Файл: Понятие оперативно-розыскной деятельности (Субъекты оперативно-розыскной деятельности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 78

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Отметим и то, что в ст. 3 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» непосредственно названы четыре принципа ОРД: конституционные принципы законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, а также принципы конспирации, сочетания гласных и негласных методов и средств. Однако в науке о праве известно, что принципы существуют независимо от способа отражения их в законодательных актах. Анализируя текст ФЗ об ОРД, можно прийти к выводу, что в данном случае законодатель избрал так называемый смешанный вариант. Это означает, что только часть принципов ОРД указана им непосредственно в ст. 3. Остальные принципы, выработанные оперативно-розыскной практикой, вытекают из содержания норм ФЗ об ОРД, других законодательных и некоторых подзаконных нормативных правовых актов в области регулирования ОРД.

Таким образом, систему принципов ОРД в зависимости от второго критерия образуют следующие принципы:

- непосредственно перечисленные в ст. 3 ФЗ об ОРД. Это два общеправовых (законность; уважение и соблюдение прав и свобод человека и гражданина) и два межотраслевых (конспирация; сочетание гласных и негласных методов и средств);

- наличие которых в ОРД вытекает из содержания правовых норм, частично изложенных в ФЗ об ОРД и других законодательных и ведомственных нормативных правовых актах. В их число входят два общеправовых (гуманизм; равенство прав человека и гражданина перед законом), три межотраслевых (конспирация; сочетание гласных и негласных методов и средств; осуществление ОРД только уполномоченными на то законом субъектами) и три отраслевых (оперативность, или наступательность; всесторонность, полнота и объективность исследования обстоятельств ДОУ; применение конфидентов).

Можно подчеркнуть, что все принципы ОРД самостоятельны, причем среди них нет главных и второстепенных. Внутри системы принципов не может и не должно быть противопоставления одного принципа другому[4].

в случае нарушения законности неотвратима, и другое».

Законность в ОРД гарантируется проведением вневедомственного контроля, включая судебный, а также осуществлением прокурорского надзора.

Таким образом, под принципами ОРД понимаются основополагающие начала, руководящие идеи, отражающие убеждения и взгляды общества в лице его законодательных и правоохранительных органов на сущность, цели и задачи этой специфической государственно-правовой формы борьбы с преступностью.


Принципы ОРД сформировались в процессе практической деятельности оперативного аппарата органов внутренних дел, были обобщены и сформулированы теорией АСВ и получили нормативное закрепление в действующем законодательстве и ведомственно-правовом регулировании. Принятие Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» придало принципам ОРД статус законодательных норм с соответствующим механизмом их реализации.

В статье 3 Закона об оперативно-розыскной деятельности изложены четыре основных принципа оперативной следственной деятельности. Первые два из них были определены законодателем как конституционные, т.е. основанные на конституционных нормах, которые развивают и конкретизируют их.

Принципы законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина традиционно связаны с общими правовыми принципами, характерными для всех отраслей права. Их закрепление в законе обусловлено, во-первых, спецификой правовых основ НРА, которые до недавнего времени регулировались только ведомственными нормативными актами, и, во-вторых, тем, что суть ОРД предполагает некоторые ограничения конституционных прав и свобод граждан, вошедших в сферу его компетенции.

Принципы сговора и сочетания гласных и тайных методов и средств неизвестны другим отраслям права, поэтому их традиционно называют специальными (секторальными) принципами оперативно-розыскной деятельности.

Принцип законности заключается, прежде всего, в безусловном и точном соблюдении норм Конституции Российской Федерации, исполнении законов и других нормативных актов, регулирующих ОРД, всеми должностными лицами органов, осуществляющих ее.

С момента принятия в 1992 году Закона Российской Федерации «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации» оперативно-розыскная деятельность всех правоохранительных органов России может осуществляться только на основании закона.

Законодательством «ОРД» сформулированы основные правовые нормы, регулирующие отношения в области ОРД, которые конкретизируются и развиваются в ведомственных нормативных актах (инструкциях, инструкциях, приказах).

Принцип законности закреплен не только в статье 3 Закона об ОРД, но и в ряде других статей. В частности, статья 5 запрещает проведение ОРД для решения задач, не предусмотренных законом; статья 6 предусматривает возможность изменения или дополнения вышеуказанного перечня оперативно-розыскных мероприятий только законом; статья 8 определяет условия проведения ОРД, которые ограничивают конституционные права граждан, и т.д.


Принцип уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина является важным общеправовым принципом, закрепленным в ряде статей Конституции Российской Федерации. В частности, в ней провозглашается, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью и что их признание, соблюдение и защита являются обязанностью государства (статья 2). Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения (статья 17). Прямое действие имеют права и свободы человека и гражданина. Они определяют смысл, содержание и применение законов, а также деятельность органов исполнительной власти (статья 18). Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может служить основанием для ущемления прав (статья 21).

Уважение прав и свобод означает их признание законодателем в качестве приоритета по отношению к другим социальным ценностям. Конечной целью УРСП, как уже отмечалось выше, является защита жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина.

Соблюдение прав и свобод означает, с одной стороны, установление четкой законодательной процедуры проведения ОРД, ограничивающей важнейшие конституционные права граждан (статьи 8 и 9 Закона ОРД), а с другой - регламентацию порядка восстановления нарушенных прав. Таким образом, этот принцип реализуется и в ряде статей закона.

Различие между понятиями «права и свободы человека» и «права и свободы гражданина» переносится законодателем из текста Конституции Российской Федерации, которая рассматривает человека в двух аспектах: как члена гражданского общества и как гражданина своего государства.

Принцип уважения и соблюдения прав и свобод в процессе реализации ОРД в первую очередь распространяется на законопослушных граждан, которые могут быть в числе близких (родственных) связей лиц, ставших объектами ОРД. Ограничение их конституционных прав и свобод в отношении таких лиц не допускается. В то же время Конституционный суд в пункте 7 своего постановления от 14 июля 1998 года указал, что разрешается распространять оперативно-розыскную деятельность на лиц, вступающих в контакт с объектом, в отношении которого ведется эта деятельность, поскольку задача УВД заключается в установлении связей между подследственным[5].

Особое значение имеет защита прав и свобод граждан, оказывающих помощь правоохранительным органам государства, в том числе на конфиденциальной основе. Законодатель предоставляет им дополнительные права: право на принудительное причинение вреда охраняемым интересам при законном осуществлении ими государственного долга (часть 4 статьи 16); право на конфиденциальность (часть 1 статьи 17); правовую защиту (часть 2 статьи 18); физическую защиту в случае реальной угрозы жизни, здоровью или собственности (часть 3 статьи 18); право на освобождение от уголовной ответственности (часть 4 статьи 18) и ряд других специальных прав.


Принцип уважения и соблюдения прав и свобод распространяется также на лиц, которые замышляют, готовят и совершают преступления и которые стали объектом уголовного преследования. На основании части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации Закон об оперативно-розыскной деятельности предусматривает возможность ограничения некоторых конституционных прав таких лиц: права на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений; неприкосновенность жилища. Эти ограничения могут применяться только на основании судебного решения, в соответствии с условиями, перечисленными в статьях 8 и 9 Закона об ОРД.

В то же время следует иметь в виду, что ряд прав и свобод гражданина и человека на основании Конституции Российской Федерации неотчуждаемы, т.е. не могут быть ограничены ни при каких условиях. К ним, в частности, относятся право на личное достоинство (статья 21 Конституции Российской Федерации), право на возмещение вреда, причиненного незаконными действиями должностных лиц государственных органов (статья 53 Конституции Российской Федерации), право на частную собственность (статья 35 Конституции Российской Федерации) и некоторые другие.

Обеспечение соблюдения прав граждан следует понимать как соблюдение обязательства строго соблюдать основания и условия ОПР, а также необходимость использования средств для исключения необоснованного ограничения этих прав.

Право человека на неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны закреплено частью первой статьи 23 Конституции Российской Федерации и определено частью первой статьи 24, которая предусматривает запрет на сбор, хранение, использование и распространение сведений о частной жизни человека без его согласия.

Право органов, осуществляющих ОРД, на сбор данных, касающихся частной жизни, личной и семейной тайны, прямо не закреплено в нормах комментируемого закона, но логически вытекает из сохранения части 8 статьи 5, где установлен запрет только на раскрытие таких данных.

Понятие «частная жизнь» является новым понятием для российского законодательства, и его содержание нормативно не определено. В комментариях к Конституции Российской Федерации это понятие включает в себя сферу личных, интимных, семейных, бытовых и иных отношений человека с окружающим миром, не связанных с исполнением служебных, служебных обязанностей. Неприкосновенность жилища, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений являются составными элементами частной жизни. К персональным и семейным секретам относится информация о размерах вкладов, состоянии здоровья, деловых, дружеских и иных связях человека, пристрастиях, пороках, скрытых физических недостатках и другая информация, которую человек не хочет предавать гласности.


В пункте 7 определения Конституционного Суда Российской Федерации от 14 июля 1998 года указано, что уголовное деяние не касается сферы частной жизни лица, сведения о котором не предполагается собирать, хранить, использовать и распространять без его согласия, и поэтому проведение ОРМ для решения проблем ОРД нельзя рассматривать как нарушение предусмотренных статьей Конституции прав человека. 24 Конституции Российской Федерации.

Право на неприкосновенность жилища закреплено в статье 25 Конституции Российской Федерации. Под неприкосновенностью понимается запрет на проникновение в жилые помещения при отсутствии четко выраженного согласия проживающих в них лиц. Право на неприкосновенность принадлежит лицам, в собственности которых жилье находится или используется на законных основаниях, т.е. при наличии соответствующих правоустанавливающих документов (договора аренды, найма, ордера, свидетельства о праве собственности и т.д.). ОРМ, ограничивающие неприкосновенность жилища, могут быть осуществлены только на основании судебного решения (Определение Конституционного Суда РФ от 18.12.2003 N 429-О) [8].

В соответствии со статьей 15 Закона о полиции сотрудники оперативного аппарата органов внутренних дел имеют право входить (проникать) в жилые и другие помещения граждан, принадлежащие им земельные участки против воли их владельцев с целью спасения жизни граждан и их имущества в случае массовых беспорядков и чрезвычайных обстоятельств, задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления, пресечения преступления. При этом они должны соответствовать условиям такого проникновения, установленным настоящей статьей.

Под правом на тайну корреспонденции следует понимать право на тайну корреспонденции, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, закрепленное в части 2 статьи 23 Конституции Российской Федерации. Это право ограничивается при проведении трех оперативно-розыскных мероприятий, предусмотренных статьей 6 Закона об оперативно-розыскных мероприятиях: контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, прослушивание телефонных разговоров и удаление информации из технических каналов связи. Эти действия осуществляются только на основании судебного решения (Определение Конституционного Суда РФ от 18.12.2003 N 429-О.

Кроме того, статья 5 Закона об ОРД предусматривает механизм реализации конституционной нормы о праве граждан знакомиться с документами и материалами, непосредственно затрагивающими их права и свободы (часть 2 статьи 24 Конституции Российской Федерации); регламентирует порядок судебной защиты нарушенных прав граждан; устанавливает запреты в поведении должностных лиц органов, осуществляющих ОРД.