Файл: Задачи оперативно-розыскной деятельности (Понятие оперативно - розыскной деятельности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 86

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Наказание осуществлялось в соответствии с установленными правилами, однако преследование обидчика предоставлялось на усмотрение потерпевшего, при отсутствии, его близким родичам. Также «Русская Правда»[9] предусматривала преступления, которые преследовались не потерпевшим, а общиной в целом.

В качестве наказания предусматривались: поток и разграбление, как высшая мера наказания назначаемая в трех случаях – за убийство в разбое, поджог и конокрадство и заключалась в конфискации имущества и обращения преступника и членов его семьи в рабство, кровная месть (отменена Ярославичами во второй половине XI в.), денежные штрафы такие как: «вира» (штраф за убийство, выплачиваемый князю в размере 40 гривен) стоит отметить что вира могла быть как одинарной (за убийство простого свободного человека),так и двойной (если убитый был человеком с привилегиями) «головничество» (штраф, выплачиваемый в пользу семьи убитого), «урок» (штраф, выплачиваемый потерпевшему за менее тяжкие преступления).

Также стоит отметить, что «Русская Правда» не знала возрастного ограничение уголовной ответственности, и уже было известно понятие соучастия в преступлении, все соучастники отвечали поровну. Если говорить о методах и приёмах раскрытия преступлений, то тут можно выделить - свод и гонение следа.

Свод - был представлен как одна из форм розыска преступников. При этом сам «Свод» представлял собой, инициативный и самостоятельный поиск преступника потерпевшим, путём «Заклича» – потерпевший, дожидаясь на базарной площади Ярмарки, либо иного мероприятия собирающего большое скопление людей, публично объявлял о том, что было совершено преступление.

Другой формой розыска преступников было «гонение следа» - исходя из норм законодательства того времени, считалось, что если преступник не пойман на месте преступления, о его нужно было найти по следу оставленному преступником от места совершенного им преступления.

Поэтому эта форма розыска представляла собой ничто иное, как инициативный поиск потерпевшим лицом преступника по следам. У этой формы розыска так же и были свои границы «гонения следа», то есть, в тех случаях когда след приводил к дорогам общего пользования, либо след обрывался у полноводных рек, поиск дальше проводить уже было бессмысленно и они, как правило, на этом прекращались.

Однако если след приводил в поселение, то жители этого поселения должны были выдать преступника инициаторам поиска, в противном случае на всю общину ложилось бремя ответственности и возмещения ущерба.


В тех случаях, когда след от места преступления вёл к жилищу определенного человека, исходя из норм действующего княжеского законодательства, данный конкретный человек и считался виновником. Нельзя не отметить, что по тому же законодательству потерпевший был обязан доказательства своего иска, а при затруднениях в их поисках, он был вправе попросить у соседей.

Таким образом, в рамках действующего на тот момент законодательства обязанность борьбы с преступлениями лежала на всей общине при обращении к литературным источникам при рассмотрении характера деятельности лиц производящих розыск преступников.

Можно выделить два лагеря с диаметрально противоположными мнениями: так, по мнению И. Ф. Крылова – осуществление розыскных мероприятий проводилось в тот период времени проводилось а частном порядке, а специальный субъект-представители государства уполномоченные на проведение розыска преступников появились позднее в XIII–XV вв[10].

Однако, есть и другое мнение, так Н. Ф. Гончаров [11] категорически не согласен с приведённым высказыванием, и аргументирует это тем, что уже в начале XIвека в Российском государстве появляются «мечник» (судебный служитель) и «емец» (поимщик вора), иными словами уполномоченные лица, занимающие государственные должности и наделенные полномочиями по розыску преступников.

Период XV – начале XVI вв., характеризуется укреплением единого русского государства, при котором законодательно розыск и поимка лиц совершивших преступления начали возлагаться на представителей центральной власти. При рассмотрении истоков становления оперативно-розыскной деятельности нельзя оставить без внимания и Псковскую Судную грамоту, как новый этап развития русского права, которая занимает своё место в период между Русской Правды и Судебником 1497 года.

В этом аспекте нужно выделить, тот факт, что в данном нормативно правовом документе было изменено понятие преступления, это понятие было расширено и теперь к преступным посягательствам стали относить деяния направленные как против государственных органов, так и против государства в целом.

Впервые выделяются государственные преступления, преступления против суда или порядка управления. Так же по Судной грамоте стали классифицировать и свидетелей преступления разделяя их на две категории. Первая категория-это соседи – те, кто проживал на одной территории и в непосредственной близости к ответчику либо истцу. Вторая категория так называемые сторонние люди – это, как правило, были те, кто владел какой либо информацией по факту совершенного преступления, хотя могли и не проживать рядом с ответчиком или истцом.


Так же выделялись и так называемые «Послухи» – это могли быть как очевидцы, так и лица которые слышали о произошедшем от других людей. Так же обязательным требованием Псковской Судной грамоты 1467 года было участие представителя власти в расследовании преступлений связанных с кражами. С проведением обысков у виновного лица и изъятием имущества добытого преступным путём.

При этом все произошедшие изменения в процессе розыска преступников были закреплены в Судебнике 1497 года. Характерными изменениями стали, во-первых, если до Судебника 1497 года розыск преступника осуществлялся потерпевшим, то теперь розыском преступником занимались исключительно уполномоченные на то представители государственных органов.

А во-вторых, розыск стал проводиться и с целью выявления лиц, совершающих преступления.

До Судебника розыск проводился только по факту совершения конкретного преступления

В Судебнике 1497 г. было дано определение преступления; под преступлением понимались всякие действия, которые угрожают государству или господствующему классу и потому запрещаются законом.

Преступление стали именовать «лихим делом». Обострение классовой борьбы обусловило появление новой формы процесса – розыска, следственного или инквизиционного процесса.

Розыск применялся при рассмотрении наиболее серьезных уголовных дел. Главным способом «выяснения истины» при розыске являлась пытка.

Таким образом, по нашему мнению, можно утверждать, что истоки развития оперативно-розыскной деятельности в России берут своё начало с княжеского законодательства, задачами оперативно- розыскной деятельности в древней Руси были защита власти, монархии, обеспечения правопорядка, защиты здоровья и прав граждан, соблюдения законности и поддержание власти.

1.3 Основные задачи оперативно - розыскной деятельности

Издавна сущность деятельности следователя ставила перед собой задачи обеспечения правопорядка, защиты здоровья и прав граждан, соблюдения законности и поддержание власти.

В целом, необходимо систематизировать различные определения ОРД, сделав вывод о том, что оперативно-розыскная деятельность является одним из видов государственной правоохранительной деятельности, осуществляемой специальными органами государственной исполнительной власти, наделенными для реализации своих функций властными юридическими полномочиями[12].


Одной из наиболее характерных черт ОРД является сочетание гласных и негласных способов ее осуществления.

Не менее важной отличительной чертой ОРД является то, что она может осуществляться лишь специально уполномоченными субъектами

Специфика ОРД заключается в том, что она осуществляется посредством проведения специальных действий (операций) - оперативно-розыскных мероприятий.

ОРД определяет ОРД как вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то настоящим Федеральным законом, в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.

Кроме упомянутых в законодательном определении, ОРД имеет еще ряд отличительных признаков. К таким признакам, в частности, можно отнести особый порядок правового регулирования, поскольку законодательство регулирует лишь общие положения ОРД, а большая ее часть регламентируется ведомственными нормативными актами ограниченного доступа. Важным отличительным признаком ОРД, кроме того, является наличие особого делопроизводства, заключающегося в секретном характере переписки, ведении специальных дел оперативно-розыскного производства, ограниченными возможностями использования оперативно-служебных документов[13].

Целью ОРД, как видно из законодательного определения, является защита от преступных посягательств трех основных ценностей: жизни, здоровья, прав и свобод личности; собственности, а также обеспечение безопасности общества и государства. Таким образом, приоритет в целях законодатель отдает правам и свободам личности.

На рисунке 1 представлены основные задачи ОРД, согласно действующему законодательству РФ.

Рисунок 1 ­ Основные задачи ОРД, согласно действующему законодательству РФ

Задачи ОРД можно рассматривать как определенные этапы в достижении ее основных целей. В то же время специфичность задач оперативно-розыскной деятельности отличает ее от других видов правоохранительной деятельности государственных органов.

Функции ОРД (как функции отраслевые) - это предусмотренные, федеральными законами отдельные направления ОРД, различаемые в зависимости от ее конкретных правовых целей.

Основные - это следующие:


- предупреждение совершения преступлений, по которым предварительное следствие обязательно;

- обнаружение преступлений;

- розыск лица, совершившего преступление (по факту данного преступления или лица, скрывающегося от органов дознания, следствия или суда либо уклоняющегося от уголовного наказания), а также предметов, сохранивших на себе следы преступления, похищенного имущества и др.;

- разрешение ДОУ;

- содействие уголовному судопроизводству;

- содействие исполнению уголовного наказания.

Кроме того, в зависимости от предусмотренных в ФЗ об ОРД целей защиты соответствующих объектов (см. ст. 1) в ОРД можно выделит следующие основные направления работы:

а) защита жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина от преступных посягательств;

б) защита собственности от преступных посягательств;

в) обеспечение безопасности общества и государства (в аспекте защиты от лиц, совершающих преступления).

В целом, теория оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел традиционно относит к субъектам (силам) ОРД подразделения и входящих в них должностных лиц органов, уполномоченных на осуществление ОРД, а также иных лиц, добровольно участвующих в подготовке или проведении оперативно-розыскных мероприятий (действий) и реализующих свое право на это в гласной или негласной форме[14].

Будучи наделенными действующим законодательством определенными правами и взявшие на себя обязательства, они, в рамках их полномочий, становятся субъектами этой формы государственной деятельности. Государство, в свою очередь, берет на себя обязанность по их правовой, социальной и иной защите.

На рисунке 2 представлены субъекты, участвующие в ОРД.

Рисунок 2 ­ Субъекты, участвующие в ОРД[15]

Таким образом, в данной главе рассмотрены теоретические основы оперативно - розыскной деятельности. Издавна сущность деятельности следователя ставила перед собой задачи обеспечения правопорядка, защиты здоровья и прав граждан, соблюдения законности и поддержание власти. В целом, необходимо систематизировать различные определения ОРД, сделав вывод о том, что оперативно-розыскная деятельность является одним из видов государственной правоохранительной деятельности, осуществляемой специальными органами государственной исполнительной власти, наделенными для реализации своих функций властными юридическими полномочиями.