Файл: Управление денежными потоками проектов в сфере транспорта..pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 66
Скачиваний: 1
регулируемые, кото рые предприятия транс порта устанавливают самосто ятельно с уче том системы налог ового регулирования дохо дов предприятия;
догов орные тарифы устанавл иваются по согла шению с заказч иками исходя и з необходимых зат рат на перев озки и уро вня рентабельности, регулир уемого и утвержд енного государственными орга нами (около 35% расх одов);
свободные тар ифы устанавливаются самосто ятельно с уче том спроса и предложения н а рынке трансп ортных услуг. Реше ние об и х введении прини мают государственные орг аны.
Прибыль трансп ортных предприятий отра жает результаты эксплу атации транспорта, вспомога тельных производств и хозяйств и прочих хозяйст венных операций
Приб ыль от эксплу атации транспорта опреде ляется как разн ость между дохо дами от трансп ортной работы и эксплуатационными расхо дами.
Налогообложение приб ыли осуществляется в соответствии Налог овым кодексом Р Ф. Льготы пр и уплате нало гов являются общ ими для вс ех отраслей эконо мики.
Прибыль, остаю щаяся в распор яжении транспортных предпр иятий, используется н а развитие производ ственной базы, социа льное развитие и материальные выпл аты.
Распределение приб ыли предприятий транс порта осуществляется п о тем ж е принципам, чт о и в промышленности, н о с уче том следующих особен ностей:
платежи в бюджет п о основной деятел ьности железных дор ог определяются централ изовано;
расчет норма тива по форме нной одежде н а железнодорожном транс порте определяется ка к произведение стоим ости одежды и среднего проц ента переходящей задолже нности;
в финан совый план железнод орожного транспорта включ аются сметы бюдже тных учреждений, обслужи вающих работников желе зных дорог, боль ниц, учебных завед ений и д р.;
наряду с финансовым пла ном на железнод орожном транспорте разрабат ывается план валю тных операций, гд е отражаются поступ ления средств и платежи в иностранной вал юте по перев озкам грузов и пассажиров;
в финансовом пла не предприятий речн ого и морс кого транспорта отраж аются ассигнования и з бюджета н а государственные капита льные вложения, операц ионные расходы, затр аты по путе вому хозяйству, содер жание судоходных инспе кций и охр аны, возмещение убыт ков жилищно-коммуна льного хозяйства и разницы в тарифах п о заграничным перев озкам;
нормативы собств енных оборотных сред ств предприятий автомоб ильного транспорта опреде ляются раздельно п о активам, завис ящим от рос та производственных зат рат (ГСМ) и по акти вам, запасы кото рых не связ анны с рос том производственной прогр аммы;
в сост аве устойчивых пасс ивов на автомоб ильном транспорте кро ме источников финанси рования прироста норма тива собственных оборо тных средств планир уются статьи: «Рез ерв на восстан овление износа и ремонт автомоб ильных шин», «Расч еты в поря дке плановых плат ежей», «Доходы буду щих отчетных пери одов»;
на предпр иятиях воздушного транс порта приобретение и пополнение авиаци онной техники, радиообор удования и запа сных частей к ним осущест вляется за сч ет амортизационных отчис лений, прибыли и ассигнований и з бюджета.
Нар яду с финан совым планом состав ляется и пл ан валютных поступ лений и плат ежей.
Показатели, характер изующие общеэкономическое разв итие страны. Сист ема информативных показа телей этой гру ппы служит осно вой проведения анал иза и прогнози рования условий внеш ней экономической сре ды функционирования предпр иятия при прин ятии важнейших реше ний в обла сти организации дене жных потоков. Формир ование системы показа телей этой гру ппы основывается н а публикуемых дан ных государственной стати стики.
Показатели, вход ящие в сос тав первой гру ппы подразделяются н а два бло ка.
В пер вом блоке - «Показ атели макроэкономического разв ития» - содержатся следу ющие основные информа тивные показатели:
те мп изменения объ ема внутреннего вало вого продукта;
те мп изменения объ ема национального дох ода;
индекс инфл яции;
учетная ста вка центрального бан ка.
В струк туре ВВП Рос сии транспортная отра сль занимает поря дка 8,2% от общ его ВВП. Пр и росте ВВ П ща пер иод 2011-2012 годов в на 4,3% (122 мл рд рублей) общ ий рост транспо ртного сектора сост авил 5,8% по отнош ению к 2011 го ду.
Это гово рит об общ ем развитии, ка к отрасли, та к и е е значения в структуре эконо мики страны. Учит ывая, что трансп ортная отрасль развив ается исключительно з а счет увели чения реальных матери альных затрат н а технику и за сч ет соответственно, увели чение количества переве зенных пассажиров и товаров, мож но смело утвер ждать, что отра сль развивается, ка к реальный сек тор экономики.
Инд екс инфляции пр и этом сост авил 6,1%, а ста вка рефинансирования - 8%. Чт о выше уро вня развития отра сли. Это гово рит о то м, что пр и управлении дан ной отраслью и компаниями в ней сто ит учитывать н е краткосрочные пери оды отчетности, а долгосрочные пла ны. Кроме то го, поскольку дан ная отрасль и компании в ней явля ются в осно вном государственными и рассчитаны н а работу п о всей стр ане, данные показ атели не явля ются решающими, поско льку подлежат государс твенному регулированию. Гора здо важнее буд ут внутри отрас левые показатели, кото рые мы рассм отрим в следу ющем пункте.
В о втором бло ке - «Показатели отрасл евого развития» - содер жатся следующие осно вные информативные показ атели по отра сли, к кото рой принадлежит предпр иятие:
темп измен ения объема произв одства (реализации) проду кции;
средняя доход ность и рентабе льность реализации проду кции;
средняя издержко емкость производства и реализации проду кции;
ставки налогооб ложения доходов, изде ржек и приб ыли по осно вной деятельности;
инд екс цен н а продукцию отра сли в рассматр иваемом периоде;
те мп изменения объ ема инвестиционной деятел ьности предприятий отра сли;
удельный ве с собственного и заемного капи тала, используемого в процессе осущест вления хозяйственной деятел ьности предприятий отра сли.
На эт ом пункте сто ит остановится поподр обнее. Так, ро ст объема произв одства (объема оказа нных услуг) з а отчетный пер иод вырос н а 6,4%, что позво ляет говорить, о б общем позит ивном развитии отра сли. В частн ости, в практи ческой части м ы рассмотрим тем пы увеличения операц ионных денежных пото ков отдельных комп аний и сдел аем выводы о росте производ ственных мощностей.
Сред няя рентабельность в общем ви де обычно дол жна быть вы ше индекса инфл яции, однако м ы уже упоми нали, что рентабе льность для трансп ортных компаний н е является ключ евым показателем. Кро ме того, в зависимости о т целей, он а может бы ть и ни же уровня инфл яции. В люб ом случае, эт от показатель так же будет рассм отрен для отдел ьных анализируемых комп аний.
Важным показа телем являются изде ржки компании, кото рые в наш ем случае формир уются за сч ет собственных сред ств и и х амортизации. Так же важны посто янные издержки н а обслуживание техн ики и зараб отную плату. Перем енные издержки, естест венно лучше минимиз ировать. Структура изде ржек по отра сли показана в следующей табл ице.
Таблица 1 - Усредн енная группировка годо вых затрат п о элементам трансп ортных предприятий з а 2018 год
Элем енты затрат |
У д. вес в себестоимости, % |
Сыр ье и осно вные материалы (з а вычетом отхо дов) |
14,7 |
Вспомогательные матер иалы |
4,2 |
Топливо |
36,9 |
Энер гия всех вид ов |
5,1 |
Амортизация осно вных средств |
12,9 |
Зараб отная плата с социальными отчисл ениями |
11,2 |
Прочие расх оды (отчисления в фонд премир ования за созд ание и осво ение новой техн ики, вознаграждения з а рационализаторские предло жения, затраты п о набору рабо чих, издержки н а гарантийное обслуж ивание и гарант ийный ремонт, командир овочные, подъемные, опл ата услуг сторо ннего транспорта, свя зи и д р.) |
16,0 |
Итого себесто имость |
100 |
Отсюда м ы видим, чт о за исключ ением топлива, кото рое в осно вном приходит с о стороны и не вхо дит во внутр еннюю среду комп ании, большая час ть средств трат ится на аморти зацию и про чие услуги, так ие, как рем онт и осво ение новых вид ов техники. А эти затр аты в св ою очередь, в основном ложа тся на капи тал и сред ства компании.
И последним знач имым пунктом буд ет структура капи тала компании. В данной отра сли очень важ ным является показ атель ликвидности, кото рый с одн ой стороны формир уется высоким содерж анием собственных сред ств для раб оты компании, а с дру гой стороны, боль шими суммами заем ного капитала дл я текущего функцион ирования и разв ития компании. Эт от вопрос буд ет более подр обно рассмотрен в практической час ти в анал изе ликвидности комп аний.
Кроме то го, будет рассм отрен показатель струк туры капитала, а именно соотно шения собственного и заемного. Кро ме того, буд ет рассмотрена задолже нность и е е соотношение.
Общ ий коэффициент соотно шения дебиторской и кредиторской задолже нности.
И сам ое главное, буд ет рассмотрен коэффи циент абсолютной ликвид ности, который рассчит ывается по форм уле:
Общие ж е коэффициенты ликвид ности с показа телями, характерными дл я отрасли и их анал изом будут рассмо трены, исходя и з таблицы:
№ п/п |
Показ атель ликвидности |
Знач ение показателя |
Рас чет, рекомендованное знач ение |
31.12.2018 |
|||
1. |
Коэффициент теку щей (общей) ликвид ности |
(А1 + А2 + А3) / (П1 + П2) Норма льное значение: 2 и более. |
|
2. |
Коэффи циент быстрой (промежу точной) ликвидности |
(А1 + А2) / (П1 + П2). Норма льное значение: 1 и более. |
|
3. |
Коэффи циент абсолютной ликвид ности |
А1 / (П1 + П2). Норма льное значение: 0,2 и более. |
|
4. |
Общ ий показатель ликвид ности |
(А1 + 0,5А2 + 0,3А3) / (П1 + 0,5П2 + 0,3П3) Нормальное знач ение: 1 и бол ее |