Файл: Международный валютный фонд: цели, функции, особенности (Становление и особенности функционирования международного валютного фонда).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 122
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава1. Международный валютный фонд в системе международных экономических отношений
1.1. Становление и особенности функционирования международного валютного фонда
1.2. Функции и цели деятельности Международного валютного фонда
1.3. Роль Международного валютного фонда в мировой экономике и международной валютной системе
Глава 2. Россия и Международный валютный фонд: путь от должника до кредитора
2.1. Особенности взаимодействия России с Международным валютным фондом в условиях глобализации
2.2.Проблемы международного валютного фонда и пути их решения
2.3. Роль МВФ в оказании помощи странам в достижении устойчивого экономического роста
Согласно МВФ, чтобы поддержать экономический рост в будущем, центральным банкам в странах с развитой экономикой следует сохранять мягкую денежно-кредитную политику. Однако, лишь этого будет недостаточно для восстановления активного роста в странах, где наблюдается снижение темпов роста производительности и старение населения. Правительствам данных стран необходимо вкладывать денежные средства в образование, технологии и инфраструктуру для увеличения производственного потенциала.[29]
Далее очень важно привести динамику экономического роста в разрезе развитых стран, развивающихся стран, стран с развивающимся рынком, а также прогноз экономического роста на период 2018 – 2019 гг. Анализируя динамику экономического роста, необходимо сказать, что рост в странах с развитой экономикой составит в 2019 году 1,6%, в то время как в 2018 году он составил 2,1%.
Спад экономического роста также наблюдается в США, в 2017 г. – 2,6%, а к концу 2018 г. – 1,6%.[30] Повышение до 2,2 % в 2019 году может достигаться за счет уменьшения негативного влияния более низких цен на энергоресурсы и высокого курса доллара.
Что касается европейской зоны, то там ситуация нестабильна. В 2017 году экономический рост составлял 2%, к концу 2018 года наблюдается его падение до 1,7%. Однако, прогноз, составленный МВФ, свидетельствует о том, что отрицательная тенденция сохранится в 2019 году и составит 1,5%.[31]
В Соединенном Королевстве ожидается замедление роста до 1,8% в текущем году и до 1,1% в 2019 году. Такое изменение, прежде всего, связано с выходом Соединенного Королевства из состава ЕС. В странах с формирующимся рынком впервые за 6 лет экономический рост поднимется до 4,2%. В следующем году ожидается, что этот показатель увеличится до 4,6%. Необходимо отметить, что перспективы в разных странах и регионах довольно резко отличаются.
Делая вывод по вышесказанному, важно заметить тот факт, что мировой подъём по-прежнему имеет относительно слабый и неустойчивый характер. В связи с этим МВФ делает акцент на необходимости проведения согласованной, комплексной и координированной политики с целью стимулирования экономического роста, обеспечения его более равномерного распределения, а также придания ему большей стабильности.[32]
Главный экономист МВФ Морис Обстфельд подчеркивает, что за счет согласованного использования мер структурной, денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики на национальном уровне, а затем с течением времени и на международном уровне можно добиться следующего эффекта: «Целое может стать большим, чем сумма его частей.».
Необходимо понимать, что МВФ имеет важное значение для всей международной финансовой системы. Эта система служит основой, которая способствует обмену товарами и услугами и движению капитала, а также поддерживает устойчивый рост мировой экономики. Для того, чтобы она эффективно функционировала, должны учитываться потребности как отдельных стран, так и всей мировой экономики в целом в условиях постоянно меняющихся экономических и финансовых связей. Директор департамента по вопросам стратегии, политики и анализа МВФ.[33]
Сидхарт Тивари в статье журнала «Обзор МВФ» 2016 г. рассказал о новом исследовании Фонда, основных задачах, которые стоят сегодня перед Международным Валютным Фондом и о том, какой он видит роль МВФ в международной валютно-финансовой системе.
В Фонде был усилен надзор за финансовым сектором, вступило в силу решение об интегрированном надзоре, также был пересмотрен набор инструментов кредитования. Проблемы риска и уязвимости тоже заставили обратить на себя внимание. Увеличились финансовые ресурсы МВФ примерно до 1 трлн. долларов США. Были повышены квоты, начали функционировать новые соглашения о займах. Сидхарт Тивари характеризует состояние международной валютно-финансовой системы следующим образом: в мировой экономике происходит ряд структурных сдвигов, а в совокупности они ведут к росту напряженности и рисков.
Во-первых, существует проблема дисбалансов счета текущих операций.
Во-вторых, ведущая роль одной или двух основных резервных валют означает, что изменения в одной экономике могут оказывать существенное влияние на другие.
В-третьих, проделана большая работа по вопросам финансового сектора, особенно финансовых организаций, но в то же время большую роль стали играть небанковские финансовые организации.
Что касается проблем, стоящих перед международной валютно-финансовой системой, то можно сказать, что одна из них связана с необходимостью ускорения роста в странах с развитой экономикой. Другой проблемой является необходимое перебалансирование экономики Китая. При этом рост может быть менее высоким, но более стойким. Однако, данная ситуация может повлечь за собой неблагоприятные последствия для других стран.[34]
Тем не менее, самыми острыми проблемами на данный момент являются различия в денежно-кредитных условиях мировых экономик. Асинхронные изменения в денежно-кредитной политике США, Европы и Японии могут способствовать продолжению волатильности. Сидхарт Тивари в статье также говорит о роли МВФ в международной валютно-финансовой системе.
Наблюдая за развитием экономик стран-членов МВФ, нельзя допускать возникновения дисбалансов в определенных регионах мира. Нужно обеспечить интеграцию стран с формирующимся рынком в международную валютно-финансовую систему с целью достижения ими более высокого уровня жизни.[35] Странам-членам важно развивать и углублять финансовую систему, особенно в периоды повышенной волатильности на рынках, подчеркивает Сидхарт Тивари.
Вклад МВФ также будет включать обеспечение глобальной системы финансовой защиты. Таким образом, МВФ находится в центре валютно-финансовой системы, но в то же время Фонд является частью более широкой системы, состоящей из ЦБ и других организаций, устанавливающих стандарты.
Будущая деятельность МВФ будет основана на 3 направлениях: повышение безопасности потоков капитала, укрепление мировой системы финансовой защиты и роль СДР. Кроме того, МВФ получило право выдавать превентивные кредиты. Это было сделано с целью предотвращения распространения финансовых проблем на всю мировую экономику. Эти кредиты позволят странам-членам, экономика которых особенно нестабильна, заранее получать займы в большом объёме для последующего использования в случае кризисной ситуации. [36]
Также с помощью этой программы МВФ сможет более оперативно реагировать на экономические проблемы. До этого для того, чтобы получить кредит, стране-заёмщице приходилось вести длительные переговоры с Фондом, а также предоставлять информацию по основным экономическим показателям страны. Однако, далеко не все страны, берущие кредит у МВФ, способны в полной мере погасить долг. Далее приведем данные по странам, являющихся самыми крупными должниками перед МВФ.
Важно упомянуть саммит, проходивший между министрами финансов и главами ЦБ стран «Группы 20» в Шанхае в 2016 г., где обсуждались проблемы мировой экономики, а также международной финансовой архитектуры. Была подчеркнута важность увеличения производства и необходимость структурных реформ для повышения производительности и роста экономики.[37] Руководители финансовых ведомств пришли к договоренности о том, что нужно увеличивать собственный капитал МВФ. Более того, была утверждена программа работы Рабочей группы по международной финансовой архитектуре (IFAWG), направленная на бесперебойную работу и упорядоченное изменение мировой финансовой системы, учитывающая проведенное МВФ исследование международной финансовой системы.
Реформы квот МВФ также могут оказать положительное влияние на развитие мировой финансовой системы и экономики в целом. С 1 октября китайский юань был включен в корзину резервных валют Международного Валютного Фонда, поскольку китайская экономика развивается очень быстрыми темпами.[38]
Следует подчеркнуть, что МВФ признал растущее значение китайской валюты и экономики страны, а также оценил реформы финансового сектора, которые проводят власти Китая. Члены «Группы-20» считают, что дальнейшая работа по изучению возможностей более широкого использования СДР может поспособствовать росту мировой экономики. Министр финансов РФ А. Г. Силуанов отметил, что финансовая «двадцатка» поддержала использование СДР и выраженных в них инструментов для сохранения устойчивости финансовой системы.
Поддерживается проведение макропруденциальной политики, позволяющей минимизировать риски системного финансового кризиса. Осуществление данных мер может сформировать прочную основу, благодаря которой мировой рост экономики, пусть и не сразу, но будет иметь положительную тенденцию к развитию.[39]
Таким образом, нужно выделить две составляющие части в политике МВФ, акцент на которых делает сам Фонд.
Во-первых, на данный момент долговая политика является одним из наиболее приоритетных направлений деятельности МВФ, поскольку она играет определяющую роль в развитии финансовой архитектуры.
Принимая во внимание высокий уровень закредитованности стран, в том числе развитых, эта политика сводится к сокращению кредитования стран, тем самым давая толчок к поиску внутренних источников финансирования, а не извне. Что касается России, без сомнения можно сказать, что здесь не наблюдается большой и систематической задолженности.
Во-вторых, проведение макропруденциальной политики имеет важное значение для финансовой архитектуры как на национальном, так и на мировом уровне.[40]
Необходимо подчеркнуть, что макропруденциальная политика предполагает осуществление таких мер, как повышение безопасности потоков капитала, укрепление мировой системы финансовой защиты и роль СДР. С точки зрения инструментария макропруденциальная политика основывается на следующих пруденциальных нормах: требование к капиталу и ликвидности, нормирование баланса и лимитирование рисков. Данная политика может быть подкреплена документами, содержащими рекомендации в области финансового регулирования, например, «Базель III».
В России реализация макропруденциальной политики поддерживается, но в настоящее время правовое законодательство, имеющее непосредственное отношение к финансовой сфере, не в полной мере соответствует тем требованиям, которые предъявляются макропруденциальной политикой. Эти два фактора послужат прочной основой для развития мировой финансовой системы и роста экономики.
Глава 2. Россия и Международный валютный фонд: путь от должника до кредитора
2.1. Особенности взаимодействия России с Международным валютным фондом в условиях глобализации
Длительный период времени, особенно в период до середины 1998 года, МВФ оказывал огромное влияние на отечественную экономику, по этой причине особенно важным считается получение уроков партнерства с этой международной организацией, формирование политики в отношении Фонда и моделирование последующих направлений сотрудничества. Одновременное проведение Россией курса на внешнеэкономическую открытость считается объективной потребностью, и реализоваться оно обязано с учетом предоставления финансовой защищенности.
Что касается кредитов, в таком случае кредиты МВФ Российской Федерации обусловлены выполнением ряда политико-финансовых соглашений, которые присутствуют в разрабатываемых ими вместе с Фондом программах макроэкономической стабилизации и структурных преобразований.[41] Поскольку кредиты МВФ России и других стран СНГ считаются зачастую составляющей частью интернациональных пакетов финансовой поддержки, то Фонд, формируя собственные условия к данным государствам, почти выступает в качестве проводника политики Запада в целом, в первую очередь ведущих государств «Большой семерки».
Важным превосходством кредитов МВФ, общедоступных для Российской Федерации в первой середине 90-х гг., существовала их невысокая стоимость согласно сопоставлению с рыночными ресурсами. Как известно, кредитные средства Фонда почти полностью заключаются из взносов стран-участниц, в следствии которых выдвигаются бюджетные ассигнования, то есть деньги налогоплательщиков.