Файл: Задачи оперативно-розыскной деятельности (Понятие оперативно - розыскной деятельности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 83

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Данное обстоятельство обусловливает необходимость конкретизации существующих законодательных норм, регламентирующих осуществление розыскной деятельности следователя и порядок применения розыскных средств в зависимости от обстоятельств расследуемого преступления.

Сущность практической реализации розыскных мер отражает комплексный подход к осуществлению на основе единого замысла и по единому плану розыскных, следственных действий розыскной направленности, оперативно-розыскных и организационных мероприятий, проводимых с целью установления заподозренного (подозреваемого) в преступлении, обнаружения лица, пропавшего без вести, установления иных обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу о преступлении. Все это является необходимым условием достижения цели розыска[22].

Таким образом, во второй главе курсовой работы рассмотрены пути устранения пробелов законодательства о регулировании оперативно - розыскной деятельности. Автором рекомендовано внести изменения в ст. 5 УПК РФ, соответствующие положениям криминалистической теории розыска, и изложить п. 38 указанной статьи в следующей редакции: «Розыскные меры это комплекс следственных, розыскных действий следователя (дознавателя) и розыскных тактических операций, осуществляемых при возникновении тактической задачи розыска в период проверки сообщения о преступлении, на всех этапах расследования либо в работе по приостановленному делу в целях обнаружения разыскиваемого объекта (лица, предмета и др.) источника доказательственной информации по уголовному делу».

Природа криминалистической и уголовно-процессуальной категории «розыскные меры» не позволяет нам согласиться с С.В. Бажановым в том, что сущность этой категории может быть определена путем соотношения с понятием «розыскные (оперативнорозыскные) мероприятия», разрабатываемым в рамках теории оперативно-розыскной деятельности.

В свою очередь, правовым основанием для разграничения следственных и розыскных действий в системе средств розыскной деятельности следователя является уголовно-процессуальное законодательство. В рассматриваемом вопросе отмечается преемственность. Так, в соответствии со ст. 127 УПК РСФСР, «следователь по расследуемым им делам вправе давать органам дознания поручения и указания о производстве розыскных и следственных действий…».

Данная норма корреспондируется с ч. 1 ст. 152 УПК РФ, согласно которой «в случае необходимости производства следственных или розыскных действий в другом месте следователь вправе произвести их лично либо поручить производство этих действий дознавателю или органу дознания»[23].


Необходимо конкретизация существующих законодательных норм, регламентирующих осуществление розыскной деятельности следователя и порядок применения розыскных средств в зависимости от обстоятельств расследуемого преступления.

Таким образом, проведенный во второй главе курсовой работы обзор литературы по проблеме исследования показывает, что существует множество проблем правового регулировании оперативно - розыскной деятельности, связанных как с неоднозначной трактовкой и неточностью формулировок определений и базовых понятий в законе, так и с возможность двоякой трактовки буквы закона. В соответствии с п. 38 ст. 5 УПК РФ «Основные понятия, используемые в настоящем Кодексе» розыскные меры это меры, принимаемые дознавателем, следователем, а также органом дознания по поручению дознавателя или следователя для установления лица, подозреваемого в совершении преступления.

Следовательно, в законодательстве уголовно-процессуальное понятие «розыскные меры» сформулировано с нарушением логических правил юридической техники, а именно как «определение через определяемое», то есть «меры это меры». Не раскрыты сущность и содержание понятия.

Также в ходе написания второй главы выявлено, что направленность «розыскных мер» на установление лица, подозреваемого в совершении преступления, может быть неоднозначно воспринята субъектами розыскной деятельности. В представленной формулировке «установление лица» можно интерпретировать следующим образом:

1. Во-первых, как установление места нахождения лица, подозреваемого в совершении преступления, личность которого следователю известна.

2. Во-вторых, как установление признаков внешности и установочных данных лица, подозреваемого в совершении преступления. Очевидно, что в данном случае категория «розыскные меры» соотносится с поисковой деятельностью, реализуемой в рамках проведения оперативно-розыскных мероприятий и раскрытия преступления, а не с розыскной деятельностью следователя. Следует особо отметить, что в качестве объекта розыскных мер в п. 38 ст. 5 УПК РФ указано только лицо, подозреваемое в совершении преступления. Исключение иных объектов розыскной деятельности следователя (обвиняемого; лица, пропавшего без вести; похищенного имущества и др.) сужает спектр регулирования уголовно-процессуальных правоотношений, связанных с осуществлением розыскной деятельности следователя в период уголовного судопроизводства.


Заключение

В первой главе курсовой работы рассмотрены теоретические основы оперативно - розыскной деятельности, задачи ОРД. Следует отметить, что издавна сущность деятельности следователя ставила перед собой задачи обеспечения правопорядка, защиты здоровья и прав граждан, соблюдения законности и поддержание власти.

В указанном ключе, борьба с преступностью является одним из приоритетных направлений любого государства, в том числе и России. Для достижения указанной цели государство создает соответствующий механизм, составной частью которого являются оперативно-розыскная деятельность (далее – ОРД). Несмотря на то, что мы часто слышим об этом виде деятельности, а иногда и непосредственно сталкиваемся с ними, к сожалению, до сих пор нет четкого ее понимания и разграничения от других видов деятельности.

Следует систематизировать различные определения ОРД, сделав вывод о том, что оперативно-розыскная деятельность является одним из видов государственной правоохранительной деятельности, осуществляемой специальными органами государственной исполнительной власти, наделенными для реализации своих функций властными юридическими полномочиями.

Анализ перечня и объема полномочий субъектов, участвующих в реализации розыскных мер, позволяет сделать вывод о том, что данное понятие шире по содержанию и включает в себя розыскные действия, наряду с применением других средств розыскной деятельности следователя (следственных и иных процессуальных действий, непроцессуальных и организационных действий).

Вместе с тем, по нашему мнению, уголовно-процессуальное понятие «розыскные меры» сформулировано с нарушением логических правил юридической техники, а именно как «определение через определяемое», то есть «меры это меры» [24]. Не раскрыты сущность и содержание понятия.

Во второй главе курсовой работы рассмотрены пробелы законодательства о регулировании оперативно - розыскной деятельности и пути их устранения. Проведенный обзор литературы по проблеме исследования показывает, что существует множество проблем правового регулировании оперативно - розыскной деятельности, связанных как с неоднозначной трактовкой и неточностью формулировок определений и базовых понятий в законе, так и с возможность двоякой трактовки буквы закона.

Например, в законодательстве содержание и соотношение «розыскные меры» и «розыскные действия» не определены. В современной юридической науке необходимость «установления правовой природы розыскных мер (действий и решений) следователя» определена в качестве важнейшей теоретической и практической проблемы, от решения которой зависит эффективность расследования.


В соответствии с п. 38 ст. 5 УПК РФ «Основные понятия, используемые в настоящем Кодексе» розыскные меры это меры, принимаемые дознавателем, следователем, а также органом дознания по поручению дознавателя или следователя для установления лица, подозреваемого в совершении преступления.

Таким образом, в законодательстве уголовно-процессуальное понятие «розыскные меры» сформулировано с нарушением логических правил юридической техники, а именно как «определение через определяемое», то есть «меры это меры». Не раскрыты сущность и содержание понятия.

Также в ходе написания второй главы выявлено, что направленность «розыскных мер» на установление лица, подозреваемого в совершении преступления, может быть неоднозначно воспринята субъектами розыскной деятельности. В представленной формулировке «установление лица» можно интерпретировать следующим образом:

1. Во-первых, как установление места нахождения лица, подозреваемого в совершении преступления, личность которого следователю известна.

2. Во-вторых, как установление признаков внешности и установочных данных лица, подозреваемого в совершении преступления. Очевидно, что в данном случае категория «розыскные меры» соотносится с поисковой деятельностью, реализуемой в рамках проведения оперативно-розыскных мероприятий и раскрытия преступления, а не с розыскной деятельностью следователя. Следует особо отметить, что в качестве объекта розыскных мер в п. 38 ст. 5 УПК РФ указано только лицо, подозреваемое в совершении преступления. Исключение иных объектов розыскной деятельности следователя (обвиняемого; лица, пропавшего без вести; похищенного имущества и др.) сужает спектр регулирования уголовно-процессуальных правоотношений, связанных с осуществлением розыскной деятельности следователя в период уголовного судопроизводства.

Также во второй главе курсовой работы рассмотрены пути устранения пробелов законодательства о регулировании оперативно - розыскной деятельности.

Автором рекомендовано внести изменения в ст. 5 УПК РФ, соответствующие положениям криминалистической теории розыска, и изложить п. 38 указанной статьи в следующей редакции: «Розыскные меры это комплекс следственных, розыскных действий следователя (дознавателя) и розыскных тактических операций, осуществляемых при возникновении тактической задачи розыска в период проверки сообщения о преступлении, на всех этапах расследования либо в работе по приостановленному делу в целях обнаружения разыскиваемого объекта (лица, предмета и др.) источника доказательственной информации по уголовному делу».


Природа криминалистической и уголовно-процессуальной категории «розыскные меры» не позволяет нам согласиться с С.В. Бажановым в том, что сущность этой категории может быть определена путем соотношения с понятием «розыскные (оперативнорозыскные) мероприятия», разрабатываемым в рамках теории оперативно-розыскной деятельности.

В свою очередь, правовым основанием для разграничения следственных и розыскных действий в системе средств розыскной деятельности следователя является уголовно-процессуальное законодательство[25]. В рассматриваемом вопросе отмечается преемственность. Так, в соответствии со ст. 127 УПК РСФСР, «следователь по расследуемым им делам вправе давать органам дознания поручения и указания о производстве розыскных и следственных действий…».

Данная норма корреспондируется с ч. 1 ст. 152 УПК РФ, согласно которой «в случае необходимости производства следственных или розыскных действий в другом месте следователь вправе произвести их лично либо поручить производство этих действий дознавателю или органу дознания»[26].

Необходимо конкретизация существующих законодательных норм, регламентирующих осуществление розыскной деятельности следователя и порядок применения розыскных средств в зависимости от обстоятельств расследуемого преступления.

Список используемой литературы

  1. Конституция Российской Федерации. Принята Всенародным голосованием 12 декабря 1993 года.
  2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 19.02.2018) // Собрание законодательства РФ, 24.12.2001, № 52 (ч. I), ст. 4921.
  3. Федеральный закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ (ред. от 06.07.2016) Об оперативно-розыскной деятельности // Собрание законодательства РФ, 14.08.1995, № 33, ст. 3349.
  4. Указ Президента РФ от 13.10.2004 N 1314 (ред. от 08.09.2017) Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний // Собрание законодательства РФ", 18.10.2004, № 42, ст. 4109.
  5. Алферов, В. Ю., Ильиных, В. А. Оперативный эксперимент и провокация // Правоведение. — 2018. — № 1
  6. Горяинов, К. К., Кваша, Ю. Ф., Сурков, К. В. Федеральный закон «Об оперативно - розыскной деятельности»: Комментарий. — М.: Новый Юрист, 2019.
  7. Гончаров Н. Ф. Организация розыска преступников в России (историко - правовое исследование) : монография: в 2 ч. М., 1997. Ч. 1. 134 с.
  8. Гущин, А. Н., Громов, Н. А. Царева, П. Н. Оперативно-розыскная деятельность : учеб-практ. пособие. — М., 2018.
  9. Захарцев, С. И. Оперативно-розыскная деятельность в ХХI веке : монография / С. И. Захарцев, Ю. Ю. Игнащенков, В. П. Сальников. — М.: Норма, 2017.
  10. Захарцев, С. И. Оперативно-розыскные мероприятия: Общие положения. — СПб.: Издательство Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2019.
  11. Комментарий к Федеральному закону «Об оперативно-розыскной деятельности». С постатейным приложением нормативных актов и документов / авт.-сост. д-р юрид. наук, проф. А. Ю. Шумилов. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Изд-ль Шумилова И. И., 2018.
  12. Крылов И. Ф. Розыск, дознание, следствие : учеб. пособие. Л., 1984. 216 с.
  13. Лобзов, К. М. Агентурный метод в оперативно-розыскной деятельности (теоретико-методологический анализ) // Оперативник (сыщик). — 2012. — № 1 (30).
  14. Макрущин, А. Г. Оперативно-розыскная деятельность — необходимость и законность. — 2-е изд., перераб и доп. — Н. Новгород, 2105.
  15. Ожегов, С. И., Шведова, Н. Ю. Толковый словарь русского языка. — 4-е изд. — М., 1997.
  16. Оперативно-розыскная деятельность : учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция»[И. А. Климов и др.]; под ред. И. А. Климова. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017.
  17. Оперативно-розыскные мероприятия в уголовно-исполнительной системе: памятка оперативному работнику уголовно-исполнительной системы. — М., 2016.
  18. Основы оперативно-розыскной деятельности : учебное пособие. — 3-е изд., доп. и перераб. / под ред. А. Е. Чечетина. — Барнаул: Барнаульский юридический институт МВД России, 2017.
  19. Постатейный комментарий к Федеральному закону «Об оперативно-розыскной деятельности» со словарем законодательных терминов / О. А. Вагин, А. П. Исиченко. — М: Экзамен, 2018.
  20. Правовые основы оперативно-розыскной деятельности : учеб. пособие для студентов, обучающихся по специальности 40.05.01 «Правовое обеспечение национальной безопасности» (специализация «Уголовно-правовая») и специальности 40.05.02 «Правоохранительная деятельность» (специализация «Административная деятельность») / В. Ю. Алферов, А. И. Гришин, Н. И. Ильин; под общ. ред. В. В. Степано- Вестник Кузбасского института № 2 (39) / 2019 139 ва. — 3-е изд., испр. и доп. — Саратов: Саратовский социально-экономический институт (филиал) РЭУ им. Г. В. Плеханова, 2016.
  21. Ривман, Д. В. Комментарий к Федеральному закону «Об оперативно-розыскной деятельности». — СПб.: Питер, 2018.
  22. Русская Правда // Российское законодательство X–XX веков. Т. 1. Законодательство Древней Руси. М., 1988
  23. Теория оперативно-розыскной деятельности : учебник / под ред.: К. К. Горяинов, В. С. Овчинский, Г. К. Синилов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2016. 17. Якимов, И. Н. Криминалистика. Руководство по уголовной технике и тактике. — М.: Лекс Эст, 2017