Файл: Налоговые правонарушения (Понятие, признаки и элементы состава налогового правонарушения).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 115

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Наиболее распространенной на данный момент в налоговом праве является классификация налоговых санкций как элементов структуры налогово-правовых норм. Исходя из нее, санкции делят на абсолютно-определенные, относительно-определенные и альтернативные[29].

Санкции, которые предусматривают юридическую ответственность, как правило, должны обладать относительно-определенным характером, что в первую очередь позволяет индивидуализировать наказание в соответствии с последствиями и тяжестью правонарушения. Но большинство налоговых санкций носит абсолютно-определенный характер, то есть они установлены в твердой денежной сумме, а альтернативных санкций налоговое законодательство не предусматривает вообще[30].

Такое положение дел не может свидетельствовать о справедливости и соразмерности применяемых санкций степени тяжести совершенного налогового правонарушения.

Проблема определения места налоговой санкции в структуре налогового права имеет особое значение для законотворчества и правоприменения. Исходя из вышесказанного можно сделать вывод о том, что налоговые санкции определяются как мера ответственности за совершенное налоговое правонарушение, которой свойственны меры как принудительного, и предупредительного, так и право-восстанавливающего характера.

Итогом проверок является решение налогового органа о привлечении или не привлечении налогоплательщика к ответственности, а в случаях, когда не возможен внесудебный порядок урегулирования, налоговые органы обязаны обраться в суд для привлечения налогоплательщика к ответственности.

Решение налогового органа о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения принимаются налоговым органом в двух случаях:

  • в результате проведения камеральной или выездной налоговой проверки лица (группы налогоплательщиков). В связи с тем, что принятое по результатам налоговой проверки лица решение о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения вступает в силу по истечении одного месяца со дня его вручения лицу (его представителю), в отношении которого было вынесено соответствующее решение, срок на подачу апелляционной жалобы составляет один месяц;
  • в результате обнаружения фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства о налогах и сборах, ответственность за которые установлена Налоговым кодексом Российской Федерации. Принятое налоговым органом решение о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение вступает в силу с момента его вручения лицу (его представителю), в отношении которого оно принято.

Налоговые санкции взыскиваются только в судебном порядке.

Исковое заявление о взыскании налоговой санкции подается:

  • в арбитражный суд - при взыскании налоговой санкции с организации или индивидуального предпринимателя;
  • в суд общей юрисдикции - при взыскании налоговой санкции с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем[31].

После вступления решения в законную силу нарушитель приобретает обязанность претерпеть меры государственного принуждения в виде имущественных лишений.

Обеспечение механизма налоговой ответственности стадией судебного рассмотрения дела и принудительного исполнения закреплено ст. 105 НК РФ, определяющей подсудность рассмотрения исков налоговых органов и порядок исполнения вступивших в законную силу судебных решений.

Статья 108 НК РФ раскрывает общие условия привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения:

  • никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены НК РФ;
  • ответственность за налоговое правонарушение, совершенное физическим лицом, наступает, если это деяние не содержит признаков состава преступления, предусмотренного УК РФ.

Процедура привлечения происходит в соответствии с определенным законодательством порядком.

Согласно статье 100.1 НК РФ допускаются два порядка рассмотрения дел о налоговых правонарушениях:

  • дела о выявленных в ходе камеральной или выездной налоговой проверки налоговых правонарушениях рассматриваются в порядке, предусмотренном статьей 101 НК РФ;
  • дела о выявленных в ходе иных мероприятий налогового контроля налоговых правонарушениях (за исключением правонарушений, предусмотренных статьями 120, 122 и 123 НК РФ) рассматриваются в порядке, предусмотренном статьей 101.4 НК РФ.

Постановлении Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 указывает, что в порядке, предусмотренном положениями статьи 101, рассматриваются правонарушения за:

  • грубое нарушение правил учета доходов и расходов;
  • неуплата налога или сбора либо неполное его перечисление в бюджет;
  • невыполнение агентом обязательств по перечислению налогов в бюджет[32].

Налоговая служба может проверять и физических лиц на факт уплаты налога и его своевременность (ст. 89 п. 4 НК).

Граждане должны сохранять документы по исчислению и перечислению налоговых платежей (в том числе и тех, что подтверждают право использования налоговой льготы) в течение 4 лет. Плательщик налогов вправе участвовать при рассмотрении материально налоговых проверок (подп. 15 п. 1 ст. 21, п. 2 ст. 101 НК). В отношении гражданина может проводиться не только камеральная проверка. Контролер от налоговой службы может выехать на дом плательщика налогов.


После того, как налоговая инспекция установила у конкретного лица недоимку, учреждением направляется ему требование о срочности оплаты задолженности по налогам.

Оно может быть отправлено по почте по месту постоянной регистрации, передано руководителю предприятия, где работает должник, а также по сети - интернет лично гражданину.

Срок отправки составляет 20 рабочих дней с того момента, как обнаружена задолженность. В требовании указан крайний срок, в течение которого долг должен быть погашен. Если лицом не выплачена недоимка, то её взыскание происходит следующими способами:

  • списание суммы со счетов, открытых в кредитных учреждениях или казначействе (налоговая инспекция направляет в данную организацию решение о взыскании, после чего в принудительном порядке со счета списывается определенная сумма);
  • за счет движимого и недвижимого имущества (проводится только в случае, если у человека не имеется лицевых счетов в банках, инспектор направляет решение о взыскании за счет имущества судебным приставам);
  • наложение ареста на имущество (производится только по предписанию прокуратуры, если у лица нет счетов в банке, либо денежных средств, которые там находятся, недостаточно для уплаты долга)[33].

Данные виды взыскания абсолютно законны, в первую очередь применяются к тем гражданам, у кого зафиксирована недоимка в крупных или особо крупных размерах.

Имеются исключения, когда имущество не может быть взыскано:

  • если оно является собственностью казенного учреждения;
  • оно особо ценное, закреплено за бюджетной организацией, приобретено на его деньги;
  • оно особо ценное, закреплено за автономным учреждением, приобретено на его деньги.

Существующая судебная практика показывает, что в сфере оплаты налоговых платежей, присутствуют случаи, которые рассматриваются в индивидуальном режиме. Обычно они ясно дают понять, что задолженность по уплате налогов, сформирована налоговым органом незаконно и безосновательно.

Если гражданин считает, что такой случай произошел именно с ним, то он вправе решить этот вопрос в судебном порядке и признать недоимку безнадёжной.

В обязанность каждого физического, юридического лица, предпринимателя, входит ежегодно уплачивать налоговые сборы, предоставлять декларацию своевременно. В противном случае, законом предусмотрена ответственность, которая ориентирована на ускоренный режим выплаты задолженности.


Инспекция вправе применить к предпринимателям, юридическим лицам санкции налоговой ответственности. Некоторые документы могут быть переданы в ОВД для возбуждения процесса уголовного формата. Степень наказания зависит от выявленных нарушений и условий, отягчающих их либо смягчающих. Снятие налоговой ответственности предполагается в следующих случаях: при истечении срока давности, невиновности в правонарушении, связанном с налогами. Исключают вину стихийные бедствия, форс-мажорные причины, исполнение указаний в письменном виде контролирующих ведомств. Список условий, смягчающих и отягчающих отражён в статье 112 НК РФ. Налоговая ответственность не гарантирует освобождение от уголовной или административной.

Таким образом, проведенный анализ российской системы налоговых санкций позволяет сделать вывод, что существует потребность в ревизии действующей системы налоговых санкций в целях наиболее полной реализации принципов законности, справедливости, равенства и стимулирования налогоплательщиков к соблюдению законодательства о налогах и сборах.

ГЛАВА 2 Анализ применения налоговой ответственности за нарушение налогового законодательства

2.1 Анализ динамики нарушений налогового законодательства в РФ

В  настоящее время налоговые правонарушения, являющиеся разновидностью экономических преступлений, приобрели в РФ настолько массовый характер, что создают реальную угрозу экономической безопасности страны. Уклонение налогоплательщиков от уплаты налогов приводит к непоступлению в бюджеты всех уровней огромных денежных сумм и, как следствие, к невыполнению государством своих обязанностей по отношению к гражданам (выплаты заработной платы работникам бюджетной сферы, пособий отдельным категориям населения, индексация пенсий), сокращению и сворачиванию программ по развитию науки, здравоохранения, инфраструктуры и к другим негативным последствиям. По данным ФНС, собираемость налогов в России составляет 70%, а повышение этого показателя до европейского стандарта (85%) позволит дополнительно получить в бюджет 1,5 трлн. руб[34].


Несмотря на то, что в период 2013-2017 гг. наблюдается положительная динамика собираемости налогов и снижение совокупной задолженности в бюджетную систему РФ с 1,3 до 0,9 млрд. руб., значительно возросло количество налоговых правонарушений . По оценкам экспертов, не менее 40% предприятий могут подозреваться в недоплате налогов.

Согласно статистическим данным, наибольшее количество правонарушений в крупных и особо крупных размерах выявлено в промышленности (топливно-энергетический комплекс, деревообработка, черная и цветная металлургия), торговле, строительстве, сельском хозяйстве, а также на транспорте и в кредитно-финансовой сфере (рис. 1).

Рисунок 1. Динамика налоговых преступлений в различных отраслях экономики[35]

К основным способам совершения налоговых преступлений относятся занижение объема реализованной продукции (41,3% от всех налоговых преступлений), сокрытие выручки от реализации продукции (18%), завышение себестоимости (17%), и, кроме того, осуществление коммерческой деятельности без лицензии, без регистрации в налоговой инспекции, финансовые операции с использованием счетов других предприятий.

В период 2013-2017 гг. наблюдается устойчивая тенденция роста количества налоговых преступлений (табл. 1, Приложение).

При этом, например, в 2015 г. количество понесших ответственность правонарушителей в области финансов, налогов и сборов составило 407 045 лиц (рис. 2).

Рисунок 2. Число лиц, подвергнутых наказаниям за налоговые преступления[36]

Столь высокий уровень налоговых преступлений в последние годы обусловлен, в частности, спадом экономики в России под влиянием санкционной политики США и стран Европы, так как в условиях экономического кризиса налогоплательщики в большей мере и в большем количестве стремятся к сокрытию прибыли и доходов от своей деятельности. В то же время, эксперты считают сложившуюся ситуацию следствием гуманизации уголовного законодательства в сфере налоговых преступлений, произошедшей в рассматриваемый период[37].

Так, в 2009 г. был принят Федеральный закон № 383-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», согласно которому были внесены следующие поправки в Уголовный кодекс: в ст. 198–199-1 УК РФ возвращены положения о том, что лицо, впервые совершившее преступное уклонение от уплаты налогов и соборов, освобождается от уголовной ответственности, если оно полностью уплатило суммы недоимок, пеней и штрафов в размере, определяемом в соответствии с законодательством; введена новая статья 28.1, которая предусматривает возможность прекращения уголовного преследования ответственных лиц по делам, связанным с нарушением законодательства о налогах и сборах в случае возмещения этими лицами причиненного вреда. Также в шесть раз был увеличен размер суммы неуплаченных налогов и сборов, которая образует преступность деяния состав преступления.