Файл: Управление денежными потоками проектов в сфере транспорта..pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 61
Скачиваний: 1
Введение
Транспортный комплекс состоит из большого количества взаимосвязанных отраслей и представляет собой особую транспортную отрасль производства, обладающую общностью законов развития, однородностью производственных процессов и назначением создаваемой продукции.
Транспорт - часть экономики: он одновременно и условие её развития, и потребитель имеющихся у нее ресурсов. Если рассматривать транспорт только как условие развития, то можно говорить, что стратегической целью развития транспортной системы является удовлетворение потребностей экономики и общества в конкурентоспособных транспортных услугах. Если же рассматривать транспорт и как потребителя ресурсов, то он явный конкурент другим отраслям экономики в их борьбе за ресурсы. Чем больше ресурсов израсходует транспорт, тем меньше достанется другим отраслям производства, другим потребителям. Поэтому стратегия развития транспорта должна строиться с учетом неразрывности двух его функций: как поставщика услуг, необходимых для развития экономики, так и потребителя ресурсов. Инструментов такой увязки, согласовывающих наличие и потребление ресурсов, известно два. Это народнохозяйственный план и рынок.
Особенности транспорта и огромные размеры нашей страны мало способствуют созданию внутриотраслевых эффективных транспортных рынков. В настоящее время действенные условия для внутриотраслевой конкуренции есть только на автотранспорте, да и то не везде. Внутриотраслевая конкуренция на морском и авиатранспорте обусловлена не только внутренними факторами, но их включенностью в мировой рынок транспортных услуг. Однако определенные условия для межотраслевой конкуренции между различными видами транспорта существуют. Такая конкуренция позволяет потребителям транспортных услуг самостоятельно выбирать тот вид транспорта, который способен наилучшим образом удовлетворить их потребности.
Денежные потоки и величина денежного оборота определяются характером деятельности предприятия и объемами производства, размерами операций с поставщиками и покупателями, бюджетными и внебюджетными фондами, банками и страховыми организациями и т.п. Экономические и организационные особенности функционирования отрасли транспорта оказывают влияние и на содержание финансов. Это и определило актуальность и специфику данной работы.
Цель данной работы состоит в том, чтобы рассмотреть и проанализировать специфику организации финансов транспорта.
Объектом данной курсовой работы является формирование денежных потоков.
Предметом данной курсовой работы является инвестиционная деятельность предприятия.
При написании курсовой работы в качестве основных источников
литературы были использованы учебные пособия по анализу инвестиционных
денежных потоков, а также Федеральный закон от 25.02.1999 N 39-ФЗ (ред. От 25.12.2018) "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации,
осуществляемой в форме капитальных вложений".
Транспорт имеет свою специфику, обусловленную производственным процессом.
Транспорт, как отрасль экономики, включает:
железнодорожный;
автомобильный;
речной;
морской;
нефтепроводный;
воздушный.
Особенности функционирования транспортных предприятий:
продукция транспорта не имеет вещественной формы, т.к. транспорт не производит, а лишь перемещает товары и продукцию, созданную в других отраслях экономики;
цены на транспортную продукцию складываются на основе тарифов на грузовые и пассажирские перевозки;
в качестве единицы измерения транспортной продукции используют: тонно-километры, пассажиро-километры, количество пассажиров, тонны грузооборота;
продукция транспорта не накапливается в запасах, поэтому транспорт не может работать без резерва локомотивов и вагонов и должен учитывать пропускную способность дорог;
транспорт не добавляет и не создает ничего вещественного к перевозимому товару, поэтому из формы кругооборота капитала выпадает товар (Т) в виде вещи, т.к. продается сам производственный процесс;
в составе средств производства на транспорте нет сырья;
характеризуется неравномерностью использования в течение года транспортных средств.
Продукция транспорта имеет стоимостную оценку. Чем больше объем перевозок, тем выше доля транспорта в национальном доходе, идущем на потребление и накопление для расширенного воспроизводства.
Производственный процесс на транспорте состоит из следующих этапов:
погрузка грузов в подвижной состав;
перемещение между пунктами отправления и назначения;
выгрузка в пункте назначения.
Каждый из этапов слагается из ряда операций.
Погрузка груза включает работы и затраты по подготовке груза к отправлению, закреплению, увязке, взвешиванию, подсчету, оформлению транспортной документации.
Для перемещения выбирается тип подвижного состава, маршрут движения, обеспечивается безопасность движения и сохранность груза, заправка транспортных средств горюче-смазочными материалами, осуществляется контроль за движением подвижного состава.
При выгрузке необходимо ознакомление грузополучателя с товаро-распорядительными документами, взвешивание и подсчет груза, выявление порчи или потерь.
Эффективность транспортного процесса зависит от продолжительности выполнения каждого элемента.
Развитие действующих транспортных путей связано с длительными сроками изысканий и проектирования, создания соответствующих промышленно-строительных мощностей и подготовки материально-финансовых ресурсов.
Транспорт используется не только для осуществления внешних перевозок, но и для перевозок внутри производства (внутрипроизводственный транспорт), издержки которого являются частью производственных издержек предприятия. Внутрипроизводственный транспорт является частью отрасли, в которой он функционирует.
Особенности и преимущества технико-экономических характеристик видов транспорта.
Железнодорожный транспорт:
занимает ведущее место в транспортной системе страны, находится в собственности государства;
регулярность грузовых и пассажирских перевозок не зависит от климатических условий, времени года и суток;
высокая пропускная и провозная способность, измеряемая миллионами тонн грузов и пассажиров и скорость доставки;
невысокая себесто имость перевозок, бол ее короткий пу ть движения п о сравнению с речным и морским трансп ортом и высо кая эффективность.
Автомоб ильный транспорт:
бол ее высокая маневре нность и скор ость доставки гру зов, чем н а железнодорожном, реч ном и морс ком транспорте;
да ет возможность доста влять грузы о т склада отправ ителя до скл ада получателя, мин уя перепогрузочные опер ации;
требует небол ьших по сравн ению с железнод орожным транспортом капита льных вложений;
отлич ается высокой себесто имостью, выгоден дл я транспортировки гру зов на коро ткие расстояния (д о 300 км) и небольшими парт иями.
Речной транс порт:
невысокая себесто имость и боль шая провозная способ ность на глубоко водных реках;
невыс окие капитальные затр аты, расход топл ива и мета лла;
недостатками явля ются: несовпадение направ ления течения ре ки с грузопо токами, нерегулярность перев озок в тече ние года, мень шая скорость дост авки;
используется дл я доставки масс овых грузов (неф ти, леса, хлеб ных и строит ельных);
эффективен пр и совмещении с железнодорожным трансп ортом.
Морской транс порт:
дает возмож ность обеспечить масс овые межконтинентальные перев озки грузов внешнето ргового оборота, межбасс ейновых и внутрибас сейновых перевозок гру зов и пасса жиров между порт ами;
низкая себесто имость перевозок н а дальние расст ояния и высо кая скорость движ ения по сравн ению с реч ным транспортом;
мень шие капитальные затр аты по сравн ению с реч ным и железнод орожным транспортом пр и массовых перев озках на даль ние расстояния.
Нефтепр оводный транспорт:
сам ая низкая себесто имость (в 2-3 ра за) перекачки неф ти и нефтепр одуктов;
наименьшие капита льные вложения п о сравнению с другими вид ами транспорта;
боль шая протяженность трубопр оводов (200-300 тыс. к м).
Воздушный транс порт:
большая скор ость, малые сро ки доставки гру зов и пасса жиров;
наиболее эффек тивен для перев озки пассажиров и скоропортящихся гру зов на даль ние расстояния;
исполь зуется в райо нах, где отсутс твует наземный и водный транс порт.
Высокий удел ьный вес в себестоимости предпр иятий транспорта зани мает заработная пла та, затраты н а топливо, электри ческую энергию, аморти зация, ремонт, чт о обусловлено посто янным движением трансп ортных средств.
К снижению себесто имости приводит:
использ ование мощных и экономичных локомо тивов, судов и автомашин;
автомат изация и электри фикация железных дор ог;
улучшение состо яния шоссейных дор ог и усло вий судоходства;
механи зация погрузочно-разгру зочных работ;
внедр ение передовых мето дов организации перев озок и тру да.
Основными показа телями себестоимости перев озок являются:
общ ая сумма расх одов по осно вным видам зат рат на ве сь объем перев озок по вид ам транспорта;
экон омия от сниж ения себестоимости;
себесто имость десяти привед енных тонно-килом етров (тонно-ми ль).
Расчеты осущест вляются по стат ьям затрат, аналог ичным затратам промыш ленным предприятиям, н о дополнительно включ аются следующие ста тьи:
на морс ком и реч ном транспорте - расх оды на теку щий ремонт фло та, платежи в бюджет п о инвалютным расх одам;
на возду шном - текущий рем онт самолетного пар ка, аэропортовые расх оды;
на автомоб ильном - текущий рем онт и технич еское обслуживание;
н а трубопроводном - пот ери газа и нефти в газо-нефтепр оводах.
Для опреде ления плановой вели чины транспортных зат рат используются:
исхо дные данные, содерж ащиеся в расч ете плана перев озок, материально-технич еского снабжения, пла на по тру ду и фина нсам;
оценка экономи ческой эффективности, достиг нутой в резул ьтате совершенствования органи зации транспортной раб оты;
анализ зависи мости между измене ниями в техн ике, технологии и организации трансп ортной работы и величиной расх одов на е е выполнение.
Выру чка предприятий транс порта включает дох оды, полученные:
о т перевозок;
выпол нения погрузочно-разгру зочных операций;
экспеди рования и про чих работ и услуг.
Дох оды от перев озок зависят о т объема оказыв аемых услуг, тар ифа и догов орных цен.
В основе транспо ртного тарифа леж ит вид транс порта, класс перево зимого груза и расстояние. Це ны зависят о т спроса и предложения конкре тного вида подви жного состава.
Тар ифы в зависи мости от степ ени регулирования классиф ицируют на:
фиксиро ванные, которые исполь зуются на железнод орожном транспорте и устанавливаются Министе рством путей сообщ ения РФ п о согласованию с государственными орга нами;