Файл: Понятие оперативно-розыскной деятельности (Субъекты оперативно-розыскной деятельности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 79

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Оперативное подразделение является основным организационно-структурным элементом органа, осуществляющего РСР. В этой связи необходимо более детально рассмотреть вопрос о функционировании оперативных подразделений в структуре различных оперативно-розыскных органов.

Органы внутренних дел (полиция) осуществляют ОВД в качестве одной из своих основных функций. Право полиции на проведение ОРМ закреплено в пункте 10 часов. Статья 13 (1) Закона о полиции.

2.2 Правовая основа защиты граждан при осуществлении оперативно-розыскной деятельности

Оперативно-розыскная деятельность по своей природе, целям и методам их достижения не может не ограничивать определенные конституционные права граждан. Возможность такого ограничения предусмотрена пунктом 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которым права и свободы граждан могут быть ограничены федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо для защиты законных интересов других лиц. Право государства вмешиваться в частную жизнь граждан на основе закона и в целях борьбы с преступностью соответствует требованиям статьи 12 Всеобщей декларации прав человека, статьи 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод и статьи 17 Международного пакта о гражданских и политических правах. Однако для рядового гражданина это вряд ли будет так важно, как для него или нее, и как будут проводиться поисковые операции против него или нее. Для него важно знать, в какой степени будут гарантированы его права, свободы и законные интересы при проведении разведывательной работы.

Таким образом, статья 5 Федерального закона «О следственной деятельности» (далее - Закон «Об оперативно-розыскной деятельности») устанавливает отдельные гарантии законности, а также механизм реализации одного из основных принципов ОРД - уважение и соблюдение прав и свобод личности при осуществлении ОРД.

Часть 2 статьи 5 Закона об «Об оперативно-розыскной деятельности» содержит положение, запрещающее осуществление оперативно-розыскной деятельности для достижения целей и задач, не предусмотренных настоящим Законом.

Закон о оперативно-розыскной деятельности (статья 2) преследует следующие цели: выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и идентификация лиц, готовящих, совершающих или совершающих их; розыск лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, пропавших без вести лиц; получение информации о событиях или действиях, представляющих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации; Оперативно-розыскная деятельность, легитимность которой определена в статье 6 Закона об оперативно-розыскной деятельности, должна осуществляться не произвольно, а только для сбора оперативных проверок и использования информации, необходимой для защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств[8].


Закон ОРД запрещает оперативную исследовательскую деятельность в интересах политических партий, общественных и религиозных объединений. Соответственно, запрещается создание и деятельность политических партий и других общественных объединений в органах, ответственных за осуществление ОРД. Оперативный персонал этих управлений не может быть ограничен в своей служебной деятельности решениями политических партий и общественных объединений, преследующих политические цели. Рассматриваемое положение также устанавливает, что нейтралитет органов ОРД в области политической борьбы также подразумевает отказ от участия в работе федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и политических, религиозных и общественных объединений. Оперативная и следственная информация, полученная органами, занимающимися оперативной и следственной деятельностью, подлежит засекречиванию.

Это объясняется тем, что эта информация не всегда может быть точной, может иметь двойное значение и поступать из ненадежных источников. Следовательно, эта информация подлежит тщательному анализу на предмет ее достоверности. Оно может быть законно использовано только при соблюдении требований уголовно-процессуального законодательства в отношении оснований и оснований для возбуждения уголовного дела, а также источников доказательств. В то же время, в пункте 7 статьи 5 устанавливается срок, в течение которого могут храниться соответствующие документы в отношении лиц, в отношении которых было проведено уголовное расследование, но вина которых в совершении преступлений не установлена. Этот подход призван обеспечить защиту от любого вмешательства в частную жизнь лиц, в отношении которых не доказано наличие уголовного преследования. Закон об оперативной и оперативно-розыскной деятельности (пункт 3 части 8 статьи 5) также предусматривает, что информация о частной жизни объектов разведывательной службы, наносящих ущерб их чести и репутации, может быть раскрыта только с согласия этих граждан, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством.

Статья 46 Конституции гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод. Данная норма позволяет гражданам, считающим себя объектом оперативно-розыскной деятельности, обращаться в суд с жалобами на органы, уполномоченные осуществлять такую деятельность. Право на обжалование, как указано в пункте 2 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14 июля 1998 года № 86-О «В случае проверки конституционности отдельных положений Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», возникает у граждан, даже если они считают, что действия должностных лиц оперативного аппарата привели лишь к нарушению их прав и свобод.


Статья 5 Закона об оперативной исследовательской деятельности перечисляет две категории объектов операционной исследовательской деятельности, которые имеют право оспаривать в суде действия органов, осуществляющих эту деятельность. В первом случае - это гражданин, который считает (предполагает), что действия оперативно-розыскных органов нарушили его права и свободы (например, привели к нарушению его права на неприкосновенность личности, неприкосновенность жилища и т.д.) Вторая категория граждан, которые имеют право обжаловать в суд действия следственных органов - подозреваемые и обвиняемые, привлеченные к уголовной ответственности, вина которых в совершении преступлений доказана. Согласно пункту 4 статьи 5 Закона РФ Закона об органах уголовного розыска каждый гражданин, имеющий доказательства возбуждения в отношении него уголовного дела и считающий, что его права были нарушены, имеет право запросить у следственного органа сведения о нем. Закон не содержит инструкций по ознакомлению граждан с оперативными служебными документами. Информация, представляющая интерес, может сопровождаться сертификатом. Сертификат должен содержать сведения, содержащиеся в эксплуатационных или иных эксплуатационных и сервисных документах. Отказ от ознакомления с информацией должен быть оформлен в письменном виде.

Если гражданину отказано в доступе к запрашиваемой информации или, по его мнению, данные не получены в полном объеме, он имеет право обратиться в суд. Обращение гражданина в суд с требованием отказать в предоставлении информации или не предоставить ее в полном объеме не связано ни с одним из условий, выдвигаемых законодателем[9]. Достаточно приложить к запросу письменный документ об отказе (в случае отсутствия - копию запроса в орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность) или указать в запросе причины, по которым представляется, что не вся информация была получена. Жалоба рассматривается в порядке, установленном Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации.

Обязанность доказывать обоснованность отказа в предоставлении информации, включая полный объем отказа, возлагается на орган, осуществляющий оперативную исследовательскую деятельность. В то же время, отказ будет считаться законным, если заявитель не являлся объектом ОРД и против него было возбуждено только уголовное дело. Жалоба будет считаться необоснованной, если заявитель был проинформирован о результатах ОРД в пределах, установленных ч. 4 ст. 5 Закона об оперативно-розыскной деятельности, но требует, чтобы ему был предоставлен доступ к операционной и сервисной документации, операционному учету и т.д. Эти категории граждан, являющиеся объектами ОРД, имеют право обжаловать соответствующие действия оперативно-розыскного управления не только в суд, но и в вышестоящий орган, осуществляющий ОРД, а также в прокуратуру. Принятию соответствующих мер по восстановлению прав и свобод граждан, нарушенных в результате оперативно-розыскных мероприятий, предшествует выяснение обстоятельств нарушения, а также установление фактов причинения материального или морального ущерба. Поэтому необходимо понимать, что сотрудники оперативных подразделений могут причинить вред гражданам и юридическим лицам, действуя в необходимых условиях защиты, крайней необходимости, при задержании лица, совершившего преступление, после физического или психического принуждения, на доказанную опасность, а также при исполнении обязательных для них приказов или приказов.


На основе вышеизложенного, стоит сделать вывод, что в настоящее время ОРД занимает важное место в системе правоохранительных функций государственных органов, т.к. оно видится как одно из самых наиболее эффективных и значимых средств реагирования на криминальные проявления.Применяя ОРД, с присущими ей специфическими силами, средствами и методами удаётся оказывать отпор нарастающей преступной агрессии, обеспечить контроль и улучшать оперативную обстановку в сфере общественного порядка и безопасности в нашей стране. ОРД имеет большой потенциал, который с каждым годом только растет, а значит перспектива такой деятельности, как средства обеспечения безопасности в России очень велика. Дальнейшее совершенствование ОРД сегодня представляется одной из важных задач как ученых –практиков, так и законодателя.

Заключение

Основу для науки об оперативно – розыскной деятельности (ОРД) создали многолетние теоретические изыскания, вызванные потребностями оперативно-розыскной практики. Указанная наука представляет собой базу для всех российских правоохранительных органов и спецслужб.

Как логически взаимосвязанная и взаимообусловленную систему категорий, понятий и принципов, интерпретирующих сущность ОРД в России, рассматривается в настоящее время единая оперативно-розыскная теория.

Легитимное определение понятия «ОРД» содержится в статье 1 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», согласно которой под оперативно-розыскной деятельностью понимается вид деятель­ности, осуществляемый гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то законом, в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.

Учебная литература по юриспруденции содержит большое количество авторских определений понятия «ОРД», но наиболее распространенным определением является следующее: ОРД является одной из форм правоохра­нительной деятельности и наравне с другими ее видами (следственной, судебной и др.) ее целью является защита жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечение безопасности общества и государства от преступных посягательств.


Исходя из анализа положений ФЗ обОРД, следует, что не допускается осуществление ОРД для достижения целей и задач, которые не предусмотрены законодательством, то именно они (цели и задачи) определяют основные тенденции теоретических исследований в сфере ОРД.

Рассмотрев понятие ОРД, становится ясно важность такой деятельности.

Сегодня, в период формирования гражданского и правового общества, в различных сферах государственной деятельности происходит преобразование, в связи с этим ответственные задачи стоят перед оперативно-розыскными аппаратами и юридической наукой в целом.

Так, большое количество сил ученые-юристыв ближайшей перспективе должны направлять на решения следующих задач:

- повышение уровня научных разработок;

- активное влияние на совершенствование законодательной базы;

- укрепление связей теории с практикой оперативных аппаратов;

- дальнейшая разработка теоретических и прикладных вопросов оперативно-розыскной тактики;

- для совершенствования традиционных средств достижений, специальной техники, которые применяются в процессе борьбы с преступностью необходимо обеспечить использование технической науки.

- эффективная подготовка юридических кадров правоохранительных органов.

В заключении, стоит подвести итог, отметив, что в настоящее время оперативно-розыскная практика наработала множество различных приемов, средств и методов борьбы с преступностью. ОРД является эффективным средством борьбы с тайной преступной деятельностью. При применении ОРМ, могут нарушаться некоторые права человека и гражданина, но только при наличии достаточного для этого основания.

Приведенный анализ некоторых проблем, связанных с исследованием правовых и организационных основ органов внутренних дел, позволяет в целом сделать следующий вывод: реформирование законодательства, регламентирующего организацию и формирование кадров в органах внутренних дел, еще далеко от своего завершения, и принятие новых федеральных законов означает лишь одно – был сделан только первый шаг на пути долгого и сложного процесса по строительству законодательных основ государственной службы в органах внутренних дел Российской Федерации, отвечающих стандартам и требованиям, предъявляемым федеральным законодательством и Конституцией РФ.


 

Список литературы