Файл: Международный валютный фонд: цели, функции, особенности (Становление и особенности функционирования международного валютного фонда).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 103

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В декабре 1999 г. ВБ и МВФ представили новый подход к борьбе с бедностью в странах с низким уровнем доходов на душу населения. В рамках этого подхода предполагается разработка и внедрение в этих странах стратегий сокращения бедности в качестве условия их включения в программы развития, финансируемые ВБ и МВФ.

Кроме того, планировалось, что такие стратегии смогут создать условия для лучшей координации помощи развивающимся странам (РС), поступающей из различных источников, а также будут стимулировать правительства бедных стран самостоятельно устанавливать приоритеты развития. Странам было предложено выбрать один из вариантов стандартных стратегий, в рамках которого они определят приоритеты и сформируют меры и программы 2018.02.008 45 по их достижению, а также распределят ресурсы.[57] Предполагалось, что такого рода процедуры, с одной стороны, будут способствовать принятию правительствами обязательств по борьбе с бедностью и целенаправленному следованию им, а с другой – подотчетности правительств гражданам.

Страны, участвующие в этой инициативе ВБ и МВФ, готовят так называемые Рамочные стратегии сокращения бедности (Poverty reduction strategy papers, PRSP), которые обновляются каждые три года и по которым страны ежегодно составляют отчет о прогрессе в сокращении бедности.

В PRSP описываются макроэкономические аспекты экономической конъюнктуры; структурная политика; анализ уровня бедности; проводимая стратегия сокращения бедности; социальные программы, которые планируется осуществить в течение трех лет или более длительного периода с целью поддержки экономического роста и сокращения бедности, а также указываются финансовые издержки проводимой политики и источники их финансирования. ВБ и МВФ в своем подходе к решению проблем бедности руководствуются рядом принципов .[58]

Во-первых, участие в программах ВБ и МВФ всегда должно быть инициативой самой страны; программы реформ разрабатываются с учетом страновой специфики (неравенство социальных групп, гендерное неравенство, неравенство регионов внутри страны); при их имплементации принимаются в расчет приоритеты, способные ускорить сокращение неравенства в конкретной стране.

Во-вторых, при разработке стратегий сокращения бедности ВБ и МВФ стремятся учитывать и задавать вектор средне- и долгосрочного развития институтов и системы управления в стране для ускорения роста экономики, а также устанавливают средне- и долгосрочные цели (монетарные и немонетарные) по сокращению неравенства и бедности.


В-третьих, ВБ и МВФ позиционируют свой подход как всеобъемлющий и ориентированный на результат, т.е. во главу угла борьбы с бедностью они ставят ускорение экономического роста, необходимым условием которого являются макроэкономическая стабильность, структурные реформы, социальная стабильность.[59]

И наконец, этот подход ориентирован на партнерство государства, внешних акторов и внутренних стейкхолдеров, что позволяет разделить зоны ответственности для достижения лучших результатов.

Таким образом, в 2018.02.008 46 основе разработки программ развития лежат потребности конкретной страны и концепция борьбы с неравенством и бедностью ВБ и МВФ, что позволяет решать специфические для каждой страны проблемы, тормозящие процессы ее развития. Важно отметить общую черту процесса реализации PRSP в бедных странах: реформы происходят в условиях слабого развития институтов рыночной экономики.

При этом во многих странах PRSP помогли запустить и ускорить процесс формирования реальной политики, направленной на социально-экономическое развитие.

В частности, это выражается в установлении более ясных и конкретных целей и их взаимоувязывании с предпринимаемыми мерами; повышении качества бюджетного процесса и систем его мониторинга; расширении пространства общественного диалога; восполнении статистических и аналитических пробелов в исследовании социально-экономической ситуации в конкретной стране; согласовании и гармонизации деятельности доноров, предоставляющих помощь, с национальными интересами стран.

Вместе с тем эксперты ВБ и МВФ признают, что подход PRSP не способен нивелировать такие системные недостатки как неэффективное управление и несовершенство институтов. [60]

Параллельно с реализацией практических программ по сокращению неравенства эксперты ВБ и МВФ на постоянной основе исследуют факторы, оказывающие влияние на рост и/или сокращение бедности.

Результаты их исследования свидетельствуют о существовании тесной взаимосвязи между перераспределением ресурсов и ростом. Ключевым условием для того, чтобы перераспределение ускоряло экономический рост и способствовало его долгосрочности, является эффективность его механизмов. Политика сокращения бедности должна сочетать эффективное использование налоговых рычагов и распределение бюджетных расходов.

В РС, где особо остро стоит проблема бедности, использование возможностей фискальной политики для борьбы с неравенством требует совершенствования инструментов сбора налогов, а также использования прогрессивной шкалы подоходного налога и повышения эффективности расходования бюджетных средств. Эксперты подчеркивают необходимость сконцентрировать усилия по мобилизации ресурсов на расширении налоговой базы подоходного налога и налогов на потребление. Расширять базу налога на доходы для физических и юридических лиц рекомендуется путем сокращения числа агентов, освобожденных от уплаты налогов, и налоговых льгот.[61]


Следует также усилить меры по ликвидации возможностей ухода от уплаты налогов и повышать налоговую дисциплину. Это поможет повысить собираемость налогов, которые могут быть направлены на финансирование социальных выплат бедным слоям населения. Если такие выплаты будут строго целевыми, они могут способствовать не только борьбе с бедностью, но и повышению качества образования и уровня здоровья граждан с низкими доходами.

Сокращению бедности должен также способствовать и рост охвата населения государственной пенсионной системой. При наличии финансовых ограничений рекомендуется прибегать к таргетированным выплатам социальных пенсий.[62]

Исследования ВБ и МВФ выявили, что инвестиции в строительство дорог и электрификацию, в первую очередь в сельской местности, способствуют росту доходов бедного населения, росту занятости и продвижению гендерного равенства, а также расширяют возможности развития в раннем детстве (early childhood development), доступность услуг здравоохранения и повышение их качества. Расширение возможностей трудоустройства женщин в беднейших странах оказывает значительное положительное влияние на экономический рост и сокращение бедности.

В связи с этим МВФ поддержал усилия Египта, Индии, Иордании и Мали, направленные на поощрение увеличения доли женщин в оплачиваемой рабочей силе. В РС основным препятствием занятости женщин на оплачиваемой работе является разрыв в уровне образования между мужчинами и женщинами, а также высокий коэффициент рождаемости. В сложившихся условиях МВФ рекомендует увеличивать расходы на образование, учебные программы для девочек и женщин и расширить предоставление контрацептивов.

Обусловленные денежные трансферты (conditional cash tranfers) самым бедным гражданам помогают сократить бедность и поддерживать адекватный уровень потребления, особенно в периоды экономических спадов. Такие денежные трансферты, в частности, 2018.02.008 48 дают беднейшему населению доступ к получению средств для инвестирования в образование и получение услуг здравоохранения.

Эксперты настаивают на том, что определяющим критерием финансовых интервенций для снижения бедности и неравенства в обществе, в том числе в виде социальных трансфертов, должна быть их эффективность и таргетирование.[63]

Программы развития в раннем детстве наиболее эффективны, когда они ориентированы на детей до 3 лет и включают социально-психологический компонент, обучение родителей и обеспечение стандартов питания. В сфере образования повышение качества преподавания и практика привязки суммы финансовых трансфертов к численности выпускников школ более эффективны, чем просто строительство новых школ. В сфере здравоохранения важно определить группу населения, получающую помощь, и долю их вклада в оплату получаемых услуг.[64] Исследования ВБ свидетельствуют о том, что успех в борьбе с бедностью более вероятен при осуществлении интегрированных финансовых трансфертов, нежели отдельных и изолированных.


Так, обусловленные денежные трансферты в сочетании с инвестициями в производственные активы, профессиональное обучение и облегчением доступа к кредитованию дают больший эффект сокращения неравенства и бедности, чем если бы они осуществлялись изолировано. Инвестирование в строительство дорог в свою очередь привлекает дополнительные капиталовложения в электрификацию, сельское хозяйство, водоснабжение и повышение качества санитарных условий, что не только расширяет коммуникацию, помогающую людям удовлетворять свои базовые потребности, но и улучшает качество услуг, повышает производительность труд.

Заключение

Проведя исследование в рамках курсовой работы, можно констатировать что МВФ играет ключевую роль в международной мировой экономике по следующим причинам:

1. Осуществляя регулирование международных валютно-кредитных и финансовых отношений, МВФ периодически вносит изменения в мировую валютную систему, осуществляет контроль за соблюдением странами-членами его соглашений, фиксирует принципы мировой валютной системы, согласованные правила поведения в мировом сообществе.

2. МВФ выступил проводником принятой Западом по инициативе США установки на демонетизацию золота, ослабление его роли в мировой валютной системе. Золото практически исключено из расчетов между МВФ и его членами.

3. МВФ наделен с 1969 г. полномочиями создавать «при возникновении долгосрочной глобальной потребности в международных ликвидных резервах» ликвидные средства путем выпуска «специальных прав заимствования» Special Drawing Rights или сокращенно – SDR. SDR – условная денежная единица, которая предназначена для пополнения валютных резервов государств-членов, погашения пассивного сальдо платежного баланса, расчетов с Фондом.

Страна, имея счет в SDR, может получать в обмен на них в других странах нужную ей конвертируемую валюту. Регулирующая роль МВФ заключается в том, что он обеспечивает странам гарантированную возможность приобретения необходимой им валюты в обмен на SDR путем «назначения» стран, которые ее предоставляют.[65]

При этом Фонд учитывает состояние платежного баланса и валютных резервов «назначенных» стран-кредиторов.

4. МВФ осуществляет межгосударственное регулирование режима валютных курсов стран-членов.

5. Важным направлением регулирующей деятельности МВФ является устранение валютных ограничений.


6. МВФ участвует в регулировании международных валютно-кредитных отношений путем предоставления кредитов, и особенно предоставление странам-кредиторам и должникам посреднических услуг, выполняя функции координатора международного кредитования и гаранта платежеспособности стран-должников.

7. МВФ осуществляет постоянный строгий надзор (раз в год) за макроэкономической и валютной политикой стран-членов, а также состоянием мировой экономики (консультации с правительственными учреждениями стран-членов) и многосторонние обсуждения (обычно два раза в год). МВФ предоставляет странам-членам разнообразную техническую помощь, а также содействие в профессиональной подготовке кадров. Фонд также активно сотрудничает с другими мировыми финансовыми институтами.

За время своей деятельности МВФ действительно превратился в универсальную организацию, добился широкого признания в качестве главного наднационального органа регулирования международных валютно-кредитных отношений, авторитетного центра международного кредитования, координатора межгосударственных кредитных потоков и гаранта платежеспособности стран-заемщиц.[66]

Одновременно он играет важную роль в реализации решений «семерки» ведущих государств, служит ключевым звеном формирующейся системы регулирования мировой экономики, международной координации, согласования национальных макроэкономических политик.

Как и любая международная организация, МВФ является и инструментом партнерства стран-участниц, и ареной соперничества национальных экономических и политических интересов.

Список используемых источников и литературы

Научная и учебная литература

  1. Качалова, С.М. Роль инвестиций в инновационной деятельности предприятия [Текст] / С.М. Качалова // Инновационная экономика и право. – 2017. - №3(8). – 29-33 с.
  2. Салманов, О.Н. Эмпирический анализ монетарной политики [Текст] / О.Н. Салманов // Российское предпринимательство. – 2018. – № 18. – с. 2599- 2614.
  3. Кристин Лагард. Действовать сейчас, действовать сообща / К. Лагард // журнал МВФ Перспективы развития мировой экономики. Сер. 6. Экономика. 2016.№ 6. с. 3-4.
  4. Мартин Вулф. Определяя будущее глобализации / М. Вулф // журнал МВФ Перспективы развития мировой экономики.
  5. Морис Обстфельд. Доклад по вопросам глобальной финансовой стабильности / М. Обстфельд // журнал МВФ Доклад по вопросам глобальной финансовой стабильности.
  6. Сидхарт Тивари. Обзор МВФ / С. Тивари // журнал МВФ Обзор МВФ. / 2018.- № 12.- с.28-30.
  7. Метелёв С.Е., Курьяков И.А. Мировой финансово-экономический кризис: современное состояние и перспективы // Сибирский торгово-экономический журнал. – 2018. – № 8. – С. 124–129.
  8. Хлебникова Д.В. К вопросу о реформировании Международного валютного фонда // Деньги и кредит. – 2016. – №10. – С. 60–65.
  9. Бернстайн У. Великолепный обмен: история мировой торговли / пер. с англ. И. Летберга. – М.: ACT, 2017г.
  10. Ждановская А. Куда ведут Россию МВФ, Всемирный банк и ВТО?. – Кн. 1. Механизмы создания зависимости. – Ленард, 2018.
  11. Международные экономические организации: учебное пособие / З. О. Адаманова, И. А. Иваненко.— Симферополь: ООО «Издательство «Научный Мир», 2015.— 278 с.