Файл: НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РФ И ПРОБЛЕМЫ ЕE СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ (Роль и сущность налоговой системы Российского Федерации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 61

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рисунок 3 ­ Поступления по видам налогов в консолидированный бюджет РФ за 2015-2016 гг.

Рассмотрим статистику 2018 года.

2018 год продемонстрировал рекордный за последние годы прирост налоговых поступлений, сравнимый с показателями посткризисного 2011 года. За прошлый год в консолидированный бюджет РФ поступило 21,3 трлн. руб., что на 23% выше показателей 2017 года.

Рисунок 4 ­ Динамика налоговых поступлений за 2010-2018 гг, млрд руб. и %

Всего за период с 2014 года рост поступлений налогов составил 68,3%, в то же время номинальный ВВП (в действующих ценах) увеличился всего на 31,4%. Понятно, что данный прирост налоговых платежей нельзя объяснить лишь положительными сдвигами в экономике.

Рисунок 5 ­ Разница между темпами роста налоговых поступлений и ВВП, %

Рисунок выше показывает, что в 2017-2018 гг. темпы роста ВВП отставали от прироста налоговых поступлений на 12,7 и 10,2 процентов соответственно. Одной из главных причин произошедших изменений является сложившаяся тенденция ужесточения налогового администрирования, которая существенно меняет условия ведения бизнеса в России.

С 2010 года налоговые поступления возросли почти в 2,8 раза, в том числе на 68,3% только за прошедшие пять лет. Количество выездных налоговых проверок за последние 10 лет, в свою очередь, сократилось почти в 4 раза.

Рисунок 6 ­ Динамика выездных налоговых проверок организаций за 2010-2018 гг, тыс. единиц

Основываясь на приведенных выше данных, ФНС заявляет о сокращении числа выездных налоговых проверок, как продолжающейся тенденции на снижение административного давления на налогоплательщиков, при также этом отмечается, что выездной налоговой проверкой охвачено всего 0,18% организаций и индивидуальных предпринимателей. Т.е. лишь 2 из 1 тысячи налогоплательщиков сталкиваются с выездной налоговой проверкой.

Означает ли это, что налоговое администрирование налогоплательщиков действительно снизилось, и в России стало комфортней вести бизнес?

Общее количество зарегистрированных в налоговых органах налогоплательщиков (организаций и индивидуальных предпринимателей) превышает 8,5 млн. единиц. Поэтому охват всех налогоплательщиков выездным налоговым контролем практически невозможен. 

Проведенный анализ показывает, что налоговые инспекторы стали гораздо чаще вызывать предпринимателей для проверки, чем выезжать и проверять их деятельность на месте. Проведение выездной проверки означает, что с вероятностью 98% по ее результатам будут доначислены налоги, штрафы и пени. Поэтому говорить, о смягчении налогового администрирования бизнеса пока не приходится.


Таблица 4 ­ Динамика налоговых поступлений в консолидированный бюджет по видам налогов за 2010-2018 гг.

За период с 2018 года поступления по налогу на прибыль увеличились в 2,31 раза, а по НДС - в 2,72 раза. Наибольший прирост поступлений показали налог на добычу полезный ископаемых и акцизы, которые за 2010-2018 гг. выросли в 4,36 и в 3,38 раза соответственно.

Рисунок 7 ­ Структура налоговых поступлений в консолидированный бюджет РФ по основным группам налогов в 2014 и в 2018 гг., в %

Таким образом, проведенный анализ показывает, что структура налоговых поступлений в консолидированный бюджет РФ за последние 5 лет также существенно изменилась.

Важнейшими бюджетообразующими налогами также являются косвенные налоги: НДС и акцизы, поступления по которым составляют почти 35% налоговых доходов консолидированного бюджета.

В завершении необходимо отметить, что роль местных налогов в формировании доходной части местных бюджетов очень велика. Посредством средств, поступающих за счет уплаты земельного налога и налога на имущество физических лиц, муниципальные органы власти осуществляют свои функции, такие как: обеспечение выполнения конституционных прав граждан, оказание материальной помощи наименее защищенным категориям граждан, финансирование учреждений здравоохранения, образования и др.

2.2 Особенности налоговой политики по Пензенской области

К основным показателям, характеризующим эффективность реализации налоговыми органами возложенных на них государством задач и функций, можно отнести следующие[11, с. 73]:

  • поступление налогов и сборов в бюджетную систему;
  • показатели контрольной работы налоговых органов;
  • обеспечение государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, учета организаций и физических лиц;
  • снижение общего объема налоговой задолженности к объему поступлений по налогам и сборам в бюджетную систему Российской Федерации;

Мобилизация налогов и сборов в бюджетную систему является важным показателем, который характеризует полноту поступлений налогов и сборов, администрируемых Управлением ФНС России по Пензенской области, в бюджетную систему РФ [5].


Основными целями налоговой политики в Пензенской области в 2017 году, направленными на увеличение доходов бюджетов, явились:

- повышение качества администрирования доходов бюджета области и местных бюджетов и уровня их собираемости; - прирост налоговой базы за счет ее легализации, в том числе за счет легализации «теневой» заработной платы;

- повышение эффективности управления государственной и муниципальной собственностью, в том числе в результате активизации претензионно-исковой работы;

- совершенствование механизмов взаимодействия органов исполнительной власти Пензенской области, органов местного самоуправления области и территориальных органов федеральных органов государственной власти;

- актуализация базы данных налоговых органов для начисления имущественных налогов, включение в нее неучтенных объектов налогообложения.

За 2017 год всего поступило в бюджеты всех уровней 51,3 млрд. рублей, что на 8,3 % больше по сравнению с 2016 годом.

Поступления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды за отчетный период составили 25,9 млрд рублей, на 7,9% или на 1,9 млрд больше 2016 года.

В результате комплекса мер по взысканию задолженности по страховым взносам по состоянию на 01.01.2018 задолженность снижена на 1,5 млрд. рублей.

В 2017 году Управлением как вышестоящим налоговым органом рассмотрено 198 жалоб налогоплательщиков на решения налоговых органов на общую сумму 1, 2 млрд. рублей, из которых удовлетворено 42 жалобы или 21,2% на общую сумму 59 млн рублей или 5,1 процента.

С участием налоговых органов за 2017 год рассмотрено судами 157 дел на общую сумму 924 млн. рублей, из которых в пользу налоговых органов рассмотрено 127 дел на общую сумму 804 млн рублей.

В целом, налоговая политика Пензенской области направлена на сохранение и наращивание налогового потенциала региона за счет формирования благоприятного инвестиционного климата, развития разных отраслей экономики, малого и среднего предпринимательства.

Большое значение уделяется активизации инвестиционной деятельности, привлечению в регион новых налогоплательщиков, созданию дополнительных рабочих мест. В рамках реализации данного направления инвесторам оказывается государственная поддержка, в том числе в виде предоставления налоговых льгот.

По всем предоставляемым на региональном уровне льготам в соответствии с постановлением Правительства Пензенской области от 06.06.2006 № 392-пП «Об утверждении Порядка оценки эффективности предоставляемых (планируемых к предоставлению) в соответствии с законодательством Пензенской области налоговых льгот» (с последующими изменениями) проводится оценка их эффективности.


Так, по результатам проведенной оценки за 2016 год все льготы признаны эффективными, за исключением пониженной ставки (с 15% до 5%) по упрощенной системе налогообложения для организаций, имеющих статус резидента центра регионального развития Пензенской области[5].

В целях повышения эффективности данной льготы подготовлен проект закона Пензенской области, согласно которому предлагается установить дополнительные требования для указанной категории налогоплательщиков о численности сотрудников, начисленной им заработной плате, а также об отсутствии задолженности по налогам, сборам и другим обязательным платежам в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды.

Дальнейшая работа УФНС России по Пензенской области будет направлена на повышение эффективности контрольной работы, недопущение прироста задолженности и недоимки по налоговым платежам, повышение качества обслуживания налогоплательщиков.

Таким образом, налоговая политика Пензенской области направлена на сохранение и наращивание налогового потенциала региона за счет формирования благоприятного инвестиционного климата, развития разных отраслей экономики, малого и среднего предпринимательства.

ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ

Преимущественно проблемы налоговой системы это результат противоречивости и запутанности нормативно-правовой базы, и отсутствия эффективной связи исполнительной и законодательной власти. Данные противоречия выступают препятствием к эффективному развитию рыночных отношений, в связи с чем, налоговая система требует значительного усовершенствования[10, с. 76].

Одной из основных проблем налоговой системы можно считать то, что НК РФ пока не стал единственным сводом налоговых законов, наряду с ним существуют инструкции, дополнения, изменения, разъяснения, что значительно усложняет процедуру налогового администрирования. Совершенно справедливыми являются нарекания по поводу подвижности налогового законодательства со стороны бизнес - структур.

Однако нельзя отрицать то факт, что без них нельзя обойтись. Необходимо совершенствовать процедуры администрирования налогов и сборов. Повышение качества налогового администрирования в России связано с поэтапным решением задач, направленных развитие организационной структуры налоговых служб, укрепление их материально - технической базы, внедрение новых технологий в контрольную работу налоговых органов, совершенствование механизмов взаимоотношения налоговых органов и налогоплательщиков, поднятие на принципиально новый уровень прогнозно - аналитической работы [13, с. 138].


Также к проблемам налоговой системы РФ многие авторы относят её неэффективность. Для того, чтобы налоговая система РФ развивалась эффективно необходимо рассмотреть следующие пути по её совершенствованию:

1. Уполномочить финансовые органы РФ правом создания дополнительных нормативно – правовых актов для регулирования вопросов по которым необходима конкретизация и детализировать, если информации, содержащейся в других нормативно – правовых документах в области налогов и налогообложения недостаточно.

2. Уполномочить Правительство РФ правом издания дополнительных нормативно – правовых актов по незатронутым вопросам или затронутым в должном объеме налогового регулирования, законодательством РФ в области налогообложения и налогов.

3. Необходимо изменить положения первой и второй части Налогового Кодекса РФ, дополнив их уникальным налоговым режимом, содержащий в себе льготный режим для налогообложения организации, осуществлявшие инновационную деятельность в сфере высоких технологий.

Основной целью налоговой реформы должно являться создание такой налоговой системы, которая позволит ускорить темп экономического роста, усилит меры по совершенствованию налогового администрирования, создаст благоприятные условия для товаропроизводителей.

Реформирование существующей налоговой системы – важная составляющая комплекса предупредительных мероприятий, но не самая сложная. Гораздо труднее, создать налоговую культуру, среди граждан нашей страны, основой которой было бы добровольное соблюдение налоговых законов.

Налоговая политика Пензенской области на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов будет, направлена на решение основной задачи по49 сохранению, укреплению и расширению доходного потенциала Пензенской области.

Влияние на налоговую политику Пензенской области окажут планируемые изменения федерального законодательства, которые отражены в проекте основных направлений налоговой политики Российской Федерации на среднесрочный период: - для стимулирования деятельности малого и среднего бизнеса предполагается освобождение доходов, получаемых физическими лицами от деятельности по оказанию некоторых видов услуг (уборка, репетиторство, присмотр и уход за детьми, больными и престарелыми и др.), от обложения налогом на доходы физических лиц на срок до 31 декабря 2018 года;

- в целях обеспечения сбалансированности бюджетов планируется изменить распределение между бюджетами разных уровней объема поступлений налога на прибыль организаций при сохранении для налогоплательщиков налоговой нагрузки в прежнем объеме, а именно увеличить ставку налога до 3%, зачисляемых в федеральный бюджет, и уменьшить до 17%, зачисляемых в бюджет субъекта Российской Федерации.