Файл: Международный валютный фонд: цели, функции, особенности (Становление и особенности функционирования международного валютного фонда).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 94

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Вступление России в МВФ способствовало форсированию её интеграции в глобальную экономику и валютную систему. Почти сразу же после вхождения возникла подготовка к внедрению ограничений конвертации рубля. Первоначально была внедрена внутренняя обратимость, после - унифицирован курс валюты. Включение ограничений обратимости рубля с 1 июня 1996 г. и последующие меры по либерализации некоторых процедур интернационального движения капиталов существенно увеличили вовлеченность Российской Федерации в мировое хозяйство и мировую валютно-финансовую систему. Между тем инициатива придания рублю статуса мировой резервной валюты не была поддержана МВФ.

В частности, представители МВФ отмечали, что сложность использования рубля в качестве резервной валюты, как и других валют развивающихся стран, состоит «в небольшой эмиссии по сравнению с традиционными эмитентами резервных валют», и выражали сомнения, что такие страны смогут «удовлетворить огромный существующий спрос». Участие в МВФ позволило Российской Федерации принимать участие в решении важнейших мировых проблем.[42]

При вхождении в Фонд Россия приобрела возможность иметь собственного представителя в Директорате МВФ и в таких важных структурах как Международный валютно-финансовый совет МВФ и Комитет развития МВФ - МБРР.[43] В рамках данных институтов формируются соглашения, затрагивающие основы функционирования международный валютно-экономической концепции, системы официальной и частной помощи развитию, а также принимаются меры по стабилизации интернациональных экономических рынков и предотвращения мировых валютно-финансовых кризисов.

Вместе с тем участие России практически сближается только к текущему рассмотрению проблем без возможности воздействовать на установление постановлений. Объем квоты гарантирует ей в целом только 2,8% голосов, в то время как решение более значимых проблем потребует 85% и невозможно без согласия государств, располагающих совокупно 15% голосов. В роли таких центров выступают США, ЕС и «Группа-24», объединяющая формирующиеся государства. Обращение Российской Федерации к пересмотру квот и голосов в МВФ был определен ещё и тем, что в следствии второго раунда специфического пересмотра квот, состоявшегося в 2008 г., она оказалась в числе государств, квота которых в капитале МВФ снизилась — с 2,8% до 2,49%. [44]

Сотрудничество России с МВФ в 1990-е годы внесло существенный вклад в выполнение рыночных реформ в государстве, вторжение в Российскую Федерацию современного всемирного опыта в сфере макроэкономической, бюджетной и денежно-кредитной политики. Советы МВФ в большой степени заложили базу устойчивого финансового развития России в 2000-е года.[45] С другой стороны, постановления властей об ограничении бюджетного дефицита, приватизации больших фирм, укреплении экономического сектора время от времени подвергаются критике отнюдь не только лишь со стороны оппозиции, однако и изнутри самого правительства.


Основными задачами российской финансовой политики в посткризисный период 2010-2012 гг. были модернизация и формирование инноваций. Однако задача модернизации экономики, предполагающая преодоление сырьевой направленности экспорта РФ и отставания в научно-технической области, потребует выполнения такой политики, которая гарантировала бы в долговременной перспективе среднегодовые темпы экономического роста больше 4,5-5%.

Но в настоящее время сдерживающее воздействие на увеличение российской экономики оказывают проявления новейших, однако различных по степени интенсивности предкризисных тенденций, сопряженных с негативным формированием ситуации на внешних рынках. В течение 2011-2012 гг. отслеживалась крайне низкая динамика увеличения отечественного сырьевого экспорта (металлов, химической продукции и продукции лесного комплекса).[46]

К началу 2013 г. в российской экономике сложились последующие негативные тенденции МВФ и России в меняющемся мире:

- вхождение экономики в очередную фазу торможения темпов повышения;

- значительное затормаживание в сентябре - декабре 2012 г. инвестиций (в декабре, согласно предварительным анализам, замечен упадок на 0,7%; за год инвестиции увеличились на 6,7% согласно сравнениюс 8,3% в 2011 г.);

- стагнация государственного потребления, а кроме того внешнего спроса (в силу текущей динамики международный экономики);

- понижение темпов роста импорта во II-IV кв. 2012 г. (физический рост товарного ввоза собрал только 4,3%), что указывает о снижении финансовой активности;

- недостаток помощи со стороны экспорта экономическому росту (рост за год 1,8%).

Замечается понижение экспортных цен на отдельные типы продукта (экспортные цены в долларовом выражении возросли в среднем на 1% согласно сравнениюс увеличением на 23 и 30% в 2010-2011 гг.).

К началу 2013 г. потребность жителей так и осталась одним из важных условий, поддерживающих увеличение российской экономики (розничный товарооборот возрос на 5,9% по отношениюк 2011 г.).[47]

Таким образом, МВФ – межгосударственная организация, которая создана для регулирования валютно-кредитных взаимоотношений государств-членов и оказания им финансово-экономической поддержки при денежных и других затруднениях, которые порождаются дефицитом платежного баланса, путем предоставления краткосрочных и среднесрочных кредитов в иностранной денежной валюты.

Фонд обладает статусом специального института ООН, а также служит институциональной базой международный денежной системы. Охарактеризовать роль участия Российской Федерации в Фонде возможно, подчеркнув ряд ключевых факторов. Так, вступление России в МВФ содействовало ускорению её интеграции в мировую экономику и глобальную финансовую систему.[48]


Членство в Фонде позволило России не только получать кредиты и техническую поддержку, но и обеспечило более глубокую, быструю и успешную интеграцию в мировое хозяйство: получить доступ на мировые рынки товаров услуг и факторов производства, либерализовать внешнеторговые отношения, а также обеспечить гарантированный доступ инвестиций в экономику и упорядочить рыночные отношения.

2.2.Проблемы международного валютного фонда и пути их решения

Каждое государство, взаимодействующее с МВФ, должно обеспечить экономический рост в условиях разумной стабильности цен, стремиться содействовать стабильности за счет усилий, направленных на поддержку упорядоченных экономических и финансовых условий, а также такой денежно-кредитной системы, которая не ведет к появлению непредвидимых сбоев, избегать манипулирования обменными курсами.

Мировая экономика столкнулась с рядом непредвиденных проблем в 2015 году. Международный валютный фонд основное внимание продолжал оказывать стимулированию экономического роста стран и укреплению их сотрудничества, при этом он претерпел ряд экономических изменений, которые требовали немедленной адаптации. Первой внезапной проблемой у МВФ стало резкое снижение цен на нефть. Падение более чем наполовину с сентября 2014 года по январь 2015 года оказало существенное воздействие на государства – члены МВФ. [49]

Для большинства стран – членов МВФ падение цен оказалось благоприятным, оно способствовало экономическому росту в условиях нестабильной ситуации в мировой экономике. Но у стран – производителей нефти возникла необходимость трудной корректировки. Эти события усилили значение аналитической работы МВФ и его рекомендаций по экономической политике. Снижение цен на нефть было вызвано увеличением производства в государствах – членах Организации стран – экспортеров нефти (ОПЕК) и значительным замедлением роста мирового спроса на нефть, особенно в Европе и Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Влияние цен на нефть на различные страны – члены МВФ имело общие последствия для работы МВФ. Надзорная работа, как на двусторонней, так и на многосторонней основе, адаптировалась к стремительно меняющейся обстановке.[50] В соответствии со Статьей IV на консультациях по вопросам, относящимся к изменениям цен на нефть, этому уделялось большое внимание.


На протяжении пандемии МВФ продолжал взаимодействовать с официальными органами каждой страны, и, когда кризис начал сокращаться, переговоры переключились на более длительную перспективу быстрого восстановления экономического роста.

Третьей проблемой МВФ была проблема поддержки Украины, преодолевающей трудные экономические и финансовые условия. Поддержка началась с того, что Исполнительный совет МВФ утвердил 11 марта 2015 года договоренность с Украиной на четыре года на сумму 17,5 млрд долл. с незамедлительным выделением 5 млрд долл. США.[51]

МВФ поставил непростые цели: вывести экономику из кризиса, восстановить внешнеэкономическую устойчивость, поддержать экономический рост за счет проведения структурных реформ, а также защитить уязвимых граждан страны. Украина не раз участвовала в нескольких программах, поддерживаемых МВФ, после получения независимости в 1991 году, но ни одна не достигла цели проведения реформ. Закончилась неудачей и программа 2010 года, после чего макроэкономические проблемы Украины усилились.

Зарплаты и издержки производства повышались, тогда как производительность оставалась неизменной. В конечном итоге конкурентоспособность снизилась настолько, что экономика перестала расти, а экспорт не увеличивался . [52]

Новое правительство, которое пришло к власти в феврале 2014 года, начало программу обеспечения макроэкономической и финансовой стабильности. Но после вооруженного конфликта на востоке страны ситуация снова ухудшилась. ВВП сократился на 14,8%, потребности в дополнительном финансировании сильно увеличились. Валютный рынок был дестабилизирован, а банки стали испытывать стресс. В ответ на это правительство приняло комплексную программу, поддержанную новым финансированием от МВФ.

Первой мерой этой программы была стабилизации финансов Украины. Она обеспечивала потребности Украины во внешнем финансировании, которые составляют около 40 млрд долл. США в 2015–2018 годы, наряду с иной международной помощью и операцией по реструктуризации задолженности. Кроме того, снижение дефицитов могло привести к сокращению потребностей в финансировании государственного долга. Это включает повышение энергетических тарифов для ограничения скрытого бюджетного дефицита государственной газовой монополии. В целях защиты наиболее уязвимых слоев населения общие расходы на программы социальной помощи были до 4,1% ВВП в 2015 году.[53]


Следующим этапом являлось оживление роста путем восстановления конкурентоспособности, начиная с введения гибкого обменного курса. Помимо этого начато восстановление банковской системы за счет рекапитализации ликвидности с тем, чтобы возобновился рост кредита.

Не менее важна необходимость принятия решительных мер для устранения структурных препятствий для устойчивого роста, который может повысить уровень жизни до уровня соседних с Украиной стран, в том числе реформа системы налогового администрирования, прозрачность, улучшение управления государственными финансами и реформы государственных предприятий. [54]

Также борьба с коррупцией велась с помощью укрепления законодательства, мер по повышению эффективности судебных органов и действий по ограничению влияния заинтересованных групп в Украине, которые могли привести к искажениям в экономике.

Официальные органы Украины предприняли эффективные действия для решения укоренившихся проблем и разрыва с прошлыми непозволительными мерами в политике. МВФ и международное сообщество поддерживают проведение Украиной программы реформ.[55]

Таким образом, на сегодняшний день в период нестабильного развития мировой экономики необходимо сотрудничать государствам с МВФ в целях притока финансовых ресурсов в страны с разным уровнем доходов, решения проблем внешней задолженности этих стран, предотвращения возрастания задолженности до недопустимого уровня, а также содействию возвращению вывезенного капитала.

2.3. Роль МВФ в оказании помощи странам в достижении устойчивого экономического роста

Наиболее важные задачи, которые ставят перед собой Всемирный банк (ВБ) и Международный валютный фонд (МВФ), заключаются в содействии международной экономической и финансовой стабильности, а также в оказании помощи странам в достижении устойчивого экономического роста. Экономическая стабильность и рост экономики создают условия, которые позволяют странам достигать цели развития, заключающиеся, в частности, в искоренении бедности, обеспечении достойного труда и сокращении неравенства.[56]