Файл: Задачи оперативно-розыскной деятельности (Понятие оперативно - розыскной деятельности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 82

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Вместе с тем, по нашему мнению, уголовно-процессуальное понятие «розыскные меры» сформулировано с нарушением логических правил юридической техники, а именно как «определение через определяемое», то есть «меры это меры». Не раскрыты должным образом сущность и содержание понятия «оперативно - розыскной деятельности» [16].

Глава 2. Пробелы законодательства о регулировании оперативно - розыскной деятельности и пути их устранения

Рассмотрим базовые проблемы законодательства РФ об ОРД и существующие по сей деть пробелы законодательства.

Во-первых, хотелось бы обратить внимание и на пробел, имеющийся в Законе об ОРД в части получения оперативной информации с компьютеров, не подключенных к сетям электросвязи и используемых лицами, представляющих оперативный интерес как накопители информации, которую они используют исключительно в личных целях. На таких электронных накопителях эти лица хранят номера банковских счетов, информацию об оффшорных зонах, движение неучтенного капитала, адреса своих клиентов, информацию о технических средствах, используемых при изготовлении взрывных веществ, списки членов преступных организаций и сообществ и т. п., причем зачастую такая информация хранится в электронном накопителе в зашифрованном виде, что в значительной степени затрудняет ее расшифровку.

Целесообразно для оперативного получения такой информации и использования ее в уголовном процессе внести в Закон об ОРД в качестве самостоятельного оперативно-розыскного мероприятия – мероприятие, именуемое как снятие (либо обнаружение, копирование) и преобразование компьютерной информации с компьютеров, не подключенных к сетям электросвязи, проведение этого мероприятия осуществлять на основании мотивированного постановления органа, осуществляющего ОРД, утвержденного руководителем этого органа с санкции прокурора, что обеспечит строжайшее соблюдение законодательства в этом направлении оперативно-служебной деятельности субъектов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

Строгая унификация действующих норм права будет только способствовать правильному трактованию и применению (использованию) этих норм в уголовном процессе.


Во-вторых, проведенный обзор литературы по проблеме исследования показывает, что существует множество проблем правового регулировании оперативно - розыскной деятельности, связанных как с неоднозначной трактовкой и неточностью формулировок определений и базовых понятий в законе, так и с возможность двоякой трактовки буквы закона.

Например, в законодательстве содержание и соотношение «розыскные меры» и «розыскные действия» не определены. В современной юридической науке необходимость «установления правовой природы розыскных мер (действий и решений) следователя» определена в качестве важнейшей теоретической и практической проблемы, от решения которой зависит эффективность расследования.

В соответствии с п. 38 ст. 5 УПК РФ «Основные понятия, используемые в настоящем Кодексе» розыскные меры это меры, принимаемые дознавателем, следователем, а также органом дознания по поручению дознавателя или следователя для установления лица, подозреваемого в совершении преступления.

Таким образом, в законодательстве уголовно-процессуальное понятие «розыскные меры» сформулировано с нарушением логических правил юридической техники, а именно как «определение через определяемое», то есть «меры это меры». Не раскрыты сущность и содержание понятия.

Вместе с тем направленность «розыскных мер» на установление лица, подозреваемого в совершении преступления, может быть неоднозначно воспринята субъектами розыскной деятельности. В представленной формулировке «установление лица» можно интерпретировать следующим образом:

1. Во-первых, как установление места нахождения лица, подозреваемого в совершении преступления, личность которого следователю известна.

Такое толкование соотносится с мнением И.А. Возгрина, который включил розыскные меры в перечень действий следователя, по уголовным делам определив, что «ими являются разрешенные уголовно процессуальным законом действия следователя и сотрудников органов дознания по установлению места нахождения обвиняемых, подозреваемых, потерпевших, свидетелей, трупов, животных, ценностей, предметов, документов и других объектов, имеющих значение для расследуемого уголовного дела»

Однако, в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 209 УПК РФ, решение следователем задачи установления местонахождения подозреваемого или обвиняемого обособлено от принятия следователем розыскных мер в случае, когда не удалось установить местонахождение указанного лица, не представляется возможным.


2. Во-вторых, как установление признаков внешности и установочных данных лица, подозреваемого в совершении преступления. Очевидно, что в данном случае категория «розыскные меры» соотносится с поисковой деятельностью, реализуемой в рамках проведения оперативно-розыскных мероприятий и раскрытия преступления, а не с розыскной деятельностью следователя. Следует особо отметить, что в качестве объекта розыскных мер в п. 38 ст. 5 УПК РФ указано только лицо, подозреваемое в совершении преступления. Исключение иных объектов розыскной деятельности следователя (обвиняемого; лица, пропавшего без вести; похищенного имущества и др.) сужает спектр регулирования уголовно-процессуальных правоотношений, связанных с осуществлением розыскной деятельности следователя в период уголовного судопроизводства[17].

В контексте того, что установление местонахождения подозреваемого это, по сути, обнаружение указанного лица, индивидуально-определенные признаки которого следователю известны, следует согласиться с И.А. Возгриным, который писал, что розыскные меры это «разрешенные уголовно-процессуальным законом действия следователя и сотрудников органов дознания по установлению места нахождения обвиняемых, подозреваемых, потерпевших, свидетелей, трупов, животных, ценностей, предметов, документов и других объектов, имеющих значение для расследуемого уголовного дела» [18].

По нашему мнению, необходимо внести изменения в ст. 5 УПК РФ, соответствующие положениям криминалистической теории розыска, и изложить п. 38 указанной статьи в следующей редакции: «Розыскные меры это комплекс следственных, розыскных действий следователя (дознавателя) и розыскных тактических операций, осуществляемых при возникновении тактической задачи розыска в период проверки сообщения о преступлении, на всех этапах расследования либо в работе по приостановленному делу в целях обнаружения разыскиваемого объекта (лица, предмета и др.) источника доказательственной информации по уголовному делу».

Природа криминалистической и уголовно-процессуальной категории «розыскные меры» не позволяет нам согласиться с С.В. Бажановым в том, что сущность этой категории может быть определена путем соотношения с понятием «розыскные (оперативнорозыскные) мероприятия», разрабатываемым в рамках теории оперативно-розыскной деятельности.

В свою очередь, правовым основанием для разграничения следственных и розыскных действий в системе средств розыскной деятельности следователя является уголовно-процессуальное законодательство. В рассматриваемом вопросе отмечается преемственность. Так, в соответствии со ст. 127 УПК РСФСР, «следователь по расследуемым им делам вправе давать органам дознания поручения и указания о производстве розыскных и следственных действий…».


Данная норма корреспондируется с ч. 1 ст. 152 УПК РФ, согласно которой «в случае необходимости производства следственных или розыскных действий в другом месте следователь вправе произвести их лично либо поручить производство этих действий дознавателю или органу дознания»[19].

В настоящее время в криминалистическую классификацию розыскных средств вошли три группы розыскных действий:

1) следственные;

2) розыскные действия: иные процессуальные и непроцессуальные действия;

3) организационные действия.

В сущности, любое следственное действие может производиться с целью как обнаружения разыскиваемого объекта, так и установления обстоятельств, входящих в перечень, предусмотренный ст. 73 УПК РФ. Вместе с тем специфику проведения указанных следственных действий определяет их «розыскная направленность».

К следующей классификационной группе розыскных действий отнесены процессуальные и непроцессуальные действия следователя, которые направлены на достижение целей розыска, но не являются следственными, организационными действиями и оперативно-розыскными мероприятиями. Их можно разделить на две группы:

1) иные процессуальные действия (кроме следственных): объявление розыска обвиняемого (ст. 210 УПК РФ), дача поручений органам дознания (ст. 38 УПК РФ), назначение судебных экспертиз (генотипоскопических, молекулярно-генетических) психофизиологической экспертизы с использованием полиграфа), использование психологических знаний и методов активации памяти с применением трансовых технологий и др.;

2) непроцессуальные действия: направление запросов, проверки по учетам (лиц, доставленных в территориальные органы МВД России; происшествий;

  • информационным базам медицинских учреждений, бюро судебно-медицинской экспертизы и моргов);
  • ориентирование личного состава территориальных органов МВД России;
  • беседы с осведомленными лицами;
  • проверки на предприятиях, в учреждениях и организациях;
  • информирование общественности с использованием средств массовой информации; выявление свидетелей и очевидцев;
  • обследование мест возможного сбыта похищенного; изучение архивных уголовных дел;
  • создание условий, побуждающих разыскиваемого обращаться в определенные учреждения (в банк, отдел ЖКХ, многофункциональный центр муниципального образования и др.) или к определенным лицам, за которыми установлено наблюдение и т.д[20].

В свою очередь, организационные (организационно-технические) действия следователь выполняет, чтобы получить информацию, создать условия для решения розыскных и иных задач (создание оперативного штаба для координации широкомасштабных розыскных мероприятий; участие в формировании аналитических и постоянно действующих следственно-оперативных групп и др.).

Следует особо отметить, что розыскная деятельность следователя, входя в содержание уголовного судопроизводства (п. 9 ст. 5 УПК РФ), в тактическом отношении выходит за рамки расследования. Поэтому, наряду с тактическими основами розыска на первоначальном и последующем этапах расследования, в работе по приостановленному делу, можно говорить и об использовании некоторых рекомендованных криминалистикой розыскных средств уже на стадии возбуждения уголовного дела.

Это первая самостоятельная стадия уголовного судопроизводства (ст.ст. 140-149 УПК РФ), в ходе которой формируется информационная основа исходных следственно-розыскных ситуаций и реализуется комплекс рекомендованных криминалистикой розыскных средств процессуальных и непроцессуальных, включая организационные розыскные действия.

Статистика показывает, что по уголовным делам, возбужденным по фактам безвестного исчезновения несовершеннолетних, доследственная проверка проводится в большинстве случаев.

Поводами для возбуждения таких уголовных дел явились заявления родственников детей и близких лиц. Изменения, внесенные в ч. 1 ст. 144 УПК РФ Федеральным законом от 4 марта 2013 г. № 23-ФЗ, существенно расширили розыскные возможности следователя в период проверки сообщения о преступлении.

Сегодня следователь вправе получать объяснения заявителя и других граждан, которым могут быть известны обстоятельства, имеющие значение для дела[21];

  • получать образцы для сравнительного исследования, истребовать документы и предметы, изымать их в порядке, установленном УПК РФ, назначать судебную экспертизу, принимать участие в ее производстве и получать заключение эксперта в разумный срок, производить осмотр места происшествия; производить освидетельствование;
  • при обнаружении погибшего несовершеннолетнего производить осмотр его трупа; давать органу дознания обязательное для исполнения письменное поручение о проведении оперативно-розыскных мероприятий; привлекать специалистов к производству исследований документов, предметов, трупов.

Указанные действия следователя, как правило, сочетаются с осуществлением им или по его требованию комплекса непроцессуальных и организационных розыскных действий. Сегодня потребность в реализации следственной функции розыска скрываемых (сокрытых) объектов источников доказательственной информации, возникает практически по каждому уголовному делу.