Файл: Профессиональное выгорание. Проблемы профессионального выгорания педагогов.pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 167
Скачиваний: 2
За последнее десятилетие актуальна проблема поддержания психологического здоровья педагогов школы. Причинами этого являются условия выполнения государственных образовательных стандартов в Республике Казахстан и ФМОС в России, увеличение информацинного потока, внедрение новых реформ, современных технологий в школы. Освоение новых технологий зависит от возраста преподавателей, индивидуальных особенностей личности, уровня подготовки к работе и адаптации к информационным технологиям, опыта работы и др.
По словам А. Меграбяна, эти случаи часто встречаются в умственной деятельности педагогов при острых аффективных переживаниях. Большинство людей, страдающих этим симптомом, жалуются на потерю удовольствия в мышлении и восприятии, в снижении эстетических чувств и эмоциональной привязанности к близким, чувства беспричинного беспокойства. [12, 54]
М. В. Борисова отметила важные детерминанты, способствующие возникновению и динамике выгорания, к которым относятся несформированность умений и навыков саморегуляции, плохой социально-психологический климат и недостатки в организации педагогической деятельности – низкий уровень автономности, неравномерное распределение рабочей нагрузки, отсутствие стимулов, отсутствие возможностей для профессионального и карьерного роста . [2, 98]
Некоторые социальные факторы, сопровождающие педагогическую работу, влияют на устойчивость к психологическому стрессу: миграционный фактор, уровень урбанизации окружающей среды, число педагогических коллективов.
М.В. Борисова отметила важные детерминанты, способствующие возникновению и динамике горения, к которым относятся недостаточное формирование навыков и навыков саморегуляции, неудовлетворительный социально-психологический климат и недостатки в организации педагогической деятельности-низкий уровень самостоятельности, неравномерное распределение нагрузки, недостаточное стимулирование труда, отсутствие возможностей для включения в профессиональный рост и управление.
Педагогическая профессия относится к профессиям степени крайне стрессовых и эмоционально напряженных, учительство характеризуется очень низкими показателями физического и психического здоровья. Данные показатели снизятся по мере увеличения стажа работы. Для отработавщих в школе 15-20 лет педагогов характерны «педагогические кризы», «истощение», «сгорание».
В итоге, профессиональная деятельность педагога является одним из наиболее напряжённых в психологическом отношении видов социальной деятельности, вследствие чего её можно отнести к разряду тех профессий, которые в большей степени подвержены влиянию феномена профессионального выгорания. Надо отметить, что эмоциональное выгорание педагогов теоретически обоснованы, изучены многими авторами. Ими названы причины возникновения профессионального выгорания педагогов, стадии возникновения эмоционального выгорания, объективные и субъективные факторы, влияющие на выгорание.
2. Эксперимент по апробированию эффективности программы для профилактики эмоционального выгорания педагогических работников
Быстрое выздоровление в кратчайшие сроки, контроль над собой и ситуацией, умение быстро адаптироваться к сложным условиям, преодоление существующих трудностей – все это характерно для психического здоровья, которое предполагает состояние душевного равновесия личности.
В основе стрессоустойчивости лежат такие качества, как самооценка и самопознание, физическая культура и самочувствие, умение изменять и управлять своими эмоциями. Стоит отметить, что самооценка – это умение управлять своим поведением в экстремальных ситуациях, а не качество личности.
В случаях психических расстройств, вызванных эмоциональным выгоранием, вышеперечисленные свойства имеют решающее значение. В их основе лежат многие методы профилактики и коррекции эмоционального выгорания.
Эксперимент, разработанный для педагогов, с учетом профессиональных особенностей, с согласия участников, был апробирован на 20 испытуемых.
Реализация программы по профилактике эмоционального выгорания прошла в 2008-2009 гг. в МУЦГБ г.Ноябрьске. Тогда в эксперименте приняло участие 17 медицинских сестер отделения реанимации и интенсивной терапии. Занятия проходили два раза в месяц в течение года. Программа была рассчитана на 24 занятия. В основу проведения нынешнего эксперимента с педагогами по профилактике эмоционального выгорания взята для апробации данная программа.
Программа экспримента с участием педагогов предусматривает:
обучение управлению образовательным и дидактическим стрессами (т. е. испытуемые получают теоретический материал о тревоге и стрессе);
обучение навыкам самообладания: тренинг релаксации, формирование навыков ассертивного поведения, тайм-менеджмент (технология тайм-менеджмента и повышение эффективности ее использования);
обучение поведению в стрессовых ситуациях – демонстрация поведения (например, стрессовые воздействия и управление ими через ролевые игры).
Были использованы следующие психологические инструментарии: диагностика эмоционального выгорания, с помощью опросника эмоционального выгорания В. В. Бойко, методика диагностики уровня эмпатических способностей В.В. Бойко; методика диагностики синдрома эмоционального (профессионального) выгорания К. Маслач, С. Джексон (MBI) в адаптации Н.Е. Водопьяновой; методика диагностики уровня личностной и ситуативной тревожности Спилбергера-Ханина. [27, 486-490; 17, 66, 292].
Программа включила в себя:
1) определение краткосрочных и долгосрочных целей;
2) использование тайм-аутов. Для обеспечения психического и физического благополучия тайм-ауты очень важны, т. е. отдых от работы и других нагрузок;
3) овладение навыками саморегуляции. Овладение психологическими навыками, такими как расслабление (релаксация), идеомоторные акты, постановка целей (составление карты желания)и положительная внутренняя речь помогают снизить уровень стресса, который приводит к эмоциональному выгоранию. Например, определение конкретных целей поможет нормализовать профессиональную и личную жизнь;
4) профессиональное развитие и самосовершенствование. Одним из способов профилактики эмоционального выгорания является профессиональный обмен информацией с представителями других служб. Сотрудничество дает ощущение более широкого мира, чем тот, который внутри отдельной команды;
5) предотвращение нежелательной конкуренции. В жизни много случаев, когда невозможно избежать конкуренции. Но слишком большое стремление к успеху вызывает тревожность, способствует чрезмерной агрессивности человека, что в свою очередь вызывает возникновение синдрома эмоционального выгорания;
6) эмоциональное общение. Когда человек анализирует свои чувства и делится с другими, вероятность выгорания значительно снижается или этот процесс не является очевидным. Поэтому сотрудникам, попавшим в трудную рабочую ситуацию, предлагается обменяться мнениями с коллегами, чтобы получить профессиональную поддержку. Когда сотрудник делится с коллегами негативными эмоциями, присутствовавшие могут найти разумные решения их проблем;
7) сохранить хорошей физической формы. Существует тесная связь между телом и умом. Хронический стресс влияет на человека, поэтому очень важно сохранить хорошую форму тела, благодаря физическим упражнениям и эффективному питанию. Неправильное питание, злоупотребление алкоголем, сигаретой, чрезмерное снижение или увеличение массы тела только обеспечивают симптомы проявления эмоционального выгорания.
Каждый человек не может самостоятельно выявить появление этого синдрома у себя, так как не понимает симптомы выгорания и не знает, как себя вести.
Профилактические, лечебные и реабилитационные мероприятия должны быть направлены на снятие стресса – определить причину рабочего стресса, разработать пути его снятия, повысить профессиональную мотивацию, выровнить баланс между затраченными усилиями и полученными вознаграждениями. При появлении и развитии у любых специалистов признаков эмоционального выгорания необходимо обратить внимание на улучшение условий труда (организационный уровень), характер взаимоотношений, возникающих в коллективе (межличностный уровень), личностные реакции и заболевания (индивидуальный уровень).
Здесь на помощь приходят тренировочные и учебные занятия, которые позволяют раскрыться каждому человеку.
Групповой психологический тренинг – совокупность активных методов практической психологии.
Существуют различные методы проведения тренингов. Н.В. Семилет, например, предлагает:
тематические дискуссии, на которых обсуждаются актуальные вопросы для всех участников тренинговой группы;
биографические дискуссии, ориентированная на предыдущий опыт;
интеракционные дискуссии, материалы которых содержат структуры и содержание взаимоотношений между членами группы.
Очень важны игровые методы, включающие ситуационно-ролевые, дидактические, творческие, организационно-деятельностные, имитационные и деловые игры.
Медитативную технику также следует отнести к тренировочным методам, так как опыт показывает полезность и эффективность их применения в процессе групповой работы. Чаще всего эти подходы используются для обучения физическим и сенсорным расслаблениям, избавлению от чрезмерного психического напряжения, стрессовых состояний и, в конечном итоге, приводят к развитию навыков саморегуляции и утверждению способов саморегуляции.
Таким образом, обобщая вышесказанное, мы приходим к выводу о том, что программа профилактики эмоционального выгорания должна строиться на тренингах, с применением различных тренинговых методов, так как именно такая деятельность позволит справиться с вышеперечисленными симптомами эмоционального выгорания.
Для реализации вышеуказанных направлений программы выделены принципы по организации деятельности участников:
1.осуществляется принцип оптимизации развития, т. е. активное вмешательство в текущие события с целью оптимизации условий, необходимых для личностного развития при обучении. Применение различных специальных упражнений должно стимулировать саморазвитие участников и направить их усилия на необходимое русло;
2.принцип постоянной обратной связи, т. е. участник получает постоянную обратную связь от других членов группы по результатам своей деятельности в ходе тренинга. Благодаря этому человек учится корректировать свое последующее поведение, заменяет неудачные способы общения новыми и проверяет эффективность их воздействия на окружающую среду. Группа создает условия, гарантирующие готовность предоставить обратную связь участникам (рассказать о них другим) и принимать ее (слушать других). Это сознательная осуществляемая обратная связь дает эффект максимального развития;
3. принцип самопознания, т. е. постоянное самовыдвижение участников, понимание и четкое формулирование важных вопросов их личности. В содержании занятий обсуждаются упражнения и процедуры, которые помогут человеку понять себя и свои личностные качества. Участник видит себя в различных ситуациях, когда необходимо принять определенное решение и осуществить его. Это не вербальный метод, а практическое действие.
4. принцип интерактивного диалога, т. е. равноправное и полноценное межличностное общение во время групповых занятий. Такое отношение основано на уважении участников, их полной уверенности друг в друге, а также стремлении быть более открытыми, не боясь говорить о своих чувствах и мыслях. Если участники доминируют в одной или нескольких группах, то общение теряет реальный характер диалога и превращается в монологическое выступление, что противоречит характеру тренинга.
Вопросы, рассматриваемые как для медицинских сестер, так и для педагогов, одинаковы. Например, во время проведения лекций и семинаров были рассмотрены стресс, тревога, способы решения сложных ситуаций, а также причины возникновения депрессии.
Основным направлением программы является обучение навыкам преодоления стресса, так как его отсутствие в самостоятельном решении проблемы связано с эмоциональным выгоранием, а основной задачей является обучение педагогов «оставлять работу на работе», рационально использовать свое время, бороться с внутренней усталостью и т. д.
Последнее направление помогает реализовать полученные знания на практике. Это очень важный момент в нашей программе, потому что слушать одно дело, а другое – попробовать себя. Это позволит участникам самостоятельно освоить стрессовые и спорные ситуации.
В ходе занятий было проведено не только квалифицированное определение диагностик и психологического состояния отдельных участников и групп в целом, но и активное участие в мероприятиях, проводимых с целью оптимизации необходимых условий для развития личности. Применение различных специальных упражнений должно было стимулировать саморазвитие участников и направить их усилия на необходимый канал. Например, на одном из первых занятий была выбрана тема обсуждения «Причины вашего волнения», где было предложено проанализировать своё внутреннее состояние и выяснить его причины. Участники имели возможность думать о своём состоянии и причинах, так как обсуждение происходит во всех случаях и есть возможность сказать, что другие видят. Кроме того, на занятиях используются упражнения для расслабления, например, дыхательная релаксация, что требует собственного опыта в домашних условиях, способствующего развитию личности.