Файл: Понятие и границы суверенитета государства (Народный суверенитет).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 174

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Суверенитет – неотъемлемое свойство государства, один из показателей совершенства его развитости. В то же время не стоит забывать о суверенных правах Российской Федерации, имеющих социальное предназначение и выражающихся в виде сбалансированной коллективной формы реализации индивидуальных прав российских граждан.

Конституция РФ обладает верховенством, что олицетворяет суверенитет всего населения страны, являясь демократическим суверенитетом. С. Марков констатирует: «Концепция суверенной демократии – первая попытка российской власти выдвинуть свою концепцию перемен, осмыслить стратегию реформ Владимира Путина. Это и попытка дать идейный ответ на цветные революции, эти политические технологии установления зависимого политического режима под флагом демократизации; наша демократия – без потери суверенитета, мы ее проведем сами».

Для России проблема укрепления суверенитета в век глобализирующегося мира идентична проблеме, связанной с сохранением самобытности народа государства. Российское суверенное государство – гарантия самостоятельности в выборе самостоятельной парадигмы развития населением России.

Таким образом, руководствуясь позицией Конституционного суда РФ, отметим, что «суверенитет, предполагающий по смыслу статей 3, 4, 5, 67 и 79 Конституции Российской Федерации верховенство, независимость и самостоятельность государственной власти, полноту законодательной, исполнительной и судебной власти государства на его территории и независимость в международном общении, представляет собой необходимый качественный признак Российской Федерации как государства, характеризующий ее конституционно-правовой статус.

Конституция Российской Федерации не допускает какого-либо иного носителя суверенитета и источника власти, помимо многонационального народа России, и, следовательно, не предполагает какого-либо иного государственного суверенитета, помимо суверенитета Российской Федерации. Суверенитет Российской Федерации, в силу Конституции Российской Федерации, исключает существование двух уровней суверенных властей, находящихся в единой системе государственной власти, которые обладали бы верховенством и независимостью, то есть не допускает суверенитета ни республик, ни иных субъектов Российской Федерации»[62].

Российскому государству в максимально короткие сроки необходимо предпринять целый комплекс мер по укреплению российской суверенной государственности.


В финансово-экономической плоскости необходимо активизировать работу, связанную с переводом внешних торговых сделок страны с доллара на рубли, в том числе и в энергоресурсной сфере.

Далее стоит более активно развивать собственную национальную платежную систему МИР, это предотвратит введение санкций по блокировке данных карт. Также необходимо выявлять и ликвидировать посредством отзыва лицензий банки, нарушающие российское законодательство в банковской сфере.

Законодатель должен активнее рассматривать вопросы, касающиеся двойного гражданства, активов госчиновников за рубежом. В оборонной сфере необходимо ускорить процессы импортозамещения, чтобы обезопасить оборонно-промышленный комплекс от утечки информации. Каждая сфера должна иметь четкий комплекс мер на ближайшую перспективу, чтобы единство целей позволило Российской Федерации стать максимально независимым государством как на региональном, так и на глобальном уровнях.

Становление правового государства неизменно сопряжено с элементами самоограничения как во внешнеполитическом курсе, так и во внутриполитическом направлении деятельности, что, прежде всего, вызвано тем, что в приоритете охраны находятся права и свободы граждан, их соблюдение и охрана. Нельзя не отметить еще один внутригосударственный уровень укрепления российского суверенитета, в частности, совершенствования механизма по взаимодействию гражданского общества с государственными структурами.

Российская Федерация находится на этапе формирования гражданского общества, посредством тесного контакта государства и гражданских институтов будет проявляться волеизъявление народа в реализации суверенных прав государства.

Таким образом, отметим, что суверенитет является не только исторической категорией, но характеризует собой и ныне юридическую природу государственного властвования и является тем необходимым критерием, который дает возможность отличить государство от других публично-правовых союзов и отграничить сферу властвования каждого государства как субъекта суверенной власти в пределах своей территории от сферы власти других государств.

Стоит отметить, что дальнейшей разработке и обсуждению в научной среде подлежат вопросы, связанные с унификацией понимания категории «государственный суверенитет», выявления его специфических черт с позиции политического, юридического и других взглядов, выявления степени суверенности и возможности вторжения в гражданское общество и его жизнедеятельность, а также вопросы, связанные с его делимостью в федеративном государстве, современным состоянием и возможностью упрочения суверенных позиций государства.


Хотелось бы отметить также позицию Н.И. Грачева, который утверждает: «Задачи модернизации российского общества и государства, соответствующие современным условиям и тенденциям мирового развития, могут быть успешно решены, если будут опираться на соприродные культурно-историческому коду России политико-правовые формы и методы управления»[63].

В заключение хотелось бы отметить, что государство в целях укрепления суверенитета должно совершенствовать механизм по обеспечению и соблюдению законности, защите и укреплению экономики, принятию комплекса мер, обеспечивающих целостность территории государства, укреплению налоговой, финансовой системы, обеспечению антикоррупционной политики в системе государственного управления и др.

В условиях уничтожения суверенитета ряда стран и регионов «сильными мира сего» с попытками установить однополярный мир, используя экономическое, политическое, военное и геостратегическое превосходство, Российская Федерация обязана мобилизовать усилия по принятию мер, способствующих укреплению самостоятельности, независимости, государственной целостности, международной конкурентоспособности, предпринять все возможные способы, чтобы выступить в качестве координационного центра интеграционной политики в масштабах евразийского пространства.

Современная правовая наука должна активнее включиться в процесс анализа современной международной и внутригосударственной политико-правовой ситуации, связанной с укреплением суверенитета российской государственности, и выявления основных направлений и перспектив его укрепления и развития, которые, на наш взгляд, должны проявиться в укреплении таких сфер, как политическая, экономическая, интеллектуальная, культурная, военная.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, подводя итог вышесказанному, можно констатировать следующее.

Суверенитет (от фр. souveraineté)– независимость государства от других государств во внешних отношениях и верховенство во внутренних делах. Юридическая наука выделяет несколько видов независимости:

1) государственный суверенитет – главенство политической власти внутри страны и ее независимость во внешней политике, т.е. единство всех ветвей государственной власти на территории страны, исключающая всякую иностранную власть, а также неподчинение государства властям иностранных стран в сфере международного сотрудничества, кроме случаев ярко выраженного и добровольного согласия со стороны страны на ограничение своей независимости. Независимость как основное свойство политической власти представляет собой как один из признаков государства, определяющий его политико-правовую базу;


2) национальный суверенитет – прежде всего, полновластие целой нации, ее политическая свобода, владение реальными средствами, чтобы определять характер своей национальной жизни, включая умение политически самоопределяться вплоть до отделения и образования независимого государства;

3) народный суверенитет – полновластие народа, т.е. обладание народом социально-экономическими и политическими преимуществами для реального участия в управлении делами общества и государства.

Рассмотрен суверенитет как качественная характеристика российской государственности: способность реализовывать самостоятельно и независимо комплексную внешнюю и внутреннюю политику. Суверенитет по-прежнему является важным конституционным принципом и основой межгосударственных законов, но не как исключительная привилегия, а долг и обязанность государства защищать права и свободы своих граждан.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Описание нормативно-правовых актов органов законодательной и исполнительной власти

Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12. 1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 г. № 6 – ФКЗ, от 30.12.2008 г. № 7 – ФКЗ, от 05.02.2014 г. № 2 – ФКЗ, от 21.07.2014 г. № 11 – ФКЗ) // СЗ РФ. – 2014. – № 31. – Ст. 4398

Декларация о государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики от 12 июня 1990 г. // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1990. № 2. Ст. 22

По делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»: постановление Конституционного суда РФ от 07.06.2000 г. № 10-П // СЗ РФ. 2000. № 25. Ст. 2728

Описание книг одного-трех авторов

Авакьян С.А. Конституционное право России. В 2-х томах. Т.1.-М.,2014

Багдасарян С.Д., Квачева П.И., Петрова С.В. Генезис института государства: геополитические процессы и личность (теоретикоправовое и региональное исследование). – РИЦ ФГБОУ ВПО «СГУ». – 2014

Большой юридический словарь. 3-е изд., доп. и перераб / под ред. проф. А.Я. Сухарева. – М. : ИНФРА М, 2010

Бредихин А.Л. Суверенитет как политико-правовой феномен: монография. М.: Инфра-М, 2012


История буржуазного конституционализма XVII–XVIII вв. / [редколл.: В.С. Нерсесянц (отв. ред.), В.Т. Каленский, П.С. Грацианский; АН СССР, Ин-т государства и права]. – М. : Наука, 1983

Кошкин Р.П. Россия и мир: новые приоритеты геополитики. М.: Изд-во «Стратегические приоритеты», 2015

Лейст Э.О. История политических и правовых учений. М.: Зерцало, 2000

Масленников Д.В. Природа логического в философии абсолютного идеализма (Гегель и Фихте). – СПб: НОИР, 2011

Монтескьё Шарль Луи «О духе законов» /Шарль Луи Монтескьё // Избр. произведения. – М. : Политиздат, 1955

Политология. Энциклопедический словарь. – М.: Изд-во Московского коммерческого ун-та, 1993.

Постатейный научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации коллектива ученых правоведов под руководством ректора МГЮА, академика РАН О.Е. Кутафина. – М., 2008

Руссо Жан Жак. Об общественном договоре: Трактаты / Центр фундамент. социологии; пер. с фр.: А.Д. Хаютин; Коммент.: В.С. Алексеев-Попов; послесл.: А.Ф. Филиппов. – М. : Канон – Пресс Ц : Кучково поле, 1998

Сьейес Эмманюэль Жозеф. Что такое третье сословие? [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://istmat.info/files/uploads/28691/ sieyes_que-un-tel-troisieme-etat.pdf

Червонюк В.И. Конституционное право России. – М., 2014

Черняк Л.Ю. Общетеоретические проблемы государственного суверенитета: дисс. ... канд. юрид. наук. 2007

Чиркин В.Е. Наднациональное право и государственный суверенитет (некоторые проблемы теории) / В.Е. Чиркин. М.: Норма: ИНФРА – М, 2016.

Югов А.А. Правовые основы публичной власти Российской Федерации. – Екатеринбург, 2008

Описание учебников и учебных пособий

Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации : учебник. – М., ИНФРА.– 2014.

Депутатский мандат в Российской Федерации: конституционно-правовые основы: учеб. пособие / В.И. Фадеев, М.В. Варлен.–М.: Норма,2008

Общая теория государства и права. Академический курс в трех томах. т. 1. Государство / отв. ред. М.Н.

Марченко. - 4-е изд., перераб. и доп.–М.: Норма: ИНФРА-М, 2013

Описание статьи из периодического издания

Абезгильдин р.р., Клименко О.А., Мирзоев А.К. Сетевые структуры в противодействии коррупции, экстремизму и посягательству на государственный суверенитет // Правовое поле современной экономики. – 2016. – № 1

Абубакаров А.А., Исмагилов И.Р., Клименко О.А. Государственный суверенитет как конституционная ценность (сравнительный анализ трактовки понятия суверенитета Кантом и Гегелем) // Ученые записки юридического факультета. – 2017. – № 44-45(54-55).