Файл: Понятие оперативно-розыскной деятельности (Субъекты оперативно-розыскной деятельности).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 88
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Общие понятия, виды и система правовой основы оперативно-розыскной деятельности
1.1 Понятие и нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность оперативно- розыскной деятельности
1.2 Принципы оперативно-розыскной деятельности
Глава 2. Практические аспекты осуществления оперативно-розыскной деятельности
2.1 Субъекты оперативно-розыскной деятельности
2.2 Правовая основа защиты граждан при осуществлении оперативно-розыскной деятельности
Принцип секретности отражает специфический разведывательный характер оперативно-розыскной деятельности, поэтому в теории ОРД она традиционно относится к группе специальных принципов. Конфиденциальность является основным особым принципом ОРД, который отличает его от других государственных и правовых форм борьбы с преступностью.
Принцип секретности означает необходимость и законность использования в процессе ОРМ правил и приемов, позволяющих скрывать от преступников действия правоохранительных органов с целью их разоблачения. В то же время, ОРВД проводится тайно не только от лиц, причастных к совершению преступлений, но и от окружающих граждан.
Необходимость сохранения в тайне действий правоохранительных органов обусловлена рядом обстоятельств. Во-первых, необходимость принятия адекватных мер по борьбе с преступлениями, которые готовятся и совершаются в неочевидных условиях, чтобы избежать уголовной ответственности. Государство противопоставляет секретные способы совершения преступлений секретным способам их раскрытия.
Во-вторых, секретность позволяет избежать неоправданного или преждевременного компрометации лиц, подозреваемых в совершении преступлений, когда ОРМ осуществляется в присутствии непроверенной или противоречивой информации[6].
В-третьих, секретность в ряде случаев является непременным условием оказания помощи гражданам в раскрытии преступлений, гарантируя соблюдение их конституционных прав и свобод, а также особых прав, определенных статьей VI Конституции Республики Беларусь. 17 и 18 Закона об ОРД.
Оперативно-розыскная деятельность объективно невозможна без значительной степени секретности, и поэтому осуществление тайной оперативно-розыскной деятельности в соответствии с требованиями секретности и секретности информации в области оперативно-розыскной деятельности само по себе не нарушает прав человека и гражданина.
Порядок и правила сохранения тайны закреплены в ряде статей закона. Они включают, прежде всего, ограничение пределов предоставления собранной информации по запросу реабилитированного лица на основании части 4 статьи 5 Закона об оперативно-розыскной деятельности; ограничение права судей на получение информации о лицах, оказывающих помощь правоохранительным органам на конфиденциальной основе (часть 5 статьи 5, часть 4 статьи 9); использование помощи должностных лиц и отдельных граждан на конфиденциальной основе (часть 5 статьи 6, часть 1 статьи 17, часть 2 статьи 15); требование о создании условий для защиты информации, содержащейся в служебной документации, направляемой судье (Постановление Конституционного Суда РФ от 26.10.2017 N 25-П .
Сочетание гласных и тайных методов позволяет проверить достоверность полученных сведений и избежать ошибок при принятии оперативных и процессуальных решений. Он также обеспечивает необходимую секретность и шифрование конфиденциальных источников информации, гарантируя тем самым конституционное право граждан на личную тайну.
Принцип сочетания гласных и тайных методов и средств изложен в части 1 статьи 1. 15 прокомментированного закона, который предусматривает право оперативных аппаратов на проведение следственных действий как публично, так и молчаливо.
В дополнение к перечисленным в статье 3, Закон об ОРД содержит ряд других принципов, основанных на Конституции Российской Федерации, которые являются основными принципами всей оперативно-розыскной деятельности.
Принцип равенства граждан перед законом, закрепленный в части 1 статьи 19 Конституции Российской Федерации, отражен в части 1 статьи 8 Закона об оперативно-розыскной деятельности, которая гласит, что гражданство, национальность, имущественное, должностное, социальное положение и другие особенности положения лиц не являются препятствием для осуществления оперативно-розыскной деятельности в отношении них.
Принцип контролируемости следственной деятельности заключается в создании законодательной системы судебного, парламентского, прокурорского и ведомственного контроля.
Судебный контроль включает, во-первых, выдачу разрешений на проведение оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих права граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений и неприкосновенность жилища, во-вторых, рассмотрение жалоб граждан на нарушения их прав должностными лицами органов, осуществляющих ОВД.
Парламентский контроль над ОРД осуществляется постоянными комитетами и комиссиями в палатах Федерального Собрания.
Прокурорский надзор за деятельностью ОРД осуществляется на основании Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 года и в соответствии со статьей 21 Закона «Об оперативно-розыскной деятельности».
Ведомственный контроль осуществляется на основании статьи 22 Закона «Об оперативно-розыскной деятельности».
Принцип адекватности (соразмерности) использования оперативно-розыскных мер по борьбе с преступностью означает, что оперативно-розыскные меры могут осуществляться только тогда, когда достижение поставленной цели невозможно в противном случае. Этот принцип очень важен, поскольку содержание ОРД в определенной степени ограничивает конституционные права граждан на неприкосновенность частной жизни. Часть третья статьи 55 Конституции Российской Федерации гласит, что «права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в объеме, необходимом для защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, а также для обеспечения обороны и безопасности государства». В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона об оперативно-розыскной деятельности, которая ограничивает ряд конституционных прав граждан, может осуществляться только в целях защиты от наиболее опасных преступных проявлений, по которым предварительное следствие является обязательным.
Оперативно-розыскная деятельность должна осуществляться на основе принципа наступательности, который следует понимать как направленность оперативно-розыскной деятельности на поиск информации о признаках преступной деятельности и выявление ранее неизвестных лиц, намеревавшихся совершить преступление. В соответствии с этим принципом оперативно-розыскные меры должны, как правило, носить упреждающий, превентивный характер и быть направлены на предупреждение и пресечение преступлений.
Принцип разделения властей имеет большое значение при организации оперативно-розыскной деятельности, согласно которому органы, осуществляющие ОРВ, решают задачи, определенные законом, только в пределах своих полномочий, установленных соответствующими законодательными актами Российской Федерации.
Глава 2. Практические аспекты осуществления оперативно-розыскной деятельности
2.1 Субъекты оперативно-розыскной деятельности
Теория оперативно-розыскной деятельности к потенциальным участникам оперативно-розыскных отношений относит граждан и юридических лиц, которые в разовом, индивидуальном порядке или на постоянной основе в зависимости от выполнения оперативно- розыскных мероприятий могут быть вовлечены в эти отношения. Такие участники обычно относятся к категории субъектов оперативно-розыскных отношений. Понятия «субъект» и «участник» ОРД выступают как идентичные. В общей теории права под субъектом (участником) правоотношений понимаются субъекты права, обладающие предусмотренными нормой права правоспособностью, дееспособностью и деликтоспособностью[7].
В законодательстве об оперативно-розыскной деятельности (статья 13 Закона «Об оперативно-розыскной деятельности») субъекты называются «органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность».
Органами, осуществляющими ОРД, являются организационные и отдельные управленческие подразделения, которые определяются оперативным и следственным законодательством, а также ведомственными положениями, задачами, компетенцией и объемом полномочий по проведению ОРД.
В состав этих органов входят оперативные подразделения, которые в соответствии с частью 1 статьи 13 Закона об оперативно-розыскной деятельности осуществляют оперативно-розыскную деятельность.
Оперативное подразделение - это организационно-штатное звено в структуре российского правоохранительного органа или специальной службы, которое в соответствии со своей функциональной специализацией выполняет оперативно-розыскные задачи.
Право на проведение ОВД на территории Российской Федерации предоставлено законодательством операционному подразделению:
- Органы внутренних дел Российской Федерации;
- Органы ФСБ России;
- федеральные органы исполнительной власти в области государственной охраны;
- Таможенные органы Российской Федерации;
- ФСИН России.
Помимо этих подразделений, право на частичное выполнение ОВД по закону предоставляется оперативным подразделениям внешней разведки Министерства обороны России, которые осуществляют ОВД только в целях обеспечения собственной безопасности и в случае, если эта деятельность не затрагивает полномочия вышеуказанных органов. Это, прежде всего, обусловлено целями и задачами этих органов, а также желанием избежать дублирования функций других оперативных служб.
Все подразделения, перечисленные в части 1 статьи 13 Закона «Об оперативно-розыскной деятельности», имеют право проводить ОРД в целях обеспечения собственной безопасности (выявление коррумпированных сотрудников, лиц из числа доверенных лиц, вступивших на путь дезинформации и двуличности, лиц, раскрывающих государственную тайну и т.д.).
Оперативно-следственные подразделения характеризуются следующими основными характеристиками
- функционируют в рамках государственных органов;
- выполнять задачи, предусмотренные оперативным и следственным законодательством;
- использовать в своей деятельности оперативно-розыскные силы, средства и методы;
- использовать конфиденциальных сотрудников для решения оперативно-розыскных задач;
- работа под надзором должностного лица - руководителя следственного органа;
- взаимодействие с оперативными подразделениями своего ведомства, а также с другими органами, осуществляющими ОРД.
В зависимости от ведомственной принадлежности оперативные подразделения могут входить в структуру правоохранительного органа (ОРД, ФСИН, ФСБ), органа, обеспечивающего безопасность объектов государственной и государственной безопасности (ФСБ, Служба внешней разведки, ФСБ).
В соответствии со штатной структурой и графиком работы операционные подразделения имеют вертикальную (департамент, направление, департамент, департамент, департамент, департамент, департамент, департамент, департамент, департамент, управление, филиал, группа) и горизонтальную (специализированные подразделения, оперативно-следственные отделы по отраслям ) структуру. Структурное подразделение операционных служб осуществляется в соответствии с штатным расписанием, определяющим численность и положение оперативного персонала. Численность оперативного персонала устанавливается распоряжением министерства. Необходимость создания оперативных подразделений в структуре различных государственных органов обусловлена их оперативными и следственными функциями. В Российской Федерации функционирует около 50 видов оперативных подразделений государственных органов, осуществляющих ДПР. Только в структуре Министерства внутренних дел Российской Федерации существует девять типов.
Структурная структура оперативных подразделений основывается на их назначении и функциональной специализации, что заранее определяет их внутреннюю структуру, т.е. разделение на составные элементы и определение функциональных обязанностей оперативного персонала по назначению, направленности и направленности оперативной работы и расследований.
Структура оперативных подразделений определяется их функциональной специализацией с учетом полученной информации, которая содержит общие (групповые) характеристики преступлений (уголовные, экономические и т.д.), поскольку эти подразделения выполняют свои функции с ранних этапов преступных демонстраций. Такая дифференциация создает реальную возможность для оперативных подразделений выполнять общие требования закона о раскрытии всех преступных проявлений и уже на этапе документирования выполнять свои специализированные функции.
Функциональная специализация оперативных подразделений определяется не только законодательством, но и нормативными правовыми актами и ведомственными распоряжениями.
В зависимости от полноты реализации ДПР, подразделяются на два типа:
1) проведение ОРД в полном объеме;
2) проведение ОРД в ограниченном объеме, т.е. выполнение вспомогательных функций. В первую группу входят подразделения уголовного розыска, экономической и налоговой преступности, подразделения по обеспечению собственной безопасности и др.
Вторая группа подразделений выполняет вспомогательную функцию и выполняет только отдельные ФСО от имени подразделений первой группы. К ним относятся оперативно-поисковые подразделения, оперативно-технические подразделения, подразделения по обеспечению электронной безопасности.