Файл: Международный валютный фонд: цели, функции, особенности (Становление и особенности функционирования международного валютного фонда).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 106

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

В системе международных организаций достаточно условно можно выделить категорию организаций, специализированно занимающихся экономической проблематикой, – международные экономические организации. Среди них важное место принадлежит Международному валютному фонду (МВФ).

Вопросы функций и особенностей функционирования МВФ были предметом исследования таких ученых, как М. М. Богуславский, И. Н. Герчикова, С. В. Горбунов, Б. И. Кучер, А. А. Моисеев, А. И. Шнырков, В. М. Шумилов и др.

Создание и развитие международных экономических финансовых организаций предусматривает достижение следующих целей:

– стабилизация и развитие системы международных финансов и мировой экономики в целом;

– межгосударственное валютное и кредитно-финансовое регулирование;

– разработка и координация стратегии и тактики развития мировой валютно-финансовой и кредитной системы;

– аккумуляция финансовых ресурсов и их использования с целью обеспечения стабильности национального, регионального и мирового экономического развития.

При заключении соглашений о создании в Бреттон-Вудсе экономических организаций (МБРР, МАР, МВФ), на конференции, которая проходила с 1 по 22 июля 1944 г., учредителями «предполагалось, что трудную задачу по обеспечению глобальной экономической стабильности призван решать МВФ».

Международный валютный фонд – это межгосударственный институт, который предоставляет кредиты странам, разрабатывает принципы функционирования мировой валютной системы, осуществляет межгосударственное регулирование международных валютно-кредитных и финансовых отношений.

МВФ – универсальная организация. По характеру членства (характер деятельности) международные экономические организации могут быть межгосударственными (межправительственными) и неправительственными. Международная межправительственная организация – это объединение государств, учрежденное на основе международного договора для достижения общих целей. Для нее характерно членство государств, наличие учредительного международного договора, постоянных органов. Она действует в интересах государств-членов при условии уважения их суверенитета и является субъектом международного права. Неправительственная международная организация создается на основе объединения физических или юридических лиц в форме ассоциаций, федераций и действует в интересах членов для достижения конкретных целей.

По характеру деятельности МВФ является межгосударственной (межправительственной) организацией. МВФ является межгосударственной экономической организацией с отдельными наднациональными полномочиями. В соответствии с Соглашением о МВФ прямо ограничивается компетенция государств-участников в экономической сфере, поэтому принятие решений государствами отдельных сферах возможно только при согласия международной организации.


Организации, имеющие наднациональные элементы, часто обвинялись в нарушении основных принципов международного права: принципа невмешательства международной организации во внутренние дела государств-членов, принципа уважения государственного суверенитета и др.[1]

МВФ является открытой для вступления новых членов организацией. По кругу участников все межгосударственные организации (в т.ч. МВФ) подразделяются на универсальные, открытые для участия всех государств (ООН и ее специализированные учреждения), и региональные, членами которых могут быть участники одного региона. МВФ по этой классификации является универсальной организацией.

По сфере деятельности международные экономические организации подразделяются на глобальные, региональные и двусторонние. МВФ – глобальная организация, потому что его деятельность охватывает весь мир. Некоторые исследователи классифицируют международные организации в зависимости от их связи с ООН. МВФ и все организации группы Всемирного банка имеют статус специализированных учреждений ООН. Специализированные учреждения ООН – субъекты международного права особого рода, имеющие правомочие публично-правового характера.[2]

Объектом исследования является Международный валютный фонд, его роль место в международной финансовой системе.

Предметом курсовой работы выступают особенности функционирования Международного валютного фонда в современных условиях.

Целью курсовой работы поставлен анализ целей, функций и особенностей функционирования Международного валютного фонда.

В связи с этим необходимо решение ряда задач:

- рассмотреть вопросы становления и особенностей функционирования международного валютного фонда;

- изучить функции и цели деятельности Международного валютного фонда;

- проанализировать роль Международного валютного фонда в мировой экономике и международной валютной системе;

- выявить проблемы его функционирования в условиях глобализации;

- характеризовать особенности взаимодействия России с Международным валютным фондом.

Структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемых источников.


Глава1. Международный валютный фонд в системе международных экономических отношений

1.1. Становление и особенности функционирования международного валютного фонда

Экономическое взаимодействие стран на мировой арене на протяжении всей своей истории никогда не было простым и однозначным. Каждая страна стремилась и будет стремиться укреплять свои позиции, отстаивать собственные национальные интересы.

Вместе с тем, усиливающаяся взаимозависимость национальных экономик обуславливает объективную необходимость координации усилий для решения задач, имеющих глобальный характер. Так, Великая депрессия, вызвавшая снижение темпов экономического развития индустриальных стран, подтолкнула страны, в целях защиты собственных экономик, ввести достаточно жесткие ограничения на импорт товаров, девальвировать национальную валюту, вводить определенные ограничения на владение иностранной валютой.[3]

Однако разрозненные усилия стран сохранить свои золотовалютные резервы не принесли ожидаемых результатов. Более того, произошел спад промышленного производства, и, как следствие, падение уровня занятости населения, сокращение объемов мировой торговли. Возникла объективная необходимость дальнейшего совершенствования международных валютно-финансовых отношений.

По мнению исследователей, в период с 1929 по 1932 годы мировой ВВП упал на 17 %. В период с 1914 по 1944 год ее объем оставался без изменений, причем за эти три десятилетия, из-за двух глобальных военных конфликтов, мировой ВВП вырос приблизительно вдвое.[4]

На протяжении 1930-х годов было проведено несколько международных конференций для решения вопроса о мировых валютах и международных экономических отношениях, но и они не увенчались успехом. Великая депрессия нанесла сокрушительный удар мировой экономике – в промежутке между 1929 и 1932 годами цены на товары во всем мире упали на 48 %, а объем мировой торговли снизился на 63 %.[5]

Однако положительным результатом Великой депрессии явилось понимание неразрывной связи между политической безопасностью и экономическим процветанием, а также того, что с расширением внешнеэкономических связей под воздействием внешних факторов возрастает уязвимость национальных экономик.


Стало очевидно, что в политике изоляционизма, торговых и валютных войнах уже нет, и не будет победителей. Кризис международных валютных и кредитных отношений обострился с новой силой во время Второй мировой войны, когда большинство стран (кроме США, Швейцарии, Мексики и стран Центральной Америки) ввели валютные ограничения. Мировые хозяйственные связи были окончательно нарушены.

В этих условиях роль лидера в разработке нового мирового порядка взяла на себя страна, имеющая на тот момент быстро растущую экономику и самые сильные вооруженные силы – Соединенные Штаты. Кроме того, над этой же проблемой работали исследователи Великобритании и других стран антигитлеровской коалиции.[6]

Обладая суммой не менее 5 млрд. долларов, Стабилизационный Фонд должен был заниматься кредитованием стран с дефицитным балансом. Предполагалось, что каждая страна будет выплачивать квоту, размер которой зависел от социально-экономического положения государства, в установленной пропорции: 30 % в золоте, остальную часть в правительственных ценных бумагах и национальной валюте. В дальнейшем, средства, внесенные участниками Фонда, предоставляли на определенных условиях странам, испытывающим финансовые трудности.

Кроме того, согласно плану Г. Уайта, предлагалось установить международную денежную единицу – унитас, равную 10 долларам США. По отношению к международной резервной валюте жестко фиксировались валютные паритеты национальных валют. Унитас, в свою очередь, был привязан к цене золота, которая автоматически фиксировалась казначейством в долларах США. Таким образом, мировыми деньгами фактически становился доллар. [7]

В послевоенный период разоренной Великобритании грозила потеря мирового господства, поэтому главной задачей Д. Кейнса стало сохранение Лондона в качестве глобального финансового центра. В сентябре 1941 года английский экономист представил министерству финансов Предложения по созданию Международного компенсационного союза. Осознав угрозу распространения экономической депрессии, Д. Кейнс считал необходимым защитить национальную экономику.[8]

Для этого он, во-первых, предлагал учредить Международный клиринговый союз, который должен обеспечить, чтобы деньги, полученные от продажи товаров одной страны, могли быть направлены на закупку товаров в любой другой стране.[9] Международный клиринговый союз, согласно идеям Д. Кейнса, должен был выпускать свою собственную валюту, курс которой устанавливался бы по отношению к золоту – банкор, международное средство платежа, единица межгосударственного расчета, в которой можно было бы измерить сальдо внешнеторгового баланса той или иной страны.


Колебания предложения денег не приводили бы к изменению реальной экономической политики, поэтому предполагалось, что в будущем банкор заменит золото как средство осуществления международных платежей. Соответственно, курсы всех национальных валют выражались бы в мировых кредитных деньгах, банкорах. Осознав, что в сложившейся ситуации необходимо стимулировать кредиторов, то есть страны с профицитом государственного бюджета, вкладывать деньги в экономику заемщиков, Д. Кейнс еще большей данью обложил страны с положительным сальдо.[10]

Если к концу года положительное сальдо страны превышает половину предельной стоимости ее овердрафта, она 1 Овердрафт (англ. оverdraft) – форма краткосрочного кредита, осуществляемого списанием средств по счету клиента сверх остатка на нем.

Если же страна имеет профицит, превышающий установленную квоту, избыток конфискуется. Таким образом, страны с большим положительным сальдо имели бы большой стимул избавляться от него, тем самым автоматически покрывая отрицательное сальдо других стран. В соответствие с изложенным положением плана Д. Кейнса это тяжелое бремя должно было быть возложено на США, единственную страну, состоящую в Клиринговом Союзе с профицитом внешнеторгового баланса.[11]

Таким образом, план Д. Кейнса предусматривал создание автоматических кредитных механизмов для государств с дефицитным балансом. Последние не были обязаны проводить дефляционистские меры, приводящие к экономическому застою страны, поскольку страны с большим положительным сальдо имели мощный стимул направлять валютную выручку на покрытие задолженностей других стран.

Проблема была разрешена подписанием в декабре 1945 года 29 государствами Статей соглашения (Articles оf Agreement) Международного валютного фонда (МВФ), которые выполняют роль его устава.

К числу основных функций МВФ были отнесены:

– контроль выполнения «кодекса поведения» (тесного сотрудничества в вопросах международной валютной политики и межгосударственного платежного оборота);

– предоставление членам фонда финансовых ресурсов с целью обеспечения выполнения ими «кодекса поведения»;

– организация форумов для взаимных консультаций стран-членов и сотрудничества по международным валютным вопросам.[12]

Первые десятилетия деятельности МВФ позволили странам значительно усовершенствовать проводимую экономическую политику, в первую очередь, внешнеторговую, что стимулировало рост международной торговли товарами и услугами, а также способствовали сглаживанию экономических циклов чередующихся подъемов и спадов.