Файл: Выбор стиля руководства в организации ( Теоретические подходы к выбору стиля руководства в организации ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 64

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Межличностное общение в коллективе выполняет три главные функции:

- информационно-коммуникативную функцию, то есть обмен информацией между людьми. Эта функция общения в той или иной степени или форме связана со всеми видами деятельности людей;

- регулятивно-коммуникативная функция. В общении формируются правила поведения, средства, цели, мотивы поведения, оцениваются поступки, усваиваются его нормы, складывается шкала социализации человека, иерархия ценностей;

- аффективно-коммуникативная функция. Общение создает психологическую разрядку, регулирует уровень эмоциональной напряженности.

Общение сотрудников ООО «СПО» происходит в форме формального и неформального общения. Неформальное общение – это различные личностные контакты людей за пределами официальных отношений в качестве сослуживцев.

Моральный климат ООО «СПО» можно в целом оценить как благоприятный. Например, управленческие кадры обедают всем коллективом. Для этого они приспособили часть своего офиса. Здесь они проводят все совместные корпоративные праздники, отмечают дни рождения и рождения своих детей, провожают коллег в отпуск. 

Заканчивая вторую главу, можно сделать следующие выводы.

Руководители ООО «СПО» в своей деятельности используют разнообразные стили управления сотрудниками: авторитарный, демократический, либеральный. Наиболее результативным является сочетание авторитарного и демократического стиля руководства.

3. Совершенствование стилей руководства организацией

Исследовав стили управления в ООО «СПО», можно предложить следующие направления их улучшения.

Во-первых, шире использовать на предприятии психологические методы управления. Эти методы способствуют достижению идеального соотношения сотрудников в каждой из рабочих групп.

Также необходимо проводить социологические исследования, опросы и тестирования, которые помогают определить, какие в данном коллективе проявляются симпатии или антипатии. С их помощью можно выяснить, какое место должен занимать сотрудник, исходя из его психологической совместимости. Именно от этих факторов зависит психологический климат в отдельных подразделениях и в трудовом коллективе в целом.

Для проведения опросов и исследований необходимо привлечь профессионального психолога.


Чтобы активизировать работника, а также повысить эффективность, в ООО «СПО» можно использовать прием побуждения (вовлечения). Сотрудника следует привлечь к какой-нибудь интересной творческой работе, сделав его участником данного процесса. При помощи оказания доверия можно подчеркнуть положительные качества конкретного работника, например, опыт или высокий уровень квалификации. Кроме того, руководитель выражает свою уверенность в способности работника выполнить любое поручение. В отличие от доверия принуждение применяется тогда, когда необходимо заставить сотрудника выполнить задание, иногда вопреки его желанию.

Одним из способов, которым можно увеличить эффективность работы, является производственное соревнование. Принцип соревнования на предприятии не должен вызвать обратный эффект, в результате чего интенсивность смены кадров может только усилиться. Причиной может послужить чувство разницы между результатом работы и оплатой. Стимуляция должна быть материальной, поскольку моральная не способна удовлетворить основные потребности работников и стать полноценной компенсацией за проделанную работу. К тому же соревнования становятся эффективными тогда, когда размер оплаты составляет среднерыночный показатель либо его превышает. Обычно в группе людей, интересы которых совпадают, в любом случае начинается борьба за первенство. Официально такое состязание является борьбой на иерархической лестнице. Вследствие успеха работника ждет повышение. Неофициально оно ограничивается общением на неформальном уровне с целью установить свой авторитет в коллективе. В итоге между сотрудниками завязываются дружеские отношения либо возникают конфликты. Однако опытное руководство компании способно направить данные процессы в правильном направлении. Соревнование является средством, с помощью которого каждый работник может проявить свои лучшие качества и в результате достичь желаемого производственного результата.

Для эффективного руководства коллективом руководитель ООО «СПО» должен обладать следующими требованиями:

- понимание людей: психологическая интуиция - умение понять психические свойства и состояние личности. Психологический такт - умение найти нужную форму общения. Коммуникабельность, понимаемая как способность к поддержанию контактов и связей;

- качества лидера: Способность понять, выразить и отстоять интересы людей. Желание брать ответственность на себя. Способность руководителя неформально влиять на окружающих;


- знание основ современного менеджмента и умение применять их на практике. Грамотный выбор стиля руководства. Эффективная мотивация. Умение организовать подготовку и принятие решений;

- компетентность. Знание специальных вопросов, определяемых профилем и спецификой работы организации;

- способность руководителя предвидеть развитие событий;

- умение ставить цели;

- способность организовать взаимодействия и наладить оптимальный контроль.

Основные направления совершенствования стилей руководства ООО «СПО» можно представить на рисунке 6:

Проведение социологических исследований, опросов

Совершенствование методов руководства

Активизация работников путем побуждения к труду, соревнований

Рис. 6. Направления совершенствования стилей руководства ООО «СПО»

Таким образом, руководитель ООО «СПО» с помощью всех методов управления сможет реализовать профессиональное руководство, и тогда его предприятие и коллектив будут конкурентоспособными. Стиль руководства – ключевой фактор управления. Во внутрифирменном управлении эффективность на 80% зависит от стиля руководства.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Стиль управления руководителя своими подчиненными во многом обусловливает динамику развития фирмы, успех организации. Стиль руководства влияет на мотивацию работников, их отношение к труду, взаимоотношения и многое другое.

У каждого руководителя имеется определенный стиль руководства – это совокупность своеобразных приемов управления, манера повседневного поведения руководителя по отношению к подчиненным сотрудникам.

Нахождение эффективного стиля руководства должно происходить с учетом многих факторов: психологических особенностей личности самого руководителя, интересов и потребностей подчиненных, степени их ответственности и квалификации, внешних и внутренних факторов, воздействующих на предприятие. Выбор адекватного ситуации стиля руководства с учетом наиболее существенных факторов может быть определен как ситуационное лидерство.

Исследование стилей руководства ООО «СПО» позволяет сделать следующие выводы.

Управление ООО «СПО» осуществляет генеральный директор, который относится к руководителям высшего уровня управления.

Руководители ООО «СПО» в своей деятельности используют разнообразные стили управления сотрудниками: авторитарный, демократический, либеральный. Наиболее результативным является сочетание авторитарного и демократического стиля руководства.


Построение решетки Блейка и Моутона, которая дает возможность оценить характер управления на предприятии, показало, что направленность генерального директора на производство выше, чем на человека на 33%. Стиль руководства генерального директора ООО «СПО» можно охарактеризовать как стиль, сосредоточенный на высоких трудовых достижениях и средней удовлетворенности сотрудников, при этом у сотрудников достаточно высокие трудовые результаты.

В результате проведенного анкетирования выявлены следующие слабые стороны генерального директора ООО «СПО»: неумение обучать, неясные личные цели, недостаток творческого подхода.

В сильные стороны генерального директора ООО «СПО» входят: высокая способность управлять собой; четкие личные ценности; способность влиять на людей, навык решать проблемы, достаточно сильные навыки руководства.

На ООО «СПО» используются административно-правовые, экономические и социально- психологические методы руководства компанией.

Среди экономических методов в ООО «СПО» используют материальное вознаграждение за труд, а также дополнительные материальные поощрения. ООО «СПО» для оплаты труда основных производственных рабочих использует сдельно - премиальную форму оплата труда. Труд управленческого персонала ООО «СПО» оплачивается по повременно - премиальной системе.

В результате проведенного исследования были предложены следующие мероприятия по повышению эффективности стилей и методов руководства ООО «СПО»:

- проведение социологических исследований, опросов и тестирования, которые помогают определить, какие в данном коллективе проявляются симпатии или антипатии;

- активизация работников, повышение их производительности труда. Для этого можно использовать прием побуждения (вовлечения), а также производственные соревнования. Соревнование является средством, с помощью которого каждый работник может проявить свои лучшие качества и в результате достичь желаемого производственного результата.

Практическая значимость работы заключается в том, что ее результаты могут быть использованы руководством ООО «СПО».

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Алиев В.Т., Дохолян С.В. Организационное поведение.  Махачкала: ИПЦ Даггосуниверситета, 2016.
  2. Бандурука А. М., Бочарова С. П., Землянская Е. В. Психология управления. Харьков: Фортуна-пресс, 2017.
  3. Бондаренко М.А. Стиль руководства как предмет психологического исследования // Мир науки, культуры, образования. 2017. №2.
  4. Галенко В.П. Управление персоналом и эффективность предприятий. СПб.: СПбУЭФ, 2015.
  5. Горяйнова Н.М.Влияние стиля управления на эффективность деятельности менеджера // Путеводитель предпринимателя. 2018. №11.
  6. Гнеденко М.В., Живаева В.В., Гнеденко Н.П. Некоторые аспекты стиля управления современной компанией // Успехи современного естествознания. 2016. №3.
  7. Ивановская Л.В., Свистунов В.М. Обеспечение системы управления персоналом на предприятии. М.: ГАУ, 2017.
  8. Камышев Э.Н. Менеджмент организации (практический менеджмент в условиях России). Томск: ТПУ, 2015. 
  9. Карташова Л.В., Никонова Т.В., Соломанидина Т.О. Организационное поведение: М.: ИНФРА-М, 2017.
  10. Коваленко А. В. Психологические основы менеджмента. Томск: Изд. ТПУ, 2018.
  11. Коровкина О.В. Стили руководства и их влияние на формирование морально – психологического климата в коллективе // Менеджмент. 2016. №7.
  12. Кравченко А. И. Социология менеджмента. М.: ЮНИТИ, 2015. 
  13. Краснова С. Лидер организации и тип управления // Служба кадров и персонал. 2017. №11.
  14. Кузнецов В.И. Управление персоналом. М.: МЭСИ, 2016.
  15. Лебедев О.Т., Каньковская А.Р. Основы менеджмента. - СПб.: ИД МиМ, 2016.
  16. Меньшиков П. Тотальный контроль или демократия: какой стиль руководства выбрать главбуху // Главбух. 2017. №9.
  17. Моргунов Е. Управление персоналом: исследования, оценка, обучение.  М.: Бизнес-школа «Интел-синтез», 2016.
  18. Омаров А.В. Руководитель. Размышление о стиле руководства. М.: Дело, 2016.
  19. Первушина О.Н. Власть. Лидерство. Новосибирск: НГУ, 2018.
  20. Первякова С.А. Стиль руководства и его влияние на эффективность управленческой деятельности // Среднее профессиональное образование. 2016. №11.
  21. Птуха Н., Краснобаева И., Кушнирык В. Стили руководителя и управление коллективом // Проблемы теории и практики управления. 2018. №12.
  22. Пугачев В.П. Управление персоналом организации. М.: Аспект Пресс, 2015.
  23. Резник С.Д., Игошина И.А. Организационное поведение. М.: Инфра-М, 2016.
  24. Розанова В.А. Трудности управления и их психологические причины // Управление персоналом. 2017. №3.
  25. Теория управления / Под ред. А. Л. Гапоненко, А. П. Панкрухина. М.: РАГС, 2016.
  26. Цыренова А.А. Менеджмент. Улан-Удэ: Издательство ВСГТУ, 2016. 
  27. Шейнов В.П.  Психология лидерства и власти. М.: Ось-89, 2018.