Файл: Налог на прибыль организаций ( ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРИБЫЛИ ОРГАНИЗАЦИЙ ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 1899

Скачиваний: 20

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Каждая организация с коммерческим уклоном независимо от сферы деятельности стремится максимизировать прибыль, по которой обязательно должен выплачиваться налог государству. Самостоятельно провести нужный расчет налога на примере будет несложно даже для чайников.

Налог на прибыль составляет один из ключевых источников для финансирования государственного бюджета. Относится к налогам федерального исчисления и регламентируется соответствующим законодательством.

Актуальность данной работы заключается в том, что налоговые поступления являются главным источником доходов любого современного государства, так как они позволяют обеспечивать обороноспособность страны, выплату заработной платы работникам бюджетной сферы, финансирование государственных программ, поддерживать правопорядок, а также способствует постоянному социальному и экономическому росту страны. Важную роль в формировании налоговой системы играет анализ налоговых поступлений, так как конечный результат позволяет, провести оценку поступлений, изучить их динамику и структуру, что в свою очередь способствует выявлению взаимосвязи между направлениями налоговой политики и поступлениями налогов и сборов в бюджет.

Предмет исследования - определение значения, механизмов взимания и расчета налога на прибыль в Российской Федерации.

Объектом исследования является Северо-Западный федеральный округ.

Целью данной работы является рассмотреть налог на прибыль организаций в РФ актуальные проблемы и пути совершенствования.

В связи с этим были поставлены и решены следующие задачи:

- охарактеризовать роль и значение налога на прибыль организаций в формировании доходов государственных бюджетов;

- описать нормативно-правовую базу исчисления и уплаты налога на прибыль организаций;

- провести анализ динамики налога на прибыль в доходах федерального бюджета за 2015-2017 гг.;

- осуществить сравнительный анализ динамики налога на прибыль в регионах Северо-Западного федерального округа в 2015-2017 гг.

- выявить актуальные проблемы и пути совершенствования налогообложения прибыли в России.

Информационной базой курсовой работы послужили труды отечественных и зарубежных ученых, прикладные работы по проблемам налогообложения прибыли предприятий, действующее законодательство РФ (нормативно-правовые документы и соответствующие законодательные акты Российской Федерации), а также обзорно-аналитические справки, опубликованные в СМИ.


Методологической и теоретической основой данной работы являются: налоговый кодекс Российской Федерации, регулирующий порядок взимания налога на прибыль предприятий, инструктивные материалы ИФНС, труды ведущих теоретиков налогового права и практических работников, как Российской Федерации, так и зарубежных стран, в том числе существующие проекты реформирования налогообложения прибыли предприятий.

Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРИБЫЛИ ОРГАНИЗАЦИЙ

1.1 Сущность, задачи и функции налога на прибыль

Налог на прибыль – это прямой налог, его величина прямо зависит от конечных финансовых результатов деятельности организации. Налог начисляется на прибыль, которую получила организация, то есть на разницу между доходами и расходами. Прибыль – результат вычитания суммы расходов из суммы доходов организации – является объектом налогообложения[6,c.56].

Налог на прибыль организаций занимает особое место в налоговой системе России, поэтому от эффективности механизма его взимания зависит результативность мер фискального воздействия государства на финансово-экономическую деятельность хозяйствующих субъектов. Поэтому основная задача государства заключается в создании благоприятных условий осуществления хозяйственной деятельности с возможностью расширения и развития. В этом случае достигается обоюдная выгода – максимизация налоговых доходов бюджета и создание предпосылок для снижения налогового бремени хозяйствующих субъектов [14, c.17].

Налог на прибыль выполняет две важнейшие функций(рисунок 1):

Рисунок 1 – Функции налога на прибыль[8].

Во всех государствах, при всех общественных формациях налоги в первую очередь выполняли фискальную функцию - изъятие части доходов предприятий и граждан для содержания государственного аппарата, обороны страны и той части непроизводственной сферы, которая не имеет собственных источников доходов, либо они не достаточны для обеспечения должного уровня развития - учреждения культуры, здравоохранения, образования и др.


Налогам принадлежит решающая роль в формировании доходной части государственного бюджета. Важную роль играет функция, без которой в экономике, базирующейся на товарно-денежных отношениях, нельзя обойтись. Рыночная экономика в развитых странах - это регулируемая экономика[8,c.19].

С помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли предприятий и предпринимателей, доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции в капиталоемкие и фондоемкие отрасли с длительными сроками окупаемости затрат (железные дороги, автострады, добывающие отрасли, электростанции и др.). В современных условиях значительные средства из бюджета должны быть направлены на развитие сельскохозяйственного производства, отставание которого наиболее болезненно отражается на всем состоянии экономики и жизни населения.

В процессе своей налоговой деятельности государство осуществляет регулирование налоговых отношений, создавая и формируя их, исходя из своих представлений о наиболее целесообразной и эффективной системе налогообложения, а главным образом - стремясь обеспечить себя необходимыми денежными средствами[8].

Содержанием государственного регулирования налоговых отношений с экономической точки зрения выступает установление налога с определением всех его элементов: субъекта налога, объекта налога, налоговой базы, налогового периода, налоговой ставки, порядка исчисления налога, порядка и сроков уплаты налога, налоговых льгот и др. [10, c.45].

Налог на прибыль – выполняет фискальную и регулирующую функции. Налог на прибыль – прямой, его сумма зависит от конечного финансового результата деятельности предприятия. Именно поэтому налог – влияет на инвестиционные процессы. Данный налог не перекладывается на конечного потребителя, как это бывает при косвенных налогах. Применение льгот в системе налогообложения прибыли предприятий положительно воздействует на производителей, дает гарантии положительных финансовых результатов, увеличивает активность производителей и решает часть социальных проблем[12,c.90].

Налог на прибыль занимает особое место в налоговых системах, он напрямую уменьшает то, что целью предпринимательской деятельности. Налог на прибыль – инструмент государства, который активно воздействует на развитие экономики.

Налог на прибыль имеет наибольшее регулирующее воздействие на деятельность предприятий, по сравнению с другими налогами. За счет распределения средств данного налога между федеральным и региональным уровнем реализуются региональные аспекты экономической политики государства.


1.2 Нормативно-правовая база исчисления и уплаты налога на прибыль организаций

Основными законодательными актами, устанавливающими порядок исчисления и уплаты налога на прибыль, являются: Конституция РФ[1], Налоговый кодекс РФ[2]; Федеральные законы о внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс РФ; Международные договоры.

Налоги являются необходимым условием существования государства, экономической основой его деятельности, условием реализации им своих публичных функций. Согласно статье 57 Конституции РФ[1], каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Именно поэтому обязанность платить законно установленные налоги и сборы распространяется на всех налогоплательщиков в качестве непосредственного и безусловного требования [1].

Порядок расчета и уплаты налога на прибыль организации, ставка налога для предприятий всех форм собственности указаны в гл. 25 НК РФ [2]. Региональными актами регулируется процесс применения налоговых льгот. Юристы и бухгалтеры в своей работе применяют также разъяснения Минфина и ФНС в отношении отдельных пунктов нормативных актов.

Плательщиками налога являются:

1. Российские организации, занимающиеся игорным бизнесом, а также те, которые не используют УСН, ЕНВД, ЕСХН.

2. Иностранные организации, которые получают доход на территории РФ.

3. Участники консолидированной группы.

Освобождены от налогообложения предприятия, которые уплачивают ЕНВД, УСН, ЕСХН. Если объем их годовой реализации превышает законодательные ограничения, то предприятия должны уплатить налог на прибыль организаций, размер ставки которого превышает законодательные ограничения. Также под исключения в 2017 году попадают организации, которые занимаются подготовкой и проведением в РФ FIFA 2018 г.

Базой для расчета является прибыль организации. В ст. 247 НК РФ сказано, что базой может служить, прибыль (рисунок 2)[12]:

Доходом признается экономическая выгода от деятельности организации, выраженная в натуральной или денежной форме. Это сумма всех поступлений организации без учета расходов и налогов, которые предъявляются покупателям (например, НДС). Они определяются по данным первичных документов. Поступления делятся на доходы от реализации и внереализационные доходы.


Рисунок 2 – Базы для расчета прибыли[8]

Доходом признается экономическая выгода от деятельности организации, выраженная в натуральной или денежной форме. Это сумма всех поступлений организации без учета расходов и налогов, которые предъявляются покупателям (например, НДС). Они определяются по данным первичных документов. Поступления делятся на доходы от реализации и внереализационные доходы.

Когда рассчитывается налог на прибыль организации, ставка налога, не учитываются поступления:

1) от безвозмездно полученного имущества;

2) в виде залога;

3) взносы в капитал;

4) активы, полученные по договорам займа;

5) имущество, полученное по целевому финансированию [5, c.48].

Расходами являются обоснованные и подтвержденные документально затраты, которые понес налогоплательщик, при условии, что они были направлены на получение дохода. Когда рассчитывается налог на прибыль организации, ставка налога, в расходы не включается сумма штрафов, санкций, пеней, дивидендов, платежи за сверхнормативные выбросы веществ, расходы на добровольное страхование, материальную помощь, надбавки к пенсиям и т. д. Полный перечень сумм, которые исключаются из расходов, представлен в ст. 270 НК РФ. Нормируемые расходы можно списать не полностью, а частично. С 2017 года суммы, потраченные на оценку уровня квалификации сотрудников, также можно отнести к расходам. Однако есть одно важное условие: свое согласие на оценку уровня квалификации сотрудник должен подтвердить письменно [16, c.127].

Налоговая ставка налога на прибыль организаций устанавливается в фиксированном размере. Отчеты по начислению суммы сбора нужно предоставлять за 6, 9 и 12 месяцев. Авансовые платежи следует перечислять в бюджет ежемесячно. С 2016 года среднеквартальная сумма доходов от реализации увеличена до 15 миллионов рублей.

Как рассчитывается налог на прибыль организации? Ставка налога умножается на разницу между поступлениями и расходами. Если сумма поступлений меньше суммы затрат, то база равна нулю. Прибыль определяется нарастающим методом с начала календарного года. Поскольку в законодательстве прописаны отдельные виды ставок по налогу на прибыль организаций, то и поступления нужно считать отдельно по каждому виду деятельности. В НК прописаны особенности определения доходов и расходов для разных категорий плательщиков: банки (ст. 290-292), страховые компании (ст.293), негосударственные ПФ (ст. 295), микрофинансовые организации (ст. 297), профессиональные участники РЦБ (ст. 299), операции с ЦБ (ст. 280), срочные финансовые сделки (ст. 305), клиринговые организации (ст. 299). Организации игорного бизнеса ведут обособленный учет поступлений и затрат. Учитываются только экономически оправданные расходы, которые подтверждены документально [7, c.62].