Файл: Международный валютный фонд: цели, функции, особенности (Становление и особенности функционирования международного валютного фонда).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 104

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Первой проблемой в истории МВФ был вопрос о его дальнейшем функционировании, появившийся в начале 80-х годов и связанный с проектами реформирования мировой валютной системы в целом. Некоторые проекты предлагали заменить МВФ более демократичным и конструктивным международным финансовым институтом. Со временем актуальность таких вопросов уменьшилась, но угроза еще остается. Современные проблемы вытекают из реализации стратегии МВФ в разных странах.[13]

В последнее время деятельность МВФ подвергается критике мировой общественностью, особенно общественностью развивающихся стран. Дело в том, что предоставляя займы на оздоровление экономики, МВФ выдвигает, как правило, примерно одинаковый пакет требований, который включает: приватизацию крупных предприятий, либерализацию цен и внешней торговли, жесткую денежно-кредитную политику для стабилизации валюты, прекращение субсидирования убыточных предприятий, минимизацию бюджетного дефицита за счет сокращения социальных программ и повышения налогов, девальвации валюты.[14]

В большинстве случаев выполнение этих требований не только не способствует улучшению состояния экономики, а, наоборот, ведет к падению производства, обострению социальных конфликтов. Это проявилось, в частности, во время финансового кризиса 1997 года в Юго-Восточной Азии, когда деятельность МВФ стала фактически дестабилизирующим фактором. Недовольство современной деятельностью МВФ высказывают не только развивающиеся страны, но и ряд развитых, о чем наглядно свидетельствует требования лидеров G-20 реформы МВФ, в частности, ратификации реформы 2010 года, в соответствии с которой ресурсы МВФ будут увеличены, а квоты перераспределены в пользу развивающихся стран, в числе которых РФ, КНР, Индия и Бразилия. «Проведение в жизнь реформ 2010 года остается нашей самой приоритетной задачей в отношении МВФ, и мы настоятельно призываем США их ратифицировать. Если этого не произойдет до конца года, мы поручаем МВФ, основываясь на результатах проделанной работы, представить варианты для последующих шагов», – говорится в коммюнике G20 .[15]

События последних дней наглядно свидетельствуют о том, что в связи с укрепляющимися позициями развивающихся стран и, в первую очередь, России, деятельность МВФ стала более политизированной. Наглядный пример – позиция этой организации в решении вопроса о долгах Украины перед Россией, который составляет на конец 2015 года порядка 3 млрд. долларов. Ради Украины МВФ собирается отказаться от многолетней практики не кредитовать страны, у которых есть просроченная задолженность перед официальными кредиторами. Изменение политики МВФ в отношении страны-должника в данном случае позволит Украине «заморозить» платежи перед Россией.[16]


Как представляется, изменение принципов деятельности крупнейшей международной организации в угоду сиюминутным политическим интересам не могут способствовать выполнению ею заявленных в Уставе положений.

События последних лет с наглядной очевидностью свидетельствуют о том, что мир за 70 лет функционирования МВФ значительно изменился. Изменились страны, изменились международные экономические отношения. Все это требует реформирования МВФ.

1.2. Функции и цели деятельности Международного валютного фонда

Международный валютный фонд (МВФ) является международной организацией, созданной с целью стандартизации глобальных финансовых отношений и обменных курсов. МВФ в целом контролирует глобальную экономику, и его основная цель – экономически укрепить свои страны-члены.[17]

Можно выделить следующие цели создания исследуемой организации

Для достижения рассмотренных выше целей фонд изучает макроэкономическую политику страны, которая влияет на обменный курс, бюджет правительства, управление деньгами и кредитами. МВФ, к тому же, оценивает финансовый сектор страны и политику регулирования, а также структурную политику в макроэкономике, которая относится к рынку труда и занятости.

Кроме того, фонд может предлагать финансовую помощь странам, нуждающимся в исправлении несоответствий в платежном балансе. Таким образом, МВФ стимулирует экономический рост и поддерживает высокий уровень занятости в странах. МВФ получает денежные средства от подписки на квоты, выплачиваемые государствами-членами.

Размер каждой квоты определяется тем, сколько каждое правительство может платить в зависимости от уровня своей экономики. Квота, в свою очередь, определяет вес каждой страны в рамках МВФ – и, следовательно, право голоса, а также объем финансирования, который страна может получить от фонда. [18]

МВФ предлагает свою помощь в виде надзора, который он проводит на ежегодной основе для отдельных стран, регионов и мировой экономики в целом. Однако страна может обратиться за финансовой помощью, если она окажется в экономическом кризисе, вызванным внезапным ударом по ее экономике или плохим макроэкономическим планированием. Одной из самых главных функций МВФ является предоставление денег нуждающимся членам.[19] Если конкретное государство не в состоянии осуществлять платежи в другие страны, не предпринимая «мер, разрушающих национальное или международное процветание», таких как осуществление торговых ограничений или девальвация своей валюты, оно может заимствовать деньги у МВФ.


В обмен на помощь МВФ обычно требует, чтобы страна приступила к осуществлению программы экономических реформ, контролируемой МВФ, иначе называемой политикой структурной корректировки (SAP). Кредиты МВФ не предоставляются для финансирования конкретных проектов или мероприятий, они выделяются для содействия общему экономическому оздоровлению страны. Продолжительность, условия оплаты и условия кредитования варьируются в каждом отдельном случае. МВФ указывает заемщикам процентную ставку, а также требует плату за обслуживание и возмещаемую плату по обязательствам. Страны с низким уровнем дохода платят всего 0,5% годовых.

МВФ также предоставляет деньги странам, которые сталкиваются с внезапными потерями финансового доверия, например, после стихийных бедствий или войн, с тем, чтобы предотвратить распространение финансовых кризисов из этих стран.[20] Когда страна заимствует у фонда необходимые денежные средства, поступления депонируются в центральном банке данной страны. Период погашения варьируется для каждого кредита, но срок погашения обычно составляет от шести месяцев до десяти лет.

МВФ отслеживает экономические и финансовые изменения в странах-членах на глобальном Цели создания МВФ Содействие глобальной валютной и обменной стабильности Содействие в создании многосторонней системы платежей в отношении текущих транзакций между странами - членами Содействие расширению и сбалансированному росту международной торговли Помощь странам-членам уровне, а затем дает рекомендации по вопросам политики своим членам на основе своих замечаний и опыта. В рекомендациях МВФ основное внимание уделяется макроэкономическому, финансовому регулированию и структурной политике.[21]

Для этого МВФ занимается тремя видами надзора: страновой надзор, глобальный надзор и региональный надзор. Во время странового надзора, который происходит ежегодно, группа экономистов посещает страну-члена для сбора данных, изучения политики и встречи с представителями правительства и банков. Группа представляет свои выводы руководству МВФ, который дает рекомендации стране.

Региональный надзор обычно происходит в рамках серии внутренних обсуждений МВФ о событиях в определенных регионах или в группах стран. МВФ также оказывает техническую помощь и обучение участникам рынка и правительствам стран-членов . Это часто происходит в форме консультаций по банковскому регулированию, администрированию налогов и составлению бюджета, а также управлению статистическими данными и разработке или пересмотру законодательства[22].


Функции глобального надзора МВФ сосредоточены вокруг публикации отчетов «Перспективы развития мировой экономики» и «Глобальной финансовой стабильности», которые выпускаются два раза в год. Согласно изученным данным этих отчетов можно сделать следующие прогнозы развития мировой экономики.

Таким образом, прогнозируется увеличение мирового объема производства в 2019 году на 0,1%, и снижение объемов мировой торговли на 0,1% по сравнению с 2018 годом.

С целью дополнения официальных резервов государств-членов МВФ в 1969 году были созданы специальные права заимствования (СДР), которые представляют собой международный резервный актив. По состоянию на март 2018 года создано и распределено среди государств-членов 204,1 млрд. СДР (эквивалентно приблизительно 285 млрд. долларов США). СДР могут обмениваться на свободно используемые валюты.[23]

За время своего существования МВФ добился широкого признания в качестве главного наднационального органа регулирования валютно-кредитных отношений, авторитетного центра международного кредитования, координатора межгосударственных кредитных потоков и гаранта платежеспособности стран-заемщиков.

Одновременно он становится ключевым звеном формирования системы регулирования мировой экономики, международной координации, согласования национальных макроэкономических политик. Фонд зарекомендовал себя активно функционирующим мировым валютным институтом, накопил колоссальный и полезный опыт.[24]

Согласно прогнозам на следующий год, ожидается рост показателя мирового объема производства с одновременным снижением объема мировой торговли (товаров и услуг).

1.3. Роль Международного валютного фонда в мировой экономике и международной валютной системе

В современном мире международная валютно-финансовая система постоянно изменяется и развивается, корректируются определенные моменты, связанные с её функционированием. Более того, мировая валютно-финансовая система подвержена различному роду факторов, негативно влияющих на неё. Это может быть применение различных санкций, ухудшение политической и геополитичекой ситуаций в мире, а также проявление экономического кризиса как такового.[25]


Для того, чтобы валютно-финансовая система развивалась в нужном направлении и должным образом, требуется её эффективное регулирование. Данным видом деятельности занимается такая мировая финансовая организация, как Международный Валютный Фонд.

В настоящее время перед мировой экономикой стоит вопрос, непосредственно касающийся повышения экономического роста. Проблема заключается в том, как именно Международный Валютный Фонд может повлиять на темпы экономического роста всей экономики в целом.

Перед тем, как перейти непосредственно к рассмотрению МВФ, необходимо принять во внимание классификацию международных финансовых центров, четко отражающую, на каких уровнях совершаются сделки и операции в рамках финансов.

Финансовые центры делятся на офшорные и неофшорные. Неофшорные подразделяются на глобальные, международные, региональные и национальные финансовые центры. Важно подчеркнуть, что одна из главных задач МВФ заключается в обеспечении стабильности международной валютно-финансовой системы, которая отражает состояние мировой экономики в целом.[26]

Исходя из того состояния, в котором на данный момент находится мировая экономика, международный валютный фонд в октябре 2018 года заявил, что предвидится пониженный мировой рост и экономическая стагнация может вызвать призывы к протекционизму. Раскрывая ситуацию более подробно, можно сказать, что экономический рост в 2018 году снизился с 3,2% до 3,1% по сравнению с 2017 годом.

Однако, МВФ прогнозирует, что данный показатель увеличится до 3,4% в 2019 году. Снижение мирового экономического роста мотивируется тем, что хроническая стагнация может вызвать усиление настроений противников мировой торговли, что в свою очередь будет сдерживать экономический рост. Международная торговля играет колоссальную роль как в развитии национальной экономики той или иной страны, так и мировой экономики в целом.[27]

Также МВФ призывает стран-участниц к применению всех рычагов финансовой политики, а именно денежно-кредитного, налогово-бюджетного и структурного рычагов. Использование этих составляющих по отдельности не приведет к значительным положительным сдвигам. В опубликованном октябрьском выпуске «Перспективы развития мировой экономики» МВФ говорит о том, что мировой экономический рост будет пониженным из-за замедления роста в США и референдума Британии о выходе из ЕС.

Фонд прогнозирует небольшое повышение в 2019 году преимущественно благодаря достаточно активному росту стран с развивающейся экономикой и формирующимся рынком. [28]Главный экономист и экономический советник МВФ Морис Обстфельд заявил, что сейчас жизненно важно защитить перспективы расширения интеграции торговли.