Файл: Международный валютный фонд: цели, функции, особенности (Создание МВФ).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 102
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. МВФ: создание, сущность и структура
1.3 Организационная структура МВФ
2. Анализ деятельности Международного валютного фонда
2.1 Направления деятельности МВФ
3. Совершенствование деятельности МВФ
3.1 Проблемы в деятельности МВФ
3.2 Направления реформирования деятельности МВФ
Перед выдачей кредита МВФ оценивает центральный банк страны, чтобы определить, сможет ли он рассчитаться в срок. В 2018 г. фонд оценил почти 100 центральных банков мира (60 из них фонд регулярно мониторит). Эксперты МВФ обращают внимание на следующие позиции:
- как проводится внешний и внутренний аудит центрального банка;
- какая структура центрального банка;
- зависимость его от органов власти;
- как формируется финансовая отчетность;
- какой контроль за бизнес-процессами внутри центрального банка.
Страны, имеющие максимальные кредиты от МВФ в 2018 г. отражены на рисунке 3.
Рисунок 3. Страны с максимальными кредитами от МВФ в 2018 г.,
(млн. СДР) [составлено по источнику: 13]
По данным рисунка 3 видно, что наибольший кредит от МВФ имеет Аргентина – 20213 млн. СДР, наименьший – Эквадор (261 млн. СДР).
В 2018 г. только два заемщика имели просрочку по кредиту свыше 6 месяцев, это: Сомали – 239 млн. СДР и Судан – 966 млн. СДР. Общий долг – 1,2 млрд. СДР или 1,66 млрд долл. США.
Наибольшие суммы по новым трехлетним договоренностям в рамках расширенного кредитного механизма были предоставлены Камеруну (483 млн. СДР) и Республике Чад (224,3 млн. СДР), наименьшие – Буркина-Фасо (108,4 млн. СДР) и Малави (78,1 млн. СДР).
Наибольшее повышение доступа по договоренностям в рамках расширенного кредитного механизма получили Мали – 88,6 млн. СДР, наименьшее – Мадагаскар (30,6 млн. СДР).
Гамбии были предоставлены средства в рамках механизма ускоренного кредитования в 2018 г. в размере 11,7 млн. СДР.
На середину 2019 г. в планы МВФ входило оказание финансовой помощи 75 странам на общую сумму 61 млрд СДР или 84,2 млрд. долл. США [13].
Кредитование осуществляется совместно с выдвижением ряда требований. Несоблюдение условий фонда может повлечь за собой отказ в дальнейшем предоставлении траншей, либо в ограничении кредитования.
С каждым новым траншем требования МВФ усиливаются. Условия могут быть следующие:
- приватизация государственного имущества;
- обеспечение свободного движения капиталов;
- оптимизация или ликвидация расходов бюджета на социальную сферу (здравоохранение, образование, жилье, общественный транспорт);
- сокращение заработной платы;
- увеличение размера налогов и другое.
При помощи системы траншей МВФ может оказывать экономическое влияние на кредитуемую страну.
После того, как достигается понимание в отношении политики и пакета финансирования, исполнительный совет МВФ одобряет политические намерения страны и расширяет доступ к ресурсам МВФ.
Погашаются долги МВФ следующим образом: страны-дебиторы погашают каждый кредитный транш в течение 4-10 лет.
Таким образом, МВФ предоставляет финансовую поддержку для удовлетворения потребностей платежного баланса по запросу стран-членов фонда, помогает странам в кризисе стабилизировать экономику и добиться роста. Кредиты фонд выдает по рыночным ставкам, но для развивающихся стран ставки ниже – иногда могут составлять 0%. Перед выдачей кредита МВФ оценивает центральный банк страны. Кредитование осуществляется совместно с выдвижением ряда требований. Несоблюдение условий фонда может повлечь отказ в дальнейшем предоставлении траншей, либо в ограничении кредитования. После того, как достигается понимание в отношении политики и пакета финансирования, исполнительный совет МВФ одобряет политические намерения страны и расширяет доступ к ресурсам МВФ. Погашаются долги МВФ кредитными траншами (каждый в течение 4-10 лет). В 2018 г. только два заемщика имели просрочку по кредиту свыше 6 месяцев, это: Сомали и Судан. Наибольший кредит от МВФ в 2018 г. имела Аргентина – 20213 млн. СДР, наименьший – Эквадор (261 млн. СДР). Наибольшая сумма по новым трехлетним договоренностям в рамках расширенного кредитного механизма была предоставлена Камеруну (483 млн. СДР), наименьшая – Малави (78,1 млн. СДР). Наибольшее повышение доступа по договоренностям в рамках расширенного кредитного механизма получили Мали – 88,6 млн. СДР, наименьшее – Мадагаскар (30,6 млн. СДР). Гамбии были предоставлены средства в рамках механизма ускоренного кредитования в 2018 г. в размере 11,7 млн. СДР. На середину 2019 г. в планы МВФ входило оказание финансовой помощи 75 странам на общую сумму 61 млрд СДР или 84,2 млрд. долл. США Сотрудничество МВФ со странами имеет прогресс в достижении более устойчивого их развития.
3. Совершенствование деятельности МВФ
3.1 Проблемы в деятельности МВФ
Политика и деятельность МВФ часто критикуются со стороны экономистов. Основания для такой критики есть, ведь часто экономическая ситуация стран, сотрудничающих с фондом, не улучшалась, а наоборот - усугублялась (мексиканский кризис 1994 г., азиатский кризис 1997 г., заем в 1989 г. Руанде).
Лауреаты Нобелевской премии по экономике Джозеф Стиглиц и Милтон Фридман указывают на ошибки и негативные последствия сотрудничества стран с МВФ [7, c. 187].
Дж. Стиглиц осуждает политику МВФ, поскольку считает, что МВФ пропагандирует рецепты шоковой терапии и полной либерализации экономик постсоциалистических государств. Ученый отмечает, что процентные ставки по кредитам МВФ являются достаточно высокими, а монетарная политика, диктуемая фондом кризисным странам, не соответствует финансовой политике, ориентированной на экономический рост. «Деньги на таких условиях, очевидно, ослабят экономику и сделают, в конце концов, более сложным возвращение денег», – заявляет бывший главный экономист Всемирного банка Дж. Стиглиц [7, c. 189]. По его словам, МВФ, как и любая бюрократическая структура, существует по своим законам и приносит больше вреда, чем пользы. Учитывая логику либерализма, ученый не видит смысла в финансовой помощи слаборазвитым странам, МВФ не решает проблемы, а наоборот, усложняет отсталость.
Выступая в Гонконге на одном из собраний МВФ, Милтон Фридман подчеркивал, что еще после падения Бреттон-Вудской системы в 1971 г. [4, c. 1099] отпала необходимость в существовании организаций типа МВФ.
Выделяются причины, по которым реализация программ МВФ не получает желаемого результата (таблица 1).
Таблица 1
Характеристика причин неэффективности реализации программ МВФ
№ п/п |
Причины неэффективности реализации программ МВФ |
1. |
Политика финансовых организаций определяется развитыми странами |
2. |
Экономисты, работающие в МВФ, имеют хорошее образование и знакомы с проблемами развивающихся стран, однако не знают сущности проблемы, поэтому им трудно разработать эффективный план действий и определить политику относительно конкретной страны |
3. |
Очень часто условиями получения финансовых ресурсов становятся требования МВФ относительно быстрого проведения приватизации и либерализации в странах, которые становятся на путь перехода к рыночной экономике |
4. |
Долгое время привлечение иностранных инвестиций становилось одной из главных целей при реализации стабилизационных программ МВФ |
5. |
Деятельности МВФ не хватает прозрачности при разработке своих программ и стратегий, решения часто принимаются за закрытыми дверями, хотя МВФ и другие организации не являются частными структурами |
В ходе исследования проанализированы аргументы, подтверждающие и опровергающие выделенные ученым причины негативного влияния деятельности МВФ на развитие и функционирование экономических систем развивающихся стран. В частности, наибольшую долю в общей сумме квот имеют страны «Большой семерки» (ведущие экономически развитые страны: США, Германия, Япония, Великобритания, Франция, Италия и Канада), которые определяют финансовые и организационные отношения заемщиков с МВФ [4, c. 1099]. Руководящие должности в фонде занимают экономисты из этих стран, обеспечивающие разработку и реализацию проектов фонда. И хотя конкретные положения программы сотрудничества определяются самой страной-заемщиком, фонд следит за выполнением условий и принимает решение о кредитовании [2, c. 96].
Представительство и голоса некоторых стран-участниц в совете МВФ, в сравнении, отражены в таблице 2.
Из таблицы 2 видно, что США имеют право вето в отношении ключевых решений фонда, требующих принятия большинством голосов (США имеют квоту СДР 17,69% и 16,75% голосов [25]).
Таблица 2
Процентная доля голосов в результате общего пересмотра квот,
(проценты) [24]
Страна |
13 раунд |
14 раунд |
США |
17,08 |
16.74 |
Япония |
6,13 |
6,46 |
Китай |
2,94 |
6,394 |
Россия |
2,49 |
2,73 |
На сегодняшний день квота России составляет 2,71% – 12 903 млн. СДР (17 млрд. долл. США) и наша страна является восьмой по размерам квот страной-участницей МВФ. Крупнейшими на данный момент являются США, Япония, Китай [24].
Среди негативных последствий, к которым приводит использование кредитных средств финансовых организаций, ученые выделяют:
- финансовые кризисы,
- увеличение долга,
- углубление экономических диспропорций,
- рост масштабов бедности,
- низкая эффективность финансовой помощи,
- слабый экономический рост и другое.
Стоит отметить, что нельзя использовать с одинаковым успехом одни и те же инструменты МВФ в разных странах, даже одного региона и примерно одинакового уровня развития.
Рассмотрим условия, в которых функционирует фонд в современных условиях.
- Смена мировой экономической и политической власти. В 2000 г. страны с развитой экономикой произвели 57% мирового производства, измеряемого по паритету покупательной способности. К 2024 г., согласно прогнозам МВФ, эта доля упадет до 37%. При этом, доля Китая вырастет до 21% с 7%, а на остальную развивающуюся Азию будет приходиться 39% мирового производства по сравнению с 14% в США и 15% в Европейском союзе [19].
- Усиление соперничества развитых государств по мере ухудшения отношений между западными развитыми государствами и Китаем: США называют Китай «стратегическим конкурентом», а Европейский союз – «экономическим конкурентом в достижении технологического лидерства», поскольку сотрудничество станет более трудным.
- Поворот к популистской политике в странах с развитой экономикой. Одной из особенностей этого популизма является подозрение на технократическую экспертизу, что влияет не только на авторитет внутренних технократических институтов, включая независимые центральные банки и министерства финансов, но и на международные технократические институты, среди которых МВФ является наиболее значимым.
- Замедление глобализации. Это заметно в некоторых областях финансов, таких как резкое снижение иностранных требований банков еврозоны; в торговле: до трансатлантического финансового кризиса объем мировой торговли рос почти вдвое быстрее, чем мировой объем производства. Сейчас торговля и производство растут примерно одинаково.
- Происходят изменения в технологиях. Технический прогресс является движущей силой экономического роста. Но роль Интернета и недавние достижения в области искусственного интеллекта привели к новым уязвимостям и потрясениям, включая кибератаки и массовые изменения на рынках труда.
- Увеличение финансовой неустойчивости. Это копилось на протяжении десятилетий. Со стороны МВФ были предприняты усилия для уменьшения неустойчивости, но отношение долга к валовому производству увеличилось, и долг переместился из частного в государственный сектор, а также, в некоторой степени, из стран с развитой экономикой в страны с формирующимся рынком.
- «Светская стагнация» – это явление названо Лоуренсом Саммерсом из Гарвардского университета на конференции МВФ в 2013 г. Слабый спрос, о котором свидетельствует сочетание низкой инфляции и сверхнизких реальных и номинальных процентных ставок, сохранится. Возможности эффективного политического реагирования на спад очень ограничены [9].
- Растущая значимость изменения климата как политического вопроса. Это может оказать существенное влияние на стратегии развития и макроэкономическую политику во всех странах, особенно бедных странах.
Перечисленные происходящие изменения усложняют условия для МВФ, который старается адаптироваться к этим изменениям, что отражается в высоком качестве его персонала и компетентном управлении. Необходимо отметить, что в июле 2019 г. МВФ принял отставку с 12.09.2019 г. Кристин Лагард, сложившей с себя полномочия главы фонда после ее выдвижения на пост председателя Европейского центрального банка (ЕЦБ) [17]. Поэтому сейчас Исполнительный совет объявил процесса выбора следующего директора-распорядителя, планируя завершить его до 04.10.2019 г. [17].
Одной из важнейших проблем в деятельности МВФ является ограниченность фонда в способности влиять на действия стран с устойчивым платежным балансом и США (эмитента мировой резервной валюты – доллара). Это проблема была признана еще на конференции в Бреттон-Вудсе в 1944 г. Фонд, также, допускает ошибки, т.к. на него сильно влияют общепринятые мнения профессиональных экономистов и влиятельных стран.
Активное взаимодействие МВФ с нестабильными государствами, также, имеет большие проблемы, что требует новых подходов к обеспечению необходимых политических и институциональных преобразований. Странам-должникам МВФ часто приходится сталкиваться с финансовыми проблемами перед социальными. Таким образом, требуя открыть свою экономику для иностранных инвестиций, приватизировать государственные предприятия и сократить государственные расходы, эти страны не могут должным образом финансировать свои программы в области образования и здравоохранения. Более того, иностранные корпорации часто используют ситуацию, пользуясь преимуществами дешевой рабочей силы на местах, не обращая внимания на окружающую среду. Критики МВФ заявляют о том, что в настоящее время МВФ только углубляет разлад между богатыми и бедными странами мира [22].
О пользе и вреде МВФ однозначного мнения не существует.
Многие страны не могут положить конец долгам и девальвации. Например, Мексика, которая в 1982 г. объявила, что находится на грани дефолта по всем своим долгам в результате низких международных цен на нефть и высоких процентных ставок на международных финансовых рынках, пока не продемонстрировала свою способность чтобы прекратить пользоваться механизмами МВФ и его политикой структурной перестройки. Однако, эта политика не смогла решить проблемы страны [16]. Как пример, в современных условиях, можно привести Молдову, которой предоставлен кредит в размере 46,5 млн. леев, на условиях, что страна согласится на проведение ряда реформ в области налогообложения и стабильности публичных финансов, регистрации прогресса в финансово-банковском секторе. Станут кредиты МВФ выходом для Молдовы, или же польза от выделенных средств сомнительна – на этот вопрос так отвечает эксперт Российского института стратегических исследований (РИСИ) Н. Трошин: «Многие экономические реформы, которые необходимы с точки зрения ускорения экономического роста, стабилизации финансового положения, имеют негативные социальные последствия. Прежде всего, это рост экономического неравенства. Попытки фонда каким-то образом это учитывать пока еще недостаточны» [28]. По мнению эксперта, требуется выработка механизмов, которые позволят провести необходимые структурные реформы, но таким образом, чтобы это не усугубило положение наименее обеспеченных слоев населения.