Файл: НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РФ И ПРОБЛЕМЫ ЕE СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ (Роль и сущность налоговой системы Российского Федерации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 66

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Также предлагается ввести ограничение переноса убытков, полученных в предыдущих налоговых периодах, в размере 30% от налоговой базы текущего периода, при этом отменить условие, запрещающее переносить убытки, полученные более 10 лет назад;

- планируется усовершенствовать механизм функционирования консолидированных групп налогоплательщиков путем установления ограничения на учет объемов убытков убыточных участников группы в размере не более 30% от прибыли прибыльных участников группы;

- предполагается увеличение ставок акцизов на вина, сидр, пуаре, медовуху в 2017 году по сравнению с 2016 годом в 2–2,3 раза, с последующим сохранением ставок на этом уровне в 2018–2019 годах, а также рост ставок акцизов на нефтепродукты в 2017–2019 годах по сравнению с текущим годомна50 4%–39,8%, что положительно отразится на объеме финансирования обеспечения дорожной деятельности региона;

- в целях вовлечения в налоговый оборот объектов капитального строительства, поставленных на кадастровый учет, права на которые не зарегистрированы в установленном порядке, прорабатывается вопрос законодательного закрепления обязанности по уплате налога на имущество физических лиц в отношении таких объектов за собственниками земельных участков, на которых расположены указанные объекты;

- для увеличения эффективности платежной дисциплины по налогам, сборам и страховым взносам ожидается рост размера пени с одной трехсотой до одной стовосьмидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Важно, что приоритетными направлениями налоговой политики Пензенского региона будут оставаться создание условий для развития предпринимательской деятельности и роста инвестиционной активности, легализации налоговой базы и повышения качества администрирования доходных источников[13, с. 188].

Указанные направления определяются изменениями, внесенными в текущем году в федеральное и региональное законодательство о налогах и сборах.

Так, в целях развития малого и среднего бизнеса за счет снижения налоговой нагрузки уже второй год в соответствии с Законом Пензенской области от 04.03.2015 № 2684-ЗПО «О внесении изменений в отдельные законы Пензенской области» на территории области для впервые зарегистрированных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения и патентную систему налогообложения, предоставляются двухлетние «налоговые каникулы».

За 2015 год данной льготой воспользовалось индивидуальных предпринимателя, применяющих патентную систему налогообложения (сумма льготы составила 545 тыс. руб.), и 38 предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения (24 320 тыс. руб.).


Кроме того, в соответствии с изменениями, вносимыми в настоящее время в Закон Пензенской области от 28.11.2012 № 2299-ЗПО «О введении патентной системы налогообложения на территории Пензенской области и установлении размеров потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода по видам предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется патентная система налогообложения», с 1 января 2017 года расширяется перечень видов предпринимательской деятельности (с 47 до 63), по которым возможно применение патентной системы налогообложения, а также снижается стоимость патента для предпринимателей, оказывающих бытовые услуги и имеющих наемных работников.

Согласно Федеральному закону от 02.06.2016 № 178-ФЗ «О внесении изменений в статью 346.32 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 5 Федерального закона «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» до 1 января 2021 года продлевается срок действия специального налогового режима в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности. Также положениями Федерального закона от 03.07.2016 № 249-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» предусмотрено освобождение организаций и физических лиц от уплаты транспортного налогов отношении транспортных средств, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, зарегистрированных в реестре транспортных средств системы «Платон».

Согласно статье 227.1 Налогового кодекса Российской Федерации при расчете размера фиксированного авансового платежа по налогу на доходы физических лиц, уплачиваемого иностранными гражданами от осуществления трудовой деятельности по найму в Российской Федерации на основании патента, применяются коэффициент-дефлятор, устанавливаемый на календарный год на федеральном уровне, а также региональный коэффициент.

В Пензенской области в целях недопущения увеличения нагрузки на налогоплательщиков размер коэффициента, отражающего региональные особенности рынка труда, на 2017 год будет сохранен на уровне 2016 года – 1,5. В соответствии с действующим законодательством с 2015 года налог на имущество организаций по объектам административного, торгового и коммерческого назначения согласно установленному перечню исчисляется исходя из кадастровой стоимости имущества.

С целью предупреждения резкого роста налоговой нагрузки на малый и средний бизнес в регионе определен критерий включения указанных объектов в данный перечень – площадь объекта свыше 1000 квадратных метров, что позволяет включать в перечень объекты только более крупных налогоплательщиков. Следует отметить, что доля налога на имущество организаций, исчисляемого от кадастровой стоимости, в общем объеме поступлений указанного налога возрастает с 5,8% (79 млн. руб.) за I полугодие 2015 года, до 8% (119 млн. руб.) – за I полугодие 2016 года.


С 2015 года исчисление налога на имущество физических лиц также осуществляется на основании кадастровой стоимости, которая отражает более реальную стоимость имущества по сравнению с инвентаризационной стоимостью объектов налогообложения.

Дополнительные поступления налога в местные бюджеты в 2016 году (по итогам за 2015 год в соответствии с установленным сроком уплаты) оцениваются в сумме более 35 млн. руб. С целью постепенного увеличения налоговой нагрузки на физических лиц первые четыре года являются переходным периодом, в течение которого при расчете налога будут применяться понижающие коэффициенты. Также для оптимизации налоговой нагрузки Федеральным законом от 3.07.2016 № 360-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что в период с 2017 по 2020 годы для целей налогообложения будет применяться кадастровая стоимость земельных участков и объектов недвижимости, действующая на 01.01.2014, а в случае если определенная после 01.01.2014 кадастровая стоимость меньше действующей на 01.01.2014, то будет применяться наименьшая кадастровая стоимость в пользу налогоплательщиков.

В следующем году будет продолжена работа по развитию инвестиционной деятельности за счет привлечения в регион инвесторов, создания дополнительных рабочих мест и роста налоговых поступлений. Так, в рамках Закона Пензенской области от 30.06.2009 № 1755-ЗПО «Об инвестициях и государственно-частном партнерстве в Пензенской области» заключены два инвестиционных соглашения с ООО «Областной производственный комбинат» и ООО «ПензаМолИнвест», за период реализации которых планируется получить бюджетный эффект в виде дополнительных поступлений в консолидированный бюджет области налога на имущество организаций, налога на доходы физических лиц, транспортного налога по сравнению с суммой предоставляемых налоговых льгот по налогу на имущество организаций.

Наряду с действующим механизмом стимулирования инвестиционной деятельности будут приниматься меры и по улучшению инвестиционного климата региона за счет применения института участников специальных инвестиционных контрактов и региональных инвестиционных проектов.

Так, на основании Федерального закона от 31.12.2014 № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации» (с последующими изменениями) и Закона Пензенской области от 19.08.2015 № 2787-ЗПО «О промышленной политике в Пензенской области» (с последующими изменениями) принято постановление Правительства Пензенской области от 24.06.2016 № 321-пП «Об утверждении Порядка заключения специального инвестиционного контракта», предусматривающее меры стимулирования деятельности в сфере промышленности.


Кроме того, в настоящее время проходят согласование проекты законов Пензенской области, касающиеся установления института региональных инвестиционных проектов, в том числе определение условий включения организаций в реестр участников региональных инвестиционных проектов и порядка внесения изменений в указанный реестр, предоставление налоговых преференций для таких организаций.

Одновременно с направлениями налоговой политики в части создания условий для развития предпринимательской инициативы и инвестиционной активности будет продолжена дальнейшая оптимизация налоговых льгот, в том числе за счет отмены налоговых льгот, установленных федеральным законодательством.

Так, продолжается поэтапное повышение налоговых ставок по налогу на имущество организаций в отношении железнодорожных путей общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью, с полной отменой для них пониженных ставок налога с 1 января 2019 года. В целях увеличения доходного потенциала области за счет роста налоговых доходов в соответствии с Федеральным законом от 29.02.2016 № 34-ФЗ «О внесении изменения в статью 193 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» предусмотрено увеличение на 2017 год ставок акцизов на спирт этиловый на 4,9%, алкогольную продукцию на 4,5%–11,1%.

Одним из приоритетных направлений налоговой политики в Пензенской области в среднесрочной перспективе будет являться совершенствование механизмов взаимодействия органов исполнительной власти Пензенской области, органов местного самоуправления Пензенской области и территориальных органов федеральных органов государственной власти, направленных на: повышение уровня собираемости доходных источников, а также сокращение задолженности по платежам в бюджет, усиление претензионно- исковой работы с неплательщиками налогов, сборов и иных обязательных платежей и применение мер принудительного взыскания задолженности; легализацию бизнеса и «теневой» заработной платы, предотвращение уклонения от уплаты налогов; сверку и актуализацию баз данных, которые используются в целях налогообложения; повышение эффективности управления государственной и муниципальной собственностью [19, с. 67]

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Одним из важнейших источников пополнения бюджета любого государства являются налоги и именно они влияют на развитие экономических отношений, а налоговая система представляет собой один из важнейших и значимых регуляторов экономических отношений.


В свою очередь, от формирования бюджета зависит развитие общества в целом и то, насколько комфортно себя будет чувствовать каждый член данного общества. При этом во всем мире в настоящее время наблюдается стремление к упрощению налоговой системы. Данная тенденция весьма очевидна, поскольку это облегчит работу, как самих налоговых органов, так и юридических и физических лиц. Параллельно с указанным, как известно, налоги являются основой, пишей для существования современного государства, являются, своего рода, ценой услуг государства[8, с. 126].

Эффективное функционирование экономики страны зависит от того, насколько правильно построена налоговая система. Под налоговой системой понимается, как правило, совокупность взимаемых в государстве разнообразных налогов, пошлин сборов, и пр.

Реализация регулирующей функции налогов становится одной из первостепенных задач, которая направлена на использование механизма налогообложения а качестве регулятора экономических процессов. Как отмечают некоторые отечественные ученые, среди функций налогов в налоговой системе РФ преобладать должна регулирующая функция, так при построении научно обоснованной государственной стратегии развития страны необходимо учитывать важность усиления стимулирующего влияния налоговой системы на развитие экономики.

Проведенный анализ налоговой системы РФ показывает, что структура налоговых поступлений в консолидированный бюджет РФ за последние 5 лет также существенно изменилась.

Важнейшими бюджетообразующими налогами также являются косвенные налоги: НДС и акцизы, поступления по которым составляют почти 35% налоговых доходов консолидированного бюджета.

Преимущественно проблемы налоговой системы это результат противоречивости и запутанности нормативно-правовой базы, и отсутствия эффективной связи исполнительной и законодательной власти. Данные противоречия выступают препятствием к эффективному развитию рыночных отношений, в связи с чем, налоговая система требует значительного усовершенствования.

Одной из основных проблем налоговой системы можно считать то, что НК РФ пока не стал единственным сводом налоговых законов, наряду с ним существуют инструкции, дополнения, изменения, разъяснения, что значительно усложняет процедуру налогового администрирования. Совершенно справедливыми являются нарекания по поводу подвижности налогового законодательства со стороны бизнес - структур.

Однако нельзя отрицать то факт, что без них нельзя обойтись. Необходимо совершенствовать процедуры администрирования налогов и сборов. Повышение качества налогового администрирования в России связано с поэтапным решением задач, направленных развитие организационной структуры налоговых служб, укрепление их материально - технической базы, внедрение новых технологий в контрольную работу налоговых органов, совершенствование механизмов взаимоотношения налоговых органов и налогоплательщиков, поднятие на принципиально новый уровень прогнозно - аналитической работы [13, с. 138].