Файл: Международный валютный фонд: цели, функции, особенности (Создание МВФ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 108

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.3 Организационная структура МВФ

Структура управления МВФ должна отражать фундаментальные изменения, происходящие в мировой экономике, включая большую роль, которую развивающиеся рынки и развивающиеся страны играют в мировой экономике – для этого фонд проводит реформы организационной структуры [13].

Рассмотрим организационную структуру МВФ.

Фонд делится по территориальному и функциональному принципам.

МВФ имеет управленческую команду и 17 департаментов, которые выполняют свою страновую, политическую, аналитическую и техническую работу. В состав входят:

  1. департаменты по территориям: Европейский, Африки, Стран Западного полушария и другие;
  2. департаменты по направлениям: финансовый, бюджетный, исследовательский, статистики и другие.

Один департамент отвечает за управление ресурсами МВФ.

Управляющий директор МВФ является главой персонала и председателем Исполнительного совета, назначается на должность сроком на пять лет с возможностью его продления. В структуре фонда Управляющий директор имеет первого заместителя и трех заместителей. Возглавляет фонд Кристин Лагард, который со своими заместителями подчиняется Совету управляющих.

Совет управляющих состоит из представителей стран-членов. Представители стран-членов – это сотрудники Министерства финансов или центрального банка страны. Россию в МВФ представляет министр финансов Антон Силуанов и председатель Центрального Банка России РФ Эльвира Набиуллина [21]. Совет собирается ежегодно на совместном совещании МВФ и Всемирного банка. Совет управляющих утверждает увеличение квот, распределение специальных прав заимствования, осуществляет прием новых членов, принудительный вывод стран-членов, осуществляет поправки к статьям соглашения и Устава. Голосование в Совете управляющих проводится путем проведения собрания или дистанционно (с использованием курьерских служб, электронной почты, факсимильной связи или безопасной системы онлайн-голосования МВФ).

Схема организационной структуры МВФ отражена в приложении 1.

Решения принимаются большинством поданных голосов, если в статьях соглашения не указано иное [15]. Совет управляющих консультируется двумя министерскими комитетами: Международным валютно-финансовым комитетом (МВФК) и Комитетом по развитию.


МВФК выпускает коммюнике, в котором кратко излагаются его мнения по итогам каждого заседания (проводятся 2 раза в год) и даются указания относительно программы работы МВФ. МВФК действует на основе консенсуса и не проводит официальных голосований.

Задачами Комитета по развитию является консультирование советов управляющих МВФ и Всемирного банка по вопросам экономического развития на развивающихся рынках и в развивающихся странах. Комитет состоит из 25 членов (это министры финансов или развития).

Операционную деятельность фонда ведет исполнительный совет, который, также, возглавляет Кристин Лагард. В него входят 24 исполнительных директора, представители стран-членов. У восьми стран собственные директоры: США, Великобритания, Саудовская Аравия, Япония, Китай, Германия, Франция и Россия. Остальные страны объединены в группы, каждая под руководством одного директора. Исполнительный директор от России – Алексей Можин, его заместитель – Лев Палей [21].

Каждый из директоров располагает определенным количеством голосов в зависимости от размера экономики страны и ее квоты в МВФ. Совет переизбирается раз в 2 года. Исполнительный совет осуществляет повседневную работу МВФ и осуществляет полномочия, делегированные ему Советом управляющих, а также полномочия, предоставленные ему статьями соглашения. Правление обычно принимает решения на основе консенсуса, но иногда принимаются формальные голоса.

Сотрудники МВФ приезжают со всего мира, они несут ответственность перед МВФ, а не перед властями стран, гражданами которых они являются.

Таким образом, определено, что Международный валютный фонд – это специализированное учреждение по финансам ООН, вектор деятельности которого направлен, главным образом на оформление кредитов государствам-членам и регулирование обмена валют между странами, т.е. это организация, контролирующая мировые финансы. Она основана на членстве и включает 75% всех государств в мире – в МВФ входят 189 стран-членов и трудятся больше 2500 сотрудников из 148 стран. Штаб-квартира МВФ расположена в столице Соединенных Штатов – Вашингтоне. Сегодня МВФ является мегафинансовой организацией. Фонд предоставляет краткосрочные и среднесрочные кредиты любому государству-члену, нуждающемуся в финансовой помощи.

Голоса в МВФ распределяются между странами по весу в мировой экономике. Больше всего голосов у США – более 17% [21], поэтому обладают правом вето (т.к. более 15% от общего количества голосов).


2. Анализ деятельности Международного валютного фонда

2.1 Направления деятельности МВФ

Сферами деятельности Международного валютного фонда является проведение мониторинга экономик стран-участниц, анализ положения на текущий момент, выявление проблем государств, которые мешают их экономическому росту. Далее МВФ консультирует директоров центральных банков, других управляющих лиц, предоставляет различного рода рекомендации, помогает им найти дальнейший и правильный вектор развития экономики и в последствии, если это необходимо, предоставляет кредит, благодаря которому страна сможет перейти к более продуктивной работе по улучшению существующей экономической системы.

Основные формы деятельности МВФ отражены на рисунке 1.

Рисунок 1. Формы деятельности МВФ [составлено по источнику:19]

МВФ оказывает экономический надзор, который он проводит на ежегодной основе для отдельных стран, регионов и мировой экономики в целом. Также, страны могут обратиться за финансовой помощью к фонду, если окажутся в экономическом кризисе, вызванном внезапным шоком для их экономик или плохим макроэкономическим планированием. В обмен на помощь МВФ требуется, чтобы страна приступила к осуществлению программы экономических реформ, контролируемой МВФ (политике структурной корректировки (SAP).

Существуют еще три широко распространенные средства, с помощью которых МВФ предоставляет финансы:

  • резервное соглашение, которое предусматривает финансирование краткосрочного платежного баланса на срок 12-18 месяцев;
  • Фонд расширенного фонда (EFF) является среднесрочным соглашением, согласно которому страны могут заимствовать определенную сумму денег в течение 3-4 лет. EFF направлен на решение структурных проблем в макроэкономике, которые вызывают хроническое неравенство в отношении платежного баланса. Структурные проблемы решаются посредством реформы финансового и налогового секторов и приватизации государственных предприятий;
  • средство сокращения масштабов нищеты и роста (ПРГФ), целью которого является сокращение бедности в самых бедных странах-членах, закладывая основы для экономического развития. Кредиты выдаются с особенно низкими процентными ставками.

МВФ, также, предоставляет техническую помощь странам с переходной экономикой при переходе от централизованно планируемой к рыночной экономике. МВФ, также, предлагает экстренные средства для кризисных экономик, таких как Кореи во время финансового кризиса 1997 г. в Азии. Средства были ввезены в корейские иностранные резервы, чтобы увеличить местную валюту, тем самым помогая стране избежать разрушительной девальвации [10]. Чрезвычайные фонды также могут быть предоставлены взаймы странам, которые столкнулись с экономическим кризисом в результате стихийного бедствия.


Деятельность МВФ направлена на создание устойчивого развития в странах и попытке создать политику, которая будет принята местным населением.

Но необходимо отметить, что МВФ не является организацией по оказанию помощи, поэтому все кредиты предоставляются при условии, что страна внедряет СДР и делает приоритетной задачу окупить то, что она заимствовала. Страны, входящие в программы МВФ, развивают страны с переходной экономикой и страны с формирующимся рынком (страны, столкнувшиеся с финансовым кризисом).

Краткосрочное или долгосрочное кредитование стран-членов МВФ осуществляется порционно – траншами. Размер финансирования может соответствовать обычным кредитным долям (максимально – 125% квоты) или быть значительно увеличен, что возможно получить в случае серьезных трудностей с платежным балансом страны. Транши выплачиваются каждые полгода, три месяца, месяц или чаще.

Каждая страна-член Международного валютного фонда имеет изначально 250 голосов, но для увеличения авторитета и влияния на принятие решений любое государство может приобрести дополнительные голоса по курсу 1 голос = 100000 СДР.

Специальные права заимствования (СПЗ) или СДР представляют собой искусственное платежное средство МВФ. Специальные права заимствования не являются валютой или платежным обязательством, а представляют собой безналичные средства оплаты внутри МВФ [27]. СДР используется только внутри фонда для покрытия дефицита, списания средств со счета, выдачи кредитов.

Фонд пополняется за счет взносов государств согласно установленным квотам. Они определяют размер заимствования, а также, право голоса страны-участницы. Структура платежа следующая:

  • 25% суммы поступает на счета МВФ – в виде СДР или другой иностранной валюты;
  • 75% обязательств погашаются национальной денежной единицей.

Российская доля квот составляет примерно 2,5%. Процент голосов России, в общем количестве голосующих в МВФ, составляет 2,4%.

На данный момент курс СДР = 1,38 долл. США, а если проанализировать ситуацию с курсом валют, то, например, в 2014 г. 1 СДР был равен 1,54 долл. США, что говорит об ослаблении СДР и укреплении твердой валюты – доллара. Общий пересмотр квот проводится Советом управляющих МВФ на регулярной основе, обычно каждые пять лет.

Расходы на основные виды деятельности МВФ в 2018 г. отражены на рисунке 2.

Рисунок 2. Расходы на основные виды деятельности МВФ в 2018 г. [составлено по источнику: 13]

По данным рисунка 2 видно, что наибольшие расходы фонда связаны с надзорной деятельностью на двусторонней и многосторонней основе, а также, технической помощью: 24%, 20%, 26% соответственно, наименьшие расходы связаны с подготовкой кадров (5%) и разные расходы (2%).


Основными источниками доходов МВФ являются взносы государств-членов, которые они платят при вхождении в состав фонда, возвраты по кредиторской задолженности, продажа дополнительных голосов, займы, пополнение ресурсов по квотам. Самый большой взнос вносят США, около 17,5% от общего числа взносов.

Таким образом, сферами деятельности МВФ является проведение мониторинга экономик стран-участниц, анализ положения на текущий момент, выявление проблем государств, которые мешают их экономическому росту, консультации директоров центральных банков, предоставление различных рекомендаций, кредитов, благодаря которым страна сможет улучшить существующую экономическую систему. Основные формы деятельности МВФ – это: инспекции, консультации, предоставление услуг, финансирование. В структуре расходов по основным видам деятельности МВФ в 2018 г. наибольшую долю имеют расходы, связанные с надзорной деятельностью на двусторонней и многосторонней основе, а также, технической помощью, наименьшие расходы связаны с подготовкой кадров и статья разных расходов. Ресурсы МВФ направлены на проведение реформ и стабилизацию макроэкономических или структурных показателей стран.

2.2 Кредитная политика МВФ

МВФ предоставляет финансовую поддержку для удовлетворения потребностей платежного баланса по запросу стран-членов фонда.

МВФ кредитует страны не на конкретные проекты, а на восстановление платежного баланса – если страна не может рассчитаться с соседними государствами за товары и услуги, то ее поддержит МВФ. Также, фонд, помогает странам в кризисе стабилизировать экономику и добиться роста. Кредиты фонд выдает по рыночным ставкам. Однако для развивающихся стран ставки ниже – иногда могут составлять 0% [13].

С целью кредитования страны, команда сотрудников МВФ проводит обсуждения с правительством этой страны для оценки экономической и финансовой ситуации и размера ее общих потребностей в финансировании и согласования соответствующих ответных мер политики. Правительство страны и МВФ должны согласовать программу экономической политики, прежде чем МВФ предоставит стране кредитование. Страны обязаны предпринять определенные политические действия, что в большинстве случаев является неотъемлемой частью кредитов МВФ. Страны-члены фонда обязаны возвратить кредиты, чтобы средства можно было предоставлять другим странам-членам.