Файл: Профессиональное выгорание. Проблемы профессионального выгорания педагогов.pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 169
Скачиваний: 2
Еще один способ, влияющий на развитие личности и его оптимизацию, «мозговой штурм». Например, во время проведения «мозгового штурма» по теме «Способы саморегуляции в стрессовых ситуациях», участникам было предложено назвать и применить как можно больше способов борьбы с негативными эмоциями. Такие упражнения были очень эффективными, потому что многие люди получили несколько способов, которые они никогда не использовали. Одним из самых интересных игр стала игра «Кораблекрушение», где участники искали пути следования в ролевой игре, сформировали навыки действий и поделились впечатлениями от полученных эмоций.
Принцип постоянной обратной связи, т. е. непрерывное получение информации от других членов группы о результатах их деятельности во время занятий. Через обратную связь человек может корректировать свое следующее поведение, изменить неудачные способы общения на новые и проверить эффективность воздействия на окружающую среду. Группа должна создавать условия, гарантирующие готовность участников предоставлять обратную связь (говорить о них другим) и принимать ее (слушать других). Это сознательная обратная связь, то есть сознательно, дает максимальный эффект развития. Участники боролись за пару, играли в эту ситуацию, затем играли с минимальными последствиями для себя. Во время данного урока учителям предлагаются все способы общения, которые могут привести к конфликту или стрессу. Поэтому в ходе выполнения поручения были устранены эти недостатки, после чего были выявлены пути их устранения.
Также были проведены упражнения по установлению обратной связи. Например, были выполнены упражнения «Пожелание по кругу», «Свободный микрофон», «Две звезды, одно желание», Сэндвич». Такие упражнения помогают поднять настроение и сблизить людей.
Принцип самопознания, т. е. постоянное самовыдвижение участников, понимание и четкое формулирование важных вопросов их личности. В содержании занятий обсуждались упражнения и процедуры, которые помогут человеку понять себя и свои личностные качества. Член группы должен был уметь видеть себя в различных ситуациях, когда ему необходимо принимать определенное решение и осуществлять его. Например, многие люди не хотят поговорить с членами семьи после рабочей смены, поэтому мы сначала проанализировали причины и возможные последствия на лекциях, а затем решили эту проблему с помощью упражнений и ролевых игр. Здесь использовалось много медитативных упражнений.
Принцип интерактивного диалога, т. е. равноправное и полноценное межличностное общение во время групповых занятий. Такое отношение основано на уважении участников, их полной уверенности друг в друга, а также стремлении быть более открытыми, не боясь говорить о своих чувствах и мыслях. В таком принципе были построены все упражнения и техники.
В эксперименте по апробации эффективности разработанной программы приняли участие 20 учителей ведущих школ региона.
Реализация программы профилактики эмоционального выгорания прошла в 2019-2020 учебном году. Занятия проводились два раза в неделю в течение одного месяца. Программа была рассчитана на 8 класс. Конечно, программа была проведена частично, т.к. не всё подошло педагогам.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Эмоциональное выгорание – это эмоциональное состояние, при котором в связи с хроническим стрессом личные и эмоциональные ресурсы исчерпаны. Проблема профессионального выгорания личности существовала с давних и только в ХХ веке этот вопрос стал решаться целенаправленно.
В научной литературе выделяется четыре этапа развития проблемы эмоционального горения:
С 1974 по 1980 годы – этот исторический период характеризуется поиском и выявлением компонентов эмоционального выгорания. Это одна из актуальных тем в терминологии. Определены направления научно-исследовательской деятельности.
С 1981 по 1989 год – за этот период были представлены концепции подходов к эмоциональному выгоранию, более сконцентрированы научные исследования и расширены способы классификаций.
С 1990 по 1999 год – в этот период перед наукой ставят задачи профилактики и коррекции профессионального выгорания. Проанализированы отдельные факторы профессиональной деформации. Четко обозначены особенности формирования синдрома эмоционального выгорания личности, а также взаимосвязь между стрессовыми факторами. Наука делает большой шаг в изучении этой проблемы.
С 2000 года научные исследования сосредоточены на факторах, которые способствуют формированию эмоционального выгорания в профессиональной деятельности.
В рамках проведения нашего исследования мы опирались на разработанную программу эмоционального выгорания медицинских работников и апробировали с учетом профессиональных возможностей на педагогах школы.
Программа профилактики эмоционального выгорания педагогов состояла из следующих разделов:
управление учебным или дидактическим стрессом (т. е. испытуемые получили теоретическую информацию о тревоге и стрессе);
период обучения: релаксационный тренинг, формирование навыков ассертивного поведения,эффективное использование тайм-менеджмента (технология организации времени и повышение эффективности его использования);
размещение в стрессовое положение – демонстрация (после обучения испытуемые испытывали стрессовое воздействие, научились преодолевать стресс в ролевых играх).
Была подтверждена гипотеза о том, что если применить программу по эмоциональному выгоранию с учетом профессиональных особенностей к педагогам, будет оказана психологическая помощь по коррекции их эмоционального фона.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бойко В.В. Психоэнергетика. - СПб.: Питер, 2008. 416 с. Режим доступа: http://www.studmed.ru/boyko-vv-psihoenergetika_8bf9c609de4.html
2. Борисова М.В. Психологические детерминанты феномена эмоционального выгорания у педагогов // Вопросы психологии. 2005. - № 2.-С.96-103.
Режим доступа: http://www.vash-psiholog.info/voprospsih/217/17903-psixologicheskie-determinanty-fenomena-emocionalnogo-vygoraniya-u-pedagogov.html
3. Водопьянова Н.Е. Синдром «выгорания» в профессиях системы «человек-человек». Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности / под ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова. - СПб.: Речь, 2003. - С. 276-282.
4. Водопьянова Н. Е. Синдром психического выгорания в коммуникативных профессиях/Н. Е. Водопьянова//Психология здоровья/ Под ред. Г. С. Никифорова. — СПб.: Издательство СПб: ГУ, 2011. — С. 443–463.
Водопьянова H. E. Психическое «выгорание». // Стоматолог.-2011.- № 7
5. Глэддинг С. Психологическое консультирование. - 4-е изд. - СПб.: Питер, 2012. - 736 с.
6. Емельянова А.А., Куташов В.А., Хабарова Т.Ю. Теоретические основы изучения феномена эмоционального выгорания у врачей и среднего медицинского персонала. Кафедра психиатрии и неврологии ВГМУ им. Н.Н. Бурденко, Россия, г. Воронеж
Режим доступа:http://cscb.su/n/020201/020201011.htm
7. Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Кризисы профессионального становления личности // Психологический журнал. - Т. 18. - 1997. - № 6. - С. 35-44.
8. Клевцова Н. А. Синдром эмоционального выгорания в профессиональной деятельности специалиста. Воронежский экономико-правовой институт // Территория науки. Мультидисциплинарный научно-практический журнал - 2015, № 5
9. Куликов Л. В. Виды трудового стресса // Статья в сборнике «Психология психических состояний» , № 3/ Л. В. Куликов, О. А. Михайлова. — Казань; Набережные Челны, 2011
10. Мартынова К. Ю. Профилактика эмоционального выгорания педагогов образовательной организации // Концепт. – 2015. – Молодежные психолого-педагогические исследования в аспекте современных теоретических концепций и экспериментальных данных. – ART 95168. –http://e-koncept.ru/2015/95168.htm.
11. Мачульская И.А., Беляев Р. В., Машин В.Н. Феномен эмоционального выгорания военнослужащих в процессе их профессиональной деятельности Военно-воздушная академия имени проф. Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина// Территория науки. 2015, № 5
12.Меграбян А. А. Деперсонализация / А. А. Меграбян.- Ереван: Армянское государственное издательство. [Электронный ресурс] режим доступа: http://www.twirpx.com/file/94395/
13.Осухова Н.Г. Возвращение к жизни: Методические материалы для ведущих тренингов и семинаров по профилактике профессионального выгорания//Помощь помощнику: социально-психологическое сопровождение социальных работников /Под ред. Н.Г.Осуховой. - М.: Изд-во «Амиго-пресс», 2008. - С.96 - 112.- Режим доступа: http://pedlib-com.1gb.ru/Books/2/0110/2_0110-2.shtml
14.Орёл В. Е. Синдром «психического выгорания» как дезадаптационный процесс. Ежегодник Российского психологического общества. Материалы 3 Всероссийского съезда психологов 25–28 июня 2003 года. СПб-2008. Т 6. — С. 180–181
15.Орел В. Е. Структурно-функциональная организация и генезис психического выгорания: Дис. д-ра психол. наук.-Ярославль, 2005
Прохоров А.О. Смысловая регуляция психических состояний/ А.О. Прохоров. - М.: Институт психологии РАН. 2011. - 352 с.
16 Рогов Е.И. К вопросу о профессиональной деформации личности // РПО: Ежегодник. - Т.1. - Вып.2. Материалы Учредительного съезда РПО (22-24 ноября 1994 г., Москва). - М., 1995. - С.32-38.
17. Ронгинская Т.И. Синдром выгорания в социальных профессиях / Т.И. Ронгинская //Психологический журнал. – 2002. – Т.23. – № 3 – С.85–95.
18. Сайдутова З.С., Краснорядцева О.М. Эмоциональное выгорание у представителей помогающих профессий // В сборнике: Перспективы развития психологической науки и образования третьего тысячелетия Материалы III международной научно-практической конференции. Отв. редакторы Н.В. Николаева, Г.Б. Телятникова. - СПб., 2015. - С. 59-69.