Файл: НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РФ И ПРОБЛЕМЫ ЕE СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ (Роль и сущность налоговой системы Российского Федерации).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 89
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ
1.1 Роль и сущность налоговой системы Российского Федерации
1.2 Теоретические основы проблем и функционирования налоговой системы РФ
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ И ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
2.1 Анализ экономических показателей налоговой системы РФ
2.2 Особенности налоговой политики по Пензенской области
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ
Таким образом, роль налогов для экономики огромна, следовательно, на передний план для изучения встает налоговая система РФ и проблемы её совершенствования.
1.2 Теоретические основы проблем и функционирования налоговой системы РФ
Следует отметить, что эффективность налогообложения означает, что налоги и сборы не должны влиять на принятие экономических решений, или, в крайнем случае, оно должно быть минимальным. Считается, что налоговая система России, скопированная в основном с западных моделей, несмотря на попытки привязать ее к реалиям экономической жизни, получилась довольно громоздкой и сложной.
Кризисные явления в экономике России и постепенное их преодоление принципиально изменило подходы к организации налоговой системы и налогообложения. Реализация регулирующей функции налогов становится одной из первостепенных задач, которая направлена на использование механизма налогообложения а качестве регулятора экономических процессов[11, с. 154].
Как отмечают некоторые отечественные ученые, среди функций налогов в налоговой системе РФ преобладать должна регулирующая функция, так при построении научно обоснованной государственной стратегии развития страны необходимо учитывать важность усиления стимулирующего влияния налоговой системы на развитие экономики при одновременном устойчивом выполнении фискальной функции.
Преимущественно проблемы налоговой системы это результат противоречивости и запутанности нормативно-правовой базы, и отсутствия эффективной связи исполнительной и законодательной власти. Данные противоречия выступают препятствием к эффективному развитию рыночных отношений, в связи с чем, налоговая система требует значительного усовершенствования [13, с. 188].
Одной из основных проблем налоговой системы можно считать то, что НК РФ пока не стал единственным сводом налоговых законов, наряду с ним существуют инструкции, дополнения, изменения, разъяснения, что значительно усложняет процедуру налогового администрирования. Совершенно справедливыми являются нарекания по поводу подвижности налогового законодательства со стороны бизнес - структур.
Однако нельзя отрицать то факт, что без них нельзя обойтись. Необходимо совершенствовать процедуры администрирования налогов и сборов. Повышение качества налогового администрирования в России связано с поэтапным решением задач, направленных развитие организационной структуры налоговых служб, укрепление их материально - технической базы, внедрение новых технологий в контрольную работу налоговых органов, совершенствование механизмов взаимоотношения налоговых органов и налогоплательщиков, поднятие на принципиально новый уровень прогнозно - аналитической работы [13, с. 138].
В итоге, система налогового администрирования должна быть направлена на реализацию общественных функций государства и повышение деловой активности граждан, предприятий, муниципалитетов, регионов.
Кроме того, в рамках повышения эффективности налоговой системы необходимо провести поэтапное сокращение большинства федеральных налоговых льгот по региональным и местным налогам с одновременным введением нового принципа их установления и оценки эффективности, а также разработать и внедрить новые принципы налогообложения недвижимого имущества физических лиц.
Кроме этого перспективным считается установление налоговых льгот в отношении приоритетных инвестиционных проектов с участием зарубежных предприятий.
Следовательно, как известно, проблемы налоговой системы это результат противоречивости и запутанности нормативно-правовой базы, и отсутствия эффективной связи исполнительной и законодательной власти. Данные противоречия выступают препятствием к эффективному развитию рыночных отношений, в связи с чем, налоговая система требует значительного усовершенствования [8, с. 126]:
В качестве мер совершенствования, необходимо, чтобы налоговое стимулирование осуществлялось в четко установленных рамках, чтобы, с одной стороны, в целях развития той или иной отрасли был в полной мере задействован регулирующий потенциал налогов, а с другой стороны, преференции, предоставляемые этим отраслям не были чрезмерными.
Налоговое стимулирование должно соответствовать четко определенным и установленным требованиям[21, с. 113].
В современных условиях не только субъекты предпринимательской деятельности, но и регионы Российской Федерации находятся в достаточно высоко конкурентной среде, которая проявляется в борьбе за инвестиции, информационные, транспортные и туристические потоки, экологические, экономические, социальные и культурные проекты, за специалистов, способных эффективно управлять процессами конкурентного взаимодействия.
В этих условиях значительно возрастает роль удачного позиционирования, позволяющего региону привлекать и наращивать ресурсы для своего развития. Территории с конкурентоспособной налоговой системой (с более выгодными условиями налогообложения и налогового администрирования), имеют более высокий налоговый потенциал, чем отстающие регионы с непривлекательной, неконкурентоспособной налоговой системой[30, с. 101].
Основной целью развития налоговой конкуренции является создание условий для повышения предпринимательской активности в регионе, налогового стимулирования инвестиций в экономику за счет увеличения налоговых полномочий региональных и местных органов власти в части установления налогов и сборов. Все эти мероприятия позволят создать новые источники налоговых поступлений в бюджеты соответствующих территорий.
Налоговая конкуренция регионов имеет ограниченное применение, которая обуславливается жесткой централизаций налоговой политики и низкой эффективностью ее региональной составляющей, незначительными налоговыми полномочиями регионов, недостаточно высокой налоговой культурой общества.
Основные функции налоговой конкуренции, воздействующие на социально-экономическую систему регионов являются: выявление конкурентных преимуществ региона, которая характеризуется величиной налоговой нагрузки, льготным налогообложением, инвестиционным налоговым кредитованием; регулирование перемещение капитала и трудовых ресурсов в регионы с более низким уровнем налоговых обязательств; достижение оптимального соотношения уровня производства и предоставления, общественных благ и налоговой нагрузки в регионе.
Налоговая конкуренция, является положительным фактором для экономического роста региона, эффективного распределения общественных благ также для стимулирования развития налогового потенциала региона. Налоговый потенциал необходимо рассматривать как основной элемент налоговой политики региона, поскольку данный показатель имеет большое значение для региональных органов власти, так как его размер определяет величину доходов регионального бюджета, и, следовательно, возможности осуществления в полном объеме региональными органами власти своих функций.
На основе анализа величины налогового потенциала, его фактического использования повышается обоснованность принимаемых управленческих решений в сфере налогообложения.
Эффективная реализация и рост налогового потенциала субъектов Российской Федерации необходимо считать условием динамичного развития экономики страны, в свою очередь, обеспечение последовательного развития налогового потенциала регионов России будет способствовать росту их финансов Налоговая система, которая максимально оптимально отвечает всем внутренним и внешним факторам, которые могут как негативно, так и положительно воздействовать на нее всегда будет приносить большую выгоду.
Такая система должна отвечать одновременно интересам государства и предпринимательской деятельности, именно это будет золотой середины, которая устраивает всех.
Налоговое бремя всегда была тема, которая вызвала споры, что лишь придает ей важность в качестве измерителя налоговой системы.
Государство заинтересовано в рациональном подходе налоговой политики, которое позволит в полном объеме получать налоговые поступления в бюджет и внебюджетные государственные фонды.
Как и в любом обществе, которое считается демократическим, происходит столкновение интересов, где каждая сторона пытается получить свою выгоду.
Именно такие процессы позволяет найти компромисс, который выражается в равновесие налогового бремени – это равновесная доля налогов, в которой устанавливается налоговая ставка позволяющая выполнять свои прямые обязанности государства в соотношение спроса общественных услуг государства и предложения поступления источников денежных доходов от налогоплательщиков[34, с. 328].
Налоговая политика позволяет создавать условия для своевременной и полной уплаты налогов и сборов в целях обеспечения финансовых потребностей публичной власти, отдельных социальных групп общества, а также развития экономики за счет перераспределения финансовых ресурсов.
Цели налоговой политики не являются неизменными, они формируются под воздействием целого ряда факторов, важнейшими из которых являются социально-экономическая ситуация в стране, денежно-кредитная политика государства, уровень инфляции, стабильность законодательства о налогах и сборах и другие. Приоритетным направлением налоговой политики России является формирование устойчивого налогового потенциала для различных по экономическому и политическому статусу регионов, формирование собственной налоговой политики[32, с. 168].
На рисунке 1 представлена структура налоговой системы РФ.
Рисунок 1 Структура налоговой системы РФ
Следовательно, в данной главе рассмотрены роль и сущность налоговой системы Российского Федерации. Одним из важнейших источников пополнения бюджета любого государства являются налоги и именно они влияют на развитие экономических отношений, а налоговая система представляет собой один из важнейших и значимых регуляторов экономических отношений.
В свою очередь, от формирования бюджета зависит развитие общества в целом и то, насколько комфортно себя будет чувствовать каждый член данного общества. При этом во всем мире в настоящее время наблюдается стремление к упрощению налоговой системы. Данная тенденция весьма очевидна, поскольку это облегчит работу, как самих налоговых органов, так и юридических и физических лиц. Параллельно с указанным, как известно, налоги являются основой, пишей для существования современного государства, являются, своего рода, ценой услуг государства[8, с. 126].
Эффективное функционирование экономики страны зависит от того, насколько правильно построена налоговая система. Под налоговой системой понимается, как правило, совокупность взимаемых в государстве разнообразных налогов, пошлин сборов, и пр.
Реализация регулирующей функции налогов становится одной из первостепенных задач, которая направлена на использование механизма налогообложения а качестве регулятора экономических процессов. Как отмечают некоторые отечественные ученые, среди функций налогов в налоговой системе РФ преобладать должна регулирующая функция, так при построении научно обоснованной государственной стратегии развития страны необходимо учитывать важность усиления стимулирующего влияния налоговой системы на развитие экономики.
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ И ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
2.1 Анализ экономических показателей налоговой системы РФ
Проведем краткий анализ действующей налоговой системы РФ. Проанализируем текущее состояние налоговой системы.
В таблице 2 приведены данные поступления по уровням бюджета за 2015-2016 гг.
Таблица 2 Поступления по уровням бюджета за 2015-2016 гг. (в млрд. руб.)
Рисунок 2 Поступления по уровням бюджета за 2015-2016 гг. (в млрд. руб.)
Исходя из данных представленных выше, можно сделать вывод о том, что по всем видам бюджета наблюдается рост собираемости налогов. А именно, в консолидированный бюджет РФ собираемость возросла на 694,6 млрд. руб., что составило 5% прироста, в федеральный бюджет - 48,6 млрд. руб.(0,7%), в консолидированный бюджет субъектов РФ – 645,9 млрд. руб. (9,4%). Что касается собираемости налогов по их видам, то в 2015 году наибольшую сумму имеет налог на добычу полезных ископаемых.
В 2016 году по данному виду налога наблюдается спад на 9,2%. Наибольшее значение в 2016 году имеет налог на доходы физических лиц. Его сумма возросла по сравнению с 2015 годом на 7,5%. Наибольший темп прироста наблюдается у акцизов. По сравнению с 2015 годом в 2016 их значение выросло на 27,6%. Давая оценку собираемости налогов, можно судить в том, что в целом практически по всем видам налогов наблюдается тенденция к росту.
Таблица 3 Поступления по видам налогов в консолидированный бюджет РФ за 2015-2016 гг