Файл: НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РФ И ПРОБЛЕМЫ ЕE СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ (Роль и сущность налоговой системы Российского Федерации).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 91
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ
1.1 Роль и сущность налоговой системы Российского Федерации
1.2 Теоретические основы проблем и функционирования налоговой системы РФ
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ И ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
2.1 Анализ экономических показателей налоговой системы РФ
2.2 Особенности налоговой политики по Пензенской области
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ
Введение
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что одним из важнейших источников пополнения бюджета любого государства являются налоги и именно они влияют на развитие экономических отношений, а налоговая система представляет собой один из важнейших и значимых регуляторов экономических отношений.
В свою очередь, от формирования бюджета зависит развитие общества в целом и то, насколько комфортно себя будет чувствовать каждый член данного общества. При этом во всем мире в настоящее время наблюдается стремление к упрощению налоговой системы. Данная тенденция весьма очевидна, поскольку это облегчит работу, как самих налоговых органов, так и юридических и физических лиц. Параллельно с указанным, как известно, налоги являются основой, пишей для существования современного государства, являются, своего рода, ценой услуг государства.
Эффективное функционирование экономики страны зависит от того, насколько правильно построена налоговая система. Под налоговой системой понимается, как правило, совокупность взимаемых в государстве разнообразных налогов, пошлин сборов, и пр.
Реализация регулирующей функции налогов становится одной из первостепенных задач, которая направлена на использование механизма налогообложения а качестве регулятора экономических процессов.
Как отмечают некоторые отечественные ученые, среди функций налогов в налоговой системе РФ преобладать должна регулирующая функция, так при построении научно обоснованной государственной стратегии развития страны необходимо учитывать важность усиления стимулирующего влияния налоговой системы на развитие экономики [13, с. 188].
Помимо этого, вопросы налогообложения являются едва главнейших индикаторов стабилизации финансовой системы каждого ли не самыми основными при формировании властью внутренней политики государства. Все это обуславливает необходимость всестороннего анализа налоговой системы РФ, а в частности налоговой системы РФ как фактора экономической стабилизации.
В условиях рыночных отношений система налогообложения является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма регулирования экономики.
Таким образом, роль налогов для экономики огромна, следовательно, на передний план для изучения встает налоговая система РФ и проблемы её совершенствования.
Преимущественно проблемы налоговой системы это результат противоречивости и запутанности нормативно-правовой базы, и отсутствия эффективной связи исполнительной и законодательной власти. Данные противоречия выступают препятствием к эффективному развитию рыночных отношений, в связи с чем, налоговая система требует значительного усовершенствования.
Цель курсовой работы: изучить роль налоговой системы РФ и проблемы её совершенствования.
Задачи курсовой работы:
- рассмотреть теоретические основы налоговой системы РФ;
- изучить роль и сущность налоговой системы Российского Федерации ;
- рассмотреть теоретические основы проблем и функционирования налоговой системы РФ;
- привести характеристику налоговой системы РФ и Пензенской области;
- провести анализ экономических показателей налоговой системы РФ;
- изучить особенности налоговой политики по Пензенской области;
- выявить проблемы и пути совершенствования налоговой системы.
Теоретической и методологической основой исследования явились труды современных отечественных и исследователей проблемам деятельности налоговой системы Российской Федерации на современном этапе.
Сущность налоговой системы, ее роли и функциям посвящены труды таких авторов, как Алахвердиева Б.А., Богланов Е.П., Буркальцева Д.Д., Горский И., Гутиева К.Т., Дадашев А.З. и другие. Структура соврменной налоговой системы исследовалась Канакбиевой А.Б., Махдиевой Ю.М., Муслимовой З.А., Парыгиной И.А., Ридель Л.Н., Сапожниковой Е.Ю., Мельник А.А., Юткиной Т.Ф. и другими.
Многие исследователи в своих публикацияю предлагают направления совершенствования налоговой системы. Среди таких авторов можно отметить Болотаеву А.А., Булкаеву Р.А., Бортник В.О., Заяц Т.И., Марьянову С.А., Понемасова А.Д., Ремпель А.В., Швецову Ю.Г, Челнокову И.Ю. и других.
Предмет исследования курсовой работы – отношения, возникающие в процессе взаимодействия налоговая система РФ.
Объект исследования налоговая система РФ и проблемы её совершенствования.
В процессе работы над работой применялись системный, институциональный и структурно-функциональный подходы, на основе которых проведен комплексный анализ деятельности налоговой системы.
При изучении поставленной проблемы были использованы законодательные и другие нормативно-правовые акты Российской Федерации.
Эмпирической базой исследования послужили данные Федеральной налоговой службы, Росстата, а также интернет- источников.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ
1.1 Роль и сущность налоговой системы Российского Федерации
Одним из важнейших источников пополнения бюджета любого государства являются налоги и именно они влияют на развитие экономических отношений, а налоговая система представляет собой один из важнейших и значимых регуляторов экономических отношений.
В свою очередь, от формирования бюджета зависит развитие общества в целом и то, насколько комфортно себя будет чувствовать каждый член данного общества. При этом во всем мире в настоящее время наблюдается стремление к упрощению налоговой системы. Данная тенденция весьма очевидна, поскольку это облегчит работу, как самих налоговых органов, так и юридических и физических лиц. Параллельно с указанным, как известно, налоги являются основой, пишей для существования современного государства, являются, своего рода, ценой услуг государства [8, с. 126].
Эффективное функционирование экономики страны зависит от того, насколько правильно построена налоговая система. Под налоговой системой понимается, как правило, совокупность взимаемых в государстве разнообразных налогов, пошлин сборов, и пр.
Реализация регулирующей функции налогов становится одной из первостепенных задач, которая направлена на использование механизма налогообложения а качестве регулятора экономических процессов. Как отмечают некоторые отечественные ученые, среди функций налогов в налоговой системе РФ преобладать должна регулирующая функция, так при построении научно обоснованной государственной стратегии развития страны необходимо учитывать важность усиления стимулирующего влияния налоговой системы на развитие экономики.
Помимо этого, вопросы налогообложения являются едва главнейших индикаторов стабилизации финансовой системы каждого ли не самыми основными при формировании властью внутренней политики государства. Все это обуславливает необходимость всестороннего анализа налоговой системы РФ, а в частности налоговой системы РФ как фактора экономической стабилизации.
В условиях рыночных отношений система налогообложения является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма регулирования экономики.
Современная налоговая система России начала формироваться с начала 90- х годов XX века. В условиях переходного к рыночной экономике периода ее
создание пошло по пути копирования зарубежного опыта, что как показала история, оказалось ошибочным путем и не обеспечило высокого качества налоговой системы.
Экономический и политический кризисный период 1990 – 2000-х годов способствовал тому, что налоговое законодательство постоянно претерпевало изменения экономики [13, с. 188].
Необходимо отметить, что мировая практика свидетельствует, что эффективная налоговая система направлена на решение важнейших социально-экономических задач, результаты которых должны положительно сказываться на населении страны.
Создание эффективной и стабильной налоговой системы, способной обеспечить бюджетную устойчивость и финансовую независимость бюджетов всех уровней 31 бюджетной системы является приоритетным направлением современной налоговой политики РФ. В теории и практике налогообложения определение понятия «налоговая система» не является однозначным. Оно базируется на определении налоговой системы как совокупности и единства трех элементов - совокупности налогов и сборов, взимаемых государством; прав и обязанностей налоговых администраций; совокупности контролирующих органов.
Понятие «налоговая система» включает в себя три основных взаимосвязанных элемента: нормативно - правовые акты в сфере налогообложения, организационная деятельность, направленная на реализацию механизма налогообложения.
В таблице 1 представлена характеристика функций налоговой системы [31, с. 112]
Таблица 1 Характеристика функций налоговой системы [21, с. 112]
Любое государство для выполнения своих прямых обязательств, таких как поддержка социально-экономических программ, максимальная обороноспособность и так далее, необходимо иметь хорошее финансовое состояние всей экономики.
Издревле (Древняя Греция) основным источником для государства всегда были налоговые поступления от народа. Налоговая система, которая максимально оптимально отвечает всем внутренним и внешним факторам, которые могут как негативно, так и положительно воздействовать на нее всегда будет приносить большую выгоду.
Такая система должна отвечать одновременно интересам государства и предпринимательской деятельности, именно это будет золотой середины, которая устраивает всех. Налоговое бремя всегда была тема, которая вызвала споры, что лишь придает ей важность в качестве измерителя налоговой системы. Государственные услуги формируют особый «рынок»[25, с. 145].
Оценку стоимости общественных благ и их реализацию возможно осуществить путём государственных расходов. В основе формирования комплексной меры стоимости совокупных государственных услуг лежат обязательные налоговые начисления. «Ценообразованию» государственных услуг присуща монополия со стороны, непосредственно, государства.
Законодательством установлена обязанность налогоплательщиков по полной и своевременной, исходя из установленных сроков, уплате налоговых платежей в бюджет государства и в государственные внебюджетные фонды.
Данная обязанность должна выполняться ими, несмотря на не согласие в отношении условий (величина, размер, ставка и другие) уплаты налогов, а также, если налогоплательщики не обладают необходимыми средствами для осуществления налоговых платежей и, тем самым, реализации обязательств перед государственной казной.
Высокое налоговое бремя вынуждает налогоплательщиков нашей страны уходить в теневую экономику, что позволяет им экономить и сохранять свою стабильность на рынке[37, с. 134].
Государство в свою очередь, чтоб сокращать бюджетные расходу будет увеличивать объем налогов или вводить дополнительные налоги. Все это ведет к замкнутому кругу, который до добра не приведет экономику РФ
Следовательно, государство заинтересовано в рациональном подходе налоговой политики, которое позволит в полном объеме получать налоговые поступления в бюджет и внебюджетные государственные фонды.
Как и в любом обществе, которое считается демократическим, происходит столкновение интересов, где каждая сторона пытается получить свою выгоду.
Именно такие процессы позволяет найти компромисс, который выражается в равновесие налогового бремени – это равновесная доля налогов, в которой устанавливается налоговая ставка позволяющая выполнять свои прямые обязанности государства в соотношение спроса общественных услуг государства и предложения поступления источников денежных доходов от налогоплательщиков.
С давних времен налоги являлись главным источником дохода для государства, поэтому экономическая политика строится в-первую очередь вокруг налогов и потом лишь за счет других инструментов. Субъекты Российской Федерации всегда испытывали нехватку денежных средств, поэтому региональные налоги и эффективность сборов являются главным источником пополнением местной казны[8, с. 15].
Возможность регионам самостоятельно устанавливать ставки и производить их дифференциацию по данным налогам, вводить льготы, регулировать порядок уплаты авансовых платежей играет значительную роль при формировании бюджета субъекта Российской Федерации, становление инвестиционной привлекательности региона и его экономического развития. Региональные налоги являются одним из источников формирования доходной части бюджетов субъектов Российской Федерации.