Файл: Профессиональное выгорание. Проблемы профессионального выгорания педагогов.pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 173
Скачиваний: 2
Следует также отметить, что профессиональное выгорание меньше касается людей, имеющих успешный опыт преодоления профессионального стресса и способных конструктивно изменяться в стрессовых ситуациях.
Анализ научной литературы показывает, что среди зарубежных психологов, исследовавших этот феномен, есть К. Чернисс, Э. Махер, К. Конд, П. Торнтон, А. Пайнс, Э. Аронсон, Д. Дирендонк, Р. Шваб, В. Шауфели, Х. Сиксма, К. Маслач, С. Джексон, Б. А. Фарбер [6, 5].]
Р. Шваб в 1982 году расширяет группу профессиональных рисков: это прежде всего учителя, полицейские, юристы, тюремные работники, политики, менеджеры всех уровней. Как писал К. Маслач, один из ведущих специалистов по исследованию «эмоционального выгорания», «деятельность этих профессионалов весьма различна, но всех их объединяет близкий контакт с людьми, который, с эмоциональной точки зрения, зачастую очень трудно поддерживать продолжительное время».
В период с 1981 по 1989 годы были предложены концепции методов эмоционального выгорания, проведены более тщательные научные исследования, расширены методы классификации.
В настоящее время термин «выгорание» широко применяется в зависимости от профессий, связанных с оказанием помощи человеку, испытывающему негативные переживания, находящиеся в трудной ситуации.
Врачи, юристы, психологи, психотерапевты, социальные работники, консультанты и т. д. постоянно сталкиваются с негативными переживаниями, подвергают риску свою эмоциональную сторону жизни (чаще всего получают сердечно-сосудистые заболевания, неврозы). То есть это те специалисты, которые вынуждены взаимодействовать с большим количеством людей.
Исследования современных психологов в области социальных специальностей (врачи, психологи, педагоги, менеджеры различного уровня, сотрудники сферы обслуживания, юристы, военные и т. д.) доказывают их подверженность к профессиональной деформации (А.В. Буданов, Б.Д. Новиков, А.А. Р. Реан, А.Р. Фонарев, А.К. Маркова, С.П. Безнасов, Е.Т. Лунина, 1997; К.А. Юдчиц, С.Е. Борисова, Е.Д. Юрченко и др.). Одним из наиболее часто встречающихся негативных проявлений представителей данной профессии является синдром эмоционального выгорания. Этот синдром возникает в условиях интенсивного профессионального общения под влиянием многих внешних и внутренних факторов. (Г. Фрейденберг, 1974; К. Маслач, 1982; Т.В. Форманюк, 1994; А.К. Маркова, 1996 г.; В.В. Бойко, 1996 г.; Н. Е. Водопьянова, Н. В. Гришина, 1997 г.; В. Е. Орел, 2001 г.; Т.Н. Ронгинская, 2002 г. и др.). Выгорание проявляется в виде «приглушения» эмоций, потери остроты чувств и переживания, увеличения количества конфликтов с партнерами по общению, халатности и изоляции от чужих практик, потери чувства ценности жизни, потери доверия к своим силам и т. д.
Бойко выделяет следующие отдельные факторы, способствующие развитию эмоционального выгорания: склонность к эмоциональной халатности, склонность к переживанию интенсивных негативных обстоятельств профессиональной деятельности, слабая мотивация эмоциональной отдачи в профессиональной деятельности.
Сегодня существует несколько моделей эмоционального выгорания. Их можно разделить на два класса: факторный, имеет процедурную фазу, характеризующую компоненты структуры профессионального выгорания и характеризующую выгорание как динамический процесс.[28] Факторные модели включают в себя: однофакторную модель эмоционального выгорания (Пайнс, Аронсон). Согласно этому, выгорание – это состояние физического, эмоционального и когнитивного истощения. Истощение является основной причиной (фактором), а другие стрессовые и поведенческие проявления являются следствием дисгармонии. Поэтому риск выгорания представляет опасность не только для представителей социальных профессий. Двухфакторная модель (D. Dierendonck, V. Shaufeli, X. Sixma). Синдром эмоционального горения приводит к двухмерной конструкции, состоящей из эмоционального истощения и деперсонализации. Первый компонент, называемый «аффективным», относится к жалобам на здоровье, физическое настроение, нервное напряжение и эмоциональное истощение. Второй компонент – деперсонализация – проявляется в изменении отношения к окружающим или к себе. Его назвали «установочным». Трехфакторная модель (К. Маслач и С. Джексон). Синдром эмоционального выгорания – это трехмерная структура, включающая эмоциональное истощение, деперсонализацию и снижение индивидуальных достижений. Эмоциональное истощение рассматривается как основной компонент эмоционального выгорания и проявляется в снижении эмоционального фона, халатности или эмоциональной насыщенности.
К. Маслач и С. Джексон к развитию синдрома эмоционального выгорания отнесли следующие факторы: ндивидуальный «предел» личности, внутренний психологический и отрицательный личный опыт. [27, 9-40]
В настоящее время существуют четыре процессуальных моделей профессионального выгорания. Это модели: 1) Р. Т. Голембиевского, Р. Ф. Музенридера; 2) Дж. Гринберга; 3) Перлмана и Э. А. Хартмана; 4) В.В. Бойко. Процедурная модель Р. Т. Голембиевского, Р. Ф. Музенридера была построена в трехфазных моделях К. Маслач и С. Джексон. Авторы делят выгорание на три степени и восемь фаз. Согласно модели Дж. Гринберга, эмоциональное выгорание, как прогрессивный процесс, состоит из следующих этапов: медовый месяц (появляется удовольствие от работы, но из-за длительного стресса энергия и удовлетворенность начинают снижаться); недостаток топлива (появляются первые признаки физиологических нарушений: нарушение сна, усталость, снижение интереса к содержанию труда/или работе в данной организации. хронические симптомы (склонность к заболеваниям, чувство постоянной нехватки времени, чувство подавленности); кризис (развитие хронических заболеваний, потеря работоспособности, неудовлетворенность качеством жизни); пробивание стены (развитие опасных заболеваний, вопрос о продолжении карьеры). [25]
По Н.Е. Водопьянову, больше проявляется синдром эмоционального выгорания у трех типов людей:
педантичных, характеризующихся стремлением добиться образцового порядка в любом деле, честностью, болезненной аккуратностью, чрезмерной привязанностью к прошлому. Симптомы: усталость, апатия, сонливость;
демонстративных, характеризующихся стремлением быть первыми во всем, высокой степенью утомляемости при выполнении рутинной работы. Усталость выражается через раздражительность и гневливость;
эмотивных, характеризующихся склонностью к саморазрушению, чувствительностью, впечатлительностью.[3; 4]
Начиная с 2000 года в исследованиях В. Бойко нашли отражение определенные факторы, влияющие на развитие синдрома эмоционального выгорания: предрасположенность к эмоциональному холоду, склонность к интенсивному обострению неблагоприятных ситуаций в профессиональной деятельности, слабая мотивация эмоциональной отдачи в профессиональной деятельности.
По мнению В.Е. Орел, на снижение уровня выгорания оказывают положительный эффект перерывы, но этот эффект носит временный характер: уровень выгорания частично повышается через три дня после возвращения на работу и полностью восстанавливается через три недели. (Беркут, 2001) По утверждению К. Чернисс (2003), выгоранием страдают не только люди, но и организации. Кроме того, такие организации, как и люди, страдающие от выгорания, имеют различные признаки этого явления, например: высокая текучесть кадров; снижение вовлеченности сотрудников в работу; режим зависимости, выраженный в форме гнева на руководство и проявлении беспомощности, безнадежности; недостаточное сотрудничество между персоналом и др.
С 2000 года исследования было сосредоточено на факторах, способствующих формированию синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности. Исследование выходит на другой, более продвинутый уровень и высказывает научное мнение о синдроме эмоциональном выгорания организаций.
Таким образом, рассмотрев теоретические труды авторов по психологии в области профессионального выгорания, напрашивается такой вывод: несмотря на то, что профессиональное (эмоциональное) выгорание присуще специалистам любой профессиональной направленности, тем не менее, исследователи данного феномена особенно подчеркивают, что в большой степени в «группе риска» находятся специалисты коммуникативных профессий типа «человек-человек» (помогающие профессии: педагоги, медицинские работники и т.д.).
1.2 Эмоциональное выгорание педагогов
Среди различных специальностей одной из актуальных проблем является эмоциональное выгорание, но чаще с ней сталкиваются люди в сфере образования. Основной составляющей этой сферы являются учителя, потому важным аспектом для функционирования системы «личность – личность» являются системы «учитель – ученик – родитель», «учитель – администрация». В рамках этих связей эмоциональный компонент выходит на первое место. Согласие с собой, лад с людьми, способность адаптироваться в социальной среде, внутренняя свобода, умение ценить искусство, широкий кругозор, чувство юмора – все они являются характерными особенностями личности учителя.
В образовании в настоящее время меняется характер работы учителя, а морально-этическая ответственность перед обществом продолжает расти. Это влияет на мировоззрение, индивидуальную оценку, требует особого профессионализма, понимания нравственных, психологических, антропологических и правовых проблем.
Зачастую труд педагога включает такие моменты, когда он на уроке может неоднократно объяснить ученикам непонятую тему, может задержаться после уроков, чтоб дополнительно позаниматься с отстающими, или поговорить с родителями. По ночам не спит, долго готовится к урокам, проверяет тетради, или размышляет о том, как найти подход к трудному ученику. И это не эмоциональное выгорание, а напротив, служение, которое приносит ему радость. Однако, когда работа превращается в «мартышкин труд», даже оплачиваемый, но требующий много эмоциональных затрат, тут вероятней начинается выгорание. Потому педагоги зачастую выполняют свои функции фиктивно, порой складываются такие обстоятельства, что учителя сами не верят в то, что они делают.[26]
С. Гладдинг считает, что эмоциональное выгорание – это состояние эмоционального и физического истощения, которое не позволяет личности полноценного функционирования. [5, 56]
Педагог, как и любой другой человек, считает одной из своих целей в профессиональной деятельности – удовлетворение потребностей путем выполнения трудовых функций. Существуют 3 типа целей:
1. материальные цели (вознаграждение, дополнительные материальные блага и стимулирование).
2. Социально-психологические цели (межличностное общение, условия труда, социальная защита, социально-психологический климат).
3.Цель самореализации (творческий характер труда, профессиональный рост, возможность карьерного роста, признание заслуг).
При недостаточной реализации вышеуказанных целей педагог становится неудовлетворительным своей профессиональной деятельностью. В результате может случиться выгорание. Кроме того, выгорание может произойти из-за роста заинтересованности в достижении одной цели без учета других. Например, педагог заинтересован в повышении заработной платы. В результате он связывает качество своей деятельности с размером заработной платы. Если он удовлетворен платежом, то стремится к высоким результатам своей работы, проявляет большой интерес к деятельности. При уменьшении оплаты уменьшается интерес, качество деятельности ухудшается и в результате чего может наступить эмоциональное выгорание.
Педагог может стремиться к профессиональному росту, самосовершенствованию, достижению высоких результатов в своей профессиональной деятельности. Однако при наличии затруднений или препятствий в реализации этих целей он может почувствовать усталость, как психологическую, так и физическую, и, как следствие, возникает эмоциональное выгорание.
Синдром выгорания личности педагога начинается постепенно. По словам Н. Г. Осуховой, синдром проходит 3 стадии:
1 стадия. Начинается с приглушения эмоций, сглаживания остроты чувств яркости переживаний. Профессионал неожиданно замечает: в целом все сейчас хорошо, но пусто и скучно на душе. Исчезают эмоции, повышающие настроение. Выявляется отстраненность в личном взаимодействии с членами семьи, близкими, друзьями. Повышается тревожность. По возвращении домой человек чаще всего хочет остаться в одиночестве, наедине с самим собой.
2 стадия. Появляются недоразумения с подчиненными, воспитанниками. Специалист начинает в своем рабочем коллективе с пренебрежением говорить о некоторых из коллег, клиентов, воспитанников. Далее проявляется неприязнь в присутствии коллег, клиентов, воспитанников. Вначале это с трудом придерживаемая антипатия, но далее это и вспышки раздражения. Такое поведение специалиста – это неконтролируемое и не осознаваемое им самим проявление самосохранения при межличностном общении, превышающем сам безопасный для организма уровень.
3 стадия. Уже притупляются представления о ценностях жизни. Эмоциональное отношение к миру «уплощается», специалист становится достаточно равнодушным ко всему, и даже к собственной жизни. По привычке такой специалист может еще некоторое время сохранят апломб и внешнюю респектабельность, но все же его глаза теряют блеск интереса к чему-либо, и даже физически ощутимый холод безразличия появляется в его душе.[13, 96]