Файл: Налог на прибыль организаций ( ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРИБЫЛИ ОРГАНИЗАЦИЙ ).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 2139
Скачиваний: 21
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРИБЫЛИ ОРГАНИЗАЦИЙ
1.1 Сущность, задачи и функции налога на прибыль
1.2 Нормативно-правовая база исчисления и уплаты налога на прибыль организаций
1.3 Роль и значение налога на прибыль организаций в формировании доходов государственных бюджетов
2. АНАЛИЗ ПОСТУПЛЕНИЙ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ В БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЕ РФ ЗА 2015-2017 ГГ.
2.1. Анализ динамики налога на прибыль в доходах федерального бюджета за 2015-2017 гг.
3. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРИБЫЛИ В РОССИИ
Распределение налога на прибыль происходит в соответствии с закрепленным НК РФ распределением: до 2017 г. ставка 20% распределялась 2% от налоговой базы в федеральный бюджет и 18% от налоговой базы в региональный бюджет, а с 2017 г. 3% от налоговой базы в федеральный бюджет и 17% от налоговой базы в региональный бюджет (приложение 2).
Поступления налога на прибыль организаций в целом в регионах Северо-Западного федерального округа имеют стабильную динамику роста, однако можно отметить отрицательную тенденцию по поступлениям в местные бюджеты, что вызвано концентрацией доходов в региональных центрах.
В целом по России доля налога на прибыль зачисляемая в муниципальный бюджет достаточно небольшая – менее 0,5%, а в регионах Северо-Западного федерального округа 4,5% поступлений от налога на прибыль организаций остаются в местном бюджете.
Оценивая долю изъятия в бюджет части ВВП (ВРП) по средствам налога на прибыль организаций можно отметить, что в целом в регионах Северо-Западного федерального округа значение варьируется от 2 до 20% в среднем, что объясняется направленностью федерального округа.
3. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРИБЫЛИ В РОССИИ
Налог на прибыль является ключевым элементов Российской Федерации и служит основным инструментом перераспределения национального дохода. Этот налог является прямым, учитывая, что его конечная сумма полностью зависит от итогового финансового результата.
Данный налог имеет некоторые преимущества. Главным из них является тот факт, что государство имеет реальную возможность свести к минимуму свое вовлечение в объемы выплачиваемой заработной платы на коммерческих организациях.
Неоспоримым аргументов в пользу налога на прибыль является то, что подоходный налог оправдан исключительно в условиях сбалансированной экономики с работающим механизмом рыночных цен, примерно равным уровнем рентабельности и других факторов, которые позволяют равномерно распределить налоговое бремя. Отказ от налога на прибыль и переход к подоходному налогу мог бы отрицательно сказаться на работе массы производственных отраслей. Он будет чрезмерно тяжелым для начинающих предприятий, многие их которых не имеют положительного финансового результата в первые годы своей работы.
Необходимость проведения эффективной налоговой программы и принятие Налогового кодекса признается всеми. Однако работа в этом направлении ведется крайне слабо, а, следовательно, разработка и принятие Налогового кодекса полностью опять становится делом далекого будущего. Оказывается, налог на прибыль служит для «стимулирования предпринимательства». Само по себе утверждение, что налог стимулирует предпринимательскую деятельность уже абсурдно. Как налог на прибыль «стимулирует», можно показать на пальцах. Чем больше фирма использует в своей деятельности ресурсов на единицу продукции, тем меньше прибыль, а, следовательно, и налог на неё. Чем меньше расходуется ресурсов, т.е. эффективнее работает предприятие, тем больше государственные изъятия с помощью данного инструмента «стимулирования». Это уже получается наказание за более эффективную работу.
Ответ напрашивается сам собой: Чтобы оправдать наличие кормушек для нескольких миллионов государственных служащих, в том числе и тех, что числятся на предприятиях, но фактически выполняют функции по государственному управлению экономикой. Как уже вскользь было замечено выше, налог на прибыль является одним из инструментов системы перераспределения производимых в стране материальных благ.
На ряду с ним используются такие инструменты, как: все прочие виды налогов; таможенные пошлины; вменённые издержки (сертификация, лицензирование, обеспечение государственного контроля и т. д.); дискриминация цен; банковский кредит; денежная эмиссия; инфляция; девальвация; всевозможные льготы и т.д. Кроме того, немаловажную роль играет система распределения бюджетных средств. Одно дело, когда государство расходует изъятые у народа ресурсы на модернизацию производства, развитие науки и образования, и другое дело, когда всё тратится на прокорм миллионной армии служащих [4].
Поэтому должны поменяться и система страхования (от социального налога к подлинно страховым платежам, то есть зависящим от объема и качества социальных выплат, а не от величины дохода). И система государственного регулирования экономической деятельности общества. И практика формирования бюджетов всех уровней, и т.д. Только в этом случае страна сможет выйти из затянувшегося кризиса. Только в этом случае эффективность экономической деятельности будет соответствовать современному уровню развития производительных сил. Только в этом случае нам удастся ликвидировать бедность.
Для оптимизации налога на прибыль предлагается создать на предприятии резервы. Ни один налоговый инспектор не сможет подвергнуть сомнению такой способ оптимизации налога на прибыль. С их помощью можно на вполне законных основаниях переносить на более поздний срок уплату налога на прибыль или вообще равномерно в течение года уменьшать его сумму за счет расходов, которые еще не возникли.
Одной из основных возможностей минимизации налога на прибыль является заключение договоров возмездного оказания услуг. Но не формального оказания, а услуг, которые реально необходимы данной компании.
Например, для ведения квалифицированного бухгалтерского и налогового учета можно нанять аутсорсинговую компанию, которая предоставляет такого рода услуги Кроме того данная организация сильно влияет на увеличение безопасности головной компании и ее единоличного исполнительного органа. Для компании безопаснее использовать аутсорсинг, поскольку при налоговой проверке проверяющие не смогут изъять документы пачками, учитывая те, которые вы не хотели, чтоб они вообще видели [6].
Если аутсорсинг применяется при нарушениях ведения финансово-хозяйственной деятельности общества, которые ведут к уголовной ответственности, то единоличный исполнительный орган избежит применения к нему формулировки «совершенное группой лиц» – обычно эту формулировку применяют к группе состоящей из генерального директора и главного бухгалтера.
Также можно заключить договоры складского хранения и обслуживания со специализированными компаниями, а не самостоятельно содержать помещение и штат сотрудников (кладовщиков, грузчиков), которые не занимаются основной деятельностью компании. Привлечение подобных компаний для обслуживания дает не только возможность оптимизировать налог на прибыль, но и сэкономить на страховых взносах.
Резерв по сомнительным долгам для целей налогообложения могут создавать те организации, которые определяют доходы и расходы по методу начисления. Налогоплательщик вправе создавать резервы по сомнительным долгам, отчисления в который включаются в состав внереализационных расходов.
Резерв по сомнительным долгам начисляется в конце отчетного (налогового) периода. Иными словами, за счет создания резерва по сомнительным долгам организация оптимизирует платежи по налогу на прибыль. Сумма резерва по сомнительным долгам определяется по результатам проведенной на последний день отчетного (налогового) периода инвентаризации дебиторской задолженности и исчисляется следующим образом: ·
- по сомнительной задолженности со сроком возникновения свыше 90 дней - в сумму создаваемого резерва включается полная сумма выявленной на основании инвентаризации задолженности; ·
- по сомнительной задолженности со сроком возникновения от 45 до 90 дней (включительно) - в сумму резерва включается 50% от суммы, выявленной на основании инвентаризации задолженности; ·
- сомнительная задолженность со сроком возникновения до 45 дней - не увеличивает суммы создаваемого резерва [11].
При этом сумма создаваемого резерва по сомнительным долгам не может превышать 10% от выручки отчетного (налогового) периода. Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары, работы, услуги или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.
Наиболее выгодно создавать резерв по сомнительным долгам организациям, с которыми несвоевременно рассчитываются покупатели, поскольку, используя такой резерв, организация может избежать существенных убытков в каком-то одном отчетном периоде. Организация, не дожидаясь, когда истечет срок исковой давности, может списать в расходы просроченную дебиторскую задолженность. Поскольку формирование резервов по сомнительным долгам для целей налогового учета и целей бухгалтерского учета осуществляется независимо друг от друга, резервы могут быть образованы, например, только в налоговом учете, что не противоречит действующему законодательству.
В последние годы Правительство Российской Федерации ведет активную работу по привлечению иностранного капитала в национальную экономику. Для всех, приходящих на российский рынок, иностранных компаний встает вопрос налоговой политики. В России по данному вопросу сложилась особенная ситуация. Наша налоговая система привлекает низкими налоговыми ставками. Однако, законы, регулирующие налогообложение иностранных организаций, вызывают массу вопросов.
При выходе на российский рынок, компании нужно определиться с юридической идентификацией. Объектом налога на прибыль для представительств иностранных организаций исчисляется по схеме: доходы, уменьшенные на величину расходов. В то время, как для иностранных организаций объектом налога на прибыль являются все доходы, полученные на территории Российской Федерации.
Первое, что пугает иностранные компании, которые собираются развивать свой бизнес в России – это постоянные изменения законодательной базы по налогу на прибыль. Это выражается в огромном количестве издаваемых изменений, которые часто не позволяют компаниям точно ориентироваться в порядке исчисления налогооблагаемой базы. Это понижает инвестиционную привлекательность нашей страны. Поэтому решение данного вопроса позволит привлечь инвестиции в национальную экономику.
Согласно статье 246 Налогового кодекса РФ плательщиками налога на прибыль являются как российские, так и иностранные организации, которые осуществляют свою деятельность в Российской федерации через постоянные представительства и получают доходы от источников в РФ.
Главный принцип налогообложения доходов иностранных организация в Российской Федерации состоит в том, что налогообложению в РФ подлежит исключительно тот доход, источник которого находится в Российской Федерации [15].
Очень важно понимать, что филиал любой иностранной организации не является коммерческой организацией. По этой причине на нее не будут распространяться нормы о раздельном учете доходов и расходов, которые были получены в условиях целевых поступлений.
Невозможно исключить вероятность того, что деятельность филиала, которая будет квалифицироваться подготовительно-вспомогательной, налоговыми органами будет обозначена, как деятельность подготовительного характера, которая идет в интересах третьих лиц. В таком случае, и эти расходы будут обременены налогом на прибыль. Но в таком случае, в сумму расходов компания может включить НДС, которые был предъявлен по ним.
Стоит отметить, что доходы от реализации ценных бумаг на иностранных биржах, доходы, которые были получены от продажи товара, но привели к образованию постоянного представительства в РФ, а также тантьемы и премии по перестрахованию – не подлежат обложению налогом в Российской Федерации.
На современном этапе глобализация в экономической сфере открыла новые границы для представителей бизнеса. С недавних пор зарубежные или отечественные предприятия могут рассчитывать на прибыль при работе в разных странах мира. При этом законодательство в сфере налогов будет распространяться не только на внутренних граждан (резидентов), но и иностранцев (нерезидентов), работающих и получающих доходы на территории конкретной страны[26].
Во избежание двойного обложения налогами правительства разных стран заключают акты и соглашения, касающиеся вопросов налогообложения. Один из примеров решения проблемы - налоговый вычет. Особенности системы заключаются в следующем. Если плательщик налогов находится в своей стране (является ее резидентом), то его иностранные доходы будут облагаться налогом. При этом действует налоговый вычет на территории страны, где получена прибыль. Как следствие, двойная выплата налога исключена. Получается, что компания платит налоги единожды по наиболее высокой ставке. Варианта оплаты два - для государства-источника прибыли, а также для государства, где плательщик налогов пребывает постоянно.
При зачете налога, начисленного на доходы от зарубежной деятельности, должны соблюдаться следующие правила:
1. При формировании налоговой базы предприятия РФ должны учесть внутригосударственную прибыль и доход, полученные за пределами страны.