Файл: Налог на прибыль организаций ( ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРИБЫЛИ ОРГАНИЗАЦИЙ ).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 2127
Скачиваний: 21
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРИБЫЛИ ОРГАНИЗАЦИЙ
1.1 Сущность, задачи и функции налога на прибыль
1.2 Нормативно-правовая база исчисления и уплаты налога на прибыль организаций
1.3 Роль и значение налога на прибыль организаций в формировании доходов государственных бюджетов
2. АНАЛИЗ ПОСТУПЛЕНИЙ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ В БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЕ РФ ЗА 2015-2017 ГГ.
2.1. Анализ динамики налога на прибыль в доходах федерального бюджета за 2015-2017 гг.
3. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРИБЫЛИ В РОССИИ
Сумма оплаченного сбора перечисляется в федеральный и местный бюджеты. С 2017 года произошли изменения в распределении процентов. Базовая ставка налога на прибыль организаций не изменилась и составляет 20 %. Ранее 2 % уплаченной суммы отправлялись в федеральный бюджет, а 18 % оставались в местном. С 2017 по 2020 год введена новая схема. В федеральный бюджет будет перечисляться сумма налога, исчисляемая по ставке 3 %, а в бюджет субъектов РФ - 17 %. Региональные власти могут уменьшить ставку сбора для отдельных категорий плательщиков. В 2017-2020 годах она не может быть меньше 12,5 %[18, c.80].
По отдельным видам дохода ставка налога на прибыль организации составляет[9, c.81].:
- Доходы иностранных компаний от использования, сдачи в аренду контейнеров, подвижных ТС, осуществления международных перевозок - 10 %.
- Ставка налога на прибыль иностранной организации через представительство, не связанное с деятельность в РФ, составляет 20 %.
- Дивиденды российских организаций - 13 %.
- Сумма налогов в полном объеме остается в местном бюджете. Дивиденды, полученные иностранными компаниями, облагаются по ставке 15 %. Сюда же относится процентный доход по государственным ЦБ.
- Поступления от российских ЦБ, которые учитываются на счетах депо, - 30 %. Прибыль Банка России - 0 %.
- Прибыль сельскохозяйственных товаропроизводителей - 0 %.
- Прибыль организаций, занимающихся медицинской, образовательной деятельностью - 0 %.
- Доход от операции, связанный с реализацией доли уставного капитала - 0%.
- Поступления от работ, осуществляемых во внедренческой экономической зоне, туристско-рекреационной зоне при условии ведения раздельного учета поступлений и затрат - 0 %.
- Доходы регионального инвестиционного проекта при условии, что они не превышают 90 % всех поступлений – 0 % [9, c.81].
По завершению каждого налогового периода организация должна предоставлять в ФНС декларацию. Форма отчета и правила его составления утверждены Приказом ФНС N ММВ-7-3/600. Декларация подается в инспекцию по месту нахождения предприятия или его подразделения. Отчет сдается в бумажном виде. Электронную декларацию могут подавать крупнейшие налогоплательщики, а также организации, в которых средняя численность сотрудников за предшествующий год составила более 100 человек[8].
Сумма резерва под сомнительную задолженность должна быть менее 10 % выручки за предыдущий или отчетный период. Сомнительный долг - это задолженность, превышающая размер встречного обязательства. Если у организации числится дебиторская и кредиторская задолженность перед одним контрагентом, то на сомнительные долги можно списать лишь сумму, превышающую кредиторскую задолженность. Размер переносимого убытка ограничен. С 01.01.2017 г. по 31.12.2020 г. нельзя уменьшать убытки прошлых периодов более чем на 50 %. Это изменение не затрагивает базу, к которой применяются налоговые льготы. Изменения касаются убытков, которые были понесены после 01.01.2007 года[18, c.80]..
С 2017 года снято ограничение на перенос сумм убытков, понесенных после 01.01.2007 года. Перенос теперь можно осуществлять на все последующие годы. Изменения, касающиеся корректировки сумм налогов, перечисляемых в государственный и местный бюджеты, следует отражать в декларации и платежках. В этих документах необходимо четко отражать, какие суммы уплачиваются по ставке 3 %, а какие – по ставке 17 %.
Причин признания задолженности консолидируемой стало больше. Например, имеется две взаимозависимые иностранные организации (одна из организаций является учредителем второй). Перед одной из них у российского предприятия возникло долговое обязательство. В таком случае задолженность признается консолидируемой. И не имеет значение, какой долей капитала владеет иностранная компания-заимодавец. Теперь консолидируемая задолженность определяется по размеру всех обязательств налогоплательщика. Если за отчетный период коэффициент капитализации изменился, то может возникнуть вопрос о корректировке базы налога. С 2017 года расходы по контролируемой задолженности не нужно пересчитывать. Как уже говорилось ранее, в сумму расходов можно включать затраты, понесенные на оценку уровня квалификации сотрудников. Чтобы стимулировать проведение таких проверок, будут разрабатываться положения об учете стоимости оценки. Учесть расходы предприятие сможет, если оценка проводилась на основании договора о предоставлении услуг, и с испытуемым заключен трудовой договор [10, c.93].
Изменен порядок начисления пени по налогу, а сумма штрафных санкций увеличена. Изменения касаются просрочек, которые возникнут после 01.10.2017 года. Если просрочить срок уплаты налога более чем на 30 дней, то сумму пени придется рассчитывать по такому алгоритму:
- 1/300 ставки ЦБ, действующей с 1 по 30 дни просрочки;
- 1/150 ставки ЦБ, действующей с 31 дня просрочки.
В случае погашения всех недоимок до 01.10.2017 года количество дней просрочки значения не имеет.
1.3 Роль и значение налога на прибыль организаций в формировании доходов государственных бюджетов
Важнейшее предназначение налогов на прибыль заключается в формировании финансовых доходов государственного бюджета для осуществления государственных расходов (на оборону, здравоохранение, образование и прочее). Выполнение этого предназначения осуществляется в процессе реализации фискальной функции налогов[18, c.80]. Независимо от государственного строя или общественной формации налоговая система ориентирована в первую очередь на выполнение именно фискальной функции, поскольку именно налоги обеспечивают финансирование государственных расходов. Иные источники формирования доходов бюджетной системы не способны конкурировать с налоговыми доходами ни при каких условиях. Специалисты отмечают, что в развивающихся странах преобладание фискальной функции действует в ущерб другим функциям; как и в развитых странах в периоды кризисов (экономических, политических, военных).
По мнению М.Ю. Малкина и Р.В. Балакина: «Динамика базы налогообложения отражает влияние разных факторов[6]:
1) изменения масштабов легальной экономики, т. е. экономики, попадающей в сферу налогообложения. В то же время рост любой экономики включает как инфляционную составляющую, обусловленную увеличением цен на производимую продукцию, так и реальную составляющую, отражающую рост физических объемов производства;
2) структурных сдвигов в экономике, в частности, изменений доли прибыли в добавленной стоимости, а также динамики рентабельности производства в различных отраслях и регионах;
3) качества налоговой политики и налогового администрирования. Одним из показателей качества налоговой политики является обоснованный уровень налогообложения. Логично утверждать, что, чем выше уровень налогообложения, тем меньше у хозяйствующих субъектов желание платить налог и тем выше теневая составляющая их деятельности. Кроме того, высокий уровень налогообложения подавляет стимулы к предпринимательской деятельности, а также уменьшает ресурсы для будущего развития, что отрицательно сказывается на росте базы налога в долгосрочном периоде. В то же время качество налогового администрирования измеряется рядом показателей, к числу которых относится удельный вес теневой экономики, находящейся вне сферы налогообложения» [19].
Л. Лыкова в свою очередь отмечает, что: «Российская модель налога на прибыль (в том виде, в котором она сложилась к 2010 г.) представляет собой нечто среднее между моделью распределения (расщепления) налоговых доходов и моделью совместной или параллельной эксплуатации налоговой базы. Обе эти модели широко известны мировой практике[21].
Будучи федеральным (ст. 13 Налогового кодекса РФ), он предполагает возможность установления ставки, в соответствии с которой его суммы подлежат зачислению в доход региональных бюджетов. При этом НК ограничивает пределы снижения ставки. С точки зрения установления отдельных ставок федеральной и региональной (федеральной и региональной составляющих) данная модель может быть отнесена к моделям, предполагающим параллельную эксплуатацию налоговой базы. В то же время отсутствие реальной возможности повлиять на процесс формирования этой налоговой базы сближает используемую модель с моделью «распределения налоговых доходов» [9, c.55].
Роль налога на прибыль в качестве источника доходов бюджета сложно переоценить. О высоких долях доходов от данного налога в бюджетах говорит и опыт большинства развитых стран. Для отечественной бюджетной системы налог на прибыль организаций выступает одним из главных доходообразующих налогов.
На данный момент налог на прибыль поступает одновременно в бюджеты двух уровней: по ставке 2% в федеральный бюджет и по ставке 18% в бюджеты субъектов. В 2017 году распределение налога на прибыль претерпело некоторые изменения. Так, 17% будут уплачиваться в региональный бюджет и 3% - в федеральный.
Рассмотрим ряд новшеств введенных с 01.01.2018.
Если наниматель заинтересован в подготовке квалифицированных кадров, значит, налог на прибыль организаций с 2018 года может платить в меньшем размере. Это позволяет делать Закон от 18 июля 2017 года № 169-ФЗ, который расширил перечень затрат на обучение персонала за счёт работодателя, которые оптимизируют итоговый размер налога на прибыль.
Речь идёт о возможности с 2018 года списать в расходы оплату по договору о сетевой форме реализации образовательных программ (новая редакция п. 3 ст. 264 НК РФ). Это когда вуз и предприятие обучают сотрудников или потенциальных работников как бы вместе. К примеру, сразу не отходя от рабочих мест (ст. 15 Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в России»).
Кардинальные изменения налога на прибыль с 2018 года коснулись предприятия в части возможности применить новый вычет – инвестиционный (Закон от 27.11.2017 № 335-ФЗ). Правда, есть масса нюансов, условий и особенностей для его применения.
Суть новой льготы в том, что вычет снижает налог на прибыль на затраты по приобретению/созданию или модернизации/реконструкции основных средств. Но не всех, а только из 3–7 амортизационных групп (регион может еще больше ограничить этот выбор). То есть со сроком полезного использования от 3-х лет и до 20 включительно.
Механизм применения инвестиционного вычета регламентирует новая статья 286.1 НК РФ, она будет действовать до 2027 года[29].
Вдобавок данный вычет должны ввести власти региона и не факт, что они это сделают. При этом они могут выдвигать свои условия использования вычета. Например, какие категории плательщиков не могут его применять. Хотя общие правила всё равно прописаны в ст. 286.1 НК РФ.
Если компания применяет инвествычет, значит, он автоматически распространяется на все её основные средства, по которым он допустим в силу закона.
Благодаря Закону от 30.09.2017 № 286-ФЗ от уплаты налога на прибыль в 2018 году и в дальнейшем окончательно освобождены вклады в хозяйственное общество или товарищество (новая редакция подп. 3.4 и новый подп. 3.7 п. 1 ст. 251 НК РФ)[1].
Речь идёт не только об имуществе, но и имущественных или неимущественных правах в их денежной оценке, которые получены в качестве вклада по правилам гражданского законодательства. При этом у участника может быть любая доля в уставном капитале.
Данное правило касается только вкладов без увеличения уставного капитала. С 2018 года оговорки про чистые активы больше нет.
Отдельно оговорено, что нет налога на прибыль с невостребованных дивидендов либо части распределенной прибыли, если соответствующие суммы восстановлены в составе нераспределенной прибыли.
Также расширен состав расходов на науку (НИОКР). Закон от 18 июля 2017 года № 166-ФЗ отчасти облегчил бремя с 2018 года по налог на прибыль для юридических лиц, которые занимаются научными исследованиями и разработками.В 2018 году научный кластер продолжает применять коэффициент 1,5 к фактическим затратам на научные исследования и разработки. Напомним, что они перечислены в постановлении Правительства РФ от 24 декабря 2008 года № 988[29].
С 01.01.2018 появилась новая возможность: данный коэффициент можно применять и в случае включения этих научных расходов в первоначальную стоимость амортизируемых НМА, которые указаны в п. 9 ст. 262 НК РФ.
Закрытый перечень доходов, которые не участвуют в формировании облагаемой базы по налогу на прибыль, с 2018 года пополнили имущественные права на результаты интеллектуальной деятельности, которые обнаружены в рамках инвентаризации имущества и имущественных прав (новый подп. 3.6 п. 1 ст. 251 НК РФ).Их стоимость можно не включать в доходы, если инвентаризация имела место в 2018 и 2019 году[29].
Закон от 27 ноября 2017 года № 344-ФЗ пополнил с 2018 года перечень доходов, которые не берут во внимание при расчёте налога на прибыль. Это:
- права на результаты интеллектуальной деятельности, созданные в рамках заказа Фонда перспективных исследований, которые переданы безвозмездно федеральному органу исполнительной власти, «Росатому», «Роскосмосу» или указанному ими юридическому лицу (новый подп. 3.8 п.1 ст. 251 НК РФ);
- средства, полученные общероссийскими спортивными федерациями или профессиональными спортивными лигами от организаторов азартных игр в букмекерских конторах на основании подписанных соглашений, при условии их использования в сроки и на цели, установленные законом (новый подп. 56 п. 1 ст. 251 НК РФ).
Таким образом можно сделать выво:, что налог на прибыль – инструмент государства, который активно воздействует на развитие экономики. Налог на прибыль имеет наибольшее регулирующее воздействие на деятельность предприятий, по сравнению с другими налогами. За счет распределения средств данного налога между федеральным и региональным уровнем реализуются региональные аспекты экономической политики государства. При соблюдении традиционных критериев разграничения налоговых полномочий в части налога на прибыль отечественная модель формирует и определенные сложности при реализации закрепленных за ней функций, а роль налога на прибыль в формировании доходов бюджетов субъектов Федерации различается весьма существенно.