Файл: Налог на прибыль организаций ( ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРИБЫЛИ ОРГАНИЗАЦИЙ ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 1897

Скачиваний: 20

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2. Расходы компаний при получении прибыли от источников за границей должны быть учтены в размере и порядке, прописанном в НК РФ (глава 25). При этом правила, применяемые в другой стране (в месте получения прибыли) не имеют никакого влияния[18].

3. Общий размер налога, реально выплаченный российской компанией с учетом налоговых законов других стран, засчитывается ей при выплате налога на прибыль внутри своего государства. Объем засчитываемых налогов, которые были уплачены за границей, не должны быть больше суммы налога, стянутого в России.

Очень важно учитывать тот факт, что налогом облагается не только доход от производственной деятельности, но и доходы от источников в РФ, которые не имеют систематического характера. Например: доходы от реализации недвижимости, доходы от сдачи в аренду имущества, которые используется на территории России.

Государству налог на прибыль организация дает возможность не только обеспечивать поступления в бюджет, но и влиять на активность бизнеса. Но целесообразность взимания налога на прибыль является популярной темой для спора среди исследователей и практиков.

Налог на прибыль является одним из наиболее значимых элементов налоговой системы России. Он используется для перераспределения национального дохода.

В условиях рыночной экономики распределение прибыли является внутренним делом любого бизнеса. Несомненно, государство может воздействовать на данный процесс, используя множество косвенных регуляторов. И налогообложение является одним их них[21].

Сторонники данного налога приводят ряд четких аргументов в его защиту. Во-первых, он компенсирует расходы бюджета на социальную защиту физических лиц, которые являются сотрудниками предприятий. Во-вторых, данный налог является платой за предоставление права нести ограниченную ответственность за деятельность юридического лица.

Также очень важной причиной для использования налога на прибыль является тот факт, что при отсутствии налогообложении нераспределенной прибыль увеличивается возможность избегания налогообложения. Предприятия имеют в собственности имущество, на которое может быть наложено взыскание, а у подавляющего большинства населения такового нет.

Налог на прибыль способствует диверсификации налоговой системы. При ограничении числа налогов одним или двумя снижается стабильность налоговых поступлений и упрощается уклонение от налогообложения. Данный налог может быть эффективным методом обложения ренты, которая получается от невоспроизводимых факторов производства.


При таком ряде веских аргументов за налог на прибыль есть также и масса контраргументов. Первое, на что стоит обратить внимание, это сложность в определении элементов налога. По этому причине получается большая сумма недополученных доходом бюджета, а также огромное количество судебных разбирательств [20].

Очень важным минусом являются предельно высокие издержки на администрирование данного налога, в сравнении с налогами на потребление. Налог на прибыль перекладывает, в большей части, налоговое бремя на физических лиц (владельцев организаций) и существенно меняет поведение экономических агентов (приложение 3).

Главным недостатком налога на прибыль является предельная зависимость поступлений от экономической конъюнктуры. Чем экономическая система государства развитее, тем меньше роль налогообложения дохода организация и выше нагрузка на доходы физических лиц[22,с.33].

В условиях экономического кризиса, инвесторы, которых на российском рынке не много, переводят свои активы в другие развивающиеся страны. Для сохранения старых и привлечения новых инвесторов требуется совершенствовать механизмы взимания налога на прибыль с иностранных организаций. Это будет способствовать увеличению инвестиционного климата в РФ.

Необходимо ввести в Налоговый кодекс РФ понятие налогового резидента. Это будет предполагать признание организации, местом управления которых является РФ[26].

Немало важным фактором будет являться обеспечение возможности результативного налогового администрирования в рамках получения налоговыми органами нужной информации. Они должны осуществлять контрольные функции с помощью заключения многосторонних договоров, позволяющих обмениваться информацией между государствами по налоговым вопросам.

Требуется разрешить Федеральной налоговой службе РФ вне рамок проверки потребовать необходимую документацию по сделкам у налогоплательщиков, если одной из сторон является налоговый резидент другой страны [15].

Также необходимо создать механизмы обложения прибыли иностранных компаний. Следует определить понятие такой компании. Это можно сделать, основываясь на возможности налогового резидента контролировать ее. Далее, стоит обязать налоговых резидентов РФ предоставлять сведения о прямом и косвенном участии в иностранных организациях.

В течении последних пяти лет значительно увеличилось количество консолидированных групп налогоплательщиков (далее – КГН), что заставляет задумать о совершенствовании механизмов взимания налога на прибыль с участников КГН.


Во-первых, необходимо разработать и установить порядок раскрытия и предоставления данных каждым участником о прибыли и убытках, которые были бы сформированы у него, если бы он не был членом КГН.

Во-вторых, требуется выяснить, целесообразно ли внесение изменений порядок определения консолидированной налоговой базы по членам КГН, когда ими зафиксированы налоговые убытки по итогам налогового периода. Стоит ограничить учет убытков членов КГН, которые уменьшают поступления в бюджеты субъектов РФ.

В-третьих, очень важно ввести ограничение на возможность очередного формирования КНГ ее членами в течении пяти лет после ее ликвидации.

В итоге, хотелось бы отметить, что решение указанных проблем позволило бы повысить инвестиционную привлекательность национальной экономики. В условиях санкций и снижения экономики, это является очень важным шагом.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение необходимо отметить, что Налог на прибыль является составным элементом налоговой системы России и служит инструментом перераспределения национального дохода. Это основной прямой налог на юридических лиц, относится к числу федеральных; взимается в соответствии с положениями гл. 25 НК РФ, его окончательная сумма целиком и полностью зависит от конечного финансового результата.

В результате проведенного исследования были изучены основные положения налогообложения прибыли предприятия, изучены порядок и методы расчета налога на прибыль, рассмотрены актуальные проблемы и пути совершенствования.

Проведенное исследование по налогу прибыль организаций, позволяет сформировать следующие выводы:

1. Налог на прибыть представляет собой нечто среднее между моделью распределения (расщепления) налоговых доходов и моделью совместной или параллельной эксплуатации налоговой базы. С помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли предприятий и предпринимателей, доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции в капиталоемкие и фондоемкие отрасли с длительными сроками окупаемости затрат.

2. Согласно статье 57 Конституции РФ, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Действующий порядок исчисления и уплаты налога на прибыль регламентируется гл.25 ч.II Налогового кодекса Российской Федерации, Методическими рекомендациями по применению гл.25 «Налог на прибыль организации» ч.II Налогового кодекса Российской Федерации.


3. Налоговые поступления имеют тенденцию роста. Наибольшее увеличение произошло в 2016 и в 2017 году, по сравнению с предыдущими годами за счет значительного увеличения поступления налога на прибыль организации (14,5 % и 19,1%). В целом за анализируемые 3 года, налоговые поступления в бюджет РФ возросли на 32,15 %, в том числе налог на прибыль увеличился на 34,1%.

4. Налог на прибыль в Республике Коми в 2016 году сократился на 2,5% и составил 16371,9 млн. руб., тем не менее в 2017 году (по прогнозам) данный показатель увеличиться на 1,5% и составит 16191,3 млн. руб. Доля налога на прибыль в общем объеме поступлении налоговых и неналоговых доходов республиканского бюджета в 2017,2018,2019 годах прогнозируется в размере 29%, 28%, 27% соответственно. можно предположить, снижение данного показателя связано с тем, что доля официально зарегистрированных организаций, не осуществляющих свою деятельность, за анализируемый период увеличилась с 6,1 до 7 %.

5. Проанализировав динамику налога на прибыль в регионах Северо-Западного федерального округа за 2015-2017 гг. можно отметить, что в среднем процентное соотношение не меняется. Самыми доходными для бюджета остается Ленинградская область, после нее Мурманская область. Рост налоговых поступлений в первую очередь связан непосредственно с увеличением налогооблагаемой базы. Также стоит отметить, что действует программа финансового оздоровления реализуется с начала 2016 года.

6. Путь совершенствования налога на прибыль заключается в пересмотре порядка взимания и распределения бюджетный средств, стоит обязать налоговых резидентов РФ предоставлять сведения о прямом и косвенном участии в иностранных организациях, важно ввести ограничение на возможность очередного формирования КНГ ее членами в течении пяти лет после ее ликвидации

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // СПС «КонсультантПлюс».
  2. Налоговый кодекс РФ. Часть первая / Федеральный закон РФ от 31 июля 1998 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1998. – № 31. – Ст. 3824.
  3. Александров, И.М. Налоги и налогообложение / И.М. Александров. - М.: Дашков и К, 2017. - 317 c.
  4. Актуальные проблемы теории и практики налогообложения: Материалы V Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор Н. В. Горшкова. – 2016. – С. 235-239.
  5. Балихина, Н.В. Финансы и налогообложение организаций: Учебник для магистров, обучающихся по направлениям "Финансы и кредит" и "Экономика" / Н.В. Балихина, М.Е. Косов, Т.Н. Оканова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016. - 623 c.
  6. Гафарова О.В. Влияние налогообложения прибыли на развитие предприятий и организаций // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление: научно-практический журнал. – Ростов н /Д: КМЦ «Копицентр», 2016. – № 7. – С. 56-57.
  7. Глинкин, А.А. Налог на прибыль и доходы / А.А. Глинкин. - М.: Учебно-информационный центр при Гос. налоговой инспекции по г. Москве, 2015. - 532 c.
  8. Евстратова, Л. М. Налог на прибыль / Л.М. Евстратова. - М.: Экзамен, 2016. - 224 c.
  9. Жидкова, Е.Ю. Налоги и налогообложение / Е.Ю. Жидкова. - М.: Эксмо, 2015. - 480 c.
  10. Заяц, Н.Е. Теория налогов / Н.Е. Заяц. - М.: Мн: БГЭУ, 2017. - 220 c.
  11. Лапина Е. Н., Роль налогов и сборов в формировании доходной части бюджета российской федерации/ Е.Н. Лапина, А.А. Нещадимова//NOVAINFO.RU . – 2016. - № 57.- С. 231-237.
  12. Лыкова Л. Региональные проблемы налогообложения прибыли / Л. Лыкова // Федерализм. ˗ 2017. ˗ № 4. ˗ С. 90-93.
  13. Малкина М. Ю. Моделирование взаимосвязи уровня налоговой нагрузки и поступлений от налога на прибыль для регионов российской федерации / М. Ю. Малкина, Р. В. Балакин // Финансы и кредит. – 2017. – №3. – С. 27-28.
  14. Мальцман, Б.С. Все налоги / Б.С. Мальцман. - М., 2016. - 308 c.
  15. Михайлова С. Е., Аммосов С. П. Поступление налога на прибыль и его роль в доходах консолидированного бюджета РФ // Educatio. 2016. - №5. - С.44-45.
  16. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение. Теория и практика: учеб. для бакалавров. – М.: Юрайт-Издат, 2015. - 772 с.
  17. Паркинсон, С.Н. Закон и доходы / С.Н. Паркинсон. - М.: Интерконтакт, 2017. – С.54-55.
  18. Петрова Ю. М. Налогообложение прибыли в деятельности экономических субъектов // МНИЖ. 2017. - №3. - С.80-81.
  19. Пономаренко, Е.В. Экономика и финансы общественного сектора: Учебник / Е.В. Пономаренко. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 377 c.
  20. Тюпакова Н.Н. Проблемы и перспективы формирования доходной базы бюджетов муниципальных образований / Н.Н. Тюпакова, А.В. Ботвинко Современные проблемы финансового регулирования и учета в агропромышленном комплексе: материалы I Всероссийской научно-практической конференции. ˗ 2017. ˗ С.39-41.
  21. Толкушкин, А.В. История налогов в России / А.В. Толкушкин. - М.: ЮРИСТЪ, 2015. - 432 c.
  22. Тюпакова Н.Н. Налоговый механизм обеспечения сбалансированности региональных и местных бюджетов / Н.Н. Тюпакова, О.Ф. Бочарова // Тюпакова Н.Н. Методологические основы функционирования налогов как категории финансов / Н.Н. Тюпакова, О.Ф. Бочарова Дайджест-финансы. – 2017. – № 8. – С. 33-34.
  23. Черник, Д. Г. Теория и история налогообложения : учебник для академического бакалавриата / Д. Г. Черник, Ю. Д. Шмелев ; под ред. Д. Г. Черника. — М.: Издательство Юрайт, 2016. — 364 с.
  24. Щепотьев, А.В., Налоги и налогообложение: учеб. пособие / А.В. Щепотьев, С.А. Яшин. - Тула: НОО ТИЭИ, 2015. – С.38-39.
  25. Шувалова Е.Б. Налогообложение организаций финансового сектора экономики: Учебное пособие, 2-е изд. — М.: ИТК «Дашков и К°», 2016. - 176 с.
  26. Элгуд, Т. Эффективное управление налогообложением: Будущее корпоративной налоговой службы / Т. Элгуд. - М.: Альпина Паблишер, 2016. - 334 c.
  27. Министерство финансов Российской Федерации [Электронный ресурс], Режим доступа: https://www.minfin.ru
  28. Федеральная служба государственно статистики [Электронный ресурс], Режим доступа: http://www.gks.ru

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Динамика поступлений налоговых доходов в консолидированный бюджет России в 2015-2017 гг. (млрд. р.)

2015 год

Изменение за год

(+, -)

Темп динамики, %

2016 год

Изменение за год (+, -)

Темп динамики, %

2017 год

Изменение за год (+;-)

Темп динамики, %

Всего поступило в консолидированный бюджет РФ

13 788,3

1 118,1

108,8

14 482,9

694,6

105,0

17300

2817,1

119,4

Налог на прибыль организаций

2 598,8

226,0

109,5

2 770,2

171,4

106,6

3300

529,8

119,1

Налог на доходы физических лиц

2 806,5

117,8

104,4

3 017,3

210,8

107,5

3300

282,7

109,4

Налог на добавленную стоимость: на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ

2 448,3

266,9

112,2

2 657,4

209,1

108,5

3100

442,6

116,6

Акцизы

1 014,4

15,4

101,5

1 293,9

279,5

127,6

1500

206,1

115,9

Имущественные налоги, из них:

1 068,4

113,4

111,9

1 116,9

48,5

104,5

1200

83,1

107,4

налог на имущество физических лиц;

30,3

3,2

111,6

36,1

5,8

119,2

100

63,9

277

налог на имущество организаций

712,4

77,8

112,3

764,5

52,1

107,3

1100

335,5

143,9

Транспортный налог, из него:

140,0

22,4

119,1

139,1

-0,9

99,4

150

10,9

107,8

транспортный налог с организаций;

30,2

3,0

110,9

29,9

-0,3

99,0

30

0,1

100,3

транспортный налог с физических лиц

109,8

19,5

121,6

109,2

-0,6

99,5

120

10,8

109,9

Земельный налог

185,1

9,8

105,6

176,4

-8,7

95,3

200

23,6

113,4

Налог на добычу полезных ископаемых, из него:

3 226,8

322,6

111,1

2 929,4

-297,4

90,8

3230

300,6

110,3

нефть;

2 703,5

240,0

109,7

2 342,1

-361,4

86,6

2650

307,9

113,1

газа горючего природного из всех видов месторождений углеводородного сырья;

346,5

-10,8

97,0

368,2

21,7

106,3

400

31,8

108,6

газового конденсата из всех видов месторождений углеводородного сырья

80,5

64,4

502,6

119,7

39,2

148,8

200

80,3

167,1

Утилизационный сбор

62,1

3,3

105,5

89,8

27,7

144,6

120

30,2

161