Файл: Налог на прибыль организаций ( ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРИБЫЛИ ОРГАНИЗАЦИЙ ).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 2128
Скачиваний: 21
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРИБЫЛИ ОРГАНИЗАЦИЙ
1.1 Сущность, задачи и функции налога на прибыль
1.2 Нормативно-правовая база исчисления и уплаты налога на прибыль организаций
1.3 Роль и значение налога на прибыль организаций в формировании доходов государственных бюджетов
2. АНАЛИЗ ПОСТУПЛЕНИЙ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ В БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЕ РФ ЗА 2015-2017 ГГ.
2.1. Анализ динамики налога на прибыль в доходах федерального бюджета за 2015-2017 гг.
3. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРИБЫЛИ В РОССИИ
2. АНАЛИЗ ПОСТУПЛЕНИЙ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ В БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЕ РФ ЗА 2015-2017 ГГ.
2.1. Анализ динамики налога на прибыль в доходах федерального бюджета за 2015-2017 гг.
Налог на прибыль организаций занимает особое место в налоговой системе России, поэтому от эффективности механизма его взимания зависит результативность мер фискального воздействия государства на финансово-экономическую деятельность хозяйствующих субъектов. Поэтому основная задача государства заключается в создании благоприятных условий осуществления хозяйственной деятельности с возможностью расширения и развития. В этом случае достигается обоюдная выгода – максимизация налоговых доходов бюджета и создание предпосылок для снижения налогового бремени хозяйствующих субъектов[18].
Анализ налоговых поступлений в бюджетную систему можно охарактеризовать как подсистему налогового администрирования, представляющую собой относительно самостоятельную функцию налоговых органов по изучению и оценке объемов, динамики и структуры налоговых поступлений в бюджет и государственные внебюджетные фонды во взаимосвязи с оценкой состояния и развития социально-экономического положения страны, территорий, крупнейших и бюджетообразующих налогоплательщиков под воздействием происходящих изменений в налоговой политике, законодательстве о налогах и сборах, мотивации поведения налогоплательщиков [21, c.144].
Проведем вертикальный и горизонтальный анализ поступления налоговых доходов в бюджет РФ в 2015–2017 гг. Расчеты сведем в аналитическую таблицу 1. Подробные поступления налоговых доходов в консолидированный бюджет РФ приведены в Приложении 1.
Таблица 1 – Динамика поступлений налоговых доходов в онсолидированный бюджет России в 2015-2017 гг. (млрд. р.) [27]
2015 год |
Изменение за год (+, -) |
Темп динамики, % |
2016 год |
Изменение за год (+, -) |
Темп динамики, % |
2017 год |
Изменение за год (+;-) |
Темп динамики, % |
|
Всего поступило в консолидированный бюджет РФ |
13 788,3 |
1 118,1 |
108,8 |
14 482,9 |
694,6 |
105,0 |
17300 |
2817,1 |
119,4 |
Налог на прибыль организаций |
2 598,8 |
226,0 |
109,5 |
2 770,2 |
171,4 |
106,6 |
3300 |
529,8 |
119,1 |
Налог на доходы физических лиц |
2 806,5 |
117,8 |
104,4 |
3 017,3 |
210,8 |
107,5 |
3300 |
282,7 |
109,4 |
Налог на добавленную стоимость: на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ |
2 448,3 |
266,9 |
112,2 |
2 657,4 |
209,1 |
108,5 |
3100 |
442,6 |
116,6 |
Акцизы |
1 014,4 |
15,4 |
101,5 |
1 293,9 |
279,5 |
127,6 |
1500 |
206,1 |
115,9 |
Имущественные налоги |
1 068,4 |
113,4 |
111,9 |
1 116,9 |
48,5 |
104,5 |
1200 |
83,1 |
107,4 |
Транспортный налог |
140,0 |
22,4 |
119,1 |
139,1 |
-0,9 |
99,4 |
150 |
10,9 |
107,8 |
Земельный налог |
185,1 |
9,8 |
105,6 |
176,4 |
-8,7 |
95,3 |
200 |
23,6 |
113,4 |
Налог на добычу полезных ископаемых, из него |
3 226,8 |
322,6 |
111,1 |
2 929,4 |
-297,4 |
90,8 |
3230 |
300,6 |
110,3 |
Утилизационный сбор |
62,1 |
3,3 |
105,5 |
89,8 |
27,7 |
144,6 |
120 |
30,2 |
161 |
Из аналитической таблицы 1 видно, что налоговые поступления имеют тенденцию роста. Наибольшее увеличение произошло в 2016 и в 2017 году, по сравнению с предыдущими годами за счет значительного увеличения поступления налога на прибыль организации (14,5 % и 19,1%), налога на имущество физических лиц, составившее 21,7 %, и налога на добавленную стоимость (16,8 %). В последующие годы темп динамики был положительным, но в процентном соотношении меньшим, чем в 2015 году. В целом за анализируемые 3 года, налоговые поступления в бюджет РФ возросли на 32,15 %[18].
Отрицательная динамика налоговых поступлений наблюдается в 2016 году, заметно сокращаются поступления налога на добычу полезных ископаемых на 9,2 %, при этом снижается поступления от добычи нефти, но растут на 48,8 % поступления от добычи газового конденсата. Также незначительные изменения произошли по поступлениям от транспортного и имущественного налогов. Во всех остальных случаях наблюдается положительная динамика.
Также значительное увеличение произошло конкретно по налогу на имущество физических лиц – 105,11%, транспортному налогу с физических лиц – 62,26 % и НДПИ, за счет уплаты налога на добычу газа горючего и газового конденсата. Для наглядности представим динамику налоговых поступлений (рис. 3).
Рисунок 3 – Налоговые поступления за 2015-2017 гг. (млрд. руб.) [27]
Для построения максимально точных прогнозов поступлений и рационального планирования бюджета необходимо проводить не только анализ налоговых поступлений в бюджет, но и анализ задолженностей по налогам (рис. 4).
Рисунок 4 – Динамика налоговых поступлений по видам налогов [27]
Налоговая задолженность до сих пор является не решенной экономической проблемой налоговой политики государства. Каждый год растет ее абсолютное значение, снижающее объем финансовых ресурсов России в целом и ограничивающее возможности решения и развития социальных программ [23, c.156].
Основной причиной возникновения налоговой задолженности в анализируемый период является ухудшение финансового положения налогоплательщиков, в связи с общим экономическим кризисом в стране.
Налоговая задолженность негативно влияет на экономику страны, так как не в полной мере обеспечивает бюджет финансовыми ресурсами и ограничивает государство в возможности выполнения социальных программ.
Своевременный и жесткий контроль со стороны налоговых структур за деятельностью налогоплательщиков даст возможность снизить недоимки бюджета.
При этом, особое внимание должно уделяться проведению своевременных принудительных взысканий задолженностей как налоговыми органами, так и судебными приставами [12]. Задолженность по налогам представлена на рисунке 5.
Рисунок 5 – Задолженность по налогам в бюджет РФ [27]
Таким образом, из представленного выше анализа рисунка, что параллельно с ростом поступлений в бюджет Российской Федерации, по всем видам налогов, растет и задолженность по ним. Возникновение налоговых задолженностей перед бюджетом объясняется, прежде всего, ухудшением финансового состояния субъектов налогообложения в результате общего экономического кризиса в стране. Помимо этого, на образование и увеличение налоговой задолженности юридических лиц влияет растущий уровень налоговой нагрузки.
По этой причине необходимо проведение анализа налоговых поступлений - неотъемлемая часть налоговой политики государства. Несмотря на это, для построения максимально точных прогнозов поступлений и рационального планирования бюджета необходимо проводить анализ задолженностей по всем видам налогов. Качественно проведенная аналитическая работа предоставляет возможность для извлечения максимальной выгоды из налоговых поступлений.
2.3. Сравнительный анализ динамики налога на прибыль в регионах Северо-Западного федерального округа в 2015-2017 гг.
Большое значение в работе налоговых органов имеет анализ налоговых поступлений в бюджетную систему Российской Федерации, осуществляемый на основе показателей налоговой статистики, макроэкономических показателей, а также воздействия отраслевых и региональных факторов, который дает возможность налоговым органам всех уровней делать выводы о результатах деятельности по повышению уровня собираемости налогов. Динамики налога на прибыль в регионах Северо-Западного федерального округа в 2015-2017 гг. представлена в таблице 2.
Таблица 2 – Динамики налога на прибыль в регионах Северо-Западного федерального округа в 2015-2017 гг. (млрд. руб.)
Годы |
2015 г. |
2016 г. |
2017 г. |
Республика Карелия |
6,625 |
11,010 |
13,427 |
Республика Коми |
16,371 |
19,952 |
16,191 |
Архангельская область |
9,248 |
5,926 |
7,112 |
Немецкий автономный округ |
2,526 |
3,144 |
4,652 |
Вологодская область |
10,8 |
9,4 |
23,5 |
Мурманская область |
21,842 |
25,8 |
27,2 |
Калининградская область |
10,987 |
11,005 |
13,747 |
Ленинградская область |
54,9 |
60,939 |
57,892 |
Новгородская область |
5,952 |
7,699 |
9,023 |
Псковская область |
3,005 |
3,643 |
4,372 |
Общим для всех регионов является заметный рост доходного потенциала и сохранение различий между максимальной и минимальной величинам. В регионах Северного района, без учета Ненецкого национального округа, в 2017 г. по сравнению с 2015 г. они увеличились с 1,3 до 2,1 раза. В то же время в соотношении между максимальной и минимальной величинами по каждому виду доходов существует межрегиональная асимметрия. Так, различия между максимальной и минимальной величинами в регионах Северного района составили по налогам на прибыль 1,7 раза[27].
Таким образом, в Российской Федерации роль налога на прибыль организаций в формировании доходной части федерального бюджета достаточно существенна.
Налог на прибыль организаций занимает третье место после НДС и НДПИ. В связи с кризисом в 2014 году доля налога на прибыль уменьшилась, но по результатам девяти месяцев 2015 года удельный вес налога на прибыль в доходах консолидированного бюджета
в регионах Северо-Западного федерального округа в вырос всего лишь на 5,3% [13].
Также высока его роль в формировании доходной базы консолидированных бюджетов субъектов РФ, где он занимает второе место в их доходных источниках, уступая лишь налогу на доходы с физических лиц. Роль налога на прибыль в доходах регионального бюджета РТ все более возрастает с каждым годом.
В связи с кризисом удельный вес поступлений налога на прибыль в консолидированный бюджет РТ в 2016 году снизился, но в 2017 года возрос. Отсюда можно сделать вывод, что предприятия постепенно выходят из кризиса и налог на прибыль начинает составлять все более весомую долю в доходах бюджетов разных уровней (рис. 6).
Рисунок 6 – Динамика налога на прибыль в регионах Северо-Западного федерального округа за 2015 г.. (%) [28]
Как можно увидеть из рисунка главную составляющую роль налога на прибыль в регионах Северо-Западного федерального округа осуществляет Ленинградская область, она составляет 36,7% (54,9 млрд. руб.). Если сравнить ее с другими регионами, и именно с Мурманской областью, Республикой Коми, Вологодской областью, Республикой Карелия она больше в 2,5 раза, 3,4 раза, 5 раз, 6 раз соответственно [17].
Рисунок 7-- Динамика налога на прибыль в регионах Северо-Западного федерального округа за 2016 год (%) [28]
В 2016 году данные показатели почти не изменились, главную составляющую налога на прибыль также составляет Ленинградская область, а кроме того, данный показатель увеличился на 1,2% (6,039 млрд. руб.) (рис. 7). Необходимо отметить положительную динамику Республики Карелия. Большинство крупных и средних организаций в республике в 2016 году показывают положительный сальдированный результат финансово-хозяйственной деятельности. В совокупности с ростом объемов промышленной продукции это помогает нарастить налоговые доходы бюджета. По итогам исполнения бюджета за 2016 год нам удалось достичь темпа прироста налоговых и неналоговых доходов бюджета Республики Карелия в размере 10 процентов, в том числе по налогу на прибыль организаций — 37 процентов[12].
Положительную динамику по итогам 2016 года показали предприятия, которые перечисляют в бюджет налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения (рост на 9,8 процента), и налог на добычу полезных ископаемых (на 11,4 процента). Рост налоговых поступлений в первую очередь связан непосредственно с увеличением налогооблагаемой базы. Также стоит отметить, что действует программа финансового оздоровления реализуется с начала 2016 года. Она принята в целях обеспечения сбалансированности бюджета и ограничения роста государственного долга. Мы поставили себе задачу максимально мобилизовать внутренние резервы [18]. Отмечу, что для увеличения поступлений налоговых и неналоговых доходов внесены значительные изменения в региональное законодательство, регламентирующие сокращение налоговых льгот и их поэтапную отмену. Оценку эффективности налоговых льгот мы проводим уже давно — с 2012 года. Кроме того принято законодательное решение о переходе с 1 января 2017 года на исчисление налога на имущество физических лиц и налога на имущество организаций в отношении торговых центров на основе кадастровой стоимости.
Рисунок 8– Динамика налога на прибыль в регионах Северо-Западного федерального округа за 2017 г. (%) [28]
Также проанализируем в динамике налог на прибыль для двух республик Карелия и Коми за 2015-2017 гг.
Таблица 3 – Сравнительный анализ налога на прибыль в республиках Коми и Карелия за 2015-2017 гг. (млрд. руб.)[28]
Годы |
2015 г. |
2016 г. |
2017 г. |
Темп роста, (2016/2015) % |
Темп роста, (2017/2016) % |
Республика Карелия |
6,625 |
11,010 |
13,427 |
166,0 |
122,0 |
Республика Коми |
16,371 |
19,952 |
16,191 |
121,9 |
81,1 |
По данным таблицы 3 видно, что в 2017 году по сравнению с 2016 годом размер налоговых поступлений по республике Карелия увеличился на 22%, а по Республике Коми сократился на 18,9% или на 3,761 (16,191-19,952) млрд. руб.
На рисунке 9 отразим динамику за три года.
Рисунок 9 – Сравнительный анализ по Республике Карелия и Республике Коми за 2015-2017гг
Примечание: составлено автором на основе статистических данных // Официальный сайт Управления Федеральной Налоговой Службы по Республике Коми. – Электр. Данные – Москва,URL: https://www.nalog.ru/rn11/related_activities/statistics_and_analytics/forms