Файл: Правовые основы организации нотариата (Классификация принципов нотариата и нотариальной деятельности).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 279
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Принципы нотариата и нотариальной деятельности
1.1 Понятие принципов нотариата и нотариальной деятельности
1.2. Классификация принципов нотариата и нотариальной деятельности
1.3 Организационно-функциональные принципы нотариальной деятельности
2. Реализация организационно-функциональных принципов нотариальной деятельности
2.1 Реализация принципа независимости
2.2 Реализация принципа ответственности нотариуса
Принцип независимости закреплен в ст. 5 Основ законодательства о нотариате как гарантия нотариальной деятельности и связан с беспристрастностью нотариуса. Нотариус беспристрастен и независим в своей деятельности и руководствуется Конституцией РФ, конституциями (уставами) субъектов РФ, Основами РФ о нотариате, законодательными актами РФ и актами субъектов РФ, а также международными договорами.
Принцип независимости и беспристрастности осуществления нотариальной деятельности означает, что при осуществлении нотариального действия, нотариус всесторонне, объективно и основательно, без какого-либо предпочтения одной из сторон, разъясняет лицам, обратившимся за совершением нотариального действия, их права, обязанности, суть и последствия совершаемого действия.
Нотариус не может при совершении нотариального действия преследовать личную выгоду или осуществлять свои собственные интересы, а также интересы своих близких родственников.
Также, проявление требования независимости можно увидеть в статье 6 Основ законодательства о нотариате, где сказано, что лица, имеющие статус нотариуса не вправе заниматься предпринимательской и другой оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной или иной творческой деятельности; оказывать посреднические услуги при заключении договоров. Данные правила призваны исключить возникновение связанности, зависимости нотариуса от своего контрагента, работодателя, а также не допустить пренебрежения нотариусом своим правовым статусом в угоду другим делам и занятиям.
Обеспечение принципа независимости нотариуса состоит в том, что порядок наделения полномочий и порядок прекращения полномочий нотариуса закреплен законодательно, по словам Е.Б. Тарбагаевой «такой порядок гарантирует допуск к профессиональной нотариальной деятельности только специально подготовленных лиц, обладающих знаниями в области права, и предусматривает возможность прекращения полномочий нотариуса в случае нарушения последним законодательства, а также по иным основаниям» [42, C. 102].
Рассмотрим подробно основания назначения лица на должность нотариуса. В соответствии со статьей 2 Основ законодательства о нотариате к таковым относится:
1. Наличие у лица гражданства РФ. Наличие гражданства (подданства) иностранного государства или иностранных государств не допускается, если иное не предусмотрено международным договором РФ [10]. Предусмотренное требование обусловлено публично-правовым характером деятельности нотариуса.
2. Наличие у лица стажа работы по юридической специальности сроком не менее, чем пять лет. Данный аспект является проблемным, поскольку не существует общего, распространяемого на любые профессии нормативного акта, определяющего понятие работы по юридической специальности. Возможно только применение по аналогии актов, используемых для определения стажа работы по юридической специальности в рамках иных профессий, например, профессии судьи. Представляется логичным, чтобы в стаж работы по юридической специальности для нотариусов включалась работа в любой должности, для замещения которой требовалось высшее юридическое образование.
3. Наличие у лица, претендующего на должность нотариуса, высшего юридического образования. Образовательная организация должна иметь государственную аккредитацию, а если же диплом о высшем образовании был получен за пределами РФ, то данный документ должен быть легализован и признан в установленном порядке. Данное требование обусловлено тем, что квалифицированная юридическая помощь и профессиональные действия нотариуса не могут быть оказаны лицом не компетентным. Нужно отметить, что в ситуации, если лицо, не имеющее высшего юридического образования, осуществляет нотариальную деятельность, до вступления в силу Основ законодательства о нотариате, то данное требование не применяется. Такое лицо сохраняет свои полномочия и имеет право осуществлять нотариальную деятельность до тех пор, пока остается в должности государственного нотариуса. В настоящее время не существует различия между степенями высшего юридического образования бакалавр, специалист и магистр [41, C. 39].
4. Достижение возраста 25 лет, либо достижение предельного возраста пребывания на должности нотариуса – 75 лет. По словам М.Е. Егоровой введение возрастного ценза обусловлено теми соображениями законодателя, что «к этому возрастному рубежу юрист, как правило, успевает не только закончить высшее учебное заведение, но и приобрести дополнительные профессиональные знания и навыки в процессе осуществления трудовой деятельности». Максимальный возраст для занятия должности нотариуса установлен в семьдесят пять лет. М.Е. Егорова приходит к выводу, что «устанавливая предельный возраст, законодатель, очевидно, исходил из психофизиологических особенностей организма: с возрастом у человека может изменяться концентрация внимания, что особенно важно при работе с документами, ухудшается память, а также способность к восприятию новых информации и технологий. Вместе с тем, однако, многое зависит от самого человека: его генетики, физической подготовки, умственной активности. Кроме того, современные подходы к медицине в ряде случаев позволяют поддерживать организм человека в трудоспособном состоянии» [24, C. 10]. С данными выводами нельзя не согласиться. На наш взгляд, эти положения объективно обусловлены возрастными особенностями человека.
5. Для выявления уровня подготовки лиц, претендующих на право нотариальной деятельности предусмотрена сдача квалификационного экзамена с использованием автоматизированной информационной системы. Для прохождения квалификационного экзамена у лиц, желающих заниматься нотариальной деятельностью, в соответствии с Приказом Министерства юстиции РФ от 29 июня 2015 г. №150 «Об утверждении Положения о квалификационной комиссии» [16] существует следующий порядок.
При территориальном органе Министерства юстиции РФ в субъекте (субъектах) РФ с участием представителей нотариальной палаты субъекта создается Квалификационная комиссия по приему экзамена у лиц. Комиссия создается сроком на три года в количестве не менее пяти человек. В состав комиссии включаются равное количество представителей территориального органа и нотариальной палаты, а также, по согласованию, ученые-юристы и представители судейского сообщества.
Представителями нотариальной палаты могут быть нотариусы, занимающиеся частной практикой и имеющие стаж работы нотариусом не менее трех лет. Наряду с нотариусами нотариальной палатой могут быть представлены в качестве кандидатур членов комиссии сотрудники нотариальной палаты, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической специальности не менее трех лет.
Кандидатуры ученых-юристов и представителей судейского сообщества предлагаются в состав комиссии органом юстиции.
Квалификационный экзамен для лиц, желающих заниматься нотариальной деятельностью, проводится с автоматизированной информационной системы, экзамен проводится два раза в год, также при необходимости может проводиться внеочередной квалификационный экзамен.
Экзаменационные задания должны обеспечивать проверку теоретических знаний претендента, умение применять их на практике, а также отражать навыки составления документов нотариального производства.
К сдаче квалификационного экзамена допускаются лица:
- имеющие высшее юридическое образование, полученное в РФ и подтвержденное документом государственного образца либо полученное в другом государстве и признанное в РФ в установленном порядке;
- прошедшие стажировку в государственной нотариальной конторе или у нотариуса, занимающегося частной практикой.
Порядок прохождения стажировки лицами, претендующими на должность нотариуса, утвержден Приказом Министерства юстиции РФ от 29 июня 2015 г. №151 [15].
Стажером нотариуса может быть лицо, получившее высшее юридическое образование в имеющей государственную аккредитацию образовательной организации высшего образования, а также подтвердившее необходимый уровень подготовки посредством сдачи экзамена.
Срок стажировки нотариуса – один год. Количество должностей стажеров ежегодно определяется решением нотариальной палаты субъекта РФ по согласованию с территориальным органом Министерства Юстиции РФ, также этими органами утверждается порядок проведения экзамена, кандидатуры руководителей стажировки из числа нотариусов, имеющих стаж нотариальной деятельности не менее трех лет, а также утверждаются условия стажировки.
Программа стажировки едина для всех лиц, проходящих стажировку. Программа должна содержать перечень мероприятий, направленных на получение стажером специальных теоретических знаний, приобретение практических навыков по совершению нотариальных действий и организации работы нотариуса. На основании программы стажировки руководитель стажировки составляет индивидуальный план стажировки, который утверждается нотариальной палатой.
По окончанию стажировки руководитель стажировки составляет заключение об итогах стажировки, в которых отражает результаты и объемы выполненных стажером работ. На основании данного заключения Нотариальная палата вносит решение об удовлетворительном или неудовлетворительном результате прохождения стажировки. После прохождения стажировки, лицо может быть допущено к сдаче квалификационного экзамена.
Федеральным законом от 29 декабря 2014 г. №457-ФЗ были внесены изменения в порядок лицензирования нотариальной деятельности. С 01 июня 2015 года вместо выдачи лицу лицензии на право нотариальной деятельности, действует иной порядок. После сдачи квалификационного экзамена сведения о лицах, вносятся в реестр нотариусов в течение десяти рабочих дней со дня сдачи квалификационного экзамена. Соответствующая запись в реестре нотариусов является подтверждением сдачи квалификационного экзамена [11]. Сведения, содержащиеся в реестре нотариусов и лиц, сдавших квалификационный экзамен, приобретают не только информационное значение, но и становятся основанием для допуска в профессию.
Ввиду отмены лицензии на право нотариальной деятельности запись в Реестре о лицах, сдавших квалификационный экзамен, является публичным подтверждением факта сдачи экзамена и, соответственно, доказательством возможности замещать временно отсутствующего нотариуса и участвовать в конкурсе на должность нотариуса.
Лица, получившие лицензию на право нотариальной деятельности до 1 января 2015 года, до внесения сведений о сдаче квалификационного экзамена в реестр нотариусов и лиц, сдавших квалификационный экзамен, вправе подтвердить сдачу квалификационного экзамена лицензией на право нотариальной деятельности (в случае её утраты справкой органа, выдавшего лицензию). Выписка из реестра нотариусов, содержащая сведения о сдаче квалификационного экзамена и (или) о назначении на должность нотариуса выдается территориальным органом юстиции в течение двух рабочих дней после обращения лица, внесенного в реестр.
В соответствии со статьей 12 Основ законодательства о нотариате наделение нотариуса полномочиями производится на основании рекомендации нотариальной палаты федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере нотариата, или по его поручению его территориальными органами на конкурсной основе из числа лиц, сдавших квалификационный экзамен.
Помимо условий и порядка назначения лица на должность нотариуса, законом определен порядок прекращения полномочий нотариуса.
В данном аспекте существуют различия между прекращением полномочий государственных нотариусов и нотариусов, занимающихся частной практикой.
Полномочия государственных нотариусов прекращаются в порядке, предусмотренном трудовым законодательством. Это возможно, как по собственному желанию нотариуса, так и по инициативе работодателя, т. е. территориального органа, осуществляющего контроль в сфере нотариата.
Нотариус, занимающийся частной нотариальной практикой, может сложить полномочия по собственному желанию. Согласно Порядку учреждения и ликвидации должности нотариуса, решение о ликвидации должности нотариуса принимается территориальным органом Министерства юстиции РФ по согласованию с нотариальной палатой в субъекте РФ в рамках установленного органом государственной власти субъекта РФ количества должностей нотариусов в нотариальном округе [17]. Решение об учреждении или ликвидации должности нотариуса оформляется приказом территориального органа. При этом печать нотариуса с воспроизведением Государственного герба РФ передается нотариусом для уничтожения в территориальный орган по акту сдачи личной печати нотариуса, составленному в двух экземплярах [18].
Помимо воли нотариуса, его полномочия могут прекратиться в судебном порядке.
В соответствии со статьей 12 Основ законодательства о нотариате, это может произойти в следующих случаях:
1. Наступление обстоятельств, связанных с личностью нотариуса, к которым относятся:
- недееспособность или ограниченная дееспособность нотариуса. Признание недееспособным или ограниченно дееспособным осуществляется по основаниям, установленным Гражданским кодексом РФ, и в порядке, установленном главой 31 Гражданско-процессуального кодекса РФ;
- состояние здоровья нотариуса. При наступлении таких случаев, когда у нотариуса возникают обстоятельства, препятствующие осуществлению нотариальной деятельности, такие как алкоголизм, наркомания, другие заболевания, согласно статье 12 Основ законодательства о нотариате, нотариальная палата обращается в суд с ходатайством о лишении нотариуса права заниматься нотариальной деятельностью при наличии медицинского заключения.