Файл: Налоговые правонарушения (Понятие, признаки и элементы состава налогового правонарушения).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 105

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

По нашему мнению, отказ от обеспечения принципа неотвратимости наказания за налоговые преступления может вызвать тотальную криминализацию этой области, и, кроме того, укоренение в правосознании налогоплательщиков представлений о допустимости уклонения от уплаты налогов. В то же время, уже несколько лет действует Федеральный Закон №308-ФЗ, принятый 22.10.2014 г., согласно которому следователь по собственной инициативе, а не только с подачи налоговой службы по итогам налоговых проверок, имеет право возбуждать уголовные дела по налоговым преступлениям (этот порядок действовал до 01.01.2011, затем был отменен и вновь введен в 2014 г.).[38]

Если обратиться к статистике уголовных дел по налоговым правонарушениям, то, например, за 2013 г. в России было выявлено уклонений от уплаты налогов физическими лицами - 5445, уклонений от уплаты налогов юридическими лицами - 6922, что представлено на рис.3.

Таблица 2. Детальный анализ промышленной сферы[39]

п/п

Наименование промышленной сферы

Уровень криминализации, %

Примечание

1

Топливно-энергетический комплекс

14,7

От общего числа предприятий ТЭК

1.1

В т.ч.добыча и переработка газа

23,1

1.2

Нефтедобывающая промышленность

21,2

1.3

Нефтеперерабатывающая промышленность

12,7

1.4

Электроэнергетика

10,3

1.5

Угольная промышленность

12,2

2

Лесная

5,1

3

Деревообрабатывающая

5,1

4

Целлюлозно -бумажная

5,1

5

Черная металлургия

3,2

6

Цветная металлургия

2

Рисунок 3. Уклонение от уплаты налогов[40]

Нередки случаи, когда в ходе проверок возникают спорные ситуации, когда налогоплательщик не согласен с решением налогового органа по результатам налогового контроля. Данные разногласия возникают в результате неправильной трактовки налогоплательщиком положений НК РФ, применении им схем, которые способствуют уходу от налогообложения, а также, в редких случаях, ошибок сотрудников налоговых органов.


Также отмечается сокращение количества жалоб, рассматриваемых в порядке досудебного урегулирования конфликтов.

По данным сайта ФНС количество жалоб на 1 января 2014 г. снизилось на 27,3 % по отношению к количеству жалоб того же периода 2013 года.

В табл. 3 представлены данные по количеству жалоб на 1 января 2014 г. по сравнению с аналогичным периодом 2013 г[41].

Таблица 3. Динамика подачи жалоб налогоплательщиков[42]

Вид жалобы

Количество жалоб на 01.01.2018 г. по сравнению с 01.01.2017 г.

Процентное отношение количества жалоб на 01.01.2018 г. по сравнению с 01.01.2017 г.

Жалобы физических лиц на решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (ст. 119 НК РФ)

Уменьшились на 94 единицы

Уменьшились на 40 %

Жалобы на решения, вынесенные в порядке ст. 101.4 НК

Уменьшились на 13 единиц

Уменьшились на 31 %

Жалобы на действия (бездействия) должностных лиц налоговых органов

Уменьшились на 12 единиц

Уменьшились на 12,6 %

Жалобы налогоплательщиков на постановления о привлечении их к административной ответственности

Увеличилось на 18 %

По данным таблицы, важно отметить, о снижение количества жалоб по большинству видов налоговых правонарушений .

Таким образом, можно сделать вывод, что в нашей стране ведется эффективная работа налоговыми органами по выявлению налоговых правонарушений.

Об этом свидетельствует увеличение налоговых доходов бюджетной системы РФ. Необходимо также отметить, что проводимый налоговыми органами контроль является неотъемлемым элементом системы выявления и предотвращения налоговых правонарушений. При проведении такого контроля возникают спорные ситуации между налоговыми органами и налогоплательщиками, и количество вынесенных судебных решений в пользу налогового органа подтверждает высокую квалификацию инспекторов налоговых органов и должное исполнение ими своих профессиональных обязанностей.

Наиболее эффективным способом снижения количества налоговых преступлений, совершаемых в России, является улучшение налогового климата в стране, при котором без повышения существующих и введения новых налогов, удастся снизить их размер за счет улучшения качества административного управления и контроля. Также необходимо дальнейшее совершенствование налогового законодательства для выявления и исключения так называемых «дыр», на основании которых налогоплательщики могут легально уклоняться от уплаты налогов.


2.2 Практические аспекты применения налоговой ответственности за нарушение налогового законодательства

По данным формы 6 - НСП число рассмотренных дел в I инстанции в 2016 г. по сравнению с 2014 г. уменьшилось на 1235 единиц, что составило 6,7%, также убыль данного показателя прослеживается и в 2017 г. В 2017 г. этот показатель уменьшился еще на 75 единиц.

Количество дел, рассмотренных судом апелляционной инстанции, составило 13 единиц в 2014 г., 11 единиц в 2016 г. и 6 единиц в 2017 г. Количество дел, рассмотренных судом кассационной инстанции, в 2016 году увеличилось на 2 единицы, а в 2017 г. осталось прежним.

Количество судебных актов, вынесенных в пользу налоговых органов уменьшилось на 1239 единиц в 2016г. и в 2017 г. на 72 единиц, суммы рассмотренных требований в пользу налоговых органов уменьшилась в 2016 г. на 63956 тыс.руб., а в 2017 г. этот показатель вырос на 286% и составил 101668 тыс.руб. В пользу налогоплательщиков сумма рассмотренных требований составила в 2016 г. 9091 тыс.руб., что больше на 3876 тыс.руб. 2014 г., а в 2017 г. налогоплательщики выиграли в суде 16871 тыс.руб., или на 85% больше по сравнению с 2016 г[43].

Это говорит о том, что налогоплательщики стали отстаивать свои права в суде, подходят к этому более грамотно с юридической точки зрения. Но в целом, работа правового отдела налогового органа эффективна, что говорит о профессионализме работников данного отдела, об их ответственности и серьезном подходе к своей работе.

Таблица 4 - Меры, принятые к нарушителям законодательства о налогах и сборах, ед.[44]

Наименование показателей

2015

2016

2017

Изменен

ие

Темп

роста,

%

2017/

2015

2017/

2015

Количество протоколов об административных правонарушениях, составленных в отношении должностных лиц организаций, юридических лиц, направленных в судебные органы, единиц в том числе:

583

517

364

--219

62,4

в отношении должностных лиц организации (статьи 15.3 - 15.9, 15.11 КоАП РФ), единиц

522

478

342

-180

65,5

против порядка управления, составленных в отношении должностных лиц организации (часть 1 статьи 19.4, статья 19.4.1, часть 1 статьи 19.5, статьи 19.6, 19.7 КоАП РФ), единиц

61

39

22

-39

36,1

против порядка управления, составленных в отношении юридических лиц (статья 19.4.1, часть 1 статьи 19.5, 19.7 КоАП РФ), единиц

0

0

0

0

Количество протоколов об административных правонарушениях физических лиц, направленных в судебные органы, единиц в том числе:

15

108

77

62

513,3

в области налогов и сборов (статья 15.6 КоАП РФ), единиц

0

0

0

-

-

против порядка управления (часть 1 статьи 19.4, статья 19.4.1, часть 1 статьи 19.5, 19.7 КоАП РФ), единиц

15

108

77

62

513,3

Количество протоколов об административных правонарушениях против порядка управления, составленных в отношении должностных лиц организации (статья 19.7.6 КоАП РФ), единиц

0

0

0

Количество протоколов об административных правонарушениях в области валютного законодательства, отправленных на рассмотрение в органы Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, единиц

0

0

3

3

0

Количество случаев приостановления операций в финансово­кредитных организациях из-за непредставления налогоплательщиком декларации в налоговый орган в течение 10 дней по истечении установленного срока ее представления, единиц

638

639

787

149

123,4


Анализ мер, применяемых к нарушителям законодательства о налогах и сборах показал, что к ним принимаются различные меры административного воздействия:

  • уменьшилось за анализируемый период количество протоколов
  • составленных в отношении должностных лиц организаций (статьи 15.3 - 15.9, 15.11 КоАП РФ) в области налогов и сборов с 522 единиц до 342 единиц.
  • уменьшилось с 69 единиц до 22 единиц количество протоколов
  • составленных в отношении должностных лиц организаций против порядка управления (статья 19.4.1, часть 1 статьи 19.5, 19.7 КоАП РФ).

В 2017 году было направлено в судебные органы 77 протоколов в отношении физических лиц.

Можем наблюдать уменьшение с каждым годом числа протоколов об административных правонарушениях в отношении должностных лиц организаций. Это связано с применением более жестких мер ответственности.

При анализе также можем наблюдать снижение количества составленных протоколов об административных правонарушениях в отношении физических лиц, это свидетельствует о повышении грамотности налогоплательщиков, а тот факт, что в 2016 году был рост нарушений обусловлен тем, что налоговое законодательство постоянно меняется, и они, не подозревая, допускают нарушения.

Также можем наблюдать увеличение случаев приостановки операций в финансово-кредитных организациях в 2017 г. по сравнению с 2014 г. это происходит от непонимания налогоплательщиками непредотвратимости выявления правонарушений и последствий за их совершение.

Представляется целесообразным сравнить показатели по разрешению возникающих противоречий между государством и налогоплательщиком (табл. 5).

Таблица 5 - Анализ жалоб и возражений[45]

Показатели

2015

2016

2017

Темп роста

Абс. число

%

2017 к 2015

Всего поступило жалоб и обращений

3570

3620

2640

-930

73,9

Рассмотрено

2038

1870

2291

253

112,4

Оставлено без рассмотрения

1410

1520

45

-1365

3,2

Удовлетворено

66

98

144

78

218,2

Без удовлетворения

56

132

160

104

285,7

Как видно из таблицы темп роста практически по всем показателям положительный. В табл. 6 представлены данные по количеству жалоб на 1 января 2017 г. по сравнению с аналогичным периодом 2017 г.


Таблица 6 - Изменение подачи жалоб налогоплательщиков[46]

Вид претензии

Число жалоб

Абсолютное

отклонение

Темп роста, %

2016

2017

На решение о привлечение к ответственности за совершение нарушения в области налогов (статья 119 НК РФ)

550

390

-160

70,9

На решения вынесенные в порядке ст.101.4 НК РФ

2010

1030

-980

51,2

На действия (бездействие) должностных лиц Инспекции

240

210

-30

87,5

На постановления о привлечение их к административной ответственности

820

1010

190

123,2

По данным таблицы, важно отметить, о снижение количества жалоб по большинству видов налоговых нарушений. Таким образом, можно сделать вывод, что Инспекцией ведется эффективная деятельность по выявлению налоговых нарушений.

Позитивным является следующий опыт. В 2013 году на сайте Управления ФНС России по Кемеровской области в целях повышения качества обслуживания налогоплательщиков был запущен Интернет-сервис «Узнать о жалобе».

С помощью этой услуги заявитель может получить информацию о дате поступления своего обращения в Управление ФНС России по Кемеровской области, его номере, а также о результатах рассмотрения обращения.

Сервис позволил сделать процесс рассмотрения жалоб и обращений граждан более «прозрачным».

Заключение

Проведенное исследование позволило сделать нам следующие выводы и заключения. В настоящее время еще сохраняется тенденция закрепления составов правонарушений не в законах, а подзаконных нормативных правовых актах, что противоречит принципу законности и концепции построения правового государства. Важной гарантией законности и правопорядка будет являться планомерная работа законодателя по исключению из подзаконных актов составов правонарушений и закрепление их на уровне закона.

Общая направленность налоговых правонарушений, приводящая не только к убыткам в бюджетной сфере, но и снижению возможности государством осуществлять возложенные на него функции, позволяет считать нам, что в целом объектом налоговых правонарушений выступает национальная безопасность нашего государства. Это обусловлено особой ролью и предназначением функции налогообложения в современном государстве, от реализации которой зависит осуществление государством других функций.