теории происхождения государства (Сущность теорий происхождения государства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 159

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Составляющие элементы правовой культуры общества:

− юридическая практика в государстве;

− соблюдение законов и порядка;

− общий уровень правосознания;

− общее состояние законодательной базы и прочие.

Правовая культура личности обладает своей спецификой, так как подразумевает не только понимание правовых основ и процессов, но и неукоснительное соблюдение закона, т.е. выработанные обществом нормы должны стать привычными для каждого его члена.

Элементы правовой культуры личности:

– знание законодательства и применение знаний на практике, соблюдение законов;

– формирование личного отношения к праву, что находит отражение в правомерном и законопослушном поведении;

– умение индивидуума применять на практике свои знания в сфере юриспруденции, способность защитить свои права и свободы, не нарушая закон.

Правовая культура играет в обществе роль нормативного ориентира, активно вторгается в социальную среду, обеспечивая необходимый уровень индивидуального правосознания и вовлекая индивидов в единую систему социальной организации. Правовая культура на основе существующих в обществе знаний и представлений формирует легитимные и общепризнанные образцы поведения, нормы, ценности, стереотипы и правила в отношении к праву, регулирующие деятельность социальных субъектов. Взаимосвязь между правовой культурой и правовым поведением обусловлена их функциональной направленностью на поддержание отношений, взаимодействия, взаимопонимания, обеспечения социального порядка и безопасности.

Любое правовое поведение и всякая правовая культура включают в себя и положительные, и отрицательные устойчивые черты, наблюдаемые в сознании и поведении субъектов правового процесса. Правовая культура опосредованно определяет правовое поведение человека на обыденном уровне и находит свое практическое воплощение как в правосознании, так и в правовом или противоправном поведении граждан или групповых общественных субъектов. Причем отклоняющееся от правовых норм поведение − часто следствие слабой правовой информированности, социальной наивности и деловой некомпетентности.

В течение длительного времени в российском обществе не существовало благоприятных предпосылок для развития правовой культуры, что объяснялось наличием различных объективных и субъективных факторов. Отечественной правовой системе было свойственно неуважительное отношение к личности, к ее правам и свободам, низкая роль судебной власти и т. д.


Таким образом, юридическая наука на современном этапе серьезное внимание уделяет решению проблемы формирования правовой культуры каждого гражданина нашей страны, что должно способствовать поднятию престижа права и воспитанию уважения к закону; созданию условий для развития гражданской и правовой активности в обществе; организации изучения права на всех уровнях образовательного процесса; расширению информирования населения о действующем законодательстве и обеспечению доступа всех слоев населения к юридической информации. Также в процессе формирования правовой культуры личности необходимо активно участвовать не только правоохранительным органам, но и семье, и образовательным учреждениям.

Заключение

Мы можем сделать вывод, что государство - это очень сложный социальный институт, толкование которого не может быть осуществлено с какой-то одной стороны. Для наиболее эффективного и качественного познания этого института ученые используют собирательные определения, раскрывающие глубину этого социального, экономико-политического и философского явления.

Существует масса теорий происхождения государства. В гносеологическом плане наличие множества теорий происхождения государства свидетельствует об относительности человеческого познания, невозможности создания абсолютной теории в этой области. Поэтому каждая из теорий имеет познавательную ценность, так как они дополняют друг друга и содействуют более полному воссозданию картины процесса происхождения государства.

Теологическая теория. Основными представителями этой теории являются: Фома Аквинский, Ж. Маритен, Ф. Лебюфф, Д. Эйве. В основе данной концепций лежит представления о божественном происхождении государства. Основной характеристикой является отсутствие разделения между обществом и государством. Подобные представления появились во время формирования первобытных человеческих сообществ и просуществовали до периода средневековья. Оно является одним из самых древних. Уникальность данной теории состоит в том, что ее представители никогда не ставили перед собой задачу обосновать процесс происхождения государства, основную задачу они видели в обосновании государственной власти.

Патриархальная теория. Данная теория возникла еще в древности, ее создателями являлись Аристотель, Конфуций. В основе данных концепций государство является «продуктом разросшейся семьи». Смысл теории в том, что люди – существа коллективные, которые стремятся к взаимному общению, приводящему к созданию семьи. Разрастание семьи ведет вначале к появлению поселений, которые затем преобразуются в государство. Глава семьи становится главой государства - монархом. Его власть – это продолжение власти отца, а монарх – отец всех своих подданных. Следовательно, все люди должны подчиняться государственной власти и ее законам.


Органическая теория. В основе данных концепций лежат представления о государстве как о живом организме. По мнению выдающихся философов данной доктрины, государство возникает и развивается подобно биологическому организму. Люди образуют государство, как клетки «живой организм», т. е государство является продуктом социальной эволюции. Достоинством теории - это восприятие государства как единого целого и взаимосвязанного организма.

В мире всегда существовало и существует множество различных теорий, объясняющих процесс возникновения и развития государства и права. Ведь каждая из них отражает различные взгляды и суждения различных групп, слоев, наций и других социальных общностей на данный процесс, а также взгляды и суждения одной и той же социальной общности на разные аспекты данного процесса возникновения и развития государства и права. Каждая из теорий по- своему уникальна и имеет свою теоретическую обоснованность. Это говорит о том, что весьма трудно почти невозможно выделить единственный фактор определяющий процесс возникновения государства во всех регионах и у всех народов.

Древнерусское государство образовалось до призвания варягов, гораздо раньше, чем гласит «Повесть временных лет». Но в то же время, нельзя утверждать и то, что призвание варягов не имело места в российской истории. Вероятнее всего, призвание было, но государство на Руси начало формироваться в более ранний период. Это доказывают различные факты, такие как строительство Киева, а также военные походы. За более чем триста лет изучения вопроса о возникновении древнерусского государства в разные периоды времени в науке попеременно главенствовали в основном три теории - норманнская, славянская и славяно-варяжская, все прочие теории представляются достаточно спорными. Наиболее правдоподобной мне представляется славяно-варяжская теория возникновения древнерусского государства. Но все же, при современном уровне знаний, ни одну из рассмотренных теорий невозможно ни опровергнуть, ни принять за абсолютную истину.

Поэтому сегодня в России научные представления о правовом государстве остаются неразвитыми. Они не соответствуют представлениям о правовом государстве, распространенным в развитых странах мира. Отсюда и необходимость полного переосмысления теории правового государства, сложившейся на сегодня в нашей стране. К тому же, на сегодня уже известны основные государственно-правовые рычаги, с помощью которых многие государства обеспечивают свое успешное развитие. Этими институтами являются такие, как институты гражданского общества и правового государства. Но эти институты в нашей стране могут эффективно функционировать лишь при полной реализации сути и содержания таких статьей действующей Конституции Российской Федерации от 12 декабря 1993 г., как, например, статьи 2, 3, 18.


Таким образом, юридическая наука на современном этапе серьезное внимание уделяет решению проблемы формирования правовой культуры каждого гражданина нашей страны, что должно способствовать поднятию престижа права и воспитанию уважения к закону; созданию условий для развития гражданской и правовой активности в обществе; организации изучения права на всех уровнях образовательного процесса; расширению информирования населения о действующем законодательстве и обеспечению доступа всех слоев населения к юридической информации. Также в процессе формирования правовой культуры личности необходимо активно участвовать не только правоохранительным органам, но и семье, и образовательным учреждениям.

Список использованных источников

1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. // Российская газета. 1993. 25 декабря.

2. Батейщиков А.И. К вопросу о теологической теории происхождения государства в современных реалиях // Вестник науки. 2018. № 1. С. 4-12.

3. Брындина В.В. Государство в неотомистской концепции Жака Маритена // Правопорядок: история, теория, практика. 2019. №1 (1). С. 86-88.

4. Возникновение государства у восточных славян.. –URL: httр://drеvnijmir.ru/fо/сiv (дата обращения: 09.11.2019).

5. Еманов А.Г. Домашова С.А. Анализ формирования и развития религиозного начала в государственности // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. 2019. № 7. С. 29-34.

6. Еникеев Р.Н. Новое в учениях об институтах происхождения государства // Государственно-правовые институты современного общества. 2018. С. 178-181.

7. Калинина Э.А. Общая теория государства и права: Учебно-методический комплекс. Мн.: МИТСО, 2017. 547 с.

8. Керимов Г.М. Шариат: Закон жизни мусульман. Ответы Шариата на проблемы современности. СПб.: «ДИЛЯ», 2018. 512 с.

9. Коновалова И.Г. Образование Древнерусского государства: Взгляд с востока. - URL:https://cyberleninka.ru/article/n/obrazovanie-drevnerusskogo-gosudarstva- vzglyаd-s-vоstоkа (дата обращения: 09.11.2019).

10. Куликова Е.А. Роль теории происхождения государства в формировании правовой культуры граждан // Наука, образование, инновации. 2018. С. 35-42.

11. О «норманнском вопросе»: легенда и споры о варягах и Рюрике. Федеральный портал История.РФ. – URL: httрs://histrf.ru (дата обращения: 09.11.2019).

12. Основные теории происхождения государства. URL: http://theoldtree.ru/gosudarstvo_i_pravo/osnovnye_teorii_proisxozhd eniya_2.php (дата обращения 08.11.2019).